Научная статья на тему 'Педагогические условия развития волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов'

Педагогические условия развития волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ / ВОЛОНТЕР / КОМПЕТЕНЦИЯ / ВОЛОНТЕРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / VOLUNTEER / COMPETENCE / VOLUNTEER COMPETENCE / HIGHER PEDAGOGICAL SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов Вадим Раулевич

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, внедрение которого способствует успешному развитию волонтерской компетенции студентов педагогических вузов, а именно: культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива; организацию партисипативных отношений субъектов образовательного процесса; разработку и внедрение дисциплины по выбору студентов «Волонтёрское движение»; вовлечение студентов педагогических вузов в деятельность волонтёрского общественного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каримов Вадим Раулевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Environmental Complex of Higher Pedagogical School Students' Volunteer Competence Developing

The article presents the pedagogical environmental complex; its using contributes to the effective volunteer competence developing of higher pedagogical school students, namely: cultivation of panhuman values and humane attitudes through retaining and growing the community life traditions; organization of the educational process subjects' participative attitudes; working out and implementation of the subject by the students' choice, i.e. "The Volunteer Movement"; involving higher pedagogical school students into the activity of the volunteer public association.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития волонтёрской компетенции студентов педагогических вузов»

УДК 76.9 ББК 678

Каримов Вадим Раулевич

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Karimov Vadim Raulevich Post-graduate

Chair of Pedagogy, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Педагогические условия развития волонтёрской компетенции студентов

педагогических вузов Pedagogical Environmental Complex of Higher Pedagogical School Students’

Volunteer Competence Developing

В статье рассматривается комплекс педагогических условий, внедрение которого способствует успешному развитию волонтерской компетенции студентов педагогических вузов, а именно: культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива; организацию партисипативных отношений субъектов образовательного процесса; разработку и внедрение дисциплины по выбору студентов «Волонтёрское движение»; вовлечение студентов педагогических вузов в деятельность волонтёрского общественного объединения.

The article presents the pedagogical environmental complex; its using contributes to the effective volunteer competence developing of higher pedagogical school students, namely: cultivation of panhuman values and humane attitudes through retaining and growing the community life traditions; organization of the educational process subjects’ participative attitudes; working out and implementation of the subject by the students’ choice, i.e. “The Volunteer Movement”; involving higher pedagogical school students into the activity of the volunteer public association.

Ключевые слова: педагогическое условие, волонтер, компетенция, волонтерская компетенция, студент педагогического вуза.

Key words: pedagogical environmental complex, volunteer, competence, volunteer competence, higher pedagogical school student.

Реализация модели развития волонтёрской компетенции студентов педагогического вуза зависит от создаваемых педагогических условий.

В соответствии с этим, мы определяем следующий комплекс педагогических условий, необходимый для успешной реализации предложенной нами модели, включающий: 1) культивирование

общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива; 2) организацию партисипативных отношений субъектов образовательного процесса;

3) разработку и внедрение дисциплины по выбору студентов «Волонтёрское движение»; 4) вовлечение студентов педагогических вузов в деятельность волонтёрского общественного объединения.

Культивирование общечеловеческих ценностей и гуманных отношений посредством сохранения и приумножения традиций жизнедеятельности коллектива. Анализ литературы и экспертные данные позволили нам выделить две основные группы общечеловеческих ценностей, ориентация на которые необходима для формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов. Это две основные группы - «ценности жизнедеятельности» и «ценности-добродетели». В основе ценностей жизнедеятельности лежит открытость изменениям, к которой мы отнесли самостоятельность и стимуляцию. Указанные ценности в нашем исследовании представляют поведенческие и деятельностные нормы социокультурного характера, которые играют немаловажную роль в осуществлении профессиональной деятельности и обеспечивают реализацию индивида как специалиста в данной области. «Ценности-добродетели»

представляют собой самотрансцендентность будущего специалиста, к ним мы отнесли универсализм и доброту. В основе данных ценностей лежат наиболее значимые нормы отношений к другому человеку, имеющие нравственное и психологическое содержание и проявляющиеся в будущей профессиональной деятельности. Открытость изменениям содержит две основополагающие ценности - это самостоятельность и стимуляция. Определяющая цель такого типа ценности, как самостоятельность, состоит в профессиональном творчестве специалиста, исследовательской активности, самостоятельности мышления и выбора способов действия. Профессиональная самостоятельность как ценность производна от потребности в самоконтроле и самоуправлении, а также от интеракционных потребностей в автономности и независимости. Культуросообразная педагогика в отличие от традиционной и авторитарной

обращена к самости человека, к его потребности самостоятельно и автономно действовать в мире. Само-процессы включают все разнообразие суверенных проявлений индивида: самоактуализацию, самообразование, самоопределение, самоорганизацию, самопознание, саморазвитие, самореализацию, саморегуляцию и т.п. В современной практической психологии самость рассматривается как результат и механизм выделения человеком себя из окружающего мира; как понимание себя субъектом действия, как обозначение некоего совокупного «Я» и даже как система представлений о самом себе («Я»-концепция).

