Научная статья на тему 'Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка'

Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / ИНДУКЦИЯ / ДЕКОНСТРУКЦИЯ/ РЕКОНСТРУКЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / РАБОТА В ПАРАХ / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL WORKSHOPS / INDUCTION / DECONSTRUCTION/RECONSTRUCTION / SOCIALIZATION / REFLECTION / WORK IN PAIRS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна

В статье даны методики творческого подхода к изучению иностранного языка в современной школе. Творческий процесс помогает обучающимся критически мыслить, рационально взвешивать свои возможности и решать возникающие перед ними задачи, развивать коммуникабельность, самостоятельность. Инновационные технологии рассматриваются на примере педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка. Представлены методики обучения в сменных парах для работы в мастерских. Инновационные технологии позволяют обучающемуся: раскрепоститься во время занятий; понять, что его мнение важно для окружающих; понять, что он может ошибиться и никто его не осудит; оценить и развить свои способности; самостоятельно принимать решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology of pedagogical workshop of building knowledge in the lesson of spanish

The article presents the methodology of creative approach to learning a foreign language in the modern school. The creative process helps students to think critically, to understand rationally the opportunities and to solve the emerging tasks, to develop communication skills, independence. Innovative technologies are showed on the example of the pedagogical workshop of building knowledge in the lesson of Spanish. The author presents methods of teaching in interchangeable pairs to work in the workshops. Innovative technologies allow the student: to be liberated during exercise; to understand that his opinion is important to others; to understand that he can be wrong, and nobody will judge; to assess and develop his abilities; to take decisions independently.

Текст научной работы на тему «Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка»

УДК 908 DOI 10.1273717741

технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка

Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна, ст. преподаватель испанского языка кафедры «Иностранные языки», spatar.tatiana@yandex.ru, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и туризма, Москва, Российская Федерация

В статье даны методики творческого подхода к изучению иностранного языка в современной школе. Творческий процесс помогает обучающимся критически мыслить, рационально взвешивать свои возможности и решать возникающие перед ними задачи, развивать коммуникабельность, самостоятельность. Инновационные технологии рассматриваются на примере педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка. Представлены методики обучения в сменных парах для работы в мастерских. Инновационные технологии позволяют обучающемуся: раскрепоститься во время занятий; понять, что его мнение важно для окружающих; понять, что он может ошибиться и никто его не осудит; оценить и развить свои способности; самостоятельно принимать решения.

Ключевые слова: инновационные технологии, педагогические мастерские, индукция, деконструкция/ реконструкция, социализация, рефлексия, работа в парах

Иностранные языки востребованы как средство межкультурного общения, это социальный заказ современного общества [14]. Основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативных умений. Реализация этой цели связана с интересом к изучаемому языку, культуре страны, с развитием у учеников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психологических процессов, находящихся в основе овладения иностранным языком. Перед современной школой стоит необходимость творческого решения этих задач. На традиционном уроке:

1) главным лицом является учитель;

2) истина очевидна;

3) усвоение жестоко направляется учителем [12];

4) ошибки воспринимаются учеником и учителем как катастрофа;

5) кто не усваивает материал, того считают неспособным.

Поэтому внедрение новых форм, способов и умений в соответствии с новым Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования [6] помогут и учителю, и учащемуся.

К инновационным формам обучения относятся:

- круглый стол (дискуссия, дебаты);

- мозговой штурм;

- мастер-классы;

- работа в малых группах; -обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.); -сократический диалог; -обсуждение сложных вопросов и проблем; -технология педагогических мастерских. Технология «Педагогические мастерские» создана в начале ХХ века во Франции психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х гг. прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. atelier — ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами: Н.И. Беловой, А.А. Окуневым, И.А. Мухиной, ТЕ. Ермолаевой и др. [10].

