Научная статья на тему 'От урока-мастерской к фестивалю детского литературного творчества (о развитии внимания к родному языку и творческих способностей учащихся)'

От урока-мастерской к фестивалю детского литературного творчества (о развитии внимания к родному языку и творческих способностей учащихся) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕРСКАЯ / РЕЧЬ / СЛОВО / ТВОРЧЕСТВО / ФЕСТИВАЛЬ / SPEECH / WORD / CREATIVITY / FESTIVAL / STUDIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Любавская Надежда Васильевна

Статья посвящена технологии педагогических мастерских по русскому языку и литературе: представлен алгоритм их проведения (с включением интересных примеров), намечены пути адаптации в обычной школе. Также в статье рассказывается о связи данной технологии с проведением фестивалей детского литературного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From Pedagogical Studious to Children Literacy Art Festival (On Development of Attention to Native Language and Students’ Creativity Development)

This article covers the technology of pedagogical studios for learning Russian language and literature. Submitted the sequence of this program (including interesting examples), outlined the ways of its adaptation in a normal School. The article also includes the information about the connection of this technology and organizing festivals of children’s writing creativity.

Текст научной работы на тему «От урока-мастерской к фестивалю детского литературного творчества (о развитии внимания к родному языку и творческих способностей учащихся)»

Н. В. Любавская

ОТ УРОКА-МАСТЕРСКОЙ — К ФЕСТИВАЛЮ ДЕТСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА

(О РАЗВИТИИ ВНИМАНИЯ К РОДНОМУ ЯЗЫКУ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ)

NADEZHDA V. LYUBAVSKAYA FROM PEDAGOGICAL STUDIOUS TO CHILDREN LITERACY ART FESTIVAL (ON DEVELOPMENT OF ATTENTION TO NATIVE LANGUAGE AND STUDENTS' CREATIVITY DEVELOPMENT)

Надежда Васильевна Любавская

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 13 с углублённым изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга, методист по русскому языку и литературе ИМЦ Невского района Санкт-Петербурга ► [email protected]

Статья посвящена технологии педагогических мастерских по русскому языку и литературе: представлен алгоритм их проведения (с включением интересных примеров), намечены пути адаптации в обычной школе. Также в статье рассказывается о связи данной технологии с проведением фестивалей детского литературного творчества.

Ключевые слова: мастерская, речь, слово, творчество, фестиваль.

This article covers the technology of pedagogical studios for learning Russian language and literature. Submitted the sequence of this program (including interesting examples), outlined the ways of its adaptation in a normal School. The article also includes the information about the connection of this technology and organizing festivals of children's writing creativity.

Keywords: studio, speech, word, creativity, festival.

Инновационная форма обучения урок-мастерская — это особая педагогическая технология, основанная на представлениях о ценности каждой человеческой личности, позволяющая ей самой «строить» свое знание, активно и творчески пользоваться им в жизни как своим приобретением. При этом раскрывается и творческий потенциал человека. Мастерская объединяет все направления педагогической деятельности учителя. Её основной закон: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам».

В настоящее время опыт проведения мастерских распространился по всей России. Увлекла эта новая форма обучения и меня. Более десяти лет занимаюсь освоением методики и разработкой уроков-мастерских. Мною составлено около 20 мастерских для 5-11 классов по русскому языку и литературе. Их темы разнообразны: времена года («Лик осени», «Зима...Красавица или ведьма злая?», «А я говорю: „Апрель..."»), любимый город («Мой Петербург») — это мастерские для 5-6 классов. Во время мастерских для учащихся 8-11 классов «Тряпица совести в кармане», «Есть или нет...Что это значит?», «Куда ведут рельсы?», «Герой или антигерой?» идёт серьёзный откровенный разговор о совести, о роли семьи в жизни человека, о выборе жизненного пути, о нравственных основах жизни. В центре большинства мастерских — работа с литературными произведениями М. Ю. Лермонтова, А. Фета, Н. Рубцова, И. Бунина, К. Бальмонта, В. Маяковского и др. Разработана программа обучения

[мир русского слова № 1 / 2014]

[русская словесность в школе]

педагогов «Мастерские как способ развития творческих способностей учащихся».

На уроках в 5-11 классах используются специальные рабочие тетради — учебно-методический комплекс по литературе и развитию речи. Руководитель проекта — А. Г. Нелькин (Санкт-Петербург, издательство «СМИО Пресс»). В 2006 году в «Тетради по литературе и развитию речи для 8 класса» были напечатаны и мои мастерские.

Вместе с учениками составлены «Законы мастерской», которые позволяют как можно быстрее постичь особенности работы, отличающейся от обычного урока, и включить детей в эту работу. Вот они:

1. Всё, что ты делаешь, правильно и хорошо.

2. Каждый обязательно должен выполнять всё, о чём попросит мастер.

3. Один говорит — все слушают.

4. Не задавать вопросов. Как понял — так и делай. Всё правильно!

5. Обязательно записывай всё, что понравилось у других (добирай материал).

При знакомстве учащихся с этими законами необходимы комментарии к ним, например такие: чтобы сделать всё правильно и хорошо и не задавать вопросов, нужно очень внимательно слушать мастера; чтобы набрать достаточное количество материала, надо слушать своих товарищей и выполнять всё, о чём попросит мастер.

