Научная статья на тему 'Педагогические мастерские как способ формирования коммуникативной компетентности студентов'

Педагогические мастерские как способ формирования коммуникативной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1615
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL WORKSHOP / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галицких Е. О., Романова О. В.

Педагогическая мастерская рассматривается авторами как уникальная педагогическая технология, которая создает для студентов гуманитарных специальностей условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем осознания коммуникативного опыта и жизнетворчества. В статье на теоретическом и методическом уровнях раскрыта мастерская как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational workshops as a method of forming communicative competence of the students

Education al workshops are considered by the authors as the unique research laboratory which creates for the humanities students the conditions, situations and educational events, opportunities for professional and personal development by way of realizing communicative experience and life-creation. The article reveals theoretical and methodical aspects of educational workshops which are represented as an effective method of developing communicative competence of the students.

Текст научной работы на тему «Педагогические мастерские как способ формирования коммуникативной компетентности студентов»

ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.126

Е. О. Галицких, О. В. Романова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Педагогическая мастерская рассматривается авторами как уникальная педагогическая технология, которая создает для студентов гуманитарных специальностей условия, ситуации, образовательные события для профессионально-личностного становления путем осознания коммуникативного опыта и жизнетворчества. В статье на теоретическом и методическом уровнях раскрыта мастерская как эффективный способ формирования коммуникативной компетентности студентов.

Educational workshops are considered by the authors as the unique research laboratory which creates for the humanities students the conditions, situations and educational events, opportunities for professional and personal development by way of realizing communicative experience and life-creation. The article reveals theoretical and methodical aspects of educational workshops which are represented as an effective method of developing communicative competence of the students.

Ключевые слова: педагогическая мастерская, коммуникативная компетентность, коммуникативная деятельность.

Keywords: educational workshop, communicative competence, communicative activity.

Современные технологии гуманитарного образования обогащают методику вузовского преподавания и воспитания, пути и способы повышения квалификации взрослых, открывают новые ресурсы для личностного развития студентов и преподавателей. В новом веке невозможно представить педагогическое мастерство преподавателя высшей школы без его технологической культуры, без применения современных педагогических технологий. Под педагогической технологией мы понимаем «комплексный интегра-тивный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем,

© Галицких Е. О., Романова О. В., 2009

охватывающих все аспекты усвоения знаний» (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США).

Современному образованию присущи следующие признаки:

• образование не ограничивается временными и пространственными рамками, его движущая сила - самореализация личности в жизни и профессии;

• цель самодеятельности - внутреннее, глубинное, экзистенциальное изменение деятеля, который проявляется многогранно, востