Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху'

Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-СЛОВЕСНИКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЙ ОПЫТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ / PROFESSIONAL TRAINING OF ALANGUAGEAND LITERATURE TEACHER / INFORMATION TECHNOLOGIES / ONLINE TRAINING / THE PROGRAM FOR SUPPORT AND DEVELOPMENT OF READING / METHODOLOGICAL EXPERIENCE / METHODOLOGICAL / ORGANIZATIONAL LEVELS OF PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL PROJECTS / METHODS OF FEEDBACK ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

Введение: проблема обновления профессионального педагогического образования в условиях цифровой эпохи. Цель статьи поиск резервов профессиональной подготовки педагога-словесника. Материалы и методы: исследование проводилось на факультете филологии и медиакоммуникаций Вятского государственного университета, в нём приняли участие 63 студента с третьего по пятый курс педагогического направления подготовки. Исследование опиралось на интегративный подход и было направлено на обновление технологической оснащённости образовательного процесса. В качестве методов использовалось педагогическое моделирование, проектирование, целенаправленное наблюдение, анкетирование, анализ творческих продуктов работы, статистическая обработка данных, обобщение и систематизация результатов. Результаты исследования: проведён анализ стратегических изменений в профессиональной подготовке педагогов-словесников, выявлены причины этих изменений. Описаны проблемные аспекты методической подготовки будущих словесников, проанализированы мотивы их профессионального самоопределения, раскрыты резервы развития профессиональной подготовки педагогов-словесников: разумное сочетание онлайни офлайн-обучения, реализация Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения, обогащение методической подготовки современным проектным инструментарием и опытом межвузовского взаимодействия. Заключение: профессиональная подготовка педагога обращена в будущее, стремится отвечать требованиям цифровой эпохи и осваивать новые информационные технологии, приёмы коммуникации и обратной связи как перспективные резервы своего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Education of a Language and Literature Teacher: Search for Development Reserves in a Digital Age

Introduction: The focus of the paper is the problem of updating the professional pedagogical education in a digital age. The paper aims to search for the reserves of professional training of a language and literature teacher.Materials and Methods: The study was conducted at the Faculty of Philology and Mediacommunication of Vyatka State University. It involved 63 3-5 year students majoring in Pedagogy. The study was based on an integrative approach and was aimed at updating the technologies for the educational process. Pedagogical modeling, design, purposeful observation, questioning, analysis of creative products of work, statistical data processing, generalization and systematization of results were used as methods. Results: The strategic changes in the professional training of language and literature teachers were analyzed, and the causes of these changes were identified. The paper describes the problematic aspects of the methodological training of future philologists, analyzes the motives of their professional self-determination, reveals the reserves of professional training of language and literature teachers, i.e. a reasonable combination of online and offline learning, the implementation of the National program intended to support children and youth reading, the enrichment of methodological training with modern project tools and experience of interuniversity interaction.Conclusion: Professional training of a teacher is directed to the future. It seeks to meet the requirements of the digital age, to master new information technologies, and to implement the methods of communication and feedback as prospective reserves of the teacher development.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.134

Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху

Е. О. Галицких

Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация. Введение: проблема обновления профессионального педагогического образования в условиях цифровой эпохи. Цель статьи - поиск резервов профессиональной подготовки педагога-словесника. Материалы и методы: исследование проводилось на факультете филологии и медиакомму-никаций Вятского государственного университета, в нём приняли участие 63 студента с третьего по пятый курс педагогического направления подготовки. Исследование опиралось на интегративный подход и было направлено на обновление технологической оснащённости образовательного процесса. В качестве методов использовалось педагогическое моделирование, проектирование, целенаправленное наблюдение, анкетирование, анализ творческих продуктов работы, статистическая обработка данных, обобщение и систематизация результатов. Результаты исследования: проведён анализ стратегических изменений в профессиональной подготовке педагогов-словесников, выявлены причины этих изменений. Описаны проблемные аспекты методической подготовки будущих словесников, проанализированы мотивы их профессионального самоопределения, раскрыты резервы развития профессиональной подготовки педагогов-словесников: разумное сочетание онлайн- и офлайн-обучения, реализация Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения, обогащение методической подготовки современным проектным инструментарием и опытом межвузовского взаимодействия. Заключение: профессиональная подготовка педагога обращена в будущее, стремится отвечать требованиям цифровой эпохи и осваивать новые информационные технологии, приёмы коммуникации и обратной связи как перспективные резервы своего развития.

