Научная статья на тему 'Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий'

Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КРЕАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степаненко Наталия Александровна

В статье предлагается методическая система развития педагогической креативности на основе информационно-коммуникационных технологий, сформулированы принципы развития педагогической креативности, обосновывается целесообразность конструирования данной методической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ...

УДК 378

Степаненко Наталия Александровна

Старший лаборант кафедры алгебры, геометрии, теории и методики обучения математике Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», natali-stepanenko@yandex.ru, Орск

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Stepanenko Natalia Aleksandrovna

The senior labor at or ian of chair of algebra, geometry, the theory and a technique of training to the mathematician of the Orsk Humanitarian Technological Institute of SEI HVT «the Orenburg state university», natali-stepanenko@yandex.ru, Orsk

METHODICAL SYSTEM OF THE DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL CREATIVITY OF STUDENTS ON THE BASIS OF INFORMATIVE-COMMUNICATIONAL

TECHNOLOGIES

Актуальность данной темы обусловлена широким внедрением ИКТ в образовательный процесс, а также тем, что проблема развития педагогической креативности в процессе профессиональной подготовки студентов в ВУЗе на основе ИКТ в учебном процессе остаётся мало разработанной.

Проблема развития креативности отражена в исследованиях Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинского, Дж. Гилфорда, В. Н. Дружинина, В. А. Кан-Калика, А. М. Матюшкииа, Е. Торренса, Д. В. Чернилевского и др.

Проблемой развития креативности студентов занимались многие исследователи: А. Н. Глухова предложила понятие «аттестационно-педагогический кохмплекс развития креативности студентов в профессиональном образовании» и разработала методику развития креативности студентов в процессе контроля их профессиональной подготовки; Е. Е. Щербакова разработала концептуальную основу креативной педагогики как фактора развития личности студента; А. Н. Колпакова уточнила условия развития креативности, способствующие самоактуализации студентов и установила влияние креативности на формирование профессионально важных качеств будущего педагога; Е. М. Базилевич установил зависимость проявления креативности от уровня развития специальных способностей и т. д.

Исследования Н. В. Апатовой, В. И. Воробьёва, И. А. Румянцева, И. В. Роберт, В. В. Шапкина, Е. С. Полат и др. определили теоретические основы использования информационных технологий в образовании.

В ходе исследования нами было выявлено, что понятие «педагогическая креативность» трактуется неоднозначно. Выделенные автором признаки креативности (личностное качество, прагматизм, целенаправленная де-

ятельность) и анализ содержания имеющихся в науке определений понятия «педагогическая креативность», позволил автору уточнить данное понятие.

Педагогическая креативность (ПК) - это профессиональное качество личности, которое проявляется в целенаправленной, креативной деятельности учителя, способного ставить, видеть нестандартные педагогические задачи и оригинально их решать.

Состояние подготовки студентов - будущих учителей к креативной педагогической деятельности характеризуется уровнем их готовности к данному виду деятельности. Готовность к креативной педагогической деятельности представляется как свойство личности, характеризующееся наличием знаний, умений и личностных качеств, необходимых для реализации педагогической креативности. Для того чтобы продиагностировать качество подготовки к креативной педагогической деятельности студентов необходимо иметь показатели и соответствующие им критерии, по которым можно оценить уровень соответствующей готовности конкретного студента. Автором была разработана модель готовности учителя к креативной педагогической деятельности, которая включает: когнитивный компонент (знание теоретических основ креативной педагогической деятельности; знание психологических основ по креативному взаимодействию с учащимися образовательного процесса; знание педагогических технологий организации креативной педагогической деятельности); деятельностный компонент (умение анализировать педагогическую ситуацию; умение принимать креативные решения в образовательном процессе; умение выполнять действия, направленные на создание креативной ситуации; умение оценивать свои результаты по созданию креативной ситуации); психологический компонент (творческое мышление; эмоциональная устойчивость; самоконтроль; находчивость).

Автором предложено три уровня развития педагогической креативности: низкий, средний, высокий.

Констатирующий этап эксперимента был нацелен на выявление уровня развития креативной педагогической деятельности у студентов физико-математического факультета Орского гуманитарно-технологического института, а также на получение предварительной информации о целесообразности проектирования методической системы развития креативной педагогической деятельности и её реализации в образовательной практике ВУЗа.

Диагностирование проводилось с использованием субъективной и объективной оценки уровня развития педагогической креативности у студентов пятого курса. В целях выявления субъективной оценки автором исследования было проведено анкетирование 36 выпускников физико-математи-ческого факультета.

