Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru
УДК 371.128.2
Публичная речь учителя как «час ученичества»
Аннотация.
Ключевые слова:
Е. О. Галицких
Вятский государственный университет, г. Киров
Статья раскрывает методику подготовки публичного выступления учителя-словесника на примере анализа публицистического текста поэта и учителя литературы Инны Кабыш. Она посвятила своё эссе «Живи всегда в своих учениках» Дню учителя. Педагогический анализ гуманистических ценностей автора эссе раскрывает содержательную обратную связь с учителями и учениками, становится метапредметным воспитательным результатом образовательной встречи через годы школьных лет и «шум времени». Текст эссе обладает вдохновляющим и творческим потенциалом, который поможет читающему педагогу продемонстрировать своё мастерство оратора и свой педагогический имидж. Статья раскрывает этапы погружения в текст, понимание педагогического замысла автора. Главное в методическом плане заключается в том, что по аналогии с этим выступлением любой учитель сможет подготовить свою речь в День учителя, в День знаний или на выпускном вечере. Личность учителя предстаёт перед читателями и слушателями в роли воспитателя, гражданина и патриота, который понимает свою ответственность перед будущим, перед судьбой каждого своего выпускника. Выступление учителя раскрывает связь поколений, смысл воспитания благодарности и уважения к человеку любого возраста в контексте времени.
педагогический имидж, публичное выступление, культура текста, план речи, эссе, вопросы, смыслы, личностные результаты понимания.
Для цитирования: Галицких Е.О. Публичная речь учителя как «час
ученичества» // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 2 (39). С. 20-28.
Дата поступления статьи в редакцию: 14 марта 2018 г.
Я переделать мир хочу
И от бессилия кричу. Я Достоевского читаю, Я русских мальчиков учу.
И. Кабыш
Педагогический имидж современного учителя имеет несколько важных компонентов [6], и среди них особое ведущее место занимает речь учителя, которая является средством личностного и содержательного общения с каждым учеником в классе. Кроме этого, учителю приходится периодически демонстрировать своё педагогическое и ораторское мастерство в своих выступлениях и перед большой аудиторией - с публичной речью. Это может быть День знаний, День учителя, педагогический совет, родительское собрание, выпускной вечер своих учеников, праздник Последнего звонка, конец учебного года или новогодний карнавал. И каждое событие требует своей логики, свежести восприятия действительности, современности. Чаще всего учитель обдумывает логику своего выступления, реже пишет текст. Но всякий раз старается говорить искреннее, содержательно, оригинально и грамотно.
Что могут извлечь слушатели из речи учителя? Какие в выступлении скрываются культурные коды и смыслы? Какую методическую задачу решает учитель в своём выступлении? Она заключается в том, чтобы каждое выступление было педагогическим по смыслу, содержательным по идеям и ярким по форме. Но порой звучат штампы: о «частичках сердца», о доброй памяти, о пользе знаний. Понятно, что эти выступления сиюминутны, не фиксируются в письменной форме и тратить время на их подготовку учитель не стремится. Проблема заключается в реализации педагогического потенциала выступлений, обращённых к широкой публике, к ученикам, их родителям, выпускникам, коллегам. Как сделать выступления средством демонстрации педагогического имиджа, того культурного кода, который превращает речь учителя в средство воспитания национального самосознания, воздействия на аудиторию! Речь мудрого и авторитетного учителя как текст культуры обогащает сознание учеников новыми нравственными ценностями, остаётся в памяти ярким впечатлением от гармонии формы и содержания.
Много лет назад мы придумали мастерскую творческого письма «Педагогические проповеди» после про-
чтения и обсуждения книги С. Л. Соловейчика «Пушкинские проповеди». Было предложено каждому учителю выбрать одну актуальную для него проповедь, прочитать её внимательно, понять особенности её построения, выписать из текста лучшие мысли, а затем сочинить и записать свою педагогическую проповедь с ярким заголовком, эпиграфом, обращением, энергией, идеей, призывом. Тексты озвучивались, обсуждались, а затем педагоги обменивались ими. В процессе мастерских стало понятно, что написать текст выступления достаточно сложно, не каждый учитель сразу хватался за перо, но на этапе рефлексии все дружно говорили о том, что прочитанная «Пушкинская проповедь» им очень помогала. Многие сожалели, что таким публичным речам в педагогических вузах их не учили [5].
И вот после очередного Дня учителя в «Литературной газете» я прочитала эссе Инны Кабыш «Живи всегда в своих учениках», оно вернуло меня к проблеме культуры текста. Проанализируем содержание её эссе, раскроем логику размышлений поэта и учителя словесности. На примере её публицистического текста можно провести методическую учёбу по формированию педагогического имиджа современного учителя. Каждый студент, будущий педагог, получил следующие задания:
Задание 1. Внимательно прочитать статью Инны Кабыш «Живи всегда в своих учениках» [2].
Задание 2. Составить план текста.
Вступление: «Настоящий учитель - всегда поэт».
Основная часть:
1. Воспоминания о своих учителях, или «уроки французского».
2. Диалектика отношения к профессии учителя в контексте времени.
3. Характеристика современного учителя.
4. Благодарность своей профессии за сотворчество с учениками.
5. «Час ученичества» через всю жизнь, или уроки для учителя.
Заключение: «Быть как дети».
Задание 3. Ответить на вопросы, направленные на выявление личностных результатов понимания:
- Что в этом тексте, с вашей точки зрения, открывает педагогические смыслы (взаимопонимание учителя и учеников, сотворчество, радость общения, новизна восприятия своей профессии, понимание смысла профессии, способность воспринимать уроки жизни)?
- Что важно в перечислении «уроков французского» (конкретность помощи и благодарности)?
- Вспомните, какому учителю и за что вы были благодарны?
- За что Инна Кабыш благодарна своей профессии?
- Как время изменило жизнь и отношение к учителю?
- Что бы вы записали в свой педагогический дневник?
- Какие вы выстроили перспективы после чтения?
- Какие культурные коды есть в тексте?
- Что нового вы узнали из этой статьи?
- Как вы поняли библейскую заповедь: «Будьте как дети»?
Задание 4. Написать свой комментарий к этому тексту.
Составление плана затруднений не вызвало, но сопровождалось обсуждением. Начало выступления студенты оценили высоко, потому что оно содержит точное отношение к своей профессии - «Почти на каждом творческом вечере мне приходит из зала записка с вопросом: «Как вы, поэт, можете работать в школе?» И всякий раз я отвечаю: «Просто повезло!» [2].
Читатели поняли, что вспоминаются уроки доброты, сюжеты помощи, ситуации прощения, личностного роста, доверия. Фамилии учителей не называются, потому что это типичные «уроки французского», у многих в памяти «вспыхнули» имена своих учителей:
«Я вспоминаю своих учителей...
Татьяну Андреевну - мне, четверокласснице, принёсшую «Записные книжки Чехова».
Раису Степановну - давшую последнюю трёшку, когда болела моя мать.
Инну Борисовну, поставившую - на уроке музыки! - «пятёрку» за чтение стихотворения и ответившую возмутившемуся этим Лёшке Хаустову: «Стихи - это тоже музыка.».
Ивана Павловича - учителя математики, написавшего на доске формулу и воскликнувшего: «Вы только посмотрите, какая красота!».
Николая Соломоновича - учителя английского, первого почувствовавшего во мне поэтический талант и направившего к профессиональному критику. (С которого, между прочим, началась моя поэтическая судьба.)
Семёна Рувимовича - навязавшего мне классное руководство и тем самым превратившего из предметника в учителя.
Я помню все эти «уроки французского» [2].
В культуре текста важны художественные детали, они отражают конкретные сюжеты, поэтому содержательны и интересны, они запоминаются как яркие впечатления жизни.
Нельзя не заметить, что способность к благодарности, с точки зрения Д. С. Лихачева, - это признак благородства души, эта способность отличает интеллигентных людей, глубоко чувствующих жизнь, и других людей, обладающих внутренней свободой и достоинством личности.
На этом этапе размышлений включаются ассоциации с другими произведениями, где отношение к учителю наполнено благодарностью: В. Г. Распутин «Уроки французского», Ю. Бондарев «Простите нас!», протоиерей Андрей Ткачев «Учитель», М. Цветаева «Ученик» и др.
