Научная статья на тему 'Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением'

Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1354
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ / CONTEMPORARY PROBLEMS OF TEACHING LITERATURE / METHODOLOGICAL LITERATURE / TECHNIQUE OF STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

Статья раскрывает этапы изучения методической литературы нового века, список избранных пособий и монографий, оригинальный алгоритм работы с текстом и методику подготовки учебной презентации. Результатом является формирование методического кругозора и профессиональной компетентности будущих педагогов-словесников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галицких Елена Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Technique of Studying Methodological Literature by University Students: Reading with Enthusiasm

The article describes the stages of studying methodological literature of a new century, the list of selected guidebooks and monographs, the unique algorithm of working with a text and the technique of preparing the educational presentation, the result of which is forming of methodological enrichment and professional competence of the future language and literature teachers.

Текст научной работы на тему «Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением»

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 378.147

Технология изучения методической литературы студентами университета: чтение с увлечением

Е. О. Галицких

Вятский государственный университет, г. Киров

Аннотация. Статья раскрывает этапы изучения методической литературы нового века, список избранных пособий и монографий, оригинальный алгоритм работы с текстом и методику подготовки учебной презентации. Результатом является формирование методического кругозора и профессиональной компетентности будущих педагогов-словесников.

Ключевые

слова: актуальные проблемы преподавания литературы, ме-

тодическая литература, технология изучения.

Университет ...учит многомерности жизни и творчества, учит терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее, сначала не во всем доступное, разнообразное.

Д. С. Лихачёв

Современная методика давно перестала быть только методикой поурочного планирования, рецептурным сводом готовых решений и однозначных способов решения проблем. Её методологический потенциал проявляется в быстроте реагирования на вызовы времени, на изменения стратегий развития литературного образования, на требования ФГОС и интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Методистам приходится постоянно находиться на перекрёстке мнений, в эпицентре аксиологических диалогов, в поиске нравственных приоритетов и эстетических оценок. Базовый курс методики преподавания литературы в школе даёт в руки выпускников университета методический тезау-

рус, представление об истории методической мысли и пути изучения методики как развивающейся науки со своей системой взаимосвязанных элементов, скреплённых читательской деятельностью школьников и учителей. Особую роль в расширении методической палитры преподавательского мастерства стали играть педагогические технологии, Интернет, сайты, читательские проекты, ассоциации педагогов, профессиональные конкурсы и олимпиады. Но анализ диссертаций по теории и методике обучения в высшей школе и методических исследований в области литературного образования, локальные диагностические эксперименты дают возможность заключить, что уровень методической начитанности студентов в области «открытой методики» не вполне соответствует запросам современной школы, «поле битвы» современной методики оказывается вне поля зрения студентов. Поэтому старшекурсники и магистры литературного образования имеют право выбора дисциплины под названием «Актуальные проблемы преподавания литературы», цель которой - изучение современных методических проблем и поиск путей их решения. «Любая книга - одновременно и зеркало своего времени, и фильтр актуальных фактов, и лакмус едва ли не всего существующего в культуре на каждом историческом этапе», - так можно охарактеризовать методическую книгу нашего времени [4]. Не случайно свою книгу «Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры» Ю. В. Щербинина посвятила своему учителю литературы.

Представим технологию организации самостоятельной работы студентов по формированию методического кругозора и расширения стратегических запасов начитанности в рамках этого курса. Важно показать будущим педагогам-исследователям, что научные идеи рождаются, развиваются, становятся актуальными, внедряются в образовательную практику не стихийно, а целенаправленно, они имеют авторов, за ними стоят научные школы и большой педагогический контекст методического творчества педагогов-словесников.

Представим логику организации познавательной аналитической деятельности студентов через последовательность основных этапов.

1. Этап навигации и мотивации на чтение методической литературы. Кве-сты, методические чтения, анализ фильмов, встречи с авторами методических идей и монографий, публичные лекции ведущих учёных и писателей дают материал для выбора индивидуального методического исследования.