Ключевые

слова: профессиональная подготовка педагога-словесника, ин-

формационные технологии, онлайн-обучение, программа поддержки и развития чтения, методический опыт, методологический, организационный уровни профессиональной подготовки, образовательные проекты, приёмы организации обратной связи.

Для цитирования: Галицких Е. О. Профессиональная подготовка педагога-словесника: поиск резервов развития в новую цифровую эпоху // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 2 (43). С. 63-76. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-2-63-76

Дата поступления статьи в редакцию:

15 марта 2019 г. 1. Введение

XXI век в своём разбеге уже скоро преодолеет рубеж третьего десятилетия. Для истории профессиональной подготовки педагогов-словесников срок небольшой, но этот перелом столетий обозначил смену ценностных парадигм отечественного образования, приоритет мировых стандартов оценки образовательных результатов, цифровое воплощение всего информационного потока. Именно поэтому проблема обновления профессионального педагогического образования в условиях цифровой эпохи стала приоритетной задачей педагогической науки всех стран. Цель проведённого исследования и отражённых в статье результатов заключается в поиске резервов профессиональной подготовки педагога-словесника. На Гайдаровском форуме доктор филологических и биологических наук Татьяна Черниговская и доктор психологических наук Александр Асмолов, обсуждая задачи образования, говорили о том, что мы «должны сформировать способность жить в цифровом мире и не потерять человечность. Ведь в итоге всё зависит от того, удалось ли выстроить отношения с семьёй, с детьми, с коллегами и обществом в целом. Мы должны научить верифицировать информацию, противостоять стрессу, воспитать способность к переменам, научить постоянно учиться. Поэтому образование будущего - это образование понимания, а не запоминания» [6]. Самые сложные задачи сохранения «человеческого в человеке» ложатся на плечи учителей гуманитарных предметов. И педагогическое образование оказывается в зоне турбулентности, неопределённости в первую очередь [7].

2. Обзор литературы

Анализ содержания исследований журналов «Вопросы образования», «Высшее образование в России», материалов международных конференций, диссертационных исследований последнего десятилетия в России и за рубежом [2; 7; 8; 9] дал возможность констатировать научное осознание трёх важных изменений в профессиональной подготовке педагогов-словесников:

1. Профессиональная подготовка педагога-словесника характеризуется реализацией интегративного подхода, в котором гармоничное сочетание педагогической, психо-

логической, методической и предметной подготовки необходимо, чтобы личность самого учителя стала проводником «живого слова» русской культуры, ценностной, созидательной, мировоззренческой силы искусства слова. Здесь важна традиция, история методической мысли, но способом её освоения должны стать современные технологии и методики взаимодействия, самообразования, познания.

2. Информационные технологии обновили методический инструментарий учителя, техническое оснащение уроков, способы взаимодействия с учащимися. Поэтому сама технологическая подготовка будущего учителя должна носить интерактивный, диалоговый, вариативный, творческий характер. Стоит учесть три актуальных тренда в международном высшем образовании: владение «высокоэффективными образовательными практиками, высокоэффективными педагогическими практиками и открытыми образовательными ресурсами» [2, с. 117].

3. Содержание литературного образования концентрирует смыслы, обогащается новыми точками зрения, интерпретационными подходами, открытыми противоречиями в оценках, выбором авторов и текстов. Поэтому так важно формировать ценностный и целостный взгляд на литературный процесс, его исторические каноны и возможности развития как в жанровом, так и в стилевом направлении. Методическое мышление будущих педагогов-словесников должно быть открытым, свободным, эвристическим, эмоциональным.