Педагогические мастерские не противопоставляются традиционной педагогике и дидактическим методам, а дополняют их. Педагогическая мастерская — системный метод целенаправленных действий по решению конкретной педагогической задачи. Главное — это субъектность. Субъектность — это новое качество личности, предполагающее способность индивида ставить перед собой цели, избирать адекватные целям способы и виды деятельности, корректировать их, достигать результата, приводящего к новым целям. В процессе обучения ученик находится в постоянном творческом поиске, в открытии новых знаний, нового в себе. Учитель на данном уроке становится Мастером, он не навязывает своего мнения. В его обязанности входит:

- подтолкнуть учащихся к процессу познания;

- создать благоприятную атмосферу для творчества;

- создать условия для работы, для восхождения каждого человека к новому знанию [9].

Обучающийся воспринимает мастера как Человека, который «умеет сам и может научить других», «как дирижера оркестром разнообразных умов» [7].

Всем обучающимся предоставляется свободно высказывать свое мнение, которое у них есть или появится во время исследования. Творческому процессу способствует чередование групповой и индивидуальной деятельности, работы в парах, обмен мнениями и диалог с самим собой. Наступит осознание того, что студенты знают, умеют. Они сумеют оценить свои возможности и углубить свои знания в процессе обучения. В действии и творчестве, в живом общении с миром и людьми человек узнает, что он есть, на что годен и в чем его задача [14]. Учитель не навязывает своего мнения, он выступает в роли партнера. Из педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. И.А. Мухина выделяет две принципиальные особенности мастерской:

1) проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;

2) проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы [10].

Для построения мастерской необходимо грамотно выбрать тему, поскольку не каждая тема подходит для мастерской.

Мастерская — это:

1) исследование, которое осуществляет обучающийся;

2) чередование работ (индивидуальной, групповой и коллективной);

3) промежуточные моменты (осмысления результатов деятельности);

4) работа с первоисточником, с произведением;

5) исследование явлений, карт, документов, схем;

6) вопросы, заданные самим студентом;

7) коррекция;

8) ошибка.

Ошибка становится средством обучения, другом и помощником, потому что ошибку исправил сам обучающийся.

Построение мастерской осуществляется по спирали.

1 этап. Индукция.

2 этап. Деконструкция/ реконструкция.

3 этап. Социализация.

4 этап. Рефлексия.

Первый — третий этапы во время мастерской повторяются.

1 этап. Индукция.

На данном этапе мастер должен правильно выбрать индуктор (от латинского Мийо — ввожу, навожу, побуждаю)1. Это может быть слово, фраза, вопрос, стихотворение, открытка, отрывок из музыкального произведения и т.д. Правильно выбранный индуктор задает направление мысли, но для включения индуктора в долговременную работу должно быть совершено личное действие каждым участником; действие по поводу этого индуктора [2].

Мастер предлагает ученикам представить человека, приехавшего в Гранаду в XIII в., ответить на вопрос: «Что он там увидит?» и усомниться в том, что он увидел. Мастер задает вопросы, например: «Были ли в тот период Альгамбра и сады Триумфа? Был ли построен Кафедральный собор?» и т.д. С этого момента начинается индукция. Индуктор подталкивает студентов к творческому процессу. На данном этапе происходит обращение к собственному опыту: интуитивному, культурному, сознательному, познавательному

2 этап. Деконструкция/ реконструкция.

На этапе деконструкции происходит разрушение всего того, что знал обучающийся. Деконструкция — разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами [3]. Осознание неполноты знаний, недовольство собой. Начинается работа с материалами, исследование. Наступает этап реконструкции. Студенты ставят перед собой вопросы, начинается поиск, решают поставленные перед ними индивидуальные задания и задания в группе, формируют общее мнение.

1 Большая советская энциклопедия: В 55 т. / Под ред. А.М. Прохорова. 3-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1972. Т. 10. С. 590.

3 этап. Социализация.

