Научная статья на тему 'Педагогические мастерские как средство активизации познавательного интереса школьников'

Педагогические мастерские как средство активизации познавательного интереса школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ / ШКОЛЬНИКИ / COGNITIVE INTEREST / PEDAGOGICAL WORKSHOPS / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Н. Ф.

В статье показаны возможности педагогических мастерских в процессе активизации познавательного интереса школьников на уроках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL WORKSHOPS AS A MEANS OF ENHANCING COGNITIVE INTEREST SCHOOLCHILDREN

In the article shows potential of pedagogical workshops during the process of enhancing cognitive interest pupils in lessons.

Текст научной работы на тему «Педагогические мастерские как средство активизации познавательного интереса школьников»

3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. - Минск, 1978.

4. Кашлач, И.Ф. Подготовка будущих учителей к развитию логической памяти учащихся общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2006.

5. Клушина, Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. - Ставрополь, 2001.

6. Мельникова, Е.В. Улучшения в стиле кайдзен // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3.

Bibliography

1. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - L., 1968.

2. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red A.V. Petrovskogo. - M., 1990.

3. Djyachenko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih: osobennosti deyateljnosti studentov i prepodavateleyj vuza / M.I. Djyachenko, L.A.

Kandihbovich. - Minsk, 1978.

4. Kashlach, I.F. Podgotovka buduthikh uchiteleyj k razvitiyu logicheskoyj pamyati uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

5. Klushina, N.P. Metodicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki specialistov socialjnoyj rabotih. - Stavropolj, 2001.

6. Meljnikova, E.V. Uluchsheniya v stile kayjdzen // Metodih menedzhmenta kachestva. - 2007. - № 3.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 37.013

Petrova N. PEDAGOGICAL WORKSHOPS AS A MEANS OF ENHANCING COGNITIVE INTEREST SCHOOLCHILDREN. In the article shows potential of pedagogical workshops during the process of enhancing cognitive interest pupils in lessons.

Key words: cognitive interest, pedagogical workshops, High School Students.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. «Клиническая психология» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

В статье показаны возможности педагогических мастерских в процессе активизации познавательного интереса школьников на уроках.

Ключевые слова: познавательный интерес, педагогические мастерские, школьники.

В настоящее время в образовательных учреждениях вводятся инновационные формы организации учебного процесса. Все они, в той или иной степени, направлены на активизацию познавательного интереса школьников. Как отмечала Г.И. Щукина [1], познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Одной из эффективных технологий, используемых в организации нетрадиционных уроков, является педагогическая мастерская.

Следует отметить, что тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия [2].

На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-представителями ЖФЕН - «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. [3].

Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Концептуальные основы организации педагогической мастерской представлены в таблице 1.

Технология педагогических мастерских является эффективным средством активизации учащихся на уроке, так как она предполагает активность всех учащихся на каждом его этапе. Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап: предъявление творческого задания с последующим его решением.

Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе (иногда парадоксально), со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

«Социализация» - предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллек-

Таблица 1

Концептуальные основы организации педагогической мастерской

№ Принцип и основные правила организации Его содержание

1. Равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской. Мнение каждого участника мастерской одинаково ценно для всех.

2. Право каждого на ошибку. В процессе проведения мастерской ошибки не критикуются, каждому предоставляется право её исправить или осознать.

3. Безоценочная деятельность. В процессе проведения мастерской все высказанные идеи не критикуются; создаются условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуются принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил. Реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность порождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Выделение отдельных мест для индивидуальной работы, создание возможности быстрого представления творческого продукта каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.

8. Ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них, В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися - например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастерская или включаются другие необходимые формы работы.

тивная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса со стороны учащихся (выстраивание новых проблем).

Второй этап: обращение к новой информации и ее обработка.

Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Возможны иные варианты алгоритма работы при соблюдении общих принципов и правил ведения мастерской.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изучение новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает инфор-

мационное голодание. Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со словарем - могут быть включены в мастерскую. Но все это в рамках правил и определенного алгоритма мастерской.

Таким образом, помимо активизации познавательного интереса, технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• создание положительной учебной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• повышение функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• повышение культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• формирования социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.

Библиографический список

1. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М., 1986.

2. Чупрасова, В.И. Современные технологии в образовании. - Владивосток, 2008.

3. Педагогические мастерские Франция - Россия / под ред. Э.С. Соколовой. - М., 1997.

Bibliography

1. Thukina, G. I. Rolj deyateljnosti v uchebnom processe. - M., 1986.

2. Chuprasova, V.I. Sovremennihe tekhnologii v obrazovanii. - Vladivostok, 2008.

3. Pedagogicheskie masterskie Franciya - Rossiya / pod red. Eh.S. Sokolovoyj. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 372.881.1: 371.13

Skibitsky E.G., Skibitskaja I.U. THE FORMING TERMINOLOGICAL KNOWLEDGE STUDENTS NONLANGUAGE AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The scientific approach for terminological knowledge students nonlanguage at higher educational institution are show. The pedagogical instrument are described. The description complex approach are give. The peculiarity for terminological knowledge students are discerned.

Key word: lingvisticprofessional training, terminological knowledge, pedagogical instrument, complex approach, development, approachs, terminology, active methods, didactic material, forming, process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.