3. Материалы и методы

Исследование проводилось на факультете филологии и медиакоммуника-ций Вятского государственного университета, в нём приняли участие 63 студента с третьего по пятый курс педагогического направления подготовки. С помощью методов целенаправленного наблюдения за профессионально-личностным становлением студентов-словесников в процессе профессиональной подготовки, анкетирования участников эксперимента, изучения их педагогических дневников после практики, творческих эссе о проблемах и ценностях профессии удалось выявить и констатировать приоритетные проблемные аспекты в методической подготовке педагога-словесника:

Во-первых, нужно учесть, что на качество методической подготовки будущего учителя влияет в первую очередь мотивационное самоопределение студентов. Колоссальной сложности задача - формирование мотивации на педагогическую деятельность современной молодёжи. Авторитетность профессии разрушается средствами массовой информации, образовательной политикой, интенсификацией педагогического труда и социальной напряжённостью между родителями и педагогами. Образ современного учителя отражает художественная литература нашего времени. Писатели создают образы учителей, неравнодушных к внутренним проблемам ребёнка, к его ценностным выборам и оценкам; учителей, воспринимающих «шум времени» трагично и чутко, умных читателей и исследователей художественных текстов, судеб художников слова.

На проектном семинаре студентам филологического факультета Вятского государственного университета (ВятГУ) предложили провести диагностику мотивов выбора педагогической деятельности, обобщить и выделить типы мо-тивационных выборов. Учтём, что сама ситуация носила игровой моделирую-

щий характер, поэтому студенты представили результаты в игровом формате:

ПОЧЕМУ МЫ ИДЁМ В ШКОЛУ?

(Мотивы самоопределения студентов)

Мы заканчиваем в этом году университет и, может быть, пойдем в школу:

- Тимофей Быков обязательно пойдёт в школу, потому что это лучше, чем армия.

- Эльвира Халявкина тоже пойдёт в школу: ей просто близко от дома.

- Изабелла Морковкина тоже пойдёт в школу. Семейная традиция куда-нибудь ходить.

- Офелия Пуговкина тоже пойдёт в школу. Кстати, с удовольствием. Она влюблена в директора.

- Сонечка Улицкая пойдет в школу, потому что больше всего любит посещать библиотеку, читать и говорить о русской литературе.

- Оля Макаренко выберет путь в школу, потому что любит детей и её беспокоит будущее человечества, она считает, что без учителя наше общество просто не выживет, что преподавание - её призвание. И других вариантов быть просто не должно.

- Василий Умников идёт в школу, потому что для поступления в аспирантуру нужен педагогический стаж.

Игровая ситуация создавала настроение открытости, искренности, снимала опасность скрытности истинных мотивов и ответов студентов. Нас интересовала осознанность профессионального выбора после прохождения практики в школе.

Во-вторых, разрыв между профессиональной подготовкой и реальной педагогической работой молодого специалиста не уменьшается, а нарастает. Потому что высшая школа ориентирована на фундаментальность образования и его традиции, основанные на изучении методического наследия, а школа - на реализацию современных стандартов и приоритетных национальных проектов. Методическое сопровождение студентов на производственной практике носит фрагментарный характер, а мы прекрасно понимаем, что подготовка настоящего учителя-словесника - это кропотливая индивидуальная работа, воспитывающая творческий подход к деятельности учителя и требующая времени и часов в нагрузке преподавателя вуза.

В-третьих, литературное образование основано на читательской грамотности, культуре читательской деятельности, без этого не может быть методического мышления, но методическая начитанность будущих педагогов-словесников отстаёт от требований времени, не имеет системного характера. И многие методические идеи и издания так и не находят своего читателя-учителя, а самообразовательная работа проходит мимо методических сокровищ нового века.

