Скворцов А. В. О подготовке бакалавра педагогического образования к профессиональной творческой деятельности учителя / А. В. Скворцов // Научный диалог. — 2016. — № 10 (58). — С. 377—385.
Skvortsov, A. V. (2016). On Training of Bachelor of Pedagogical Education for Professional Creative Activity of a Teacher. Nauchnyy dialog, 10(58): 377-385. (In Russ.).
ERIHJMP
Журнал включен в Перечень ВАК
и I к I С н' s
perkxmcals direciorv.-
УДК 378.14.015.62
О подготовке бакалавра педагогического образования к профессиональной творческой деятельности учителя
© Скворцов Александр Владимирович (2016), научный сотрудник, Научно-исследовательский институт географии, экологии и природопользования; старший преподаватель кафедры естествознания и географии, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина (Санкт-Петербург, Россия), Sprut1585@ya.ru.
Рассматривается проблема подготовки педагога к профессиональной творческой деятельности. Актуальность данного вопроса обусловлена внедрением новых образовательных стандартов, предусматривающих среди необходимых для формирования компетенций развитие творческого подхода к профессиональной деятельности. Дается определение понятия «профессиональная творческая деятельность». Отмечается, что педагог оказывает влияние не только на формирование знаниевой базы учащихся, но и на их мировоззрение, нравственные установки и др. Указывается, что профессиональная творческая деятельность педагога основывается на готовности к творческому решению профессиональных проблем, которую предлагается развивать у будущих учителей посредством внедрения в процесс их обучения заданий, основанных на решении проблемных задач различного системно организованного содержания. Взяв за основу классификацию из четырех проблемных ситуаций А. М. Матюшкина и дополнив ее пятой, автор описывает проблемные задания информационного, поведенческого, вероятностного, гештальт- и пространственно-графического типов. Указывается, что эффективность последнего типа, введенного автором, подтверждается исследованиями психологов, которые изучали вопросы наглядно-образного и визуального мышления. В заключение отмечается, что реализация проблемного подхода к развитию профессионального творчества при обучении бакалавров оказывает влияние на формирование профессиональной компетентности будущего учителя.
Ключевые слова: профессиональная творческая деятельность; проблемный подход; система проблемных заданий; педагогическое образование; профессиональная компетентность учителя.
1. Введение
Современная система высшего образования, опирающаяся на компе-тентностный подход, предполагает в качестве одного из главных результатов образовательного процесса сформированность профессионально творческой личности выпускника — будущего специалиста, способного совершенствоваться в своей профессиональной и социальной деятельности [Скворцов, 2013]. В связи с этим способность будущего учителя к профессиональному творчеству, самосовершенствованию представляется необходимой и особо значимой для направления педагогического образования, так как учитель оказывает значительное влияние на формирование у подрастающего поколения не только знаниевой базы, но и системы его внутренних ценностей, миропонимания.
Известно выражение, что хороший учитель передает обучающимся «частицу самого себя». Чем значительней масштаб личности учителя, тем больше положительного влияния он сможет оказать на рост личности обучающихся [холматова, 2013].
Масштаб же личности учителя определяется его профессионализмом — компетентностью, готовностью к нестандартному, творческому решению профессиональных задач.
2. Роль педагогического творчества в деятельности учителя
Значимым отличием педагогического творчества от других видов творчества является то, что оно реализуется через предмет. В образовательном процессе школы учитель является связующим звеном между обучающимися и учебным предметом (курсом). При этом учитель равно обращен и к предмету, и к обучающимся. Это и определяет двойственность его профессиональных целей.
С одной стороны, учитель преследует дидактическую цель — передать предметные знания. Это первоочередная задача учителя-предметника, выполнение которой зависит от уровня готовности учащихся, их заинтересованности предметом и от сложности самого предмета.
