ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.011.33
Воспитательные ресурсы современного урока Е. О. Галицких1, Н. П. Терентьева2
1 доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения, Вятский государственный университет. г. Киров, Россия.
ORCID: 0000-0003-1145-3315, E-mail: galitskuheo@rambler.ru
2 доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики обучения литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. г. Челябинск, Россия. E-mail: terninapavl@yandex.ru
Аннотация: в статье ставится актуальная проблема исследования воспитательных ресурсов современного урока, раскрываются возможности урока в «воспитании души» средствами образовательной деятельности. Цель статьи - осмыслить инновационные изменения в понимании и определении воспитательного потенциала современного урока, раскрыть его ресурсы в условиях «новой школы». Авторы анализируют дидактические перспективы развития урока в образовательной практике, последовательно раскрывают содержательные, коммуникативные, эстетические и нравственные аспекты воспитания на уроке. Обозначенные ресурсы включают учителя и ученика в диалог с содержанием обучения, выявляют его проблемный характер. Смыслоцентризм построения содержания урока в новых социальных условиях сопровождается примерами.
Уделяется внимание ценностному самоопределению учителя, его влиянию на нравственный выбор учеников и общение с их родителями. Приводится список книг, организующих самообразовательное чтение учителя в пространстве литературного потока. В статье доказано, что воспитание становится процессом наполнения жизни ребенка высокими ценностными отношениями и новым культурологическим и жизненным опытом. Авторами приведены примеры интерпретации слова «урок», его смыслового и звукового наполнения. Раскрыты воспитательные ресурсы разных типов урока. Итог статьи - отражение точки зрения педагогической науки на перспективы поиска ресурсов воспитания на уроках в современной школе.
Содержание статьи будет необходимо педагогам, повышающим свою квалификацию, и студентам педагогических специальностей.
Ключевые слова: педагогические аспекты, методические возможности, позиция учителя, смыслоцентризм, типы уроков.
Образованность - это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах - через литературу, науку, театр и т. д.
Д. С. Лихачев
В новом XXI веке, набирающем новый опыт образовательных результатов и проблем, воспитательные ресурсы урока вернулась в тезаурус научных исследований, стали отвечать на вызовы социума, преодолевать последствия «образовательного взрыва» [13] и искать актуальные перспективы своего научного изучения. Этот процесс объясняется интересом аксиологии к уроку как ключевому компоненту образования [15, с. 26-33], новыми экономическими и социальными условиями функционирования школы, изменившимися ценностными ориентирами современной молодежи. Цель статьи - осмыслить инновационные изменения в понимании и определении воспитательного потенциала современного урока, раскрыть его ресурсы в условиях «новой школы». Проблема заключается в поиске перспектив воспитания средствами художественной литературы в ситуации ценностного самоопределения как учителя, так и ученика поколения Z. Воспитание «человеческого в человеке» в условиях информационного потока, искусственного интеллекта, компьютеризации образовательного процесса, международного терроризма, техногенных и экологических катастроф приобретает особую актуальность, осознать которую можно только на междисциплинарном уровне, «навалившись всем миром» и преодолев границы прежних исследовательских возможностей.
Важно преодолеть главное противоречие: между ценностными ориентирами действительности и нравственным кодом русской классики, ее стремлением сохранить духовную культуру, питающую душу своего народа.
© Галицких Е. О., Терентьева Н. П., 2018
Не ушли из научных дискуссий вопросы о перспективах урока: какие воспитательные ресурсы урока еще не исчерпаны, что нужно актуализировать в сознании учителя, что оживить в содержании урока, чем обогатить методическое мастерство учителя, чтобы оно «воспитывало душу» [9], а не только давало пищу уму и готовило к ЕГЭ?