Результаты исследования: сфокусируем внимание на резервах развития профессиональной подготовки педагогов-словесников на межуниверситетском уровне, найдём точки бифуркации их подготовки:

1. Необходимо разумное сочетание офлайн-обучения с онлайн-обучением в разных форматах: видеолекции, онлайн-курсы, методические видеотренинги. Особенно продуктивны и интересны студентам вебинары и всероссийские научные видеоконференции. Этот инновационный и популярный опыт обсуждения

актуальных проблем современного литературного образования уже становится традиционной частью образования магистрантов. Видеоконференции кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета (МПГУ) собрали «круг» университетов, которым удалось представить опыт решения методических проблем через результаты исследовательской деятельности молодых учёных. Итоги оперативно опубликованы в сборнике, редактором которого являлась профессор А. М. Антипова [3].

Продуктивным и содержательным был обмен идеями на коллоквиуме Всероссийской школы волонтёров чтения, которую организовал в формате дистанционной проектной деятельности Российский педагогический университет (РГПУ) им. А.И. Герцена и посвятил её вопросам изучения классики в школе и вузе.

2. Несомненным успехом и резервом педагогической подготовки словесников является процесс реализации Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в разных направлениях. В профессиональном образовании явным методическим достижением стала рабочая программа дисциплины «Читательские практики», авторами-составителями которой выступили учёные-методисты Н. А. Миронова и Н. А. Попова [4]. Эта рабочая программа отражает современный уровень накопленного опыта в методике организации читательской деятельности. Востребованы пособия по стратегиям и тактикам чтения, активный интерес вызывают конференции, посвящённые проблемам чтения среди педагогов и библиотекарей. Важен обмен опытом и преодоление межведомственных границ в поиске путей и методик сохранения и развития потребности в чтении.

Традиционными и актуальными по форме и содержанию являются конференции всероссийского и международного уровня: «Голубковские чтения», «Педагогика текста», «Открытая методика», педагогические форумы по дидактическим проблемам. Сложно не только создать традицию, но и сохранить её современность и прогностический потенциал.

3. Методические открытия и апробация современного методического опыта в области литературного образования старшеклассников проходят на базе литературных смен во Всероссийском образовательном центре «Сириус».

Экспериментальная работа показала, что этот инновационный опыт работы с одарёнными детьми необходимо включить в процесс профессиональной подготовки педагогов-словесников в контексте потребностей современных университетов.

Методологический уровень позволяет воплощать следующие идеи, нашедшие отражение в комплексе публикаций:

- внедрение технологий и приёмов мотивации в гуманитарном образовании;

- разработка интегративной технологии изучения предметных методик;

- формирование современного методического мышления, основанного на реализации компетентностного подхода;

- разумное сочетание офлайн- и онлайн-преподавания;

- разработка методики освоения будущими педагогами текстов новой природы.

Тексты новой природы - это тексты, для которых характерны гипертексту-

альность, синтез мультимедийности и вербальных структур, активное использование инфографики, интерактивной графики, дополненной реальности и других возможностей коммуникации [5, с. 42];

- ориентация на формирование первоначального педагогического опыта путём погружения в профессиональное педагогическое творчество и участие будущих педагогов-словесников в проектах, которые обеспечивают перевод интегративного, герменевтического и личностно-ориентированного подходов на язык практических действий в области литературного образования.

Организационный уровень даёт возможность увидеть ресурсы в следующих формах подготовки студентов педагогических специальностей:

1. Стажировки студентов в разных университетах страны и зарубежья. Это практики, которые обогащают опыт преподавания русского языка и литературы в другой национальной культуре, дают возможность оценить свою «успешность» по международным стандартам [2; 7].

2. Педагогические десанты студентов-словесников в сельские школы, которым оказывается квалифицированная методическая поддержка.

3. Обязательное погружение будущих педагогов-словесников в изучение современных методических источников, отражающих поиск новых методических идей и подходов.

4. Участие будущих педагогов-словесников в образовательных проектах. Например, изучение современных школьников и способов их литературного развития с помощью погружения в современную подростковую литературу и живую коммуникацию в летних школах литературного развития старшеклассников. Приведём в качестве примера опыт наблюдений будущих педагогов-словесников в процессе организации летней школы литературного творчества в Вятской гуманитарной гимназии:

«ОБРАЗЫ» современных школьников

«Умник» - это интеллектуальное будущее нации.

