Научная статья на тему 'Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования'

Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1083
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОБЫТИЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОЧНИКИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / МАСТЕРСКИЕ ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВА / АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТЫ СОТВОРЧЕСТВА / THE EVENT EDUCATION / SOURCES OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / LIFEWORK WORKSHOPS / THE ALGORITHM OF ACTIVITY ORGANIZATION / CO-CREATION RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

Автор предлагает современный способ создания условий для духовно-нравственного воспитания человека в процессе егопрофессионально-личностного становления. Статья раскрывает педагогические возможности и технологический алгоритм мастерских жизнетворчества как инновационной технологии событийного образования в условиях реализации федерального государственного стандарта общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Lifework Workshops as the Innovational Technology of the Event Education

The author suggests a new way of creating conditions for the spiritual and moral education of the person in his professional and personal development. The article reveals educational opportunities and technology of the lifework workshops as the innovational technology of the event education under the implementation of the Federal State standard of general education.

Текст научной работы на тему «Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / OF TEACHING AND EDUCATION

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 373.5(051)

Мастерские жизнетворчества как инновационная технология событийного образования

Е. О. Галицких

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

Аннотация. Автор предлагает современный способ создания условий для духовно-нравственного воспитания человека в процессе его профессионально-личностного становления. Статья раскрывает педагогические возможности и технологический алгоритм мастерских жизнетворчества как инновационной технологии событийного образования в условиях реализации федерального государственного стандарта общего образования.

Ключевые

слова: событийное образование, источники духовно-нравственного

воспитания, мастерские жизнетворчества, алгоритм организации деятельности, результаты сотворчества.

Проблема духовно-нравственного воспитания человека остаётся в разряде вечных вопросов педагогического сообщества и поиска «живого знания» о «воспитании души». «Душа обязана трудиться» над построением своего мира ценностей, над вечным нравственным выбором между добром и злом. В условиях реформирования современной школы, новых требований федерального государственного образовательного стандарта, ситуаций межнациональных конфликтов и постоянной угрозы терроризма, информационной агрессии построение современного опыта воспитывающего взаимодействия педагогов и «юношества» возрастает.

Современное образование направлено на создание условий для самоопределения личности, для этого нужны новые формы интеграции урочной и внеурочной деятельности, которые должны стать событиями, обращёнными к уму и сердцу, оставляющими впечатления, меняющими смыслы и приоритеты [9, с.43]. Духовно-нравственное воспитание человека - это сложный многомерный процесс, который осуществляется в течение всей жизни человека, даёт ему возможность выстраивать свой мир нравственных выборов, опыт творческой деятельности по самосовершенствованию и осмыслению «образовательных встреч» (В. И. Слободчиков). Свои духовно-нравственные выборы человек стремится осуществлять осознанно, самостоятельно, уверенно и ответственно, потому что «человек - деятельный участник своих истин» (А. А. Ухтомский). Важно принять мысль И. А. Ильина, который считал, что духовная культура народа не есть его почётное кладбище, не есть только музей его лучших свершений и созданий, она живёт и творит-

ся в нас, связанных со своей родиной любовью, молитвою и творчеством. Его уверенность в том, что новыми смыслами и новыми делами обновятся Россия и её культура, внушает надежду. Время обязывает педагогов в современных условиях образования преодолевать все междисциплинарные границы, возвращаться к вечным вопросам бытия и искать инновационные технологии событийного образования, то есть личностно значимого, развивающего, ин-тегративного, эмоционального. И эта задача требует от преподавателей вузов и школьных учителей творчества, от учащейся молодёжи - искреннего душевного напряжения, от организаторов образования - готовности интегрировать усилия, от учёных - разработки и воплощения инновационных технологий.

Данная статья - продолжение научного поиска резервов воспитания «человеческого в человеке» в школе и вузе с помощью чтения и самообразования, технологий саморазвития человека. Осознание воспитания как глубинного внутреннего процесса «собирания себя» даёт возможность искать пути интеграции всех источников познания жизни. На этом пути происходит расширение нравственных её оценок, выстраивание своего мировоззрения, создание багажа впечатлений, событий, ресурсов развития.

Творческое освоение педагогами, студентами и школьниками источников своего духовно-нравственного воспитания поможет им определить смысложиз-ненные установки, даст возможность реализовать гражданскую позицию, сохранить «чувство родины», сделать осознанный выбор своей профессиональной деятельности, образа жизни, отношения к себе и людям.