Урок в современной школе, откликаясь на вызовы времени, переживает сейчас революционное состояние, «землетрясение роста». Его развитие, «неодидактика» имеют несколько направлений: первое - отрицание урока и замена его новыми формами образовательного процесса, второе направление - усовершенствование урока, обновление его инструментария за счет технических средств, интерактивных приемов обучения; третье направление - интеграция урока с современными образовательными технологиями, которые расширяют «временные границы и пространство» урока. И наконец - возрождение урока как классической формы обучения, которая реализует шесть звеньев обучения и гарантирует системность знаний, применимость их в жизни [7]. Одна из важнейших методологических тенденций культуры научных исследований проявляется в системном единстве педагогического знания, интеграции дидактических и воспитательных систем.
Достаточно изучены в методической науке современные формы урока, показаны дидактические возможности учебных презентаций, электронных учебников и интерактивных досок, компьютерных обучающих программ. Содержание урока стало более информационно насыщенным, инте-гративным, проблемным, проектным, а результаты урока сейчас требуют не оценочного, а диагностического подхода. Но при всех революционных изменениях урок остается точкой бифуркации образовательного процесса, потому что организует пространство и время «образовательной встречи» ученика и учителя в пространстве культуры. И его главное назначение заключается в контакте, диалоговом взаимодействии представителя культуры и науки, которым является учитель, и ученика, который самостоятельно и впервые открывает для себя мир науки, духовный потенциал человечества, его главный интеллектуальный и культурный ресурс.
Урок имеет не только историю своего развития от исследований М. А. Рыбниковой до открытий В. Г. Маранцмана, но и укорененность в культуру своего народа, потому что его фундаментом является нравственное воспитание. Урок является способом осуществления воспитания как школы жизни, приобретения способности понимать течение и смысл бытия, на уроке происходит становление интеллигентности как умной доброты, культурного трудолюбия. На уроке особенно важно внимание к сохранению здоровья детей, соблюдение принципа природосообразности. Актуальными остаются задачи воспитания исторической памяти, самосознания, уважения ко всему русскому. Пробуждение чувства родины, ее священности, стремления к массовому национальному творчеству, сохранение душевности, родной речи. Происходит научение продуктивному мышлению, формируется уважение к научному знанию, образованности, профессионализму, познавательному трудолюбию. Воспитание на уроке проявляется в рождении «живого знания», субъективного смысла, усвоении ценностей. В нем реализуются ценностно-ориентационный, «отношенческий», мотиваци-онный, эмоциональный, поведенческий компоненты образования, связанные с влиянием на становление характера человека [14; 15, с. 26-33]. Урок создает условия для самовоспитания, развивает способность учиться в течение всей жизни, приобретать духовно-нравственный опыт, создавать круг своих культурных ценностей.
С позиции взаимодействия разных поколений, разных жизненных опытов, разных возрастных потенциалов урок является «полем встречи», на котором происходит образовательное событие - взаимообмен и взаимообогащение мыслями, смыслами, открытиями, переживаниями, представлениями о жизни. Смыслоцентризм урока, проявившийся как альтернатива знаниецентризму, вызван пониманием отчуждения содержания образования и способов деятельности от личностной сферы, жизненного мира учащихся. Поэтому воспитательный потенциал урока - самый важный, самый многогранный, самый неистощимый, самый «ранимый», самый, на первый взгляд, очевидный, но и самый трудноизмеримый ресурс современного урока.
Остановимся на сущностных характеристиках этого ресурса, который мы называем воспитательным потенциалом урока.
Во-первых, воспитание на уроке - это всегда «здесь и сейчас», потому что этот процесс осуществляется в живом диалоге учителя, учащихся и содержания урока. Дополним настроение класса, погоду за окном, самочувствие каждого ребенка, и поэтому не случайно в педагогическом сообществе выше всего ценится мастерство учителя на уроке, источником которого является весь человеческий и профессиональный потенциал учителя, не поддающийся никаким алгоритмам. Существует негласное правило о том, что на уроке ученик должен один раз рассмеяться, раз удивиться и обязательно один раз серьезно задуматься, и все это вместе «срифмованное» включить в свой личностно значимый опыт переживания. И главным ресурсом этого «таинства воспитательного взаимодействия» является
духовно-нравственный опыт учителя: знание жизни, умение понимать «другого человека» в его перспективах, возможностях, его стремлениях, мотивах, его будущем величии или ничтожестве. Воспитание становится процессом наполнения жизни ребенка высокими ценностными отношениями. Знание, понимание наставником мотивов, интересов, потребностей воспитанника позволит оказать помощь школьнику в самопознании, самоопределении, самореализации.
