Научная статья на тему 'Оценивание креативной деятельности бакалавра педагогического образования (Иностранный язык)'

Оценивание креативной деятельности бакалавра педагогического образования (Иностранный язык) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ / КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ТЕСТОВЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефанова Мария Евгеньевна

В статье рассматривается сущностная характеристика специфики профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования, профиль «Иностранный язык», описываются критерии и показатели развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, а также предлагаются тестовые методики для диагностики уровня креативной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценивание креативной деятельности бакалавра педагогического образования (Иностранный язык)»

УДК 378

Ефанова Мария Евгеньевна

соискатель кафедры раннего изучения

иностранных языков Института иностранных

языков Московского городского педагогического университета

somova-m@mail .ru

Maria E. Efanova

competitor of chair of early learning of foreign languages of Institute of foreign languages of the Moscow city pedagogical university somova-m@mail .ru

Оценивание креативной деятельности бакалавра педагогического образования (иностранный язык)

Evaluation of creative activity of the pedagogical education (foreign language)

Аннотация. В статье рассматривается сущностная характеристика специфики профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования, профиль «Иностранный язык», описываются критерии и показатели развития креативности будущих бакалавров педагогического образования, а также предлагаются тестовые методики для диагностики уровня креативной деятельности студентов.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, креативность, критерии и показатели развития креативности, креативная деятельность, оценивание, диагностика, тестовые методики.

Annotation. The article considers an essential characteristic of the specific professional bachelor of pedagogical education, profile, «Foreign language», describes the criteria and indicators of development of creativity for future bachelors pedagogical education, and also offers a test method for the diagnosis of the level of creative activity of students.

Keywords: bachelor of pedagogical education, creativity, criteria and indicators for the development of creativity, creative activity, estimation, diagnostics, test methodologies.

Современная ситуация в образовании диктует новые требования к подготовке студентов высших учебных заведений, заключающиеся в том, что приобретения только специальных знаний недостаточно для того, чтобы быть конкурентоспособным выпускником, необходимо развивать такие способности личности, которые в наибольшей степени раскрывают ее индивидуальность и творческий потенциал. Это находит свое отражение в ряде ключевых нормативно-правовых документов, обеспечивающих регулирование обновления образовательного процесса в вузе. К ним относятся Федеральный закон «Об образовании в РФ», государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». Во всех перечисленных документах

творческое развитие человека относится к одной из приоритетных целей образования, для реализации которой необходимо создание определенных педагогических условий.

В Федеральном государственном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») также признается необходимость развития креативности студентов и способности к нахождению решений в нестандартных ситуациях. Таким образом, обучение будущих бакалавров педагогического образования должно быть в значительной степени нацелено на развитие личности, обладающей творческой индивидуальностью и креативностью.

Главной целью высшего профессионального образования становится подготовка компетентного, квалифицированного выпускника, который способен не только применять на практике знания, умения и навыки, но и принимать оригинальные и нестандартные решения в ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности [1].

Высшее профессиональное образование, получаемое студентами, обеспечивает не только освоение знаний, умений и навыков, оно дает реальную возможность профессиональной творческой самореализации выпускников. В связи с этим развитие креативности будущих бакалавров педагогического образования стало особенно актуальным.

Таблица 1.

Сущностная характеристика специфики профессиональной подготовки

бакалавра педагогического образования, профиль «Иностранный язык»

Особенности Содержание

Когнитивная направленность профессиональной подготовки Развитие интеллектуально-познавательных умений и рефлексивных качеств личности, способности ориентироваться в информационных потоках иноязычной информации, самостоятельно выявлять проблемы и противоречия, проникать в сущность педагогических явлений, занимать позицию исследователя, управлять процессом овладения иностранным языком

Создание поликультурной иноязычной образовательной среды Соизучение иностранного языка и иноязычной культуры, расширение социокультурного контекста содержания иноязычной подготовки, развитие индивидуальности бакалавра как субъекта межкультурной коммуникации, приобщение учителя иностранного языка к культурным и духовным ценностям иного лингвосоциума