- Он читает в среднем на 2 книги в месяц больше, чем обычный школьник.

- Он научился работать на компьютере раньше, чем говорить.

- Он без ошибок пишет слова боулинг и хоккей.

- Но он никогда не станет звездой российского спорта.

- Его любят девочки... но только во время контрольных.

«Репер» - нам кажется, что его можно так назвать, потому что он всегда в наушниках.

- Хотя нет, по-моему, рокер.

- Но это не важно. Музыкой он занимается больше, чем учёбой.

- Девочки его тоже любят, но преимущественно на дискотеке.

«Спортсмен» - реликтовое явление советской школы.

- Он приносит школе спортивные награды и медали.

- И потому он ещё учится.

- Хотя и пишет «хоккей» с одной «к», а «боулинг» с двумя «л».

- Ему тоже уделяют внимание девочки, потому что его трудно не заметить.

«Красотка» - девочка, у которой богатый папа.

- У неё есть норковая шубка.

- В десятом классе она будет ездить на своей собственной машине.

- Учиться ей можно, а можно и не учиться.

- На неё обращают внимание мальчики, пока она не заговорит.

«Лидер» - социально одарённая личность.

- Он быстрее организует митинг, чем сделает домашнее задание.

- Он всегда в курсе всего, даже того, что ещё не случилось.

- Его любят девочки... и мальчики, потому что он герой тусовки.

- Его любят почти все.

«Идеал» - герой нашего времени.

- Он обаятельный в нужном месте и в нужное время, поэтому его любят все учителя.

- У него нет недостатков. Глядя на него, можно подумать, что он состоит из одних достоинств.

- Девочки его тоже любят, но ему никто не нужен.

- Ему не нужны идеалы, потому что у него есть «ОН САМ».

5. Технологическое обновление процесса преподавания предметных методик с помощью «идеи открытого образования», включающего в процесс подготовки педагога-словесника интегративные образовательные экспедиции по литературным местам России, мастерские построения знаний, читательские семинары, мастерские творческого письма [1], современные формы тестирования, приёмы включения смартфонов в организацию урока, техник актёрского и ораторского мастерства. Современного студента нужно вовлекать, вдохновлять, удивлять, включать в трудную исследовательскую и интеллектуальную работу.

Подготовка педагогов-словесников направлена на создание условий для формирования необходимых компетенций, которые будут нужны для организации педагогической деятельности в современной школе: к ним относятся коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Эти компетенции формируются с помощью технологии педагогических мастерских. Каждая мастерская включает в себя проживание и переживание художественного текста, общение участников мастерской друг с другом, установление «творческих контактов» со своим жизненным опытом. Работа в группе формирует кооперативный опыт решения задач, создания проектов, умение согласованно действовать вместе с другими людьми, добиваясь синергии ресурсов. Важно, чтобы групповая работа имела общий результат, была целенаправленной и осмысленной.

Креативность проявляется, если мы предоставим студентам свободу выбора, возможность искать свои пути достижения цели и активизировать творческие возможности с помощью выдумки, фантазии, игры. Необходимо открыть студентам разные типы педагогических мастерских и дать им возможность пережить удовольствие проживания этой технологии. На занятиях по детской литературе, при изучении актуальных проблем преподавания литературы, при освоении методических курсов мастерские «открывают двери» критическому мышлению, способности формировать свою позицию, точку зрения, умение соотносить её с культурными и методическими традициями. Быть искренним и честным в оценках событий, произведений, поступков - очень важная установка будущего учителя.

Реальная креативность в образовании понимания - это стремление нахо-

дить ответы на три вопроса в разных образовательных событиях: «Что в понимании содержания открывает его смыслы, новизну видения мира, человека, природы, культуры?», «Как разгадываются «тайны ремесла», структуры текста, его формы, замыслы автора?», «Зачем авторский замысел нужно понять, что это понимание в читателе изменит к лучшему?»

6. Создание банка методических приёмов организации обратной связи от будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки и разработка методики интерпретации результатов для моделирования индивидуальных образовательных маршрутов.

