Научная статья на тему 'Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах'

Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК МАТЕМАТИКА / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / СИТУАЦИЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА / MATHEMATICS LESSON / PRIMARY CLASS / FREE CHOICE SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саидова Гавхар Эргашовна

В данной работе рассмотрена проблема ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школе. Отмечена необходимость применения данного педагогического приёма для развития индивидуальности и самостоятельности учащихся. Ситуация свободного выбора это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ситуация свободного выбора на уроках математики в начальных классах»

СИТУАЦИЯ СВОБОДНОГО ВЫБОРА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Саидова Г.Э. Email: Saidova661@scientifictext.ru

Саидова Гавхар Эргашовна - преподаватель, кафедра начального обучения, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной работе рассмотрена проблема ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школе. Отмечена необходимость применения данного педагогического приёма для развития индивидуальности и самостоятельности учащихся. Ситуация свободного выбора - это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания. Ключевые слова: урок математика, начальный класс, ситуация свободного выбора.

THE SITUATION OF FREE SELECTION AT THE LESSONS OF MATHEMATICS IN THE INITIAL CLASSES Saidova G.E.

Saidova Gavhar Ergashovna - Lecturer, DEPARTMENT PRIMARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this paper considers the problem of the situation of free choice in the lessons of mathematics in elementary school. The necessity of using this pedagogical method for the development of individuality and independence of students is noted. The situation of free choice is a lesson element planned by a teacher, when pupils are faced with the choice to give their preference to a certain variant of learning tasks and ways to solve them in order to demonstrate their independence and individuality. This situation contributes to the mastery and awareness of goal setting by students. Keywords: mathematics lesson, primary class, free choice situation.

УДК 51-7

Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.

Амонашвили Ш.А.

В современном мире в соответствии с требованиями к общему образованию, учителю необходимо построить урок не только как процесс передачи знаний, но и как процесс развития личности обучаемого. И одним из возможных путей реализации такого учебно-воспитательного процесса является введение в педагогическую практику ситуации свободного выбора. Предлагая ребёнку сделать выбор, преподаватель способствует формированию индивидуальности учащегося.

Ситуация свободного выбора - это запланированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед выбором отдать своё предпочтение определённому варианту учебных задач и способов их решения для проявления своей самостоятельности и индивидуальности. Данная ситуация способствует овладению и осознанию учащимися целеполагания.

Создание таких педагогических ситуаций имеет некоторые трудности, одна и из которых, недостаточное методическое обеспечение. Ведь учителю необходимо создать на уроке условия, при которых ученик может участвовать в постановке целей учебной деятельности, делать выбор учебного задания.

Выделяем 5 требований, которым должны соответствовать ситуации выбора на уроках:

1. Должны затрагивать сферу актуальных потребностей учащихся;

2. Должны включаться в систему жизнедеятельности ребёнка - постепенно;

3. Необходимо включать в систему реальных отношений и деятельности ребёнка;

4. Основа свободы выбора - деятельность, формирующая знания и умения, необходимые для овладения ею.

5. Необходимо продумать механизм защиты детей от собственных ошибок [1].

Ситуацию свободного выбора можно применять на различных этапах урока: при

планировании учебного материала, при выполнении самостоятельных работ, при проверке заданий и т.п. Например, на уроках математики в 4 классе право свободного выбора можно предоставить при проведении самостоятельных работ. Дети могут сами выбрать из предложенных заданий, пример или задачу по степени сложности. При этом рядом с заданием должен указываться уровень сложности, для самостоятельного выбора учащегося.

При оценивании выполненных работ учитель может предоставить ребёнку возможность самооценки. Учитель может указать на ошибки, помочь с их исправлением, при этом давая возможность ученику самому оценить себя. Это формирует у детей адекватную самооценку результатов учебной деятельности.

Существует большое количество педагогических приёмов ситуаций свободного выбора учащихся на уроках математики, среди них:

• выбор учебного задания;

• выбор из задач разной трудности;

• выбор в ситуации конфликта между познавательной и социальными мотивами;

• выбор из двух заданий, где нужно выделить несколько способов решения задач или быстро решить номер и т.д. [2].

На уроках математики в первом классе ситуация свободного выбора даёт возможность вызвать у детей потребность в рефлексии собственной учебной деятельности. Достичь этого можно в условиях выбора учебного задания. В тоже время учителю не стоит прибегать к средствам, ориентированным на внешнее мотивирование свободного выбора, т.е. к оценкам или порицанию. Основная задача на уроках математики для младших школьников - это помочь учащимся принять и действовать в учебном процессе ситуации выбора, следовательно, способствовать личностному развитию детей. При подведении итогов ситуаций свободного выбора, дети объясняют причину выбора того или иного задания, что именно привлекло их в задаче или примере, таким образом проводя рефлексию.

Следует отметить, что на уроках математики младшие школьники в свободном выборе учебных заданий ориентируются на их внешние характеристики (интересность, занимательность формы представления). В то же время при самостоятельном выборе наблюдаются индивидуальные различия учащихся:

1. По характеру включения в учебную работу. Детям необходимо время на размышления над своим выбором. Однако большинство учащихся быстро включается в работу, поиск правильно решения задания.

2. По степени автономности в выполнении учебной работы. Некоторые учащиеся, не обращаются за помощью к учителю, проявляя самостоятельность.

Как правило, дети обсуждают свой выбор с одноклассниками, соседями по парте. Использование ситуации свободного выбора на уроках математики в начальной школ способствует развитию у учащихся индивидуальности, оценки собственных результатов, самоконтроля и целеполагания. Совершая самостоятельный выбор, учащиеся формируют свою уникальность, непохожесть на других.

Список литературы /References

1. Сейтхалилов Э.А., Тожиев М. «Педагогические технологии: опыт практического применения и системно-содержательного анализа». Тафаккур Бустони. Ташкент, 2012. С. 232-233.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.