Креативный характер процесса обучения студентов бакалавриата Развитие творческого потенциала будущего учителя иностранного языка, воображения, педагогической интуиции, гибкости и неординарности мышления, способности воспринимать и генерировать оригинальные идеи

Интегративность лингвистической, методической и психолого-педагогической Интеграция лингвистических, методических и психолого-педагогических составляющих профессиональной подготовки учителя иностранного языка, развитие функциональной грамотности студентов бакалавриата на основе учета особен-

подготовки

ностей профессиональной иноязычной деятельности

Анализ изученной литературы позволил констатировать, что общетеоретические и методологические основы развития креативного начала в личности раскрыты в трудах В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, И.Г. Калошиной, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [3]. Проблемам качества профессионального образования посвещены педагогические исследования В.И. Адольфа, В.С. Лазарева, Ф.Д. Рассказова, И.Ю. Степановой. Кроме того, в современной науке обоснована идея изучения творчества как механизма развития (Я.А. Пономарев, Э. де Боно), охарактеризованы структура и содержание творческой учебно-познавательной деятельности (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый), рассмотрены вопросы развития личности, её творческой самореализации в креативном образовании (М.М. Зиновкина, В.Г. Рындак, А.В. Хуторской). Исследования целого направления в психологии творчества, известного под названием «креативность», проводили следующие зарубежные ученые: Дж. Гилфорд, С. Медник, К. Тейлор, Е.П. Торранс [6]. Развитие готовности к педагогической деятельности будущего бакалавра педагогического образования рассматривал М.С. Емец, вопросами формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров педагогического образования занималась Л.А. Угарова, аспекты развития самостоятельной деятельности будущих бакалавров педагогического направления представлены в исследованиях Е.Д. Крайновой [4].

Несмотря на то, что проблемой развития креативности активно занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые, единого подхода к понятию «креативность» не существует. В нашем исследовании под креативностью будущих бакалавров педагогического образования понимается как способность к преобразовательной деятельности, которая основывается на потребностях в самореализации, знаниях в области педагогики и иностранного языка, характеризуется умениями быстро генерировать нестандартные и функционально применимые идеи для достижения творческого результата в будущей профессиональной деятельности [2].

Опираясь на исследования креативности отечественных и зарубежных ученых, мы предлагаем структуру креативности бакалавров педагогического образования, включающую мотивационно-ценностный, когнитивный, праксиологический компоненты [7].

Таблица 2.

Критерии и показатели развития креативности будущих бакалавров пе-

дагогического образования

Критерии Показатели

Мотивационно-ценностный ценностное отношение к будущей профессии; потребности в самореализации; мотивация обучения в вузе;

Когнитивный объем знаний студентов по специальным и педагогическим дисциплинам, скорость выполнения графических и тестовых заданий и осмысленность усвоенных знаний;

Праксиологичес- умение использовать приобретенные знания в практической кий преобразовательной деятельности, умение отклоняться от

традиционных схем в процессе генерации идей, умение продуцировать отдаленные ассоциации, умение предлагать большое количество решений поставленной задачи, умение быстро переключаться с одного задания на другое.

Для диагностики уровня креативности студентов предлагается использовать тестовые методики Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности», «Диагностика невербальной креативности» (краткий вариант теста Е.П. Торранса), тест С.Медника «Диагностика вербальной креативности», адаптированные А.Н. Ворониным, методика измерения мотивации, разработанной Т.И.Ильиной, состоящей из 3 шкал («Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома»), тестирование на уровень знаний [5].