Социализация — соотнесение своей деятельности и взаимоотношение с окружающими. Каждый участвует и в том, и другом процессе, делится своими знаниями, опытом, впечатлениями. Мастер ставит общую задачу для всего класса. Работа в группах позволяет выразить общее мнение и сообщить его всем. Это могут быть доклады, рассказы, афиширование рисунков или творческих текстов. В мастерской должно быть не менее двух социализаций.

Затем происходит «разрыв». Разрыв не является этапом мастерской [4]. Это отказ от предыдущего знания во имя знания. Разрыв как озарение, новое видение предмета [11]. В процессе исследования главное — не только узнать новое, но и понять, почему происходят те или иные явления, что послужило толчком для написания литературных, музыкальных, художественных произведений, открытия законов.

4 этап. Рефлексия.

Рефлексия проходит на всех этапах мастерской. Ученик должен оценить свой результат, понять себя, что ему удалось и не удалось, поставить перед собой новые цели. Это размышление: «Что есть во мне, что я делал на данном занятии и что мешает мне это делать». Мастер предлагает продолжить фразы: «Для меня сегодня было открытием, что...», «Теперь я знаю почему...», «Я хотел(а) бы.», «Надеюсь, что.».

Перечислим типы педагогических технологий.

1. Мастерская построения знаний — это творческая деятельность, представленная так: творческий процесс — творческий продукт — осознание его закономерностей — соотнесение полученного с достижениями культуры — коррекция своей деятельности — новый продукт и т.д. [4].

2. Мастерская письма — эффективная технология для работы со словом. Отдельные слова и словосочетания необходимо объединить в единую композицию. На мастерских ученик обогащает словарный запас, приобретает жизненный опыт, самостоятельно выстраивает свое знание. Помогает каждому обучающемуся стать на путь открытия истины, ценностей, мира, других и себя.

3. Развитие критического мышления — технология, состоящая из трех фаз.

Фаза вызова.

Первая задача — актуализация, вызвать из памяти, что знает, что видел, что слышал. Обучающийся сам определяет уровень знаний.

Вторая — активизация обучаемого, он должен критически подойти к новой теме.

Третья — формирования личного интереса к теме.

Фаза осмысления.

Первая задача — предназначена для активности обучения и интереса к теме.

Вторая — предназначена для осознания и понимания нового материала.

Третья — предназначена для коррекции информации ложной и истинной.

Рефлексия.

Возвращение к информации:

а) закрепить знания;

б) перестроить свои представления в связи с новой информацией (на данном этапе важна вербализация);

в) сформировать полученную информацию;

г) предоставить возможность живого обмена мнениями.

Условия технологии «Развитие критического мышления»:

1) уважение к личности обучающегося;

2) творческая деятельность — безоценочная деятельность [9];

3) отсутствие критики;

4) выделение необходимого времени;

5) активность каждого;

6) разнообразие.

Рассмотрим мастерскую построения знаний на уроке испанского языка, целями которой являются:

- осознание обучающихся объективной передачи содержания текста;

- формирование навыка внимательного отношения к слову и мысли в целом;

- обретение опыта личностного проживания.

Мастерская построения знаний открывает

для ее участников следующие возможности:

- осознать важность выполняемой работы;

- выделить главное из полученной информации и передать ее товарищам;

- проявить толерантность;

- сформулировать требования к переводу;

- поделиться чувствами о стихотворении;

- создать свой авторский перевод;

- прислушаться к себе и осознать свое состояние.

1 этап. Индукция.

Индуктор. На доске написана фраза «Ф.Г. Лорка.»

Составление кластера: ученики записывают все, что они знают или предполагают (рис. 1).

жил в XX веке

жил в XIX веке

жил и работал в Мадриде

жил и работал на юге Испании

поэт

писал для театра

умер во время правления Франко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1 Кластер по творчеству Ф.ГЛорки

Мастер просит учеников объединиться в группы по датам рождения в соответствии со временем года.