В качестве результата раскроем содержание методических находок, которые дают возможность собрать необходимую информацию и получить «обратную связь» от каждого студента.

Пример 1. Матрица рефлексивной оценки произведения искусства (фильма, книги, спектакля).

Были выбраны для просмотра три фильма: мультфильм Г. Бардина «Гадкий утёнок», фильм И. Фрэза «Это мы не проходили», фильм Н. Бурляева «Лермонтов». Первый фильм ставит яркие и острые педагогические и политические проблемы и включается в процесс изучения творчества Г.-Х. Андерсена на практических занятиях по детской литературе, второй фильм показывает глубину педагогических проблем, возникающих в школе на практике у студентов, и является дидактическим материалом к занятиям по методике подготовки урока, а фильм «Лермонтов» открывает многообразие источников творчества в событиях и впечатлениях жизни поэта при разработке уроков по изучению биографии писателя.

После просмотра каждого фильма итоговая индивидуальная рефлексия проводится в формате матрицы, которая выдаётся на листах бумаги А4, а заполняется каждым студентом-зрителем самостоятельно.

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индивидуальная рефлексия зрителя-студента (Ф.И.)

Table 1

Individual reflection of the viewer by example of student F.I.

1. В чём Вы видите авторский замысел (ведущие идеи) фильма? 2. Какие педагогические проблемы ставит фильм перед зрителем?

3. Какие художественные средства использует автор? 4. Какие эпизоды, кадры, диалоги в фильме оставили яркие впечатления? Какие образы вызвали вопросы и размышления?

Закончите предложение. «После просмотра фильма я понял (подумал, открыл, пережил)..». В качестве итога я выбираю строчку (фразу, реплику, цитату, мысль: «....................................... ».

Пример 2. Итоговая рефлексия как форма обратной связи после педагогической практики студентов в школе проходила в формате «Школьного сочинения» на тему «А напоследок я скажу!». Каждому студенту было предложено закончить набор незаконченных предложений, они выделены жирным

шрифтом и размещены на слайде учебной презентации, состоящей из набора фотографий с практики студентов, фрагментов урочной и внеурочной деятельности во время практики в разных школах. 16 студентов прошли производственную практику в школах Кирова и Кировской области в роли учителя русского языка и литературы, у 15 студентов осталось от практики позитивное впечатление и не наступило разочарование в своём профессиональном выборе. Одна студентка написала, что школа осталась в памяти современных старших подростков «кошмаром нежелания учиться».

Процитируем текст одного «сочинения» полностью:

«А напоследок я скажу!»

Практика состоялась в школе МБОУ СОШ № 16, в 8а классе, с учителем

Эльвирой Афраимовной Мельниковой.

Практика закончилась, и я понял, что готов связать часть своей жизни со школой, готов посвятить, как минимум, год своей жизни работе в образовательном учреждении.

Я понял, что урок литературы - это возможность узнать другие точки зрения о художественных произведениях и их героях, это проход по минному полю неожиданных конфликтов мнений и оценок старшеклассников.

Самым сложным оказалось заинтересовать учеников и удерживать их внимание на теме урока.

Подготовка к уроку прояснила, что у меня есть пробелы в знаниях, которые я попытался ликвидировать.

Провал урока - это гробовая тишина в классе.

Я запомнил реплику ученика на уроке литературы, который очень метко определил идею довольно взрослого стихотворения Дмитрия Быкова.

Победным моментом стал вздох восхищения, когда я прочитал на уроке наизусть стихотворение Блока «На поле Куликовом».

Главным открытием практики стали очень дисциплинированные дети, которые проявили интерес к обучению, были не равнодушными слушателями, но активными участниками уроков, «заслуженными собеседниками».

Удачей я могу считать то, что моя практика проходила под руководством умного и дружелюбно настроенного педагога, который помогал методическими советами.

Точкой отсчёта моего профессионального выбора стал хороший класс и отличный учитель.

За время практики я успел:

1) ликвидировать проблемы в знаниях;

2) прочитать внимательно несколько литературных произведений;

3) получить опыт проведения интересных уроков литературы.