Особую роль здесь играет не только реальный опыт жизни, но и круг чтения, который обогащает и расширяет границы познания жизни. Что открывает учителю художественная литература о школе? Она помогает видеть диалектику души ребенка, сложность педагогических задач. Учит профессиональной рефлексии. И здесь у каждого свой список книг, своя читательская кладовая, важно, чтобы она пополнялась: «Вверх по лестнице, ведущей вниз» Б. Кауфмана, «Переходный возраст» И. Кабыш, «Девятый класс. Вторая школа» Е. Бунимовича, «Гадкие лебеди» А. и Б. Стругацких, «Елка. Дневник учительницы, или Из школы с любовью» О. Камаевой, «Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества» Е. Галицких, «Учитель» протоиерея Андрея Ткачева, «Я хочу в школу!» А. Жвалевского и Е. Пастернак и др. Вчитываясь в «сюжеты» этих книг и размышляя над ними, учитель расширяет свой духовный потенциал воспитания. В качестве примера процитируем стихотворение Ларисы Миллер:
Нет, послушай, когда я работала в школе, Я стишок задала второкласснику Коле И забыла спросить. Ну а он весь урок Повторял про себя эти несколько строк. Повторял про себя и шептал их соседу. Но не вспомнила я ни во вторник, ни в среду.
Обратите внимание, как современна ситуация, но в отличие от конфликтов в кабинете директора, здесь есть смущение, деликатность, готовность к диалогу. А однажды пришла ко мне Колина мать И, смущаясь, сказала: «Не может он спать. То ночами зубрит, то проснется с рассветом». Не приди она, я б не узнала об этом. Боже, сколько же их - тех неведомых коль, Кому я причинила нечаянно боль.
Во-вторых, учитель становится педагогом тогда, когда ставит перед собой воспитательные задачи и вносит их в контекст урока как «педагогический замысел» скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно. Формулировка темы урока, эпиграф к нему, само отношение учителя к содержанию урока - источник воспитательного воздействия. А взаимодействие начинается тогда, когда ученик открывается поиску учителя, его миру ценностей. Наука - это сказанное на ухо, то есть услышанное, и воспитывающее тогда, когда рождает отношение, отклик, отзвук в сердце и совести ученика. «Воспитание души» требует особой методики, ее можно назвать методикой воспитывающих ситуаций, событий, впечатлений, диалогов, смыслов, воспоминаний. И задача не в том, чтобы их моделировать и создавать искусственно, а в том, чтобы уметь проблемные ситуации общения и обучения педагогически интерпретировать, обогащать ими течение образовательного процесса и жизни школьника. Умение ставить вопросы, вопрошать, побуждать к ним - один из главных воспитательных ресурсов урока.
В состояние педагогического отчаяния приводит героиню рассказа «Разговор в школе» А. Аверченко упорство класса, который пытается ответить на вопрос: «А зачем, в сущности, учиться? Действительно ли это нужно?» «Два непонимающих друг друга лагеря» смотрят на смысл образования с разных позиций, «сокрушительный вопрос» ставит в тупик учительницу, которая не может сломить упорство класса, считающего, что «раньше (до образования и культуры) было лучше». Современно звучит реплика из фильма «Это мы не проходили»: «Воспитывать детей всегда было трудно, а сейчас вообще невозможно».
