Научная статья на тему 'Исследование готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности'

Исследование готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ КИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS / READINESSFOR ACTIVITY / READINESS OF THE UNIVERSITY TEACHERFOR INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY / THE COMPONENTS OF READINESS FOR INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паштаев Б. Д.

В статье, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведенных исследований, получены данные о готовности преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности. Делается вывод о необходимости подготовки преподавателей вузов к данному виду деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE UNIVERSITY TEACHER READINESS FOR INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY

On the Basisof the theoretical analysis of the psychological and educational literature and studies, the data on the readiness of university teachers for innovation and commercial activity is obtained. The conclusion about the necessity of preparing the university teachersfor this type of activity is drawn.

Текст научной работы на тему «Исследование готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности»

Таблица 1

Результаты экспериментальной работы по развитию мотивации ответственного отношения старшеклассников

к учебно-познавательной деятельности

Компоненты мотивации ответственного отношения к учебной деятельности Уровни их проявления Соотношение по частоте проявления (в %)

экспериментальная группа контрольная группа

до экспер. после экспер. до экспер. после экспер.

Эмоционально-ценностный высокий 26,8 82, 9 26, 5 26, 8

средний 60, 0 5, 0 59, 4 60, 6

низкий 13, 2 12, 1 14, 1 12, 6

Содержательно-смысловой высокий 12, 1 70, 6 11, 5 11, 5

средний 54, 7 15, 3 55, 3 55, 9

низкий 33, 2 14, 1 33, 2 32, 6

Созидающий высокий 12,1 56,5 11,5 10,9

средний 31,5 31,2 44,1 28,5

низкий 56,5 12,4 44,4 60,6

знанию у старшеклассников экспериментальной группы стали преобладать внутренние. В условиях положительной мотивации ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности познавательная ответственность приобретала для учащихся личностный смысл и становилась предметом удовлетворения познавательной потребности. Приведенная статистика подтверждает тот факт, что при реализации воспитания ответственного отношения старшеклассников к учебно-познавательной деятельности целесообразно опираться на социальные познавательные мотивы, связанные с выбором профессии и творческих достиже-

Библиографический список

ний, а также мотивы личного престижа. Нужно также отметить, что вопреки нашим ожиданиям, проводимая воспитательная работа вызвала почти мгновенный положительный отклик со стороны большинства учащихся, за исключением тех, кто не определился с выбором будущей профессии. Таким образом, все изложенное выше указывает на взаимосвязь успешного формирования мотивации ответственного отношения к учебе и привития обучающимся необходимых социальных ценностных ориентаций на ответственное отношение к познанию и учебе посредством совершенствования их деятельности и сознания.

1. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. - Волгоград, 2006.

2. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М., 2003.

3. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. - М., 2004.

Bibliography

1. Monakhov, V.M. Vvedenie v teoriyu pedagogicheskikh tekhnologiyj: monografiya. - Volgograd, 2006.

2. Shadrikov, V.D. Vvedenie v psikhologiyu: motivaciya povedeniya. - M., 2003.

3. Ayjsmontas, B.B. Pedagogicheskaya psikhologiya: skhemih i testih. - M., 2004.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 378 (075.8)

Pashtaev B.D. STUDY OF THE UNIVERSITY TEACHER READINESS FOR INNOVATION AND COMMERCIAL ACTIVITY. On the Basisof the theoretical analysis of the psychological and educational literature and studies, the data on the readiness of university teachers for innovation and commercial activity is obtained. The conclusion about the necessity of preparing the university teachersfor this type of activity is drawn.

Key words: readiness, readinessfor activity, readiness of the university teacherfor innovation and commercial activity, the components of readiness for innovation and commercial activity.

Б.Д. Паштаев, канд. пед. наук, доц.. зав. каф. высшей математики Дагестанского гос. аграрного

университета, г. Махачкала, E-mail - bulat-625@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ИННОВАЦИОННО-КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье, на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и проведенных исследований, получены данные о готовности преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности. Делается вывод о необходимости подготовки преподавателей вузов к данному виду деятельности.