Педагогические мастерские давно известны в образовательной практике России и мира, они очень чутко откликаются на «погоду в доме», на реформы в образовании и его проблемы [1]. Во втором десятилетии двадцатого века наиболее актуальными стали мастерские ценностно-смысловых ориентаций, потому что они позволяют решать образовательные задачи комплексно, целостно и бережно по отношению к индивидуальности как ребёнка, так и взрослого. Педагогическая наука, теория воспитания, предметные методики ищут резервы образовательных практик нового времени. Мастерские позволяют создать условия для обновления образовательных стандартов, для ответа на вызов времени. Каждый календарный год называет доминанту поиска - семья, культура, литература, кино. Но есть интегрирующее начало развития мышления человека, его духовных практик - это осмысленное чтение. И идея «От Года литературы к читающей стране» отвечает духу времени, её глобальной задаче - сохранению «человеческого в человеке».

Пришло время нового типа мастерских - мастерских жизнетворчества, потому что в их содержании происходит интеграция источников саморазвития человека: эмпирической действительности, философии, науки, искусства и религии.

Жизнь, эмпирическая действительность открывает человеку широту проблем, многообразие впечатлений, общение с природой. Действительность становится духовной лабораторией жизненного опыта и его осмысления. Живое знание, приобретённое на концертах, «образовательных встречах» в музеях, театрах, диалогах и полилогах, на встречах с выдающимися учёными и художниками, в интегративных образовательных экспедициях по родному краю, придаёт то особое качество образованию, которое проверяется в профессиональной практике и не забывается в течение всей жизни.

Изучение, посещение и описание в дневниках, очерках, эссе литературных, исторических, святых мест России питают сознание молодого человека «сердечным дивованием» (И. А. Ильин), гордостью, воспитывают искреннее и глубокое

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TEACHING AND EDUCATION

чувство родины. «То, что я любил и чтил больше всего в жизни своей - некричащую, благородную скромность и правду, высшую красоту и благородство целомудрия, - всё это было дано в восприятии родины... Родина - святыня для всякого, и как таковая она всегда дорога и прекрасна», - писал С. Н. Булгаков.

Событийное образование основано на формировании творческого опыта жизни, на развитии душевных сил путём общения с природой, трудом, событиями истории и культуры родного края. Вспомните такие масштабные события, как парад «Бессмертного полка» или победы российских спортсменов на олимпиаде. Опыт изучения философского и художественного творчества А. и В. Васнецовых доказывает правомерность мысли К. Д. Ушинского о том, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.

Философия как источник духовно-нравственного воспитания человека становится школой мысли, размышления, восхищения плодами человеческого разума. Философские произведения знакомят читателей с выдающимися мыслителями России, раскрывают жизнь как духовное усилие во времени, как поиск своего призвания и вдохновляют на размышления о смысле человеческой жизни.

Искусство как источник духовно-нравственных переживаний человека открывает перед человеком молодым «диалектику чувств», широкое поле для самовыражения, развёртывания своих творческих способностей. «Поэзия педагогики» расцветает в системе художественного образования, потому что она открыта, демократична, инновационна. Знакомство с творческими лабораториями и биографиями художников, писателей, музыкантов, свой опыт творческой деятельности спасает человека в минуты испытаний и переломов судьбы. Опыт литературного творчества и смыслового чтения находит отражение в сочинениях, высказываниях, исследовательских работах молодых авторов. Выдающийся артист Михаил Ульянов считал, что «искусство многолико - и этим оно интересно. Искусство безгранично - и этим оно прекрасно. Искусство всезнающе - и этим оно замечательно. Сегодня искусство ищет пути, как в заваленной шахте, -к людям, к свету, и находит, часто с помощью классики, эти пути. Классика - как посох в руке усталого путника жизни» [10, с.159].

Наука формирует опыт понимания, аргументации, установления причинно-следственных связей, даёт возможность человеку погружаться в историю науки, видеть смысл в поиске истины, сочетать учение и самообразование, не останавливаться на достигнутом. Наука позволяет пользоваться «живым знанием» (С. Л. Франк, В. П. Зинченко). А. Ф. Лосев писал, что самое ценное для него - живой ум, живая мысль, такое мышление, от которого человек физически здоровеет и ободряется, психологически радуется и веселится, а ум ответно становится мудрым и простым одновременно.

Функция религии - удовлетворять потребность человека в чувстве причастности к бесконечности, к культуре человечества. Религия раскрывается перед взором человека как интегративный источник веры, надежды, любви, потому что даёт точку опоры в традиционной культуре народа, открывает глубины мудрости, которую нужно постигнуть сердцем, утоляя духовную жажду. Библия, Нагорная проповедь Христа предлагают один из путей духовной жизни, в которой главное - бескорыстие, искренность, стремление к совершенствованию, любовь к ближнему.

В разные периоды жизни, в зависимости от возраста, обстоятельств, уровня духовных потребностей человека, любой из этих источников может приобретать доминантное значение, а взаимосвязь источников будет образовывать новые ин-тегративные результаты, углублять духовно-нравственную жизнь человека. Его духовность проявляется как активное внутренне стремление к истине, правде,

добру и красоте, направляющее весь духовный опыт человека к идеалу высшего божественного порядка и справедливости.

Мастерские жизнетворчества используют в своём содержании все составляющие бытия и создают условия для пробуждения активного стремления личности к развитию, к сохранению в себе человеческого качества доброты, милосердия, трудолюбия. Все источники обладают своим развивающим потенциалом и поэтому требуют от педагога осознанного их сочетания. Не случайно тексты в мастерских перекликаются, некоторые задания повторяются, чтобы они стали личным опытом жизни. Именно творчество жизни выводит за рамки мастерских в поиск авторских способов работы, которые постепенно оттачиваются до алгоритма и воспроизводимости, становятся технологичными способами организации жизнетворческой развивающей деятельности [4; 5; 6; 7; 8; 11].

К результатам проживания мастерских жизнетворчества можно отнести следующие новообразования в сознании как педагогов, так и школьников:

- широкий взгляд на мир как источник духовных сил, ценностей и смыслов;

- многообразные связи с миром и людьми (общение, путешествия, увлечения-занятия, опыт творческой деятельности);

- чтение через всю жизнь, многообразные познавательные интересы;

- построение стратегии своего жизненного пути, самоопределение личности;

- приобретение мудрости и душевной щедрости, понимание «цепной реакции добра»;

- отношение к людям, искреннее и бескорыстное;

- потребность в саморазвитии и жизнетворчестве.

Поскольку каждая мастерская открывает новый текст, требует читательской активности и читательских умений, то необходимо предоставить учителю весь спектр форм и методов продвижения чтения: на читательском семинаре, в познавательной игре, в литературном салоне, на публичном уроке. Задача преодоления «границ» между урочной и внеурочной деятельностью, обучением, развитием и воспитанием решается в пространстве мастерских, которые имеют последействие, всегда ориентированы на личностный и междисциплинарный результат. Истинный смысл образования заключается в том, чтобы «учиться знанию, памяти, совести» (Ю. М. Лотман), учиться пониманию языка культуры, науки, искусства и сформировать в своём сознании непрагматическую познавательную потребность в жизнетворчестве.

Событийное образование, опыт «педагогики сердца» предполагает душевный контакт с ребёнком, построение «образовательной встречи» (В. И. Слободчиков) с ним. Для этого можно использовать мастерские жизнетворчества как «образовательное событие», как создание условий для творческого взаимодействия педагогов, подростков, старшеклассников, молодых людей с пространством жизни, культуры, искусства. В мастерской выстраивается опыт взаимопонимания, духовного общения с жизнью, рождается радость сотворчества и создаются условия для построения смысложизненных открытий.

Тематика таких мастерских рождается из жизни и жизнью корректируется. Например, «Жизнь как ЧУДО», «Призвание учителя», «В жизни всегда есть место творчеству», «Дочки-матери», «Что я люблю и не люблю», «Жизнь - бесконечное познание...». Эти темы мастерских показывают, что их содержание становится при личном к ним отношении и эмоциональном проживании событием в жизни и детей, и педагогов.

Мастерские жизнетворчества можно использовать в образовательном процессе высшей школы и основной школы, в дополнительном образовании и системе повышения квалификации. Мастерские создают условия для становления че-

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TEACHING AND EDUCATION

ловека в педагогической профессии, являются важным этапом открытия своих возможностей.

Мы определяем педагогические мастерские как интегративную педагогическую технологию профессионально-личностного становления человека в атмосфере сотворчества. Мастерские создают условия для поэтапного построения личностно значимых знаний, смыслов и самостоятельного опыта творческой деятельности каждого участника, который организует информационно-эмоциональное пространство активной коммуникации, социализации и рефлексии результатов собственного жизненного и познавательного опыта.

При создании мастерской необходимо во время подготовки обдумать и организовать следующие виды деятельности:

1. Найти комплекс источников информации.

2. Создать коммуникационное пространство.

3. Включить мотивационные ресурсы.

4. Смоделировать последовательность действий-заданий.

5. Создать условия для общения и социализации.

6. Вдохновить на инсайт, открытие, удивление.

7. Обеспечить рефлексивный выход.