Могу поделиться таким открытием: ученики не очень любят художественные тексты с исторической тематикой, но обожают с любовной.

Уроками практики как итогами я могу считать следующие выводы:

1) с учениками нужно быть на одной волне;

2) искренность порождает искренность;

3) важно уметь принимать чужое мнение;

4) умение слушать так же важно, как и умение говорить;

5) монотонность в речи учителя - враг заинтересованности со стороны

учеников.

Самое главное в преподавании литературы - это уметь рассказать обо всём так, чтобы каждый ученик захотел сказать что-то в ответ.

В себе я открыл такие неожиданности: мне интересны не только художественные произведения, но и все ученики в классе как читатели, с которыми можно спорить и соглашаться.

Главную проблему в преподавании литературы я увидел в поиске ресурсов организации самостоятельного чтения: как заинтересовать класс и подтолкнуть учеников к добросовестному чтению произведений.

За оставшееся время я бы хотел прочитать как можно больше методических книг и освежить свои знания в области теории литературы.

Методическую помощь на практике должен оказывать руководитель практики в школе.

Я бы хотел встретиться с педагогом-профессионалом - победителем конкурса «Учитель года» в нашем городе и России.

«А напоследок я скажу», что всё оказалось лучше, чем я предполагал.

Студент ПОДб- 5205 Карнаухов Кирилл

Этот методический приём имеет много вариантов, помогает развивать литературно-творческие способности студентов. После изучения курса «Детская литература» студенты выполнили творческую контрольную работу, которая давала возможность интегрировать и обобщить результаты свободного чтения по методическим дисциплинам. Лист формата А4 включал в себя последовательность незаконченных предложений, на которые нужно было дать развёрнутый ответ:

Я открою тебе секрет «романа с книгой» (Д. Пеннак)

Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьёзного читателя самого думать.

Л. Н. Толстой

Изучая литературу, я сделал(а) важные открытия.

Я человек (какой?). поэтому.

У меня есть такое правило.

Проблема сохранения свободного чтения актуальна, потому что.

Назову главные задачи чтения художественной литературы.

Решить можно всё, если.

Смысл изучения литературы в школе я вижу в том, чтобы.

Я прочитала с карандашом книги интересных авторов.

Они помогут мне в жизни.

Я начинаю понимать.

Мне открылся один секрет «романа с книгой» - .

Процитируем несколько окончаний последнего предложения из работ студентов:

Мне открылся один секрет «романа с книгой»:

- Нужно в неё влюбиться, стремиться к общению и пониманию.

- В каждой книге можно найти эхо своих мыслей, отклик на свои внутренние вопросы, поэтому нужно искать встречи со своей книгой.

- Хорошо при свете лампы книжки милые читать,

Пересматривать эстампы и по клавишам бренчать.

Щекоча мозги и чувства обаяньем красоты,

Лить душистый мёд искусства в бездну русской пустоты (Саша Черный).

- Книга - это такая дама, которая всегда ответит вам взаимностью. Учитесь восхищаться ею!

- Учиться видеть образы в своём воображении!

- Нужно вести диалог с автором, вчитываться в подтекст.

- Найти интерес в том, что читаешь, и читать то, что тебе интересно.

- «Роман с книгой ничем заменить нельзя», - Пеннак не ошибся.

4. Заключение

Полученные в процессе исследования результаты, теоретические обобщения, актуализированные резервы востребованы разными педагогическими университетами, они интересны и институтам повышения квалификации педагогов. Время диктует свои правила и ритмы жизни, подготовка учителя-словесника переживает «эпоху перемен», поэтому приходится осознать мысль А. Асмолова, который считает, что «общество неопределённости, общество перемен и постоянного риска - эта наша перманентная реальность. Нужно перестать бояться, считая, что это пройдёт, и научиться в нём жить» [6]. Поиск современных резервов профессиональной подготовки педагогов-словесников продолжается в эпоху рисков, неопределённости и цифровой образовательной среды.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Список литературы

1. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. М. : Библио-мир, 2016. 271 с.

2. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 116-136.

3. Магистр - науке и образованию: актуальные проблемы современного литературного образования : мат-лы IV Всерос. науч. видеоконф. г. Москва, 19 апреля 2018 г. М. : МПГУ, 2018. 72 с.

4. Миронова Н. А, Попова Н. А. Читательские практики: рабочая программа дисциплины. М. : Экон-Информ, 2018. 34 с.

5. Гафарова М. А. Тексты новой природы как ресурс развития читательской компетентности будущих учителей // Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : мат-лы VIII междунар. науч.-практ. конф. «Педагогика текста», 21.10.2016 г. СПб. : Лема, 2016. С. 42-44.

6. Семенец А. Все мы все теперь «хомо конфузус» [Электронный ресурс] // Частный корреспондент. 22 января 2019 года. URL: http://www.chaskor.ru/artide/my_vse_te-per_homo_konfuzus_44374 (дата обращения: 23.04.2019).

7. Петрановская Л. Оценки и диплом престижного вуза уже не актуальны [Электронный ресурс] // Psychologies. 2019. № 41. Июнь. URL: http://www.psychologies.ru/

story/lyudmila-petranovskaya-otsenki-i-diplom-prestijnogo-vuza-uje-ne-aktualnyi (дата обращения: 16.01.2019).

8. Eleanor Ty. Teaching Literatures in the Age of Digital Media. Canadian Review of Comparative Literature / Revue Canadienne de Littérature Comparée, Vol. 45. Issue 2. Juin 2018. Pp. 213-221, 10.1353/crc.2018.0020.

9. Emilia Slavova, Bozhil Hristov, Alexandra Glavanakova, Rositsa Ishpekova, Jonathan McCreedy Intersections. Teaching Literature in the Digital Age. The article in book: New Paradigms in English Studies, Edition: First, Publisher: Sofia University, Editors. 12:2017. Pp. 165-185.

Professional Education of a Language and Literature Teacher: Search for Development Reserves in a Digital Age

Еlena О. Galitskikh

Vyatka State University, Kirov

Abstract. Introduction : The focus of the paper is the problem of updating the professional pedagogical education in a digital age. The paper aims to search for the reserves of professional training of a language and literature teacher. Materials and Methods: The study was conducted at the Faculty of Philology and Mediacommunication of Vyatka State University. It involved 63 3-5 year students majoring in Pedagogy. The study was based on an integrative approach and was aimed at updating the technologies for the educational process. Pedagogical modeling, design, purposeful observation, questioning, analysis of creative products of work, statistical data processing, generalization and systematization of results were used as methods.

Results: The strategic changes in the professional training of language and literature teachers were analyzed, and the causes of these changes were identified. The paper describes the problematic aspects of the methodological training of future philologists, analyzes the motives of their professional self-determination, reveals the reserves ofprofessional training of language and literature teachers, i.e. a reasonable combination of online and offline learning, the implementation of the National program intended to support children and youth reading, the enrichment of methodological training with modern project tools and experience of interuniversity interaction.

Conclusion: Professional training of a teacher is directed to the future. It seeks to meet the requirements of the digital age, to master new information technologies, and to implement the methods of communication and feedback as prospective reserves of the teacher development.

Keywords: professional training of a language and literature teacher, information technologies, online training, the program for support and development of reading, methodological experience, methodological, organizational levels of professional training, educational projects, methods of feedback organization.

Елена

Олеговна Галицких

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения

0RCID:https://orcid.org/0000-0003-1145-3315

Researcher ID: G-3532-2018

Вятский государственный университет

610000 г. Киров, ул. Московская, 36

тел.: +7(8332)208946 e-mail: [email protected]

Elena

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olegovna Galitskikh

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Russian and Foreign Literature and Teaching Methods

0RCID:https://orcid.org/0000-0003-1145-3315

Researcher ID: G-3532-2018 Vyatka State University

36 Moscovskaya St, Kirov, 610000

tel.: +7(8332)208946 e-mail: galitskiheo@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.