Результаты субъективной оценки уровня развития креативной педагогической деятельности приведены в процентном отношении и представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты субъективной оценки уровня развития креативной педагогической деятельности у студентов (в %)

Оцениваемые показатели компонентов КПД Уровни развития КПД

Высокий Средний Низкий

Знания

1.1 Знание теоретических основ креативной педагогической деятельности 36,0 33,3 27,2

1.2 Знание психологических основ по креативному взаимодействию с учащимися образовательного процесса 39,4 39,4 18,2

1.3 Знание педагогических технологий организации креативной педагогической деятельности 3,3 21,2 75,8

Умения

2.1 Умение анализировать педагогическую ситуацию 12,2 81,8 6,0

2.2 Умение принимать креативные решения в образовательном процессе 24,2 60,6 15,1

2.3 Умение выполнять действия, направленные на создание креативной ситуации 27,36 72,7 0

2.4 Умение оценивать свои результаты по созданию креативной ситуации 29,4 61,8 8,8

Личностные качества

3.1 Творческое мышление 45,8 31,2 22,9

3.2 Эмоциональная устойчивость 54,5 45,5 0

3.3 Самоконтроль 66,6 33,3 0

3.4 Находчивость 42,4 57,6 0

С целью объективной проверки уровня развития креативной педагогической деятельности по показателям когнитивного и деятельностного компонентов модели развития педагогической креативности студентам предлагалось выполнить специально разработанные автором диагностические задания. Задания включали в себя педагогические ситуации, которые нужно было проанализировать, выделить характеристики и специфику креативной педагогической деятельности, принять креативное решение по разрешению ситуации, определить какая из предложенных ситуаций является креативной, спрогнозировать возможные результаты создания креативной ситуации, оценить свои результаты по созданию креативной ситуации. Например, учащийся говорит учителю: - «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т. д.)». Обычно в этой ситуации учитель поставил бы двойку или в словестной форме выразил своё недовольство. А как бы поступил учитель, который принимает креативные решения в обычной ситуации? Оценивание происходило по десятибалльной шкале: 0-3 балла - низкий уровень; 4-6 - средний уровень; 7-10 - высокий уровень. Для оценивания уровня развития студентов по показателям из психологического компонента использовались известные методики для определения уровня развития творческого мышления

(Е. Торренс), эмоциональной устойчивости (Г. и С. Айзенк), самоконтроля (М. Снайдер) и находчивости (X. Зиверт).

Результаты объективной оценки уровня развития креативной педагогической деятельности приведены в процентном отношении и представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Результаты объективной оценки уровня развития креативной педагогической деятельности у студентов (в %)

Оцениваемые показатели компонентов КПД Уровни развития КПД

Высо- кий Средний Низкий

Знания

1.1 Знание теоретических основ креативной пе- 5,2 34,2 60,5

дагогической деятельности

1.2 Знание психологических основ по креативному взаимодействию с учащимися образовательного процесса 5,2 39,4 55,2

1.3 Знание педагогических технологий организации креативной педагогической деятельности 13,1 42,1 44,7

Умения

2.1 Умение анализировать педагогическую ситу- 5,2 28,9 65,8

ацию

2.2 Умение принимать креативные решения в об- 5,2 23,7 71,0

разовательном процессе

2.3 Умение выполнять действия, направленные на создание креативной ситуации 2,6 15,8 81,5

2.4 Умение оценивать свои результаты по созданию креативной ситуации 0 23,7 76,3

Личностные качества

3.1 Творческое мышление 18,4 63,2 18,4

3.2 Эмоциональная устойчивость 13,1 81,5 5,2

3.3 Самоконтроль 34,2 57,8 7,9

3.4 Находчивость 2,6 55,2 42,1

Проверка исходного уровня развития креативной педагогической деятельности у студентов показала несоответствие между субъективной и объективной оценками уровня развития креативной педагогической деятельности. Это свидетельствует о том, что студенты неадекватно оценивают свой уровень педагогической креативности.

Анализ полученных результатов констатирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: развитие креативной педагогической деятельности у студентов как форма подготовки к будущей профессиональной деятельности является актуальной проблемой высшей школы, так как больше чем у половины студентов низкий уровень развития педагогической креативности.

Полученные результаты показали необходимость моделировании методической системы развития педагогической креативности студентов на

основе ИКТ. Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе информационно-коммуникационных технологий - это совокупность компонентов (целевой, содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный, корректировочно-результативный), находящихся в связях друг с другом, взаимодействие которых обеспечивает развитие педагогической креативности (рис. 2).

В основе структуризации данной методической системы лежит ряд теоретических основ, который включает в себя выбор подхода к ее разработке, выявление закономерностей и на их основе формулирование определенных принципов.

В качестве теоретико-методологической стратегии развития педагогической креативности мы используем функционально - деятельностный подход, который предполагает моделирование целевой структуры учебнопрофессиональной деятельности студентов с учётом выполнения ими конкретных производственных функций специалиста [1, с 10]. Данный подход способствует обеспечению высокого уровня фундаментальной подготовки будущего специалиста, повышению уровня компетентности в профессиональной деятельности, структура которой содержит не только знания, но и умения, а главное - опыт в выполнении функций специалиста.