2 этап. Деконструкция — реконструкция

Мастер раздает ученикам дидактические материалы и просит продолжить фразу «Ф.Г. Лорка...» (у групп разная информация о Лорке).

Ученики пытаются рассказать о Лорке все, что знают. Работа с материалами, документами и фотографиями помогает понять, что они мало знают о поэте, что в чем-то ошибались. Начинается самоанализ, самокритика. Затем каждый пытается поделиться своей информацией с товарищами.

3 этап. Социализация. Появляется возможность озвучить свои мысли, выслушать мнения товарищей, увидеть неоднозначность и многогранность ответов. На этом этапе мастерской учащиеся чувствуют себя раскрепощенно, они внимательно и терпеливо выслушивают товарищей. Задача каждого — откликнуться, прийти к общему мнению, если это возможно. Эта работа направлена на развитие у учащихся умения сопереживать, выделять главное, обобщать и находить единое решение.

В группах идет активная работа по подбору материала, и вместе они пытаются составить единый рассказ о Лорке.

Затем группы читают вслух свою информацию о поэте.

На испанском языке звучит стихотворение Ф.Г. Лорки «Плач гитары».

Мастер просит учащихся описать чувства, которые они испытали, слушая стихотворение.

Мастер раздает тексты стихотворения, просит учащихся перевести и ответить на вопрос «О чем стихотворение?». На данном этапе каждый ученик работает самостоятельно.

Мастер просит записать знакомые слова в одну колонку, незнакомые — во вторую (данные слова будут индуктором мастерской письма). Учащиеся переводят стихотворение без словаря. Многие испытывают трудности. Через некоторое время мастер задает вопрос: «О чем стихотворение? Изменились ли ваши чувства и впечатления после того, как вы перевели стихотворение?». Учащиеся отвечают на вопросы.

Затем звучит литературный перевод стихотворения Марины Цветаевой. Ученики проводят сравнительный анализ перевода.

Таблица

Примерный образец заполнения таблицы во время работы мастерской построения знаний

Требования к переводу Знания Условия

Четкость родного языка тишина

правильность испанского языка наличие словаря

Рис. 2. Обучение в различных парах с разной информацией (А, В, С — учащиеся; а, Ь, с — информация)

Социализация.

Мастер просит учащихся назвать и записать в таблицу требования к переводу, необходимые знания и условия эффективной работы (см. таблицу).

Из сформулированных самими учащимися требований видно, что им есть к чему стремиться.

Учащиеся еще раз слушают стихотворение «Плач гитары».

Социализация. Мастер предлагает желающим прочитать стихотворение на испанском языке на фоне видеоклипа (проецируется на экране). Каждый пытается по-своему передать переживания, боль автора. На данном этапе происходит саморефлексия, диалог с собой.

4 этап. Рефлексия — возращение к кластеру и совместное заполнение его, исправление ошибок. Мастер предлагает ученикам продолжить фразы: «Для меня сегодня было открытием, что.», «Я хотел бы..».

Для работы в мастерских можно использовать методики обучения в сменных парах.

Целью работы в мастерских являются:

- воспроизведение учебного материала;

- выработка первичных умений и навыков;

- формулировка проблем и их анализ;

- критический анализ, выделение спорных проблем, творческое осмысление [7].

В работе участвуют двое учащихся, у каждого свой фрагмент текста. Две классификационные методики принимаем за отношения между учениками и информацией.

Классификация № 1: ВЗ, ВТ, ОП, СД, КД, СР (взаимообмен заданиями, взаимопередача тем, обсуждение проблем, сократовский диалог, кате-физический диалог, содиалог Ривина) [1].

Один из учащихся (С1) является носителем информации. Он делится этой информацией, отвечает на вопросы, объясняет. Второй учащийся (С2) слушает, задает вопросы, сомневается, обсуждает услышанное, то есть усваивает новые знания с помощью товарища.

Затем происходит смена С1 и С2. В процессе обучения все работают в различных парах и с разной информацией (рис. 2).

Информация, требующая понимания обсуждаемой темы, например, «Употребление настоящего времени сослагательного наклонения в испанском языке» будет получена от А, интерпретирована В, передана С и т.д.

На рисунке 3 представлены разные виды взаимодействия сменных пар и передачи информации.

1 группа: в работе мастерской можно также использовать методику Ривина поабзацного изучения текста (рис. 3).

Взаимодействие зафиксированной пары и информации 1 группа С1С2 ■<—С2С1 ВЗ, ВТ, ОП, СР, СД, КД

2 группа С1И1 ■<-С2 С1-► С2И2 МР

3 группа С1 И С2 СИ, ММ ОМР

Рис. 3. Взаимодействие зафиксированной пары и информации

Рис. 4. Классификационная методика

Выбор методики зависит от содержания текста и его структуры, навыков и умений учащихся, дидактических целей и задач на данном этапе.

В процессе участвуют два ученика, у каждого из которых есть небольшое сообщение. А изучает, В помогает, затем они меняются, после окончания работы каждый продвигается на один абзац, при этом происходит изучение темы товарищем.

1 ЭТАП: С1И ч-С2 (С- учащийся,

И — информация)

2 ЭТАП: С1-► И2С2

Затем они меняются и изучают следующий абзац и т.д.

3 группа: ММ, СИ, ОМР (мурманская методика, совместное изучение, обратная методика Ривина).

Дидактические цели обучения представлены на рис. 4.

Все эти технологии должны служить для того, чтобы изучение иностранного языка было интересным, насыщенным. Необходимо предоставить обучающимся возможность стать творцами, тогда встреча с иностранным языком и другой культурой будет для них радостной и яркой.

Литература

1. АрхиповаА.А. Коллективная организационная форма учебного процесса. СПб.: Интерес, 1995.135 с.

2. Белова Н.И. В поисках ключей к смыслам. СПб.: Корифей, 2000. 27 с.

3. Белов Н.И. Технология педагогических мастерских // Естествознание в школе. 2004. № 6. С. 55.

4. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика, СПб. 1998, 318 с., 302 с.

5. ГалицкихЕ.О. «Живое знание» мастерской. СПб.: Корифей, 2000. 10 с.

6. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., МуштавинскаяИ.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: Каро, 2015. 7 с.

7. ДьяченкоВ.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

8. Евсеенко З.А. Технология мастерских на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: htpp: ffplus. info@gmail.com (дата обращения 21.11.2015).

9. Козлова Т.С. Перспективность идей «Экспериментальной педагогики в современной школе России // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена. 2007. № 43—2 (17).

10. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская. Мастерские по литературе:

интеграция инновационного и традиционного опыта. Книга для учителя. СПБ.: 2002. 1 с.

11. Мухина И.А., Сивакова А.Н. Педагогические мастерские по литературе. СПб.: Корифей, 2000. 5 с.

12. ОкуневА.А. Мастерская как одна из форм организации учебного процесса. СПб.: Корифей, 2000. 17 с.

13. Спатарь-Козаченко Т.И. Роль иностранных языков в формировании кросс-культурного и сервисного пространства (на примере языков, распространенных на территории современной Испании) // Сервис в России и за

рубежом. Т. 9. 2015. № 2 (52). URL: http://electromc-journaLrguts.m/index.php?do=cat&category=2015_2 (дата обращения: 02.12.2015). 14. Франк С. Живое знание. Берлин, 1923. 31 с.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGiCAL WORKSHOP OF BUiLDiNG KNOWLEDGE iN THE LESSON OF SPANiSH

Spatar'-Kozachenko Tat'yana Ivanovna, Senior Lecturer of Spanish at the Department of foreign languages, spatar.tatiana@yandex.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article presents the methodology of creative approach to learning a foreign language in the modern school. The creative process helps students to think critically, to understand rationally the opportunities and to solve the emerging tasks, to develop communication skills, independence. Innovative technologies are showed on the example of the pedagogical workshop of building knowledge in the lesson of Spanish. The author presents methods of teaching in interchangeable pairs to work in the workshops. Innovative technologies allow the student: to be liberated during exercise; to understand that his opinion is important to others; to understand that he can be wrong, and nobody will judge; to assess and develop his abilities; to take decisions independently.

