Научная статья на тему 'Профессиональная Подготовка будущих учителей в системе дополнительного образования в педагогическом вузе (педагогические условия и опыт реализации)'

Профессиональная Подготовка будущих учителей в системе дополнительного образования в педагогическом вузе (педагогические условия и опыт реализации) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM OF PROFESSIONAL TRAINING / ELECTIVE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кирдянова Людмила Викторовна

В статье анализируется система методической подготовки будущих учителей-словесников, которая обеспечивается педагогическими условиями в вузе как субъекте рынка образовательных услуг. Целью работы авторов является описание опыта дополнительной профессиональной подготовки бакалавров, позволяющего расширить и совершенствовать методические знания и умения выпускников вуза, адаптировать их к современным условиям профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Наталья Анатольевна, Кирдянова Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional training of future teachers in the system of additional education in a pedagogical high school (pedagogical conditions and experience in realization)

The article analyzes the system of methodical training of future teachers-philologists, which is provided by some pedagogical conditions in high school as the subject of the market of educational services. The aim of the authors is to describe the experience of additional vocational training of bachelors that allows to expand and improve the graduates’ methodological knowledge and skills adapting them to modern conditions of professional activity.

Текст научной работы на тему «Профессиональная Подготовка будущих учителей в системе дополнительного образования в педагогическом вузе (педагогические условия и опыт реализации)»

1УДК 378 ББК 74.58

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ)

Н. А. Белова, Л. В. Кирдянова

Аннотация. В статье анализируется система методической подготовки будущих учителей-словесников, которая обеспечивается педагогическими условиями в вузе как субъекте рынка образовательных услуг. Целью работы авторов является описание опыта дополнительной профессиональной подготовки бакалавров, позволяющего расширить и совершенствовать методические знания и умения выпускников вуза, адаптировать их к современным условиям профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетенция, дополнительная образовательная программа профессиональной подготовки, элективные курсы.

PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN A PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL (PEDAGOGICAL CONDITIONS AND EXPERIENCE IN REALIZATION)

N. A. Belova, L. V. Kirdyanova

Abstract. The article analyzes the system of methodical training of future teachers-philologists, which is provided by some pedagogical conditions in high school as the subject of the market of educational services. The aim of the authors is to describe the experience of additional vocational training of bachelors that allows to expand and improve the graduates' methodological knowledge and skills adapting them to modern conditions of professional activity.

Keywords: professional competence, additional educational program of professional training, elective courses.

На современном этапе система высшего образования должна вписаться в контекст социальных преобразований, что позволяет говорить о необходимости профессиональной подготовки специалиста, отличающегося мобильностью, конструктивностью, динамизмом, способного к сотрудничеству и самостоятельному принятию решения в ситуации выбора.

Вопросы профессиональной подготовки специалистов в высшей школе всегда были в центре внимания научных интересов работников образования. В настоящее время рынок образовательных услуг характеризуется высоким предложением по отношению к спросу и большим количеством потребителей образовательных услуг. Выпускники вузов должны быть готовы к конкуренции на рынке труда - другими

словами, выступить продавцами профессиональных компетенций, приобретенных во время обучения. Сложившаяся ситуация не может не требовать использования инноваций в профессиональной подготовке студентов [1].

В связи с этим проблема разработки дополнительных образовательных программ профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста и апробации механизмов их внедрения на вузовском, региональном, а в перспективе и на общегосударственном уровне является предметом серьезных научных изысканий ученых. Вопросы профессиональной подготовки специалистов в высшей школе всегда были в центре внимания научных интересов работников образования. Они затрагиваются отчасти в работах Н. А. Беловой и Е. А. Кашкаревой [2; 3], Л. В. Кирдяновой [4; 5], Е. Ф. Важдаевой [6], Н. П. Чивиной [7] и др.

Вместе с тем данный вопрос находится еще в процессе своего решения. На наш взгляд, лишь при успешной организации процесса вузовского обучения бакалавров путем применения современных образовательных методик и технологий, способных гарантировать качество профессиональной подготовки, можно обеспечить востребованность будущих учителей как специалистов, готовых к новым условиям педагогической деятельности.

В данной статье авторы делятся опытом дополнительной профессиональной подготовки бакалавров на филологическом факультете Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (МГПИ), призванной расширить и совершенствовать методические знания и умения выпускников вуза, адаптировать их к достаточно сильно изменившимся за последние годы условиям профессиональной деятельности учителя-словесника.