Ключевые слова: готовность, готовность к деятельности, готовность преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности, компоненты готовности кинновационно-коммерческой деятельности.

Эффективность инновационно-коммерческой и в целом профессиональной деятельности преподавателя современного вуза зависит от множества факторов, которые сложно поддаются учету. Данное высказывание подтверждает анализ имеющейся на настоящий момент научно-педагогической и научно-психологической литературы, который показал, что, несмотря на разнообразие подходов в исследованиях, посвященных изучению вопросов готовности к деятельности, подготовки к деятельности, данная проблема имеет много неопределенностей, особенно в части выявления зависимости в диаде «готовность к деятельности ! эффективность деятельности».

Понятие «готовность» ввел в научный оборот Б.Г. Ананьев [1]. Большинство исследователей согласны с тем, что готовность

- это психологическая категория, отражающая определенное состояние личности. Однако до сих пор в психолого-педагогичес-кой науке нет единой трактовки определения готовности и единого понимания ее структуры. Так, в работах А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского готовность трактуется как «активно-действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи. Для готовности к действию нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершать эти действия» [2, с. 494].

Исследователи Л.А. Кандыбович и М.И Дьяченко под готовностью понимают личностное образование, которое включает положительное отношение к профессии и достаточно устойчивые мотивы деятельности, черты характера, адекватные профессиональным требованиям, специальные способности, особенности восприятия, памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств [3].

Если говорить о педагогической деятельности, то, например, Т.А. Синьковская считает, что готовность к ней - это совокупность свойств и качеств личности педагога, адекватно отражающая структуру его педагогической деятельности. Она считает готовность к педагогической деятельности решающим условием быстрой адаптации выпускника педагогического вуза к условиям педагогического труда и предпосылкой дальнейшего профессионального совершенствования. И.Ф. Кашлач полагает, что профессиональная готовность включает в себя профессиональную пригодность и подготовленность к педагогической деятельности [4].

Опираясь на приведенные выше высказывания, можно предположить, что состояние готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности - это одно из профессионально-личностных новообразований, заключающееся в состоянии личности преподавателя, обеспечивающем умение сохранять эффективность профессиональной деятельности в условиях диверсификации модели вуза и вхождения системы высшего образования в рыночные отношения.

Исследуя структуру профессиональной готовности, мы обратились к модели, предложенной Н.П. Клушиной [5] и, опираясь на нее, мы предложили следующий компонентный состав готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности:

- мотивационный компонент готовности (осознание значимости поставленных инновационных и коммерческих задач, положительный эмоциональный настрой на инновационно-коммерческую деятельность, гибкость мышления, креативность, твор-ческость, открытость, стремление к педагогическому взаимодействию с коллегами и студентами при решении новых задач);

- когнитивный компонент готовности (обладание системой теоретических и практических знаний о сущности, содержании, направленности инновационно-коммерческой деятельности преподавателя современного вуза, ее целях, видах и формах;

- деятельностный компонент готовности (наличие у преподавателя вуза сформированных умений и навыков инновационно-коммерческой деятельности, активное вовлечение в эту деятельность студентов и коллег, построения научного и образовательного процесса в вузе с учетом его ориентации на рыночные отношения).

Мы считаем также, что исследование проблемы готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности «ложится в лоно» компетентностного подхода, поскольку ком-петентностный подход предполагает новую логику организации профессионального образования, а именно логику решения задач и проблем не столько индивидуального, сколько группового, коллективного характера. Отсюда, акцент в деятельности преподавателя вуза на прикладные (востребованные рынком) научные исследования и высокое качество оказания образовательных услуг.

Таким образом, высшая степень готовности преподавателя вуза к инновационно-коммерческой деятельности - это сфор-мированность определенного уровня одного из компонентов его профессиональной компетентности, которая наступает в результате не только приобретения преподавателем определенных знаний и умений, но и в результате применения их на практике.