Наиболее успешные попытки оценивания креативности представлены в тестах Е.П. Торранса. Автор выделяет четыре основных критерия, характеризующих креативность: легкость (быстрота выполнения текстовых заданий), гибкость (число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов), оригинальность (минимальная частота данного ответа к однородной группе), точность выполнения заданий. Для оценивания креативности Торранс предложил использовать блоки заданий, ранжированных по степени свободы в получении ответов: от заданий с регламентированным правильным ответом до случаев с неограниченным множеством правильных ответов испытуемого. Логика оценивания креативности в таких тестах была достаточно проста: чем больше степени свободы в ответах испытуемого, тем выше уровень креативности его мышления. Эти идеи моли бы быть использованы в образовании, однако среди психологов широко распространено мнение о низкой валидности этого метода. К тому же из 6 основных параметров креативности, выявленных Гилфордом, в тестах Торранса валидно оценивается только уровень оригинальности, который трактуется как способность нестандартно отвечать на стимулы, представленные в заданиях теста [5].

Несколько иная концепция лежит в основе разработанного С. Медником теста отдаленных ассоциаций для диагностики креативности. Согласно его представлениям, в процессе творчества присутствует как конвергентная, так и дивергентная составляющие, но деление познавательного акта на эти составляющие описывает его неадекватно. По мнению Медника, чем из более отдаленных областей взяты элементы, задействованные при решении проблемы, тем более креативным является сам процесс решения. Тем самым дивергенция по Гилфорду заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства.

При создании методики изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильина использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть

профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются [6].

В целом можно сказать, что высокая ценность и важность креативности для будущих бакалавров педагогического образования неоспорима и никем не подвергается сомнению. Включаясь в креативный процесс, студент активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности, и затем актуализируясь в креативном продукте.

Литература

1. Адольф, В.А., Степанова И.Ю. Конкурентоспособность как показатель качества высшего профессионального образования. // В.А. Адольф, И.Ю.Степанова/Высшее образование в России, 2007, № 6. С. 77-79.

2. Варлакова, Ю.Р. Развитие креативности будущих бакалавров педаогического образования в ВУЗе: авт. дисс. канд. пед. Наук 13.00.08 /Ю.Р. Варлакова; [Место защиты: Красноярск. гос. пед. ун-т].- Красноярск, 2013.25 с.

3. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: Учебное пособие для студ. высш. пед. уч. зав. / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2012. - 256с.

4. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед. общ., 2009. - 576с.

5. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. - СПб., Речь, 2006. -176 с.

6. Mayer,R Fifty Years of Creativity Research // Ed. by R. J. Sternberg. Handbook of Creativity. Cambridge, 1999. P. 21.

7. Taylor, C. Various approaches to and definitions of creativity / C.Taylor// Sternberg R., Tardif T. (eds.). The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.99-126.

Literature

1 . Adolf, VA. Stepanova I.Yu. Konkurentosposobnost as indicator of quality of higher education. // V.A. Adolphus, I.Yu.Stepanova/the Higher education in Russia, 2007, No. 6. Page 77-79.

2 . Varlakova, Yu.R. development of creativity of future bachelors of pedaogichesky education in HIGHER EDUCATION INSTITUTION: bus yew. edging. пед. sciences: 13.00.08 / Yu.R. Varlakova; [Protection place: Krasnoyarsk. the state. пед. un-t].- Krasnoyarsk, 2013. - 25 pages.

3 . Zagvyazinsky, V. I. training and education theory: Manual for the student. высш. пед. уч. manager. / V. I. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2012. - 256с.

4 . Pedagogics: Studies. grant for the student. пед. higher education institutions and пед. colleges / Under the editorship of P. I. Pidkasisty. - M.: Russian пед. general, 2009. - 576с.

5 . Tunics, E.E. creativity diagnostics. Test E. Torrens. The adapted option. -SPb. Speech, 2006. -176pages.

6 . Mayer, R Fifty Years of Creativity Research//Ed. by R. J. Sternberg. Handbook of Creativity. Cambridge, 1999. P. 21 .

7 . Taylor, C. Various approaches to and definitions of creativi-ty/C.Taylor//Sternberg R. Tardif T. (eds. ) . The nature of creativity. — Cambridge: Cambr. Press, 1988. - P.99-126..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.