Следующий важный для нашего исследования вид общечеловеческих ценностей - другодоминантность. Другодоминантность является более узким «просоциальным» типом ценностей по сравнению с универсализмом. Лежащая на ее основе доброжелательность сфокусирована на благополучии в повседневном общении с близкими людьми, коллегами и воспитанниками. Другодоминантность - ценность, отражающая понимание направленности поведения во взаимодействии с человеком как значимым другим. В ней выражается ориентированность индивида не только на сотрудничество с другим, но и на различные грани понимания и принятия его как суверенной личности. В понятии другодоминантности - два смысловых акцента. Доминанта (от лат. ёошташ - господствующий), понятие, введенное А.А. Ухтомским, обозначает господствующую в конкретный момент рефлекторную систему, которая определяет направленность поведения индивида.

Рассматривая «культивирование» (нем. киктегеп, от латин. еикш — возделывание - разведение, возделывание, выращивание; поощрение, распространение, введение в обычай) как процесс распространения, сохранения чего-либо (в контексте нашего исследования - общечеловеческих ценностей и гуманных отношений) и поддержания обычаев, устоев, мы считаем одним из актуальных его средств (соответствующих специфике интегрированного социально-образовательного пространства профессионально-педагогической подготовке студентов педагогических вузов) - сохранение и приумножение традиций жизнедеятельности коллектива.

Под традициями в широком смысле этого слова подразумеваются любые относительно устойчивые компоненты внешнего слоя культуры: обычаи, ритуалы, символы и т.д. Изучая социокультурные возможности интегрированного социально-образовательного пространства, мы определяем традиции в узком, конкретном понимании как регулярные мероприятия, формы жизнедеятельности учебных коллективов педагогического вуза. Для создания, обновления или замены определенных традиций в вузе целесообразно разбить их на определенные группы. Классифицирование традиций по определенным группам позволит обеспечить не только коррекцию воспитательной и профессионально-ориентированной работы, но и непрерывность в ожидании и осуществлении позитивных событий и дел, наполнение студенческой жизни устойчивым положительным эмоциональным отношением к происходящему в вузе, становлению общечеловеческих ценностей, гуманно-окрашенных отношений.

Наиболее устойчивой, научно обоснованной и практически апробированной является такая форма существования традиций жизнедеятельности коллектива как ключевые дела (опорные, коллективные творческие) - главные комплексные дела учебного коллектива, в которых происходит объединение воспитательных и профессионально-направленных усилий и взаимодействие всех субъектов интегрированного социальнообразовательного пространства профессионально-педагогической подготовки: преподавателей, студентов, учебных групп, общественных объединений, профсоюзов и т.п..

Организация партисипативных отношений субъектов образовательного процесса. Организация партисипативных отношений а процессе формирования волонтёрской компетенции модифицирует стиль поведения субъекта педагогического общения, является его главным индикатором и нацелено на аннулирование традиционно существующей авторитарной системы отношений преподавателя и студента, один из которых выступает в качестве опытного и компетентного наставника, а другой - в роли заинтересованного партнера. В итоге резко сокращается дистанция между

преподавателем и обучаемым, осуществляется перевод их взаимоотношений из «субъект-объектных» в «субъект-субъектные», которые открывают возможность для самореализации студента - будущего специалиста уже в условиях вуза.

Партисипативные отношения субъектов образовательного процесса мы определяем как «многообразные связи, возникающие между субъектами образовательного процесса по поводу анализа учебных, воспитательных, профессионально-ориентированных, социальных проблем, принятия решений и их реализации».

В связи с тем, что партисипативные отношения являются, по сути, способами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи формирования волонтёрской профессиональной компетенции мы, вслед за Е.Ю. Никитиной, классифицировали их по средствам влияния субъектов образования на принимаемые решения в данной области, способам принятия этих решений, целевому назначению совместной деятельности преподавателя и студента, по признаку формализации используемого аппарата.

По целевому назначению совместной деятельности в ходе совместного решения проблем можно дифференцировать следующие партисипативные отношения - совещательные, контролирующие, корректирующие. Так, например, для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых мероприятий и т.д., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Отношения участников кооперативной деятельности строятся по принципу гласного или негласного договора (контракта), который объединяет

индивидуальные интересы участников на основе формальных или

неформальных соглашений между ними, и характеризуются: а) наличием

единой личностно ориентированной цели деятельности, основанной на индивидуальных мотивах, интересах и стремлениях; б) специальной

организацией с разделением функций и ролей между участниками в зависимости от их компетенции, цели, средств и условий ее достижения;

в) наличием руководства в лице одного из участников со специальными полномочиями или нескольких, среди которых распределены функции;

г) пространственным и временным соприсутствием участников, создающим возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями и информацией; д) взаимосвязью и взаимозависимостью участников с процессом и с конечным результатом совместной деятельности; е) возникновением в процессе работы межличностных отношений, изначально обусловленных содержанием совместной деятельности или влиянием на ее течение и результат ранее сложившихся отношений.