Keywords: innovative technologies, pedagogical workshops, induction, deconstruction/reconstruction, socialization, reflection, work in pairs

References

1. Arkhipova A.A. Kollektivnaya organizatsionnaya forma uchebnogo protsessa [Collective organizational form of the educational process]. SPb.: Interes, 1995.135 p.

2. Belova N.I. V poiskakh klyuchei k smyslam [Researching clues to the meanings]. SPb.: Korifei, 2000. 27 p.

3. Belova N.I. Tekhnologiya pedagogicheskikh masterskikh [Technology of pedagogical workshops] // Estestvoznanie v shkole [Science in school]. 2004. № 6. p. 55.

4. Belova N.I., MukhinaI.A. Pedagogicheskie masterskie: Teoriya i praktika [Pedagogical workshops: Theory and practice], SPb. 1998, p. 318, p. 302

5. GalitskikhE.O. «Zhivoe znanie» masterskoi ["Living knowledge" workshop]. SPb.: Korifei, 2000. 10 p.

6. DautovaO.B., Ivan'shinaE.V., KazachkovaT.B., KrylovaO.N., MushtavinskayaI.V. Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii osnovnoi shkoly v usloviyakh FGOS [Modern pedagogical technologies of primary school after FSES]. SPb.: Karo, 2015. 7 p.

7. D'yachenkoV.K. Novaya didaktika [New didactics]. M.: Narodnoe obrazovanie, 2001. 496 p.

8. Evseenko Z.A. Tekhnologiya masterskikh na urokakh angliiskogo yazyka [Technology of workshops for English lessons] [Electronic resource]. URL: htpp: ffplus.info@gmail.com (Accessed on November 21, 2015).

9. Kozlova T.S. Perspektivnost' idei «Eksperimental'noi pedagogiki v sovremennoi shkole Rossii [Promising ideas of the "Experimental pedagogy in the modern school of Russia] // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im.A.I.Gertsena [Bulletin of Herzen Russian state pedagogical University]. 2007. № 43—2 (17).

10. Mukhina I.A. Chto takoe pedagogicheskaya masterskaya. Masterskie po literature: integratsiya innovatsionnogo i traditsi-onnogo opyta. Kniga dlya uchitelya [What is a teaching workshop. Workshops on literature: integration of innovative and traditional experience. The teacher's book.]. SPB.: 2002. 1 p.

11. MukhinaI.A., SivakovaA.N. Pedagogicheskie masterskie po literature [Pedagogical workshops for literature]. SPb.: Korifei, 2000. 5 p.

12. OkunevA.A. Masterskaya kak odna iz form organizatsii uchebnogo protsessa [Workshop as one of the forms of organization of educational process]. SPb.: Korifei, 2000. 17 p.

13. Spatar'-Kozachenko T.I. Rol' inostrannykh yazykov v formirovanii krosskul'turnogo i servisnogo prostranstva (na primere yazykov, rasprostranennykh na territorii sovremennoi Ispanii) [The role of foreign languages in the formation of cross-cultural and service space (on the example of the languages spoken on the territory of modern Spain)]. // Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad].V. 9. № 2 (52). 2015. URL: http://electronic-journal.rguts.ru/index. php?do=cat&category=2015_2 (Accessed on December 02, 2015).

14. FrankS. Zhivoe znanie [Living knowledge]. Berlin, 1923. 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.