Проведенный нами анализ содержания образовательнопрофессиональных программ, которые используются в вузах для подготовки будущих высококвалифицированных кадров, а также анализ локальных нормативных документов вузов, учебнопрограммной документации образовательных учреждений республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что в учебном процессе вузов подготовка к инновационно-коммерческой деятельности практически не осуществляется.

Следствием этого является низкая подготовленность (и низкая готовность) преподавателей к осуществлению инновационно-коммерческой деятельности в научно-образовательном пространстве современного вуза.

Исследования уровня вышеназванной готовности преподавателей, проведенные нами в ряде вузов г. Махачкала выявил,

Библиографический список

что только 2% из них имеют высокий уровень готовности, 12% -средний и, абсолютное большинство, 86% - низкий, что свидетельствует о недостаточной разработанности научных основ подготовки преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности и актуальности заявленной темы исследования.

Результаты проведенных опросов, с использованием специально составленных нами анкет, говорит о том, что более 90% преподавателей вузов слабо владеют понятийным аппаратом, связанным с инновационно-коммерческой деятельностью. Более того, у преподавателей, сформировалась отстраненная позиция по отношению к данному виду деятельности. Таким образом, можно сделать вывод и о низком уровне когнитивного компонента готовности преподавателей вузов к инновационно-коммерческой деятельности.

Преподаватели вузов испытывают затруднения: в определении целей и задач, выборе содержания инновационно-коммерческой деятельности (97%); в организации данного вида деятельности (96%); в выборе направления инновационно-коммерческой деятельности (64%); в оценке собственных потенциальных возможностей в данной деятельности (76%); в формулировке «бизнес-идей» или «инновационных предложений» (88%); в умении описывать, объяснять, прогнозировать свою деятельность (т.е. позиционировать себя) на рынке интеллектуальных разработок (96%).

При низком уровне сформированности данного компонента готовности у преподавателя вуза отсутствуют знания и умения, необходимые для ведения инновационно-коммерческой деятельности, и, как правило, преподаватель не стремится к овладению ими. При среднем уровне знаний и сформирован-ности умений преподаватель проявляет их только в отдельных ситуациях, и применяемые методы и приемы не отличаются разнообразием и низкоэффективны. Когда знания и умения преподавателей сформированы на высоком уровне, то они используются сознательно и самостоятельно, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной подготовке со стороны рынка научно-образовательных услуг и аккредитационных показателей для вузов, но, к сожалению, доля таких преподавателей очень мала.

Эти данные были использованы нами при разработке разноуровневых проблемно-модульных программ подготовки студентов, аспирантов и преподавателей вуза к инновационно-коммерческой деятельности.

Таким образом, инновации как процесс эволюционный, не поддаются мгновенному директивному запуску, из чего следует важная роль и значение подготовки людей, их образования и воспитания в целях изменений. Именно поэтому одним из важнейших элементов современного инновационного общества является инновационная грамотность и культура, которые в свою очередь предполагают особую политику, свои стратегические ориентиры. К принципиальной составляющей инновационной культуры следует отнести трудовую мораль. Исключительный пример здесь демонстрирует Япония, где всеобъемлющим является движение «кайдзен» - постоянное совершенствование во всех областях и на всех уровнях [6].

Аксиоматическим становится положение, что всегда проигрывает тот, кто медленно реагирует на перемены. В то же время человеку одновременно присуще (в этом диалектика): а) боязнь перемен, и б) стремление к совершенству.

На эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза оказывает влияние ряд факторов и условий: внешних и внутренних, социальных, культурных, исторических, рыночных и др. Главным фактором, обеспечивающим эффективность профессиональной деятельности преподавателя вуза в сфере инновационно-коммерческой деятельности будет являться его готовность к работе в этой сфере - личностно-профессиональное новообразование, заключающееся в состоянии личности, обеспечивающем умение сохранять эффективность профессиональной деятельности в условиях, меняющихся под влиянием конъюнктуры рынка.