Технология мастерских достаточно подробно изложена в работах педагогов Москвы и Санкт-Петербурга. При всем разнообразии мастерских есть некий алгоритм процесса. Его можно представить в виде схемы:

индуктор

создание текста-миниатюры

. /^т деконструкция

^¡г обращение к новой информации и её обработка

реконструкция (конструкция) — создание окончательного текста

рефлексия

Каждое задание мастерской может быть использовано и на других уроках для активизации познавательной деятельности учащихся, творческого процесса. Толчок, который должен помочь разбудить мысли учащихся, получил название индуктора. Это может быть задание вокруг слова («игра» со словом, его «раскатывание», создание ассоциативного ряда), предмета, рисунка, воспоминания — чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное. На мастерской в 10 классе «Герой или антигерой» индуктором становится раскатка слова «клинч». Ученики на основе букв и слогов этого слова создают новые слова: клин, крик, клич, чин, клеймо, ключ, кличка, личность и др. Не многие из ребят (кроме тех, кто читал одноименную пьесу А. Слаповского) знают, что такое «клинч» (обоюдный захват боксеров, запрещенный приём в спорте), — это стимул заинтересовать их, включить в активную работу.

После каждого этапа мастерской необходимо предъявить « продукт» всем участникам — это социализация, во время которой учащиеся имеют возможность как высказать свое мнение, так и услышать мнения ровесников. Приветствуются любые мнения. Как правило, идеальное количество учащихся для работы в мастерской — 12: три группы по четыре человека, и в процессе работы во время социализации необходимо дать слово каждому ученику. Здесь пойдёт речь о своеобразной адаптации технологии мастерской к условиям использования в обычной школе, где в классе от 25 до 30 учащихся (это 6-8 групп). В связи с этим можно проводить социализацию таким образом: группы по очереди (первая — 1-е задание, вторая — 2-е задание и т. д.) отчитываются о выполнении заданий, причём члены остальных групп могут дополнять ответы своих товарищей.

В результате работы с различными материалами: словами, звуками, природными материалами — в целях накопления слов — создаётся начальный творческий «продукт», так называемый мини-текст. Это возможность самовыражения, особенно необходимая подросткам. Мини-текст — своеобразная ступенька к литературе через собственные ощущения.

98

[мир русского слова № 1 / 2014]

Кульминацией творческого процесса является так называемый «разрыв». Это психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, явления, образа, отношения. Происходит разрыв между старым и новым знанием. Так на мастерской «Лермонтов и Кавказ» ученики приходят к выводу, что поэт, зарекомендовавший себя смелым и отважным офицером, не желал воевать с горцами. Оказывается, Кавказ и в стихотворениях Лермонтова двулик: с одной стороны, это край экзотики; с другой — человеческих трагедий.

На основе всего набранного словарного материала создаётся окончательный текст. Если до этого этапа ученики занимались деконструкцией материала, то есть работали на уровне определённых слов, словосочетаний, ассоциаций, то окончательный текст — это конструкция, проявление каждым учеником в полной мере своего творческого потенциала. Не менее важно, что текст, созданный на мастерской, раскрывает внутреннее «я» каждого участника.

Заключительный, обязательный этап мастерской — рефлексия (самоанализ). Обычно мастер задает вопросы: «Как работалось? Где, на каком этапе, было трудно? Что нового дала тебе мастерская? Что такое для тебя мастерская?» Как правило, ответы учащихся свидетельствуют о достигнутом взаимопонимании между мастером и детьми: «Мастерская для меня — это чудесная игра, которую всегда жду с нетерпением», «Мастерская — это радость. Я узнаю ближе своих одноклассников, получаю новые знания», «Мастерские — уроки, которые помогают развивать воображение, способности, речь, постигать смысл слова», «...это возможность углубиться в себя, написать стихотворение, рассказ».

Ничто так не укрепляет юного человека, как убеждённость в том, что и он способен на что-то созидательное. Читать, сочинять — значит мыслить, прикоснуться своей душой к душе другого человека. Творческий диалог может быть продолжен в обстановке фестиваля литературно-художественного творчества, когда учащиеся знакомят присутствующих со своими поэтическими

и прозаическим произведениями, принимают участие в интересном разговоре-обсуждении услышанного, а самое главное — получают ценные советы мастеров пера — писателей, т. е. повышается уровень речевой грамотности школьников. Поэтому хочу подробнее остановиться на такой форме работы, как организация и проведение фестивалей детского литературного творчества.

В копилке моего педагогического опыта — организация и проведение сначала районного, а затем городских и Всероссийских фестивалей литературного творчества учащихся. Если в Третьем Всероссийском фестивале принимали участие 191 человек из учебных заведений нашей страны и стран СНГ, в Четвёртом — около 250 человек, то в Пятом — около 350.

Более десяти лет работаю в составе редколлегии всероссийского журнала «Творчество юных», приобщаю учащихся к созданию собственных произведений. За последние 5 лет творческие работы более чем 50 моих учащихся были напечатаны во всероссийском журнале «Творчество юных», что помогло многим определиться с выбором профессии и поступить в вуз. А начиналось всё с развития внимания к родному языку на уроках-мастерских в школе.

ЛИТЕРАТУРА

Нелькин А. Г. Рабочие тетради по литературе и развитию речи: учеб. пособие для учащихся 5-11 классов средних учебных заведений. СПб., 1999-2008.

Нелькин А. Г., Фураева Л. Д., Любавская Н. В. и др. «Рабочая тетрадь по литературе и развитию речи для 8 класса». Рабочая тетрадь в системе проекта учебно-методического комплекса по литературе и развитию речи с 5 по 11 классы. Руководитель проекта — Нелькин А. Г. СПб., 2006.

Окунев А. А. Урок? Мастерская? Или... СПб., 2001.

Педагогические мастерские по литературе. СПб., 2000.

Педагогические мастерские. Теория и практика. СПб, 1998.

Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Вып. 1. СПб., 1995.

[мир русского слова № 1 / 2014]

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.