2. Составление списка методических пособий для самостоятельного изучения студентами.

3. Выбор одного автора для монографического изучения и подготовки учебной презентации, отражающей опыт изучения текста пособия и его представления в роли учителя.

4. Выступление на методическом семинаре с докладом и учебной презентацией на тему «Современная методика рождается из жизни» по алгоритму:

- самостоятельное чтение монографии или методического пособия с удовольствием и карандашом;

- анализ структуры, мастерства заголовков, «крещения глав» и их назначения;

- оформление презентации ярким заголовком и эпиграфом;

- выбор главных цитат, отражающих ведущие идеи автора;

- составление списка творческих приёмов, методических открытий;

- ксерокопия страницы, которую нельзя забыть;

- список перспективного чтения;

- подготовка дидактического опорного конспекта для всех членов студенческой группы;

- поиск «изюминки» как методического эффекта выступления.

В процессе работы семинара все его участники составляют индивидуальную энциклопедию методических знаний, итогом является создание каждым участником методической библиотеки из книг, которые представлялись студентами в презентациях и выступлениях.

Важно учесть, что такой способ работы даёт возможность постоянно обогащать список авторов, открывать новые имена и выстраивать перспективы «живого» общения с методической наукой как историей образовательных встреч и судьбоносных событий. Каждый автор влияет на читателя своим опытом понимания смыслов и целей литературного образования, своим стилем изложения, своим методическим мышлением. Извлекать «методические интерпретации» из прочитанных книг достаточно интересно. Вот одна из «находок» студентов: «Когда общаешься с мастерами или просто с умными людьми, надо ещё уметь взять у них то, что они готовы тебе дать. Как говорят: «научить нельзя, можно только научиться». С одного и того же театрального курса люди выходят разные - одни профессиональные, знающие, другие - так ничему и не научившиеся. Ведь чем мы отличаемся друг от друга? Только своим выбором. Я беру от этого человека одно, а вы - другое. Надо уметь взять, уметь услышать! Я не могу назвать какого-то одного человека, который меня «сформировал». Могу только сказать, что каждый из тех, о ком я вспоминаю, сделал для меня. Что он нового мне дал, чем дополнил. Но, в итоге, свою мозаику-то собираю я сама! Формирование себя - процесс творческий, а не механический» [2]. Так написала Светлана Крючкова в своих воспоминаниях о становлении своего актёрского мастерства. Вот эта возможность выбора интересных идей и приёмов из методической палитры авторов очень важна при изучении актуальных проблем методики нового века.

Приведу один из вариантов списков учебных пособий и монографий, востребованных студентами, это один из способов реализации технологии методического погружения, в котором за каждой научной идеей стоят судьба, города и годы, «скрещение судеб», «святые узы товарищества», «педагогика понимания», научные сообщества. В рейтинге книг, которые помогают выстроить «лестницу успеха», оказались следующие авторы и их исследования:

1. Айзерман Л. С. Сочинение о жизни и жизнь в сочинениях. - М., 2012.

2. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль. - М., 2015.

3. Брякова И. Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза. - СПб., 2010.

4. Глоссарий методических терминов и понятий. Опыт построения терми-носистемы. - СПб., 2015.

5. Галицких Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества. - М., 2016.

6. Инновационный поиск словесников: практики гуманитарного образования. - Киров, 2015.

7. Кутейникова Н. Е., Орбий С. П. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века. - М., 2015.

8. Мурин Д. Н. Слово и смысл. - СПб., 2016.

9. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. - М., 2013.

10. Романичева Е. С., Пранцова Г. В. От «тихой радости чтения» - к востор-

гу сочинительства. - М., 2016.

11. Роговер Е. С. Методика преподавания литературы. - СПб., 2010.

12. Сосновская И. В. Методика преподавания литературы в современной школе. - Иркутск, 2016.