Предлагаемая система методической, прак-тико-ориентированной подготовки будущих учителей-словесников - результат одновременного внедрения идей профессионального и личностного развития в процесс вузовского обучения, что позволяет выпускнику, а затем молодому специалисту быть способным самостоятельно и продуманно действовать в новых обстоятельствах, осуществлять обоснованный выбор компонентов учебного процесса в школе. Следует отметить, что эффективность вне-

дрения предлагаемой системы дополнительной профессиональной подготовки студентов-филологов обеспечивается педагогическими условиями в вузе как субъекте рынка образовательных услуг. Комплекс этих и других условий должен отвечать нескольким критериям:

1) в процессе подготовки студентов приоритетным выступает формирование профессиональной компетентности;

2) основу подготовки выпускников составляют методы и формы обучения, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность студентов;

3) для реализации предлагаемой системы дополнительной профессиональной подготовки необходим такой подбор содержания учебного материала, который обеспечит овладение профессионально значимыми и личностными компетенциями;

4) основой дополнительной профессиональной подготовки выступает развитие моти-вационной сферы личности будущего специалиста;

5) готовность профессорско-преподавательского корпуса вуза к формированию компетентности студента в условиях модульной системы образования.

Для этого профессорско-преподавательским составом вуза разработаны и успешно реализуются в последние несколько лет дополнительные образовательные программы для студентов, расширяющие рамки изучаемых базовых дисциплин методической направленности, а также дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (адресованные старшекурсникам-бакалаврам и учителям), нацеленные на подготовку выпускников и молодых специалистов к различным ситуациям их профессиональной деятельности.

Для решения актуальных методических задач, стоящих перед учителем в современной школе, в МГПИ кафедрой русского языка и методики преподавания русского языка реализуются следующие дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Технологии подготовки школьников к государственной итоговой аттестации по русскому языку» (Н. А. Белова), «Диагностика качества языковых и речевых компетенций школьников» (Л. В. Кирдянова), «Методика ор-

ганизации проектной и исследовательской деятельности учащихся в предметной области "Филология"» (Н. А. Белова), «Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку» (Л. В. Кирдянова) и др.

Рассмотрим некоторые педагогические условия реализации программы повышения квалификации на примере программы «Подготовка школьников к олимпиадам по русскому языку».

Внимание к олимпиадам в особенной степени возросло в последнее время, поскольку поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Несомненно, этому способствует работа в рамках олим-пиадного движения.

По мнению Е. Ф. Важдаевой, «главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей одаренных детей. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у учащихся. Инновационное мышление - это мышление, которое способно проникать в суть вещей. К характеристикам инновационного мышления относится системность мышления; интуитивность мышления (снятие внутренних ограничений); саморазвитие и самоорганизация; дальновидность; позитивность (настроенность на успех). Именно одаренные дети обладают инновационным мышлением, которое помогает им на олимпиадах находить новые оригинальные нестандартные решения различных проблемных задач и заданий» [6].

В связи с вышеизложенным перед программой повышения квалификации стоит задача вооружить выпускников-бакалавров следующими компетенциями:

1. Способностью создавать элективные курсы (грамотно определять их цели и задачи, содержание обучения), которые могут являться «надстройкой» базовых курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный (профильный) уровень изучения того или иного учебного предмета.

Задачей вузовской подготовки студента становится в этом случае формирование способности выпускника с помощью элективных курсов по русскому языку осуществлять на

практике такие принципы и тенденции современного филологического образования, как расширение объема предмета «Русский язык» и соответственно объема содержания изучаемого материала, расширение временных рамок, активизация интегративности русского языка с другими дисциплинами, усиление тек-стоцентрического подхода в лингвистической подготовке, осуществление систематической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по предмету и предметным олимпиадам.

2. Способностью реализовывать программы подобных элективов, использовать наиболее адекватные средства, методы и приемы обучения одаренных детей, отбирать необходимый дидактический материал, формы организации учебных занятий в рамках элективного курса. Элективные курсы, направленные на подготовку учащихся к участию в предметных олимпиадах, предусматривают более углубленное и систематизированное изучение и повторение материала по всем разделам курса русского языка (см., например, элективные курсы Г. О. Данилиной [8], Т. И. Заморовской [9], Н. П. Чивиной [7] и др.).

Приведем пример профессиональной задачи, предлагаемой слушателям дополнительной программы на практических занятиях: «Разработайте задания для школьной олимпиады по русскому языку для учащихся указанного класса. В описании проекта должны быть представлены следующие компоненты: задания (не менее 10); критерии проверки и оценивания олимпиадных работ; модели верных ответов для каждого задания». Студенты должны также представить методическое комментирование каждого компонента.

Программа повышения квалификации, реализуемая на филологическом факультете нашего вуза, выделяет два основных направления в организации методической работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам:

1) поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;

2) индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (учитель может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернета и т. д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады.

Возможность такой профессиональной подготовки выпускника вуза обусловливает важную роль дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в совершенствовании профессиональных компетенций, связанных с умениями и навыками работы в условиях современного рынка труда.

Мы считаем, что предложенная система дополнительного профессионального обучения бакалавров будет способствовать повышению качества подготовки специалистов и реализации стратегической цели педагогического образования в условиях современного рынка труда.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.

2. Белова Н. А., Кашкарева Е. А. Траектории развития профессиональной межкультурно-коммуникативной компетенции учителя в системе педагогической подготовки // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2 (10). С. 64-67.

3. Future Teachers' Training for Learners' Individual Projects Management / N. A. Belova, A. N. Khuziakhmetov, E. A. Kashkareva, V. A. Kapranova // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11 (3). - P. 237-244.

4. Кирдянова Л. В. К проблеме подготовки школьников к олимпиадам по русскому языку // Актуальные проблемы обучения культуре русской речи, методике преподавания русского языка и дисциплинам специализации: VII междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. Р. Биктеевой. - Н. Новгород: НГПУ, 2011. - С. 81-85.

5. Кирдянова Л. В. Система подготовки одаренных детей к олимпиадам по русскому языку

// Студенческая предметная олимпиада: традиции - опыт - перспективы: колл. моногр. / под общ. ред. д-ра пед. наук, доцента О. Е. Елькиной. - Новокузнецк: Изд-во КузГ-ПА, 2012. - С. 161-168.

6. Важдаева Е. Ф. Теоретический семинар «Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах». - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/04/teoreticheskiy-semi nar-podgotovka-obuchayushchikhsya-k-uchastiyu (дата обращения: 22.10.2017).

7. Чивина Н. П. Программа элективного курса «Подготовка к олимпиаде по русскому языку». - URL: www.yugschool2.ru/imag (дата обращения: 22.10.2017).

8. Данилина Г. О. Роль элективных курсов в системе предпрофильной подготовки. - URL: http://festival.1september.ru/articles/568156/ (дата обращения: 22.10.2017).

9. Заморовская Т. И. Программа элективного курса «Готовимся к олимпиаде по русскому языку». - URL: https://nsportal.ru/shkola/ russkiy-yazyk/library/2013/07/09/programma-elektivnogo-kursa-gotovimsya-k-olimpiade-po (дата обращения: 22.10.2017).

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya. M-vo obrazovaniya i nauki RF. Moscow: Pros-veshchenie, 2011. 120 p.

2. Belova N. A., Kashkareva E. A. Traektorii raz-vitiya professionalnoy mezhkulturno-kommu-nikativnoy kompetentsii uchitelya v sisteme pedagogicheskoy podgotovki. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2012, № 2 (10), pp. 64-67.

3. Belova N. A., Khuziakhmetov A. N., Kashka-reva E. A., Kapranova V. A. Future Teachers' Training for Learners' Individual Projects Management. International Journal of Environmental and Science Education. 2016, Vol. 11 (3), pp.237-244.

4. Kirdyanova L. V. K probleme podgotovki shkolnikov k olimpiadam po russkomu yazyku. In: Bikteeva L. R. (ed.) Aktualnye problemy obucheniya kulture russkoy rechi, metodike prepodavaniya russkogo yazyka i distsiplinam spetsializatsii. Proceedings of the VII International scientific-practical conference. Nizhny Novgorod: NGPU, 2011. Pp. 81-85.

5. Kirdyanova L. V. Sistema podgotovki odaren-nykh detey k olimpiadam po russkomu yazyku. In: Elkina O. E. (ed.) Studencheskaya predmet-naya olimpiada: traditsii - opyt - perspektivy: koll. monogr. Novokuznetsk: Izd-vo KuzGPA, 2012. Pp.161-168.

6. Vazhdaeva E. F. Teoreticheskiy seminar "Pod-gotovka obuchayushchikhsya k uchastiyu v olimpiadakh". Available at: http://nsportal.ru/ nachalnaya-shkola/raznoe/2015/02/04/teo-reticheskiy-seminar-podgotovka-obuchayush-chikhsya-k-uchastiyu (accessed: 22.10.2017).

7. Chivina N. P. Programma elektivnogo kursa

«Podgotovka k olimpiade po russkomu yazyku». Available at: www.yugschool2.ru/imag (accessed: 22.10.2017).

8. Danilina G. O. Rol elektivnykh kursov v sisteme predprofilnoy podgotovki. Available at: http://festival.1september.ru/articles/568156/ (accessed: 22.10.2017).

9. Zamorovskaya T. I. Programma elektivnogo kursa "Gotovimsya k olimpiade po russkomu yazyku". Available at: https://nsportal.ru/shko-la/russkiy-yazyk/library/2013/07/09/program-ma-elektivnogo-kursa-gotovimsya-k-olimpi-ade-po (accessed: 22.10.2017).

Белова Наталья Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск e-mail: [email protected]

Belova Natalya A., ScD in Education, Professor, Russian Language and Russian Language Teaching Methods Department, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk e-mail: [email protected]

Кирдянова Людмила Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания русского языка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск e-mail: [email protected]

Kirdyanova Ludmila V., PhD in Education, Associate Professor, Russian Language and Russian Language Teaching Methods Department, Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.