Резюмируя изложенное, заметим, что приоритет партисипативных отношений субъектов образовательного процесса способствует развитию более высокого уровня профессиональной направленности и социальной активности студентов, формированию доброжелательной рабочей атмосферы, стимулированию включения обучаемых в «участие» на основе паритетности.

Разработка и внедрение дисциплины по выбору студентов «Волонтёрское движение». Потребность в реализации данного условия связна со сложившимся в образовательном процессе вуза противоречием: с одной стороны, знания, умения и навыки в области организации и оказания добровольческой помощи являются необходимым условием формирования профессиональной компетенции и обеспечивают развитие личности будущего педагога как полноправного члена гуманного демократического общества, а с другой стороны, формированию волонтёрской компетенции в вузе уделяется недостаточное внимание. С помощью теоретико-экспериментального исследования доказано, что дисциплина по выбору студентов «Волонтёрское движение», нацеленная на формирование волонтёрской профессиональной компетенции, способствует повышению уровня профессионализации и социализации будущих педагогов.

Рабочая программа включает в себя основное содержание всех разделов/тем дисциплины с указанием бюджета времени на их изучение.

Отдельно выделяются практические и лабораторные работы, экскурсии, учебные проекты и т.п. Дополнительные обобщающие материалы: литература для преподавателя и для студентов (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы, Интернет-ресурсы).

Важным элементом методической системы дисциплины по выбору является определение ожидаемых результатов изучения, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемый результат изучения дисциплины предполагает дифференцированное описание перечня компетенций, необходимых для построения успешной профессиональной карьеры и личностного развития, будут освоены. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих студентов, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора. Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «студент должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт», так и в терминах компетенций. В последнем случае, в соответствии с тремя основными видами учебных компетенций - работа в группе, работа с информацией, решение проблем, - необходимо описать уровень достижений студентов в каждой из указанных областей деятельности по окончании изучения курса.

Таким образом, основные требования к содержанию и методике изучения дисциплины по выбору студентов следующие:

- личностно-актуальная и социально значимая тематика;

- поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения;

- опора на методы и формы организации обучения, отвечающие социальным и образовательным потребностям студентов, а также адекватные их будущей профессиональной деятельности;

- включение студентов в теоретически обоснованную социальноориентированную деятельность, соответствующую требования будущей профессии;

- обеспечение формирования профессиональных и социальных компетенций, личностного развития;

- система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному саморазвитию.

При разработке дисциплины по выбору «Волонтёрское движение» нами учитывались психолого-педагогические задачи профессионально-

педагогической подготовки, решение которых осуществлялось с учетом выявленных нами принципов модели формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов посредством применения системы партисипативных праксиологических ситуаций.

Целью дисциплины по выбору является формирование волонтёрской профессиональной компетенции студентов. Для этого в рамках курса решались следующие задачи:

1) заложить основы глубокого целостного понимания социальных, психологических, управленческих и педагогических аспектов волонтёрской деятельности;

2) обеспечить освоение различных технологий волонтёрской деятельности в образовательных учреждениях посредством расширения теоретических и практических знаний в области волонтёрской деятельности;

3) подготовить к самостоятельному решению социальнопрофессиональных задач в условиях общественных организаций, оказывающих добровольную бескорыстную помощь;

4) сформировать систему технологических умений и навыков эффективного отбора волонтёров, формирования значимых для выполнения волонтёрской деятельности умений и развития личностных ресурсов;

5) сформировать систему когнитивных, коммуникативных и личностных компетенций в области волонтёрской деятельности и успешного функционирования волонтёрской организации.

Таким образом, данная дисциплина может рассматриваться отдельно как средство подготовки компетентного специалиста в сфере социальногуманитарных технологий.

Вовлечение студентов педагогических вузов в деятельность волонтёрского общественного объединения. Как считают педагоги-исследователи Т.Н.Андрюшина, О.ВХордеева, О.В.Патраченко, А.Т.Чичкин и др., подготовка будущих педагогов к самостоятельной общественной деятельности в нашей стране остается пока малоэффективной. Как показывают опросы, большинство молодых людей из-за недостаточной социальной активности весьма поверхностно представляли специфику волонтёрского движения, не интересовались социальной политикой государства и не участвовали в мероприятиях, организуемых общественными организациями. Осознавая необходимость активного участия будущих педагогов в общественных организациях, оказывающих добровольную помощь, как в вузе, так и за его пределами, считаем необходимым представить социальнопедагогическую характеристику данного феномена. Студенческая молодежь обладает определенной целостностью и самостоятельностью по отношению к: другим социальным группам, характеризуется специфическими социальнопсихологическими чертами и системой ценностей. Одной из особенностей студенческой молодежи является то, что накопление ею социокультурного опыта происходит параллельно обучению в вузе. Одновременно происходит завершение индивидуализации личности студента, окончательное оформление её жизненных целей, ориентиров и ценностных установок. Специалисты отмечают, что к основным параметрам, характеризующим студенческую молодежь как особую категорию населения, относится особая направленность интересов студенчества, выражающаяся в построении долговременной жизненной стратегии, детерминирующей разнообразные виды деятельности студентов представлениями о социальной перспективе. Именно в период обучения в вузе составляется первичная жизненная программа, в которой формулируются цели и задачи, связанные с её реализацией. К характерным чертам студенчества относят также активность жизненной позиции личности студента, ее самостоятельность и высокую степень её проявления в практически созидательной либо преобразовательной деятельности, основанной на знаниях, убеждениях, умениях и их осмыслении. Студенты с

готовностью демонстрируют желание участвовать в общественно значимой деятельности, постепенно осознавая собственную ответственность, выступающую показателем соотношения личных и общественных интересов и потребностей. Следующий признак, характеризующий данную группу, состоит в открытости инновациям, экспериментам, всякого рода изменениям.

Новаторская личность студента стремится к отказу от устоявшихся моделей, норм, постулатов, если они не соответствуют реальной ситуации. Перечисленные признаки позволяют отнести студенческую молодежь к особой социальной группе населения России.

Возможны различные способы вовлечения будущих педагогов в

волонтёрское общественное объединение:

1. Непосредственный набор - использует личные контакты и

взаимоотношения набирающего и потенциальных добровольцев. Это может осуществляться в ситуации один-на-один, с другом, знакомым, другим

человеком, что дает возможность совместного рассмотрения идей и сомнений, либо в групповой ситуации, когда набирающий обращается к группе людей.

2. Непрямой набор - использует все средства односторонней связи -газеты, радио, плакаты и т. д.

3. Целевой набор - когда работа по набору выполняется различными группами и организациями, ориентированными на предоставление услуг в добровольчестве, например добровольческими центрами, вспомогательными службами.

В процессе реализации данного педагогического условия могут быть решены следующие задачи:

- включение студентов в реальную социально-полезную деятельность с целью стимулирования профессионального становления студентов и эффективного формирования у них волонтёрской профессиональной компетенции;

- стимулирование у будущих специалистов стремления к профессиональному росту и развитию;

- формирование мотивации социально активного образа жизни у молодежи;

- формирование высоких морально-нравственных качеств, инициативы, содействие в духовном развитии и самореализации будущих педагогов;

- создание условий для самореализации молодежи через добровольческую деятельность.

Таким образом, в волонтёрском общественном объединении на основе взаимопонимания, взаимного уважения и взаимной ответственности складываются благоприятные условия для становления коллективизма, гармонизации личных и общественных интересов, профессионального развития студентов и эффективного формирования у них волонтёрской профессиональной компетенции.

Выделенный в результате теоретического осмысления проблемы комплекс педагогических условий реализации модели формирования волонтёрской профессиональной компетенции студентов педагогических вузов был включён в опытно-поисковую работу.

Библиографический список

1.Извозчиков, В.А. Концепция педагогики информационного общества [Текст] / В.А.Извозчиков, В.В. Лаптев, М.Н.Потемкин // Наука и школа. -1999.- № 1. - С. 32-39

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое проектирование цифровых образовательных ресурсов при обучении будущего учителя иностранного языка: теоретико-методологическое сопровождение / Е.Ю. Никитина, А. Л. Тихонова. - М.: ГИЦ «Владос», 2009. - 234 с.

3.Сериков, В.В. Обучение как вид педагогической деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Сериков. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с.

Bibliography

1. Izvozchikov, V.A.Kontseptsija of pedagogics of an information society [Text] / V.A.Izvozchikov, V.V.Laptev, M.N.Potemkin//the Science and school.-1999. № 1. - P. 32-39

2. Nikitin^ E.JU.pedagogical designing of digital educational resources at training of the future teacher of a foreign language: teoretiko-methodological support / E.JU.Nikitin, A.L.Tikhonov. - М: ГИЦ "Vlados", 2009. - 234 p.

3. Serikov, V.V.Obuchenie as a kind of pedagogical activity [Text]: studies. The grant for Studies. Institutions / V.V.Serikov. - М: Publishing center "Academy", 2008. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.