Важно отметить, что искусство мастерской заключается в его композиции, реализации алгоритма деятельности. В этом сила и уникальность мастерских. Поэтому педагогу нужно знать алгоритм деятельности в мастерской, её основные этапы, ставшие классическими:

Начало мастерской (индуктор) - первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создаёт ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность.

Первый этап работы с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, социализацию, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов. Второй этап обращает к новой информации, её обработке (составлению схем, афиш, рисунков, планов, проектов), к корректировке творческого продукта.

Социализация (обсуждение в группе), возникновение «разрыва» между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение гипотез, вариантов суждений, новых вопросов - кульминационный момент мастерской.

«Афиширование» предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций.

Рефлексивный этап - завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, своё отношение и настроение, учатся высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим [2].

Когда-то вычитанная мысль поэта и педагога Инны Кабыш стояла у истоков замысла мастерских жизнетворчества. Она писала: «Речь идёт не об образованности или расширении кругозора, а о попытке жизнестроительства. И я не оставляю надежды, что мне это удаётся. Мне всегда хочется заниматься тем, что я считаю главным. Тогда мне не жаль на это жизни. На остальное - просто жаль. Я не могу никогда сказать: времени жаль. Не времени, а именно жизни. Весь ты - с душой, мыслями, кровью, переживаниями - будешь в деле. Иначе - зачем?» [3, с. 195]. Именно поэтому скрепляет весь материал этой статьи

идея жизнетворчества, перекличка мыслей и целокупность времени жизни,

в которой встречаются читатели и авторы в процессе сотворчества.

Время? Время дано. Это не подлежит обсужденью. Подлежишь обсуждению ты, разместившийся в нём.

Ты не верь, что грядущее вскрикнет, всплеснувши руками: «Вон какой тогда жил, да, бедняга, от века зачах». Нету лёгких времён. И в людскую врезается память Только тот, кто пронёс эту тяжесть на смертных плечах... (Н. Коржавин)

Список литературы

1. Белова, Н. И. По меркам добра / Н. И. Белова, О. В. Орлова. - Ковров : Изд-во «Медиа-Пресс», 2013. - 176 с. - (Педагогические мастерские ценностно-смысловых ориентаций).

2. Галицких, Е. О. От сердца к сердцу / Е. О. Галицких. - СПб. : Изд-во «Паритет», 2003. -160 с. - (Педагогические мастерские ценностно-смысловых ориентаций).

3. Кабыш, И. Отсутствие звука не есть немота / И. Кабыш // Дружба народов. - 1996. -№ 2. - С. 187-198.

4. Кэмерон, Д. Путь художника / Д. Кэмерон. - М. : «Livebook», 2012. - 272 с.

5. Кэмерон, Д. Золотая жила / Д. Кэмерон. - М. : «Livebook», 2015. - 312 с.

6. Кэмерон, Д. Право писать / Д. Кэмерон. - М. : «Livebook», 2015. - 304 с.

7. Лерер, Д. Вообрази. Как работает креативность / Д. Лерер. - М. : «АСТ: Corpus», 2013. -304 с.

8. Москвина, М. Учись видеть. Уроки творческих взлётов / М. Москвина. - М. : Изд-во «Манн, Иванов и Фербер». - 360 с.

9. Спиваковский, В. Образовательный взрыв / В. Спиваковский. - Киев : МУВЦ «Гранд-Экспо», 2011. - 436 с.

10. Ульянов, М. Приворотное зелье / М. Ульянов. - М. : Изд-во «Алгоритм», 2001. - 288 с.

11. Цветков, Э. Гений жизнетворчества / Э. Цветков. - М. : Изд-во «АСТ: Астрель», 2006. -348 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TEACHING AND EDUCATION

The Lifework Workshops as the Innovational Technology of the Event Education

E. O. Galitskikh

Vyatka State University of Humanities, Kirov

Abstract: The author suggests a new way of creating conditions for the spiritual and moral education of the person in his professional and personal development. The article reveals educational opportunities and technology of the lifework workshops as the innovational technology of the event education under the implementation of the Federal State standard of general education.

Keywords: the event education, sources of spiritual and moral education, lifework workshops, the algorithm of activity organization, co-creation results.

Галицких Елена Олеговна Galitskikh Elena Olegovna

доктор педагогических наук, профес- Doctor of Pedagogical sciences, Professor, сор, заведующий кафедрой русской и Head of the Department of Russian and зарубежной литературы Foreign Literature

Вятский государственный гуманитар- Vyatka State University of Humanities ный университет

610002, Киров, ул. Красноармейская, 26 26 Krasnoarmeiskaya St, Kirov, 610002

тел.: 8(8332)208968 tel.: 8(8332)208968

e-mail: [email protected] e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.