Следующая часть эссе посвящена размышлениям о времени, его изменениям, которые определили отношение общества к учителю, его служению. «Время разное, но «время всегда хорошее» (как называется одна современная книжка). Легко любить прошлое, ещё легче - будущее: трудно любить сегодняшнее» [2]. Время как концепт, как проблема понимания часто входит в жизнь школьников и педагогов. Это и конкурс педагогических династий словесников, и стремление включить творчество детей в изучение национальных литератур.
Риторический вопрос Инны Кабыш к читателям: «Современный учитель -какой он?» - побуждает к размышлению и диалогу. Инна Кабыш раскрывает свою точку зрения убедительно и эмоционально: «Современный учитель со-
четает в себе традиционные знания и новейшие технологии».
Но самые интересные, с моей точки зрения, моменты текста - это два вопроса и два авторских ответа: «За что лично я благодарна своей профессии? Чему научили меня мои ученики?»
Ради этих вопросов стоит читать это эссе и даже перечитывать. Потому что в нём традиционная точка зрения: «Учитель - это не столько тот, кто умеет учить, сколько тот, кто умеет учиться» - дополняется аргументами «новой школы» с её гуманизмом, духом сотворчества, сотрудничества, «живого знания», рождённого в диалоге и поиске. Каждый студент выбрал самое важное из этих ответов для своего саморазвития и объяснил мотивы своего выбора.
«Мои ученики научили меня не кичиться своими знаниями и умениями (высокомерный учитель - это оксюморон!), то есть спасли от греха гордыни. Кстати, с Раскольниковым, впавшим в такой грех, это произошло, может, и потому, что он перестал учить детей, ибо за них «медью платят».
Мои ученики научили меня расти вслед за ними: из урока в урок, из класса в класс. Научили меня не болеть ими, во всяком случае, быстро восстанавливаться после болезни.
Мои ученики научили меня быть терпимой - они ведь такие разные: гуманитарии и технари, тонкие и толстые, русские и нерусские, верующие и атеисты.
Мои ученики научили меня осваивать новое и перечитывать старое, любить Леонардо и граффити, Моцарта и рок, Пушкина и рэп. Научили меня слушать и, главное, слышать другого: не все поэты это умеют.
Мои ученики научили меня любить их больше, чем свой предмет: я точно знаю, что слезинка ребёнка не стоит всей мировой литературы.
Научили меня находить поэзию не только в стихах, но во всём - в проверке тетрадей, приготовлении обеда, мытье полов. Пожилой герой Паустовского, мимо которого прошла стайка молодых людей, поймал себя на мысли, что «надо быть ближе к молодости». А я ловлю себя на мысли, что надо быть ближе к детству (недаром одну из своих книг я назвала «Детство-отрочество-детство»).
Мои ученики научили меня видеть ребёнка в каждом взрослом» [2].
Этот этап чтения завершается поиском ответа на вопрос: какую смысловую нагрузку выполняет рефрен?
Ответ выстроился в жанре полилога:
- процесс «ученических уроков» продолжается;
- учение как общение идёт динамично и не разрушает, а созидает;
- он освобождает от стереотипов мышления,
- помогает всегда деликатно и осторожно прикасаться к миру ребёнка, потому что это всегда «другой мир», в который нужно «вслушаться и всмотреться»,
- уроки в школе и уроки жизни имеют интегративную основу, они взаимодействуют в сознании как учителя, так и учеников;
- это вопрос приоритетов: оценок (успеваемости) или воспитания души, поэтому Инна Кабыш говорит о «слезинке ребёнка»;
- в этих тезисах слышен ритм времени, автор смотрит на современный
мир как на источник возможностей и разнообразных впечатлений;
- открываю в этом тексте портрет поколения как сообщество индивидуальностей, поэтому учителю так нужно терпение и «проникающее внимание» (М. Аромштам);
- наверное, сохранить в себе ребёнка удаётся только детским поэтам, таким как Михаил Яснов, Сергей Махотин;
- рефрен усиливает эффект сотворчества, научиться может только тот, кто к этому стремится;
- умение учиться у своих учеников - это позиция гуманиста, пример нового педагогического мышления, субъект-субъектного общения, сотворчества.