И наконец, третий аспект «воспитательного ресурса» урока кроется в активности современного школьника, который в учебном диалоге играет не пассивную, а инициативную роль, потому что за ним стоит его собственный жизненный опыт, традиции и устои семьи или их отсутствие, его представление о счастье и жизни. Согласимся: самое сложное в профессии учителя, что вызывает эмоциональное выгорание, хроническую усталость и болезни, заключается в необходимости терпеливо относиться к несовпадениям представлений о жизни учителя и ученика. В необходимости «тратить эмоции и душевные силы» на убеждение, на сочувствие и согласование, на поиск путей к пониманию. Вспомним мысль Даниэля Пеннака о том, что «в сущности, уважение к несходству и есть основное правило дружбы» [10, с. 172].
В. В. Сериков в статье «Личностно развивающее образование: мифы и реальность» [12] подчеркнул главную идею своей концепции - «рассмотрение личностного опыта как специфического содержания образования». Именно поиск смысла бытия в повседневности, в самом процессе жизни создает пространство урока, в котором воспитательные задачи не только ставятся учителем, но и прорастают в сознании ученика, только тогда они дают всходы - воспитательный результат. И вот в этом «диалоге задач» важно не впадать в морализаторство, не озвучивать то, что должно быть понято сердечным умом и пережито как милосердие глубоко и искреннее. Ценностные отношения проявляются в опыте ориентации на высокие духовные идеалы, интерпретации события как бытия ценности и обнаружении своей связи с ней [14].
У разных типов уроков свои воспитательные ресурсы: у урока изучения нового материала - воспитание познавательного интереса, пытливости ума, возможность совершать открытия, удивляться границам непознанного, погружаться в историю открытий и биографии ученых, чтобы иметь идеалы и образцы для восхищения.
На уроках закрепления изученного воспитательный ресурс - в преодолении трудностей, во взаимопомощи, в воспитании умения исправлять свои ошибки, в умении коллективно учиться, а это значит - уметь работать в команде, делиться своими радостями и трудностями с другими, почувствовать потребность в дружбе, в сорадовании.
На уроках контроля и учета знаний воспитываются характер, умение собраться, сосредоточиться, довести дело до конца. Накопить опыт работы интеллектуальной, творческой, кропотливой и самостоятельной.
И наконец, самый неисчерпаемый воспитательный ресурс урока, его сущностная характеристика - это слово, которое превращает урок в событие жизни ребенка, в игру и общение, деятельность и творчество. Поиск слова, которое звучит, запоминается, прорастает на уроке, усваивается как духовная пища - вот ресурс воспитания!
Вслушаемся в звуковое содержание слова «УРОК», в его историю. Оно общеславянского происхождения, производно от речи - от «говорить».
У - установка на поиск, на познание, на успех. Улыбка друзей и учителя. Вход в науку, в культуру. Увертюра перед поиском истины.
Р - мотор урока, его сердцебиение, это работа разума, рокот мыслей, режим поиска, риск гипотез. Установка на результат, руководство к действию.
О - окно в мир. Очарование новизной. Озарение. Обобщение сделанного и понятого. Это цель, в которую нужно попасть. Это возможность говорить о чем-то с позиции знающего человека.
К - конец урока, его завершение, его развязка. Это концентрация на рефлексии, на багаже урока, который каждый собрал для себя сам.
Неслучайно у этого слова - «урок» - такой богатый метафорический контекст: уроки жизни, уроки истории, уроки памяти, уроки творчества.
Урок - пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русский язык удивляет. Если заглянуть в словарь и построить ассоциативный ряд слов с этим корнем, то нельзя не почувствовать к нему уважение:
Благо. Заимств. Из старославянского языка. Ст.-сл. Благо - «добро, счастье» возникло на основе прилаг. ср. р. благо - «хорошо» - в результате морфолого-синтаксического способа словообразования.
Благоволить, благовоние, благоговеть, благодарить, благодать, благоденствие, благодеяние, благой, благополучие, благоприятный, благородный, благословить, благосостояние, благолепие...
Способность быть благодарным тем учителям, людям, которые помогали «учиться летать», учиться «памяти, знанию, совести», воспитывает это слово на уроке. Способность к благодарности отличает интеллигентных людей, то есть людей, способных к пониманию культуры, жизни, человека, языка своего народа. Опыт нравственной жизни раскрывается в языке как осмысление сложных связей причин и следствий, поисков и встреч, вопросов и ответов. Не оставляет равнодушным сам строй родной речи, ее звучание, ее нравственный призыв слушать и следовать, быть духовно благодарным. Погружение в звучание русского языка, его живую развивающуюся систему воспитывает благоговейное отношение к слову.
Понимание «чуда слова» порождает следствия: отказ от нецензурной речи, потому что брань оскорбляет человеческое достоинство, отказ от преклонения перед иностранными вывесками и брендами, потому что в родной стране нужно говорить на родном языке, отказ от пошлых текстов песен, потому что человек идет «с песней по жизни», отказ от бездумного отношения к содержанию каждого дня и поступка, потому что они составляют «текст» твоей биографии. На уроках необходимо воспитывать любовь к поэзии, потребность читать, слушать, знать стихи поэтов родного народа.
Поэтическая кладовая русской классики и современной поэзии неисчерпаема, но, к сожалению, недостаточно открыта современному школьнику.
Поэт Евгений Евтушенко был убежден в том, что человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда догадывается об этом. Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишен не менее важного события - сопереживания и осмысления прочитанного. Поэт считал, что «есть люди, которые говорят: "Я читать люблю... только не стихи". Тут кроется неправда - человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией -это воспитание вкуса к литературе вообще» [4, с. 7].
Русский язык, его пословицы и поговорки, его классическая литература учили жить не суетно, а трепетно, «как на ветру свеча горит», совестливо, рачительно, в трудах и согласии, сохраняя традиции и передавая по наследству не только нажитое добро, но и добрую память о себе. Вот и на уроке педагогическая забота направлена на пробуждение и сохранение духовно-нравственной жизни человека, чтобы «свеча не погасла», чтобы русская речь была средством воспитания гражданского чувства, человеческого достоинства, «души прекрасных порывов». На уроке открывается возможность «постоянно обновлять чтением душу и свою повседневную жизнь» (В. Берестов).
И у каждого урока в расписании своя воспитательная роль: учитель, записывающий на доске число и месяц, воспитывает уважение к течению времени; учитель, читающий стихи, воспитывает восхищение красотой родной речи; учитель, требующий найти к задаче несколько решений, воспитывает мобильность личности, готовность искать выходы из сложных ситуаций; учитель, раскрывающий перед ребенком карту мира, воспитывает любовь к путешествиям, а учитель, показывающий восход солнца, учит любить жизнь.
Содержание воспитательного ресурса урока неисчерпаемо! При каких условиях? При условии осознания учителем своей педагогической позиции, при условии любви учителя к своей науке и своему учебному предмету, при условии уважения учителя к личности ребенка и умении понимать и чувствовать, как ребенок растет и учится, при условии неуспокоенности учителя на достигнутом, при условии установки урока на сохранение и воспитание «человеческого в человеке». Но и это не все. Симон Соловейчик, раскрывая тайны детской любви, пишет: «Чужая любовь не воспитывает, даже родительская. Для воспитания человека важно не столько отношение людей к нему, сколько его собственное отношение к людям. Этим объясняется, отчего в самом дурном обществе, где все поедом едят друг друга, тем не менее всякой логике вопреки вырастают иногда прекрасные люди. Воспитывается не тот, кого любят, а тот, кто любит.
Для жизни, для поддержания духа нам нужна наша собственная любовь к детям, без нее детей не поднять. Нелюбимые дети становятся невыносимо надоедливыми - как, впрочем, и нелюбимые женщины, и, наверно, мужчины. Но для воспитания нам надо, чтобы дети любили нас.
А точнее - чтобы они любили хоть кого-нибудь, чтобы вообще были способными любить» [12, с. 16], чтобы у них были любимые уроки.