Развитие педагогической креативности более эффективно, если преподаватель осуществляет индивидуальный подход к каждому студенту, т. е. используются задания различного уровня сложности, в соответствии с уровнем готовности студента к педагогической креативности. Такая закономерность выражается принципом индивидуального подхода к развитию педагогической креативности.

Интенсивность развития педагогической креативности зависит от применения информационно-коммуникационных технологий, имитирующих профессиональную деятельность педагога. С этой закономерностью связан принцип обеспечения развития педагогической креативности студентов информационно-коммуникационной технологией.

Результативность развития педагогической креативности зависит от использования в учебно-профессиональной деятельности студента различных педагогических моделей. Из этой закономерности вытекает принцип моделирования креативной педагогической деятельности.

Предлагаемая методическая система включает совокупность функциональных и структурных компонентов, взаимодействие которых обеспечивает переход студентов на более высокий уровень развития педагогической креативности.

Автором настоящего исследования разработана программа спецпрак-тикума «Развитие педагогической креативности на основе ИКТ», которая включает в себя лекционные и практические занятия.

Цель:

Обеспечить у студентов развитие компонентов модели готовности учителя к креативной педагогической деятельности

Задачи:

- развитие знаний, умений для осуществления креативной педагогической деятельности;

- развитие креативных личностных характеристик будущего

I

Содержательный компонент

х

X

£

чэ

0 <и г

X

го

X

о.

01 сс о и

- перечень тем дисциплин ФГОС ВПО, релевантных для развития готовности студентов к педагогической креативности;

- программа спецпрактикума «Развитие педагогической креативности на основе ИКТ»;

- сценарий обучающей и диагностирующей компьютерной программы по развитию педагогической креативности студентов;

- комплекс учебно-профессиональных задач развивающих ПК;

- креативные задания по развитию педагогической креативности на производственной практике

а: О

£ ас

V- и

X Ф

т X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т X

го I—

а о

\- и. т

ас сГ

с

и- СП

Процессуальный компонент

- алгоритм проведения спецпрактикума;

- методические рекомендации студентам применения компьютерной программы;

- методика проведения практических занятий на основе комплекса КУПЗ;

Контрольно-оценочный компонент

Оценка уровня готовности студента к КПД

- низкий

к

а

сх >> - среднии

£>

Мониторинг готовности студента к КПД

- поэтапный

Корректировочно-результативный компонент

Результат: переход студентов на более высокую стадию развития ПК

О

Коррекция учебного процесса

Рисунок 2 - Методическая система развития педагогической креативности студентов на основе ИКТ

На лекциях используются фрагменты видеоуроков взятые из педагогической практики учителей различных категорий, презентации, кадры из фильмов и видеоролики из сети Интернет.

Практические занятия предусматривают использование компьютерной программы, а также решение студентами креативных учебно-профессио-нальных задач. Данная программа содержит задания на освоение знаний по педагогической креативности, задания на освоение практических умений, задания на развитие креативных личностных характеристик, диагностический блок. Так, в компьютерной программе представлены видиофрагменты педагогических ситуаций из жизненной практики школы учителей - мастеров, начинающих учителей и учителей с высшей категорией, где студент, сталкиваясь с проблемой «погружается» в неё.

В научно-методической литературе существует множество творческих упражнений, тренингов по развитию креативности в ходе подготовки студентов - будущих педагогов. В проведенном автором исследовании свою эффективность, помимо перечисленных выше, показали учебно-профессиональные задачи развивающие педагогическую креативность.

Под учебно-профессиональными задачами развивающие педагогическую креативность будем понимать задачу, требующую от студентов мыслительных и практических действий, направленных на усвоение ими умений анализировать педагогическую ситуацию принимать креативные решения, выполнять действия, направленные на создание креативной ситуации, оценивать свои результаты, приобретение опыта креативной педагогической деятельности и развитие психологических качеств педагога. Например: 1) проанализируйте видеофрагмент урока на предмет определения способности учителя к креативной деятельности; 2) подготовьте описание нетрадиционной формы контроля (урок-викторина, урок-игра: КВН, «Что? Где? Когда?», урок-творческий отчёт и др.) и разработайте соответствующий фрагмент урока, используя ИКТ и апробируйте его на педагогической практике.

Формирующий эксперимент показал, что методическая система развития педагогической креативности студентов на основе ИКТ позволяет интенсивно развивать у студентов компоненты креативной педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Земцова, В. И. Управление учебно-профессиональной деятельностью студентов на основе функционально-деятельностного подхода [Текст]: монография. / В. И. Земцова. - М.: Компания Спутник+, 2008. - 208 с

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 1ЖЬ: Мрр://топ.gov.ru/dok/akt/6591.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.