13. Терентьева Н. П. Концепция аксиологизации литературного образования. - Челябинск, 2013.

14. Ээльмаа Ю. В., Фёдоров С. В. Информационные технологии на уроках литературы. - М., 2012.

15. Ядровская Е. С. Чтение как диалог: уроки литературы в основной школе. - СПб., 2011.

Этот список постоянно корректируется, пополняется новыми исследованиями, откликается на научные интересы студентов и темы научно-практических конференций. Студенты анализируют отличие монографии от учебно-методического пособия, учатся пользоваться методическими терминами, сравнивают разные стили педагогического мышления. В их читательском опыте методическая публицистика Д. Пеннака, Д. Кэмерон, М. Москвиной, Н. Долининой, методическая классика М. А. Рыбниковой и В. Г. Маранцмана, современные методические статьи Л. В. Шамрей и Л. С. Айзермана.

«Нерв» времени проходит через содержание лекций и семинаров по актуальным проблемам современной методики: это и выбор художественных произведений, и организация их чтения на современном уроке, и поиск понимания художественных замыслов и хронотопов, и развитие литературно-творческих способностей обучающихся, и проблема оценки литературных знаний школьников нового века. Не может быть у студентов системных знаний без методического кругозора, активного внутреннего стремления «в просвещении стать с веком наравне». Методическая литература не только открывает пути решения профессиональных и смысложизненных проблем, но и выстраивает опыт понимания и проживания художественных произведений в полилоге с собой, автором и учителем, открывает процесс рождения и развития методических идей, учит уважать традиции и откликаться на инновации.

Каждое выступление студентов завершалось индивидуальным открытием, оригинальным методическим приёмом, новым текстом, цитатой, афоризмом о том, что «роман с книгой ничем заменить нельзя» (Д. Пеннак). Студентка Евгения Ершова завершила своё выступление словами Майи Кучерской: «Тайна раскрылась - да, только так и можно читать - додумывая, дополняя собой, иначе - пустота!» [3].

Палитра технологий изучения методической литературы постоянно обновляется: от методических семинаров, технологии ЧПКМ, читательских проектов к технологии систематизации и обобщения знаний под названием «Список», к методическим квестам, буктрейлерам, интеллект-картам, методическим погружениям, учебным презентациям. Ощущение современности основано на неудовлетворённости достигнутым, на осмыслении накопленного опыта, на связи поколений учёных, развивающих методику и ведущих за собой образовательную практику.

Формирование методического мышления будущего учителя-словесника требует использования образовательных технологий, интернетного пространства, живого общения с педагогами и учениками. Это утверждение обусловлено необходимостью разработки новых подходов к подготовке студентов, которые стремятся к профессиональному успеху. Выпускникам приходится при наличии базовых знаний по методике постоянно их пополнять современными

Уаудпоирог

технологическими ресурсами.

Опыт подготовки студентов педагогических специальностей даёт возможность обобщить результаты и раскрыть несколько вариантов решения этой задачи.

1. Технология составления интеллект-карт. На листе формата А 4 записывается в центре тема занятия или методическая проблема, а каждый студент выстраивает записи по кругу, обязательно соблюдая законы картографии памяти Тони Бьюзена. Отразить в интеллект-карте нужно фамилии учёных-методистов, перечень актуальных проблем методики, пути их решения, возможные барьеры, перспективы чтения новой методической литературы.

2. Технология учебной презентации по монографической теме, изученной самостоятельно. Чаще всего это одна книга, которая прочитана с карандашом и по её содержанию подготовлена учебная презентация. После титульного листа книги её содержание раскрывается в жанре методических уроков-цитат, выбранных после чтения. Студент их комментирует, раскрывает смыслы и возможности.

3. Технология методических выставок реализуется в кабинете с помощью афиш, выбранных и прочитанных книг. Каждый студент делает рекламу той методической книге, которая ему особенно была полезна. Для этого он должен выбрать три цитаты и оформить ими афишу так, чтобы любой читатель этого пособия смог извлечь из книги новый методический приём или технологический алгоритм.