Ю. М. Лотман мечтал о том, чтобы уроки вышли за границы класса, чтобы они проходили в музеях, лабораториях, парках, на производстве, чтобы они укоренялись в жизненный опыт. Это тот ресурс урока, который устремлен в будущее. Публичные уроки русской словесности, проводимые в школе для широкой публики, имеют огромный воспитательный потенциал, потому что показывают, как знания обогащают жизнь, как они применяются в повседневности [6].
Интегративные образовательные экспедиции - это живые уроки погружения в культуру и историю своего отечества. Они воспитывают любовь к родному краю, пробуждают чувство родины. На них школьники воспитывают в себе знаменитые «два чувства»: «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Экспедиция может отправиться и по пушкинским местам, и по забытым деревням, и по историческим тропам.
Мастерские ценностных ориентаций, мастерские построения знаний, мастерские творческого письма как альтернативные формы урока воспитывают умение обогащать свою жизнь рефлексивным ее содержанием и направлены на становление самосознания и нравственного мира личности как учителя, так и ученика [2; 3]. Литературные салоны, будучи инновационной формой уроков литературы, призваны организовать свободное самостоятельное чтение школьников, коллективную творческую деятельность, в которой востребованы переживания, эмоции, отношение к прочитанному, диалог автора с читателем.
Реализация воспитательного ресурса урока - это гарантия того, что образование будет выполнять свою миссию связи поколений, обогащения духовно-нравственного опыта школьника культурой. Ю. М. Лотман считал, что «люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Люди входят в класс. Одни из них - маленькие люди - садятся за парты, другой - большой человек - садится за стол учителя. Начинается урок, учитель перед классом, человек перед людьми.» [9, с. 158].
Список литературы
1. Галицких Е. О. «Как слово наше отзовется» // Диалог в образовании как способ становления толерантности. М., 2004. С. 154-169.
2. Галицких Е. О. От сердца к сердцу. СПб., 2003.
3. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библиомир, 2016. 272 с.
4. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. М., 1980.
5. Ермолаева М. Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. СПб., 2007.
6. Животворящий русский язык: публичные уроки русского языка / под ред. Е. О. Галицких. Киров, 2008.
7. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО : метод. пособие. СПб. : КАРО, 2015. 144 с.
8. Лакоценина Т. П., Алимова Е. Е., Оганезова Л. М. Современный урок. Часть Инновационные уроки. Ростов н/Д, 2007.
9. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб. : «Искусство-СПб», 2003. 624 с.
10. Пеннак Д. Собака Пес. М., 2007.
11. Сериков В. В. Личностно развивающее образование: мифы и реальность // Педагогика. 2007. № 10. С. 3-10.
12. Соловейчик С. Непрописные истины воспитания. М., 2010. 240 с.
13. Спиваковский В. Образовательный взрыв. Киев : ЧФ «МУВЦ «Грант-Экспо», 2011. 436 с.
14. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 352 с.
15. Терентьева Н. П. Проблема воспитания в литературном образовании // Открытая методика. Трансформация смыслов школьного литературного и языкового образования. Поиски ориентиров : сб. науч. докл. и ст. по итогам I Всерос. науч.-практ. конф. (РГПУ им. А. И. Герцена, 19-20 октября 2016) / под. ред. Е. Р. Ядров-ской. СПб. : АНО «ЦДО - «АЛЬФА-ДИАЛОГ», 2017. С. 26-33.
Educational resources of modern lesson E. O. Galitskih1, N. P. Terentyeva2
1 Doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Russian and foreign literature and teaching methods, Vyatka State University. Kirov, Russia.
ORCID: 0000-0003-1145-3315. E-mail: galitskuheo@rambler.ru 2 Doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of literature and methodology of teaching literature, South Ural State University for the Humanities. Chelyabinsk, Russia.
E-mail: terninapavl@yandex.ru
Annotation: the article reveals an actual problem of research and educational resources of modern lesson, the possibility of a lesson in "the soul education" through educational activities. The purposes of the article are to comprehend innovative changes in understanding and definition of educational potential of modern lesson and to reveal his resources in the conditions of "new school". The authors analyze didactic prospects of development of a lesson in educational practice, consistently reveal meaningful, communication, aesthetic and moral aspects of education on the lesson.