Это эссе становится текстом педагогической культуры, потому что в нём раскрываются смыслы профессии, её культурные коды душеподъёмного общения учителя и ученика, когда между ними есть неразрывная связь «от сердца к сердцу», «времён связующая нить», «святые узы товарищества».
Следующая мысль Инны Кабыш начинается с риторического вопроса: «За что лично я благодарна своей профессии? За необходимость, с одной стороны, «читать и перечитывать классику», а с другой - постоянно овладевать новыми умениями и навыками.
В китайском языке слова «учитель» и «ученик» обозначаются одним и тем же иероглифом. А значит, учитель - это не столько тот, кто умеет учить, сколько тот, кто умеет учиться. Глубоко уверена: мои ученики дают мне больше, чем я им» [2].
Новизна текста открывает студентам читательские перспективы: прочитать книги Инны Кабыш «Детство-отрочество-детство», «Невеста без места», «Переходный возраст». Познакомиться с картинами Богданова-Бельского, прочитать «Литературную газету», увидеть рубрику «Дневник учителя», найти
комментарий к библейской заповеди «Будьте как дети»:
Господь сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матф. 18:3). Как эту цитату из Библии нужно понимать? Господь говорит нам, чтобы мы уподоблялись детям, стали похожи на детей. Давайте рассмотрим то, какие дела совершает ребёнок и что представляет собой его духовная жизнь. Когда наказывают ребёнка, он плачет, с радующимися он смеётся. Если его упрекают в чём-либо, чаще всего ребёнок не гневается и быстро забывает упрёки и обиды. Похвалами ребёнок не гордится и мало на них обращает внимания. И если предпочтут в чём-либо ему другого ребёнка, он не ревнует и не тревожится.
Ребёнок чаще всего ни с кем не судится и не спорит, не презирает никого и с чувством ненависти не знаком. Ребёнок никем не владеет, не осуждает никого, никому не завидует, не насмехается над ближними, не испытывает вражды. Ребёнок чужд лицемерия, он не стремится к мирским почестям и славе, не собирает чужого богатства. Ребёнок не стремится к роскоши и сребролюбию. Он чаще всего ни о чём не заботится, не боится ни голода, ни злодеев, ни зверей, ни войны, ни гонений.
Пребывая в богатстве, ребёнок не гордится своим положением. Находясь
в нужде, ребёнок не печалится об этом. А увидев женщину, не испытывает к ней страсти. Идеальный ребёнок - это воплощение кротости, смирения, радости и доброты. Сам, не осознавая того, он живёт по законам Божьим, не отвечая злом на зло, не запоминая обиды, не заботясь о своих нуждах и тем самым уповая на Бога. Именно об этих лучших чертах человеческих, свойственных детям, говорит Господь, когда советует людям взять лучшие душевные свойства, присущие детям.
Несомненно, что комментарий расширяет представление студентов о библейском изречении и помогает понять его верно. Почему мы должны со «взрослостью» сочетать в себе «детскость»? Чего нам, взрослым, не хватает? Что в маленьких детях по-настоящему ценного, что Христос ставит их нам в пример?
Их незлобивость. Замечали, как дети ластятся к нам, даже если мы их обидели и, что самое грустное, несправедливо обидели.
Их оптимизм. Ну, упал, ну поранился, ну что-то другое. Но всё равно, слёзки быстро высыхают на лице, и ребёнок опять светится и готов играть и радоваться жизни.
Их доверие. Для меня, как отца, крайне умилительно, когда малыш вкладывает ладошку мне в руку и идёт туда, куда я его веду. Доверяет! Не сомневается, что зла ему не причинят! Как обличает это нас, взрослых, которые, даже зная умом, что Бог есть Любовь, всё равно от Бога ожидают подвоха, вместо того, чтобы спокойно и доброжелательно доверять Богу и спокойно идти по жизни...
Их ласку. Всё время лезут на тебя, целуют, хотят посидеть на коленях. Хорошо рядом с отцом земным! Не пример ли это и нам, что нам должно быть хорошо с Отцом Небесным, что мы должны искать встречи с Ним, скучать по Нему, быть рядом с Ним?..