Особенно полезным путём изучения методической литературы студенты называют методический театр, в основе которого лежит представление этюдов организации деятельности обучающихся. Группа делится на студии, каждая показывает свой фрагмент и интерпретирует его ценность для методики преподавания литературы.

4. Технология «Круг методических проблем» разворачивается в игровом режиме: чертится большой круг на доске и с помощью рулетки задаётся выбор проблемы, по которой нужно предложить пути решения.

5. Технология обобщения знаний под названием «Список» может быть целесообразной, когда нужно создать условия для актуализации лексического запаса методики. На кульминационном этапе технологии преподаватель задаёт четыре списка: 10 ведущих методических терминов в области анализа текста, 10 фамилий учёных-методистов ХХ века, 10 прочитанных книг по методике, 10 технологий организации читательской деятельности.

6. Технология проектной деятельности используется при разработке исследования в области преподавания литературы. С большим интересом студенты выполнили проект на тему «Современное киноискусство как источник методических знаний», «Книга на экране», «Методические идеи: из прошлого в будущее».

7. Технология методической интерпретации художественного текста. Её

возможности направлены на понимание и извлечение педагогических смыслов, «уроков», ассоциаций из художественных произведений о школе, педагогах, учении.

8. Технология «из рук в руки» основана на живом обмене книгами, презентациями, сайтами, в которых можно открыть новые идеи и перспективы преподавания.

9. Технология создания банка методических статей, формирующих мастерство. На читательском семинаре студенты получают новые журналы «Ли-

тература в школе», делают краткий обзор каждого журнала, выбирают одну статью для конспектирования и представления её содержания.

10. Технологические алгоритмы дают возможность использовать их при изучении методической литературы любых направлений и в разных аудиториях: педагогов, руководителей, методистов, студентов.

Перспективу и задачу нашего времени очень точно сформулировал Л. С. Айзерман: «В течение десятилетий мы воспевали и прославляли. В годы перестройки начало кончаться время прославлять и воспевать. Ему на смену пришло время низвергать и проклинать. Оснований для проклятий было достаточно. Но очень часто низвержение лежало в той же системе координат, что и прославление. Наступает время понимать и постигать» [1, с. 111].

Список литературы

1. Айзерман, Л. С. Зачем я сегодня иду на урок литературы / Л. С. Айзерман. - М. : Захаров, 2005. - 368 с.

2. Крючкова, С. Н. «Разное счастье нам выпадает...» / С. Н. Крючкова. - М. : БДТ, 2013. - 207 с.

3. Кучерская, М. А. Тётя Мотя / М. А. Кучерская. - М. : Астрель, 2013. - 510 с.

4. Щербинина, Ю. В. Время библиоскопов: современность в зеркале книжной культуры / Ю. В. Щербинина. - М. : Форум ; Неолит, 2016. - 416 с.

The Technique of Studying Methodological Literature by University Students: Reading with Enthusiasm

E. O. Galitskikh

Vyatka State University, Kirov

Abstract. The article describes the stages of studying methodological literature of a new century, the list of selected guidebooks and monographs, the unique algorithm of working with a text and the technique ofpreparing the educational presentation, the result of which is forming of methodological enrichment and professional competence of the future language and literature teachers.

Keywords: contemporary problems of teaching Literature, methodological literature, the technique of studying.

Галицких Елена Олеговна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения

Вятский государственный университет

610000, г. Киров, ул. Московская, 36

тел.: 8(8332)208968

e-mail: galitskiheo@rambler.ru

Galitskikh Elena Olegovna

Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Department of Russian and Foreign Literature and Teaching Methodology

Vyatka State University

36Moskovskaya St, Kirov, 610000

tel.: 8(8332)208968

e-mail: galitskiheo@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.