УДК 378
Н.А. Степаненко
технология повышения уровня развития педагогической креативности будущего учителя
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), в частности, отмечается, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК): способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7); способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12) [4].
В связи с вышеизложенными требованиями к выпускнику — будущему учителю возникает необходимость обращения к проблеме развития педагогической креативности студентов.
Проанализируем содержание понятия «креативность». Ряд авторов (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Я.А. Пономарёв и др.) ставят знак равенства между понятиями «творчество» и «креативность». По их мнению, креативность обусловлена творческим подходом к своей деятельности. М.М. Зиновкина отмечает связь между этими понятиями, определяя второе как производное от первого [2, с. 106]. По утверждению же М.М. Кашапова, «творчество» и «креативность» — это различные понятия. Он считает, что творческий процесс базируется на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует, а в креативном процессе главной составляющей является прагматизм, т. е. изначальное понимание того, «зачем создавать, для кого создавать, как создавать и что именно нужно создавать» [3].
В связи с наличием разных точек зрения у исследователей по данному вопросу возникла необходимость в дифференциации терминов «творчество» и «креативность».
В научных трудах отечественных психологов и педагогов (Б.Г. Ананьева, Б.Д. Богоявленской, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна
и др.) творчество рассматривается с двух позиций: одни ученые выделяют личностную основу творчества, утверждая, что творчество — это интегративное качество личности, внутренняя нацеленность на открытие нового, способность личности удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, а другие — деятельностную основу творчества, связывая его с процессом создания новых материальных и духовных ценностей. Л.С. Выготский определяет творчество как «такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства...» [1, с. 3].
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество, как и креативность, рассматривается двуаспектно: с выделением личностной и деятельностной основ.
Для того чтобы разделить эти два понятия, необходимо определить их отличительные признаки.
Анализ литературных источников, диссертационных работ и проведенное нами исследование позволили сделать вывод о различии понятий «творчество» и «креативность». Выделенные отличительные признаки этих понятий представлены в табл. 1.
Та блица 1
Отличительные признаки понятий «творчество» и «креативность»
Характеристика Отличительные признаки понятий
«Творчество» «Креативность»
Существенный признак Состояние, качество Вид деятельности Процесс Вдохновение, стремление к самовыражению, незапрограммированность Спонтанная деятельность Личностное качество Прагматизм, творчество подчинено определенной цели Целенаправленная деятельность
4
Профессиональное образование
Таким образом, мы, как и М.М. Кашапов, придерживаемся мнения, что понятия «креативность» и «творчество» не идентичны.
На основе анализа вышеизложенных образовательных стандартов можно сделать вывод о целесообразности введения понятия «креативность» в профессиональную подготовку учителя. Предлагаем следующее понятие: «Педагогическая креативность — это профессиональное качество личности, которое проявляется в целенаправленной, креативной деятельности учителя, способного ставить, видеть нестандартные педагогические задачи и оригинально их решать».
Как показало исследование, развитие педагогической креативности имеет ряд стадий (см. табл. 2). Переход от одной стадии к другой происходит посредством реализации разработанной нами технологии развития педагогической креативности.
Та б лица 2 Стадии развития педагогической креативности
Стадия
Потенциальная
Недифференцированная
Целенаправленная
Характерные черты педагогической креативности
Додеятельностная. Готовность к приобретению знаний, опыта креативной педагогической деятельности, а также к проявлению педагогической креативности Проявление общей творческой способности индивида, не дифференцированной по отношению к педагогической деятельности Способность ставить, видеть нестандартные педагогические задачи, оригинально их решать, а также быстро ориентироваться в создавшихся педагогических ситуациях_
Нами разработаны структура и содержание технологии развития педагогической креативности. В данную технологию входят методическое сопровождение процесса развития креативной педагогической деятельности и описание деятельности преподавателей и студентов.
В качестве методического сопровождения процесса развития педагогической креативности нами разработаны: сценарий обучающей компьютерной программы; программа спец-
практикума «Развитие педагогической креативности»; комплекс эвристических учебно-профессиональных задач (ЭУПЗ); описание тренингов по развитию личностных качеств будущего педагога; задания для производственной практики, выполнение которых предусматривает разработку планов уроков с применением технологий организации креативной педагогической деятельности.