Marked resources incorporate teacher and student in dialogue with the contents of learning, reveal its troubled character. The sense centrism of building of the content of lesson in new social conditions is accompanied by examples. Is paid attention to the value-determination of teachers, its influence on the moral choice of students and communication with their parents. Here is a list of books, organizing self educational reading of teachers in space of literary flow.
The article proves that education becomes the process of filling the life of a child with a high value relations and new cultural and life experience. The authors given examples of interpretation of the word "lesson", its semantic and sound filling. Disclosed educational resources of different types of lesson.
Summary of the article is a reflection of the point of view of pedagogical science on the prospects of search resources education on the lessons in modern school. The contents of the article will be valuable for teachers, improving their skills, and students of pedagogical specialties.
Keywords: pedagogical aspects, methodical facilities, the teacher's position, sense centrism, types of lessons.
References
1. Galickih E. O. «Kak slovo nashe otzovetsya» ["As our word will respond"] // Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti - Dialogue in education as a way of tolerance. M. 2004. Pp. 154-169.
2. Galickih E. O. Ot serdca k serdcu [From heart to heart]. SPb. 2003.
3. Galickih E. O. CHtenie s uvlecheniem: masterskie zhiznetvorchestva [Reading with passion: workshops of life]. M. Bibliomir. 2016. 272 p.
4. Evtushenko E. Talant est' chudo nesluchajnoe [Talent is a not accidental miracle]. M. 1980.
5. Ermolaeva M. G. Sovremennyj urok: tendencii, vozmozhnosti, analiz [Modern lesson: trends, opportunities, analysis]. SPb. 2007.
6. ZHivotvoryashchij russkij yazyk: publichnye uroki russkogo yazyka - Life-giving Russian: public lessons of the Russian language / ed. E. O. Galitskikh. Kirov. 2008.
7. Krylova O. N., Mushtavinskaya I. V. Novaya didaktika sovremennogo uroka v usloviyah vvedeniya FGOS OOO: metod. posobie [New didactics of the modern lesson in the conditions of introduction of Federal State Educational Standard: method. tutorial]. SPb. CARO. 2015. 144 p.
8. Lakocenina T. P., Alimova E. E., Oganezova L. M. Sovremennyj urok. CHast' Innovacionnye uroki [Modern lesson. Part Innovative lessons]. Rostov-on-Don. 2007.
9. Lotman YU. M. Vospitanie dushi [Education of the soul]. SPb. "Iskusstvo-St. Petersburg". 2003. 624 p.
10. Pennak D. Sobaka Pes [Dog Hound]. M. 2007.
11. Serikov V. V. Lichnostno razvivayushchee obrazovanie: mify i real'nost' [Personality developing education: myths and reality] // Pedagogika - Pedagogika. 2007, No. 10, pp. 3-10.
12. Solovejchik S. Nepropisnye istiny vospitaniya [Non-common truth of education]. M. 2010. 240 p.
13. Spivakovskij V. Obrazovatel'nyj vzryv [Educational explosion]. Kyiv. MF "MUVC "Grant Expo". 2011. 436 p.
14. Terent'eva N. P. Koncepciya aksiologizacii literaturnogo obrazovaniya: monografiya [Concept of axiological literary education: monograph]. Chelyabinsk. Publishing house of Chelyabinsk State Ped. Un-ty. 2013. 352 p.
15. Terent'eva N. P. Problema vospitaniya v literaturnom obrazovanii [The problem of education in literary education] // Open technique. Transformation of the meanings of school literary and language education. The search for benchmarks: collection of scientific reports and art. at the end of I All-Russia scient.- pract. conf. (Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen, 19-20 October 2016) / under ed. E. R. Jadrovskaya. SPb. ANO "Center of Additional Education - "ALPHA" DIALOG". 2017. Pp. 26-33.