Готовность преподавателя к инновационно-коммерческой деятельности, заключающаяся в умении быстро и адекватно реагировать на изменения рынка научно-образовательных услуг и, таким образом, сокращать затраты (временные, эмоциональные, ресурсные и пр.) на достижение целей профессиональной деятельности, обнаруживает прямую корреляцию с эффективностью инновационно-коммерческой деятельности.

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

2. Психологический словарь / под ред А.В. Петровского. - М., 1990.

3. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы: особенности деятельности студентов и преподавателей вуза / М.И. Дьяченко, Л.А. Кан-дыбович. - Минск, 1978.

4. Кашлач, И.Ф. Подготовка будущих учителей к развитию логической памяти учащихся общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2006.

5. Клушина, Н.П. Методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов социальной работы. - Ставрополь, 2001.

6. Мельникова, Е.В. Улучшения в стиле кайдзен // Методы менеджмента качества. - 2007. - № 3.

Bibliography

1. Ananjev, B.G. Chelovek kak predmet poznaniya. - L., 1968.

2. Psikhologicheskiyj slovarj / pod red A.V. Petrovskogo. - M., 1990.

3. Djyachenko, M.I. Psikhologiya vihssheyj shkolih: osobennosti deyateljnosti studentov i prepodavateleyj vuza / M.I. Djyachenko, L.A.

Kandihbovich. - Minsk, 1978.

4. Kashlach, I.F. Podgotovka buduthikh uchiteleyj k razvitiyu logicheskoyj pamyati uchathikhsya obtheobrazovateljnihkh uchrezhdeniyj: avtoref. dis. ...kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

5. Klushina, N.P. Metodicheskoe obespechenie professionaljnoyj podgotovki specialistov socialjnoyj rabotih. - Stavropolj, 2001.

6. Meljnikova, E.V. Uluchsheniya v stile kayjdzen // Metodih menedzhmenta kachestva. - 2007. - № 3.

Статья поступила в редакцию 14.06.12

УДК 37.013

Petrova N. PEDAGOGICAL WORKSHOPS AS A MEANS OF ENHANCING COGNITIVE INTEREST SCHOOLCHILDREN. In the article shows potential of pedagogical workshops during the process of enhancing cognitive interest pupils in lessons.

Key words: cognitive interest, pedagogical workshops, High School Students.

Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. каф. «Клиническая психология» ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», г. Ставрополь, E-mail: klinpsych@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

В статье показаны возможности педагогических мастерских в процессе активизации познавательного интереса школьников на уроках.

Ключевые слова: познавательный интерес, педагогические мастерские, школьники.

В настоящее время в образовательных учреждениях вводятся инновационные формы организации учебного процесса. Все они, в той или иной степени, направлены на активизацию познавательного интереса школьников. Как отмечала Г.И. Щукина [1], познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Одной из эффективных технологий, используемых в организации нетрадиционных уроков, является педагогическая мастерская.

Следует отметить, что тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия [2].

На смену отдельным формам и методам активного обучения, делающим процесс обучения разорванным на части, приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения, в частности. Технологичность учебного процесса состоит в том, чтобы сделать учебный процесс полностью управляемым.

Эта необычная система обучения была разработана французскими педагогами-представителями ЖФЕН - «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. [3].

Педагогическая мастерская - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Концептуальные основы организации педагогической мастерской представлены в таблице 1.

Технология педагогических мастерских является эффективным средством активизации учащихся на уроке, так как она предполагает активность всех учащихся на каждом его этапе. Алгоритм деятельности в мастерской зависит от ее вида. Мастерская построения знаний имеет не менее двух этапов и строится по определенному плану.

Первый этап: предъявление творческого задания с последующим его решением.

Индуктор - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе (иногда парадоксально), со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли.

Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Обычно основано на деконструкции и реконструкции. Деконструкция - разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

«Социализация» - предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллек-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.