Однако в школе зачастую наблюдается картина, когда ученики увлеченно изучают изначально трудные для них предметы потому, что учитель смог их заинтересовать, творчески «погрузить» в предмет. Или, к примеру, происходит в школе смена учителя-предметника — и результаты учащихся по этому предмету качественно изменяются. Причем изменения могут быть как положительными, так и отрицательными.
Таким образом, наряду с дидактической, существуют и профессионально-творческие цели учителя — показать учащимся актуальность из-
учаемой проблемы, помочь им осознать ее через анализ проблемной ситуации, способствовать формированию у обучающихся творческого мышления через изучение предмета и развитию творческих предметных умений.
И. В. Калачикова отмечает, что особенностью талантливых учителей является умение одно и то же знание предлагать учащимся по-разному, в зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей, содержания других предметов обучения [Калачикова, 2016].
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает опережающее развитие высшего образования, повышение качества и актуализацию содержания профессиональной подготовки студентов, а также ориентацию ее на принятые международные стандарты качества [Концепция ..., 2008].
Реализация этих задач стала возможна только в процессе применения в высшем профессиональном образовании компетентностно-ориентиро-ванных образовательных программ, что в свою очередь привело к принятию в системе высшего образования ФГОС ВПО третьего поколения (в 2011 году) и далее ФГОС ВО 3+ (в 2015 году), представляющих собой систему требований к уровню компетентности выпускника как субъекта педагогической деятельности, обеспечивающему качественную, успешную профессиональную деятельность [Федеральный ..., 2015].
Таким образом, подготовка компетентного выпускника образовательных организаций высшего образования предполагает ориентирование на результат его обучения, который отражает взаимосвязь с усвоением общепрофессиональных компетенций и уровнем подготовки бакалавров к профессиональной творческой деятельности учителя.
Под профессиональной творческой деятельностью учителя понимается совокупность его педагогических действий на основе теоретических знаний и практических умений, направленных на самостоятельное открытие новых, нестандартных путей и способов решения профессиональных задач по усвоению содержания предмета, проявлению индивидуальных особенностей обучающихся, воспитание через предмет положительных личностных качеств.
Профессиональное творчество бакалавров педагогического образования — будущих учителей — предполагает умение разрешать профессиональные проблемные ситуации, находить нестандартные решения, позволяет не только владеть предметным содержанием своей будущей деятельности, но и знать пути приобретения новых знаний, использовать творческий подход к решению проблем в дальнейшей работе [Комиссарова и др., 2014]. Профессиональное творчество опирается на готовность к творче-
скому решению профессиональных проблем, приобретаемую в результате освоения приемов решения проблемных заданий различного системно организованного содержания. При этом целью обучения являются не только знания, умения и навыки, но и способы их приобретения.
3. Система проблемных заданий для формирования профессиональных творческих умений будущих педагогов
В основе разработанной системы проблемных заданий лежит классификация проблемных ситуаций А. М. Матюшкина, который всесторонне исследовал умственную деятельность обучающихся и выделил четыре ее типа. Мы предлагаем дополнить ее еще одним существенным пространственно-графическим типом проблемного задания (рис. 1):
Все предметные знания и умения тесно взаимосвязаны, поэтому каждый конкретный тип заданий не просто формирует один или несколько приемов, но и активизирует мыслительное поле для формирования других, напрямую или косвенно с ним связанных. Итогом поэтапного использования проблемных заданий всех пяти типов является сформированность творческих умений по усвоению содержания предмета.
Рассмотрим каждый тип проблемных заданий более подробно. Проблемные задания информационного типа, направлены на развитие умений творчески преодолевать несоответствие имеющихся и необходимых для решения знаний.
Задания такого типа актуальны на начальных этапах обучения и касательно тех вопросов, в которых информационная знаниевая база студентов недостаточна. В результате происходит осознание бакалаврами недостатка собственных знаний, а проблемная формулировка заданий способствует инициированию их заинтересованности в дальнейшем получении знаний по этому вопросу. Таким образом, на пути к цели (решению проблемы) возникает препятствие — недостаток информации. Развивается начальный поисковый интерес студентов. В процессе выполнения заданий информационного типа постепенно развивается находчивость, интуиция, умение работать с источниками данных, отбирать необходимые данные и применять их на практике.
Проблемные задания гештальт-типа формируют умение творчески преодолевать деструктурированность условий и предмета мышления, выстраивать и осознавать новую структуру.
Умение видеть структуру изучаемого объекта является важным творческим умением. Студенты учатся видеть целое как совокупность взаимодействующих друг с другом частностей, рассматривать любую пробле-
Рис. 1. Типы проблемных заданий и приемы решения проблемных ситуаций
му с точки зрения систематизации, выделять главное и вспомогательное, улавливать очередность, связи, логически выстраивать данные, мысленно строить целостную структуру с нуля или воссоздавать ее по аналогии с имеющимся опытом.
проблемные задания поведенческого типа направлены на формирование умения наиболее оптимальным путем преодолевать препятствия, существующие на пути к цели.
Этот тип заданий учит бакалавров видеть различные варианты решения поставленной проблемы, в результате развивает способность альтернативно мыслить, просчитывать несколько вариантов решения проблемы и выбирать наиболее оптимальные пути ее решения. Обучающиеся начинают мысленно моделировать ситуации, искать альтернативные данные и выбирать наиболее приемлемые к конкретной ситуации действия. Активизируется логический поиск, целеполагание и обращение к личному опыту в подобных ситуациях.
Проблемные задания вероятностного типа направлены на формирование умения студентов преодолевать препятствие, выраженное в альтернативе, через выбор адекватного, оптимального и наиболее логичного действия. Как и поведенческий тип заданий, этот тип направлен на развитие альтернативного мышления студентов. Однако в отличие от поведенческого типа, который в основном направлен на формирование умений видеть различные варианты решения поставленной проблемы, вероятностный тип заданий нацелен на преодоление препятствия через видение и открытие новых функций ранее известного объекта. Этот процесс сопровождается творческим расширением и углублением знаний по исследуемой проблеме.
Проблемные задания пространственно-графического типа соответствуют топологической модели решения проблем в виде графического высказывания, графического распределения информации, проектирования. Этот тип заданий тесно связан с информационным типом, но имеет свою специфику в виде графического чтения и изображения пространственно распределенных объектов или явлений, получения и отображения информации, являемой в графическом виде (картосхемы, картограммы, схемы, картосхемы, блок-диаграммы и т. п.).
Основной целью пространственно-графической передачи информации в целом и пространственно-графических проблемных заданий в частности является активизация и развитие процессов мышления, опирающихся на образы. А изображение является средством передачи «графической мысли» в виде «графического высказывания».
Высокая эффективность пространственно-графического представления информации подтверждена многими психологами, занимавшимися вопросами наглядно-образного и визуального мышления. Кроме того, нельзя не согласиться с мнением известного художника-графика У Боумена о том, что порой качественная иллюстрация может стоить тысячи слов [Боумен, 1971].
4. Выводы
Таким образом, формирование профессиональной компетенции будущего педагога непосредственно связано с развитием его способности и готовности к творческой деятельности, обращение к которой необходимо учителю, чтобы быть не только хорошим предметником, но и наставником учащихся, влияющим на их представления о мире.
Для успешного формирования готовности бакалавров педагогического образования к профессиональной творческой деятельности необходима разработка целостной, логически выстроенной системы предметных проблемных заданий. Поэтапное внедрение этой системы в процесс усвоения содержания предмета обеспечивает проявление индивидуальных творческих особенностей обучающихся и достижение ими профессиональной компетентности.
Литература
1. Боумен У. Графическое представление информации : Монография / У. Боумен. — Москва : Мир, 1971. — 228 с.
2. Калачикова И. В. Творческая деятельность учителя [Электронный ресурс] / И. В. Калачикова. — Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/617576/.
3. Комиссарова Т. С. Пространственно-графический тип проблемных заданий при профессиональной подготовке специалистов — психолого-педагогический подходы / Т. С. Комиссарова, А. В. Скворцов // Академическая наука — проблемы и достижения: Материалы V Междунар. науч.-практ. конф. 1—2 декабря 2014 г. — SC, USA. North Charleston : LaCross Road, 2014. — Т. 1. — С. 33—37.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 года № 1662-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://government.ru/info/6217/.
5. Скворцов А. В. Роль проблемного обучения в подготовке бакалавров педагогического образования / А. В. Скворцов // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. — Санкт-Петербург, 2013. — № 3. — Т. 3 Педагогика. — С. 7—15.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/2/1583.
7. Холматова З. А. Роль педагогического опыта и социального генеза в анализе мотивов культуры общения и поведения молодежи / З. А. Холматова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 672—674.
On Training of Bachelor of Pedagogical Education for Professional Creative Activity of a Teacher
© Skvortsov Aleksandr Vladimirovich (2016), research scientist, Research Institute for Geography, Ecology and Nature Management; senior lecturer, Natural Sciences and Geography Department, Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Russia), Sprut1585@ ya.ru.
The problem of teacher training for professional creative activity is considered. The urgency of this issue is determined by the implementation of new educational standards, involving the development of a creative approach to professional activity among competencies necessary to be formed. The definition of the concept "creative professional activity" is given. It is noted that the teacher affects not only on forming the knowledge base of students, but on their worldview, moral principles, etc. It is indicated that the professional creative activity of a teacher is based on readiness to the creative solution of professional problems, which is proposed to develop in future teachers through implementation the tasks, based on solving the problems of various systematically organized content in their learning process. The author bases on the classification of the four problem situations by A. M. Matyushkin and supplements it by the fifth one. The author describes the problems of informational, behavioural, probabilistic, gestalt and spatial-graphical types. It is indicated that the effectiveness of the latter type, introduced by the author, is supported by the research of psychologists who studied the issues of visual-figurative and visual thinking. In conclusion, it is noted that the implementation of problem-based approach to the development of professional creativity in the training of bachelors influences on the formation of professional competence of future teachers.
Key words: professional creative activity; problem approach; system of problem tasks; pedagogical education; professional competence of teacher.
References
Boumen, U. 1971. Graficheskoye predstavleniye informatsii. Moskva: Mir. (In Russ.). Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart vysshego obrazovaniyapo naprav-leniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoye obrazovaniye. Available at: http://fgosvo.ru/news/2/1583. (In Russ.). Kalachikova, I. V. Tvorcheskaya deyatelnost' uchitelya. Available at: http://
festival.1september.ru/articles/617576/.(In Russ.). Kholmatova, Z. A. 2013. Rol' pedagogicheskogo opyta i sotsialnogo geneza v analize mo-tivov kultury obshcheniya i povedeniya molodezhi. Molodoy uchenyy, 11: 672—674. (In Russ.).
Komissarova, T. S., Skvortsov, A. V. 2014. Prostranstvenno-graficheskiy tip problem-nykh zadaniy pri professionalnoy podgotovke spetsialistov — psikhologo-
pedagogicheskiy podkhody. In: Akademicheskaya nauka — problemy i dostizheniya: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii 1—2 dekabrya 2014 g. SC, USA, 1. North Charleston: LaCross Road. 33—37. (In Russ.).
Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federat-sii na period do 2020 goda ot 17 noyabrya 2008 goda № 1662-r. Available at: http://government.ru/info/6217/. (In Russ.).
Skvortsov, A. V. 2013. Rol' problemnogo obucheniya v podgotovke bakalavrov peda-gogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A. S. Pushkina, 3 (3). Pedagogika. Sankt-Peterburg. 7—15. (In Russ.).