Приведем краткое описание содержания методического сопровождения процесса развития педагогической креативности.
Целью диагностико-обучающей компьютерной программы являются обучение студентов и диагностика уровней развития у них педагогической креативности. Программа содержит цикл заданий и упражнений, направленных на освоение необходимого объема теоретических знаний и практических умений, диагностические задания и тесты, с помощью которых студент может определить свой уровень развития педагогической креативности. В программе представлены фрагменты видиоматериалов, содержащих педагогические ситуации. После их просмотра студенту необходимо проанализировать данные ситуации и ответить на ряд предложенных вопросов.
Цель спецпрактикума — развитие педагогической креативности. Программа спецпрактикума включает в себя четыре раздела: первый раздел — теоретический материал основ креативной педагогической деятельности; второй — характеристики педагогических технологий организации креативной педагогической деятельности (методы эвристических вопросов, многомерных матриц, свободных ассоциаций, инверсий, эмпатии, синектики, организованных стратегий, «мозговой атаки»); третий — содержание теоретических знаний по креативному взаимодействию учителя с учащимися; четвертый — описание тренингов и комплекса условий ЭУПЗ.
Проведенное нами исследование показало эффективность ЭУПЗ в развитии педагогической креативности, так как они являются практико-ориентированным средством активизации деятельности студента. Решение студентами ЭУПЗ предполагает овладение профессиональными знаниями, умениями, а также создание своих собственных образовательных продуктов.
Под ЭУПЗ, развивающими педагогическую креативность, мы понимаем задачи, требующие от студентов мыслительных и практических действий, направленных на усвоение ими умений анализировать педагогическую ситуацию и принимать креативные решения, выполнять действия, направленные на создание креативной ситуации, оценивать результаты решения. Выполнение требований ЭУПЗ способствует приобретению будущим учителем опыта креативной педагогической деятельности и развитию психологических качеств педагога. Опираясь на методику, описанную А.В. Хуторским [5], мы выделили три типа ЭУПЗ: когнитивные, креативные, орг-деятельностные. Примеры задач, классифицированных по предложенным типам, приведены в табл. 3.
В эксперименте, который проводился в Ор-ском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ, принимали участие 116 студентов физико-математического, филологического и исторического факультетов. По уровням развития компонентов педагогической креативности (когнитивный, деятельностный психологический) на итоговом этапе участники эксперимента распределились следующим образом:
• 5-й курс:
высокий уровень — 39,9 %, средний — 42,4 %, низкий - 18,5 %;
• 1-й курс:
высокий уровень — 13,4 %, средний — 36,7 %, низкий — 49,9 %.
Та б лица 3
Примеры эвристических учебно-профессиональных задач (ЭУПЗ)
Тип ЭУПЗ
Когнитивные
Креативные
Оргдеятель-ностные
Задание
Разработайте план креативного урока или креативный фрагмент урока, используя информационные технологии. Апробируйте на учебном занятии или на производственной практике данный урок или фрагмент урока Исходя из выбранного индивидуального задания, изучите литературу, подготовьте короткое сообщение по заданию и представьте информацию в нестандартном виде:
• плакат и его особенности в обучении,
• учебное кино,
• гипертекст в обучении
На производственной практике изучите опыт работы учителя. Проанализируйте его и выделите креативные действия, фрагменты урока в его профессиональной деятельности. Составьте ранжирование креативных ситуаций или действий учителя. Сравните свои результаты с результатами работы других студентов
Результаты проведенного исследования показали, что применение разработанной технологии позволило получить положительную динамику развития педагогической креативности у будущих учителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Пси-хол. очерк: кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1996. — 93 с.
2. Зиновкина, М.М. НФТМ-ТРИЗ: креативное образование XXI века (Теория и практика) [Текст]: моногр. / М.М. Зиновкина. — М.: Изд-во МГИУ, 2007. — 306 с.
3. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала [Текст]: моногр. / М.М. Кашапов. — М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2006.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_09/ prm788-1.pdf.
5. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003.