Их непосредственность. Взрослые люди часто играют роли. На работе ты один, в семье - другой, наедине с самим собой - третий. Но Господь учит нас цельности. Никаких масок, лицедейства, игры. Будь таким, каков ты на самом деле».
«Ближе к детству» я оказываюсь на занятиях образовательного центра «Сириус», где царит атмосфера сотворчества, радости познания и творческого успеха, на публичных уроках в Вятской гуманитарной гимназии, на уроках свободного чтения подростков в библиотеках и школах города и области. В который раз убеждаюсь, что публичная речь учителя будет услышана и станет источником вдохновляющего познания, если Педагог в своём выступлении достигает гармонии формы и содержания, мысли и чувства. И его слово пройдёт путь «от сердца к сердцу» и станет «часом ученичества», как писала Марина Цветаева [4]:
Есть некий час - как сброшенная клажа: Когда в себе гордыню укротим.
Час ученичества, он в жизни каждой Торжественно-неотвратим.
Анализ педагогического эссе, методика работы с ним: от освоения логики через открытие смыслов к проникновению в замысел автора - дают возмож-
ность увидеть гармонию формы и содержания, выстроить свои перспективы развития и самообразовательного познания. «Час ученичества» как школа жизни учителя со своим педагогическим имиджем не имеет временных границ и смысловых ограничений, он обращён к постоянному поиску нового, творческого, устремлённого в будущее, опережающего своё время. «Дневник учителя», педагогическое эссе, публичная речь учителя как жанры педагогической рефлексии становятся важной частью решения профессиональных задач учителя, помогают в поиске истины и понимании ребёнка как развивающейся личности и творческой индивидуальности. Поэтому содержание этой методики можно использовать и при подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности, и в процессе повышения квалификации учителя на современном уроке и во внеурочной деятельности.
Список литературы
1. Галицких Е. О., Тупицына Н. А. Педагогическое наследие С. Л. Соловейчика: опыт изучения в школе и вузе. Киров : Изд-во ВятГУУ 2012. С. 203-216.
2. Кабыш И. Живи всегда в своих учениках [Электронный ресурс] // Литературная газета. 4 октября 2017 г. № 39 (6615). URL. http://lgz.ru/article/-39-6615-4-10-2017/zhivi-vsegda-v-svoikh-uchenikakh (дата обращения: 10.12.2017).
3. Орешкин В. Г. Основы имиджелогии. Практикум. СПб. : Лики России, 2005. 152 с.
4. Соловейчик С. Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. М. : Детская литература, 1972. 255 с.
5. Соловейчик С. Л. Пушкинские проповеди. М. : Первое сентября, 1999. 120 с.
Teacher's Public S peech as a Time of A pprenticeship
E. O. Galitskikh
Vyatka State University, Kirov
Abstract. The article describes the technique of preparing the language and literature teacher's public speech by analyzing the journalistic text written by Inna Kabysh, the poet and teacher of Literature. She devoted her essay "Always live in your students'' to the Teacher's Day. The pedagogical analysis of the humanistic values of the essay provides the meaningful feedback of teachers and students; becomes the transdisciplinary educational outcome of the educational meeting throughout the school years and the "noise of time" The text of the essay has an inspiring and creative potential, which can help the teacher to demonstrate his public speaking skills and his pedagogical image. The article reveals the stages of immersion into the text and understanding the author's pedagogical idea. The main thing in the methodological plan is that, by analogy with this speech, any teacher can prepare his own speech for the Teacher's Day, the Day of Knowledge or for the school-leaving party. The teacher appears before the readers and listeners as an educator, citizen and patriot, who understands his responsibility for the future, for the each of his graduates 'fate. The teacher's speech reveals the connection of generations, the meaning of teaching gratitude and respect to any person of any age in the context of time.
Keywords: public speaking, text culture, speech plan, essay, questions, sense, personal results of understanding.
Галицких Елена Олеговна
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения
Вятский государственный университет
610020 г. Киров, ул. Московская, 36
tел.: +7(8332)208968 e-mail: galitskiheo@rambler. ru
Galitskikh Elena Olegovna
Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Russian and Foreign Literature and Teaching Methodology Department
Vyatka State University
36 Moskovskaya St, Kirov, 610020
tel.: +7(8332)208968 e-mail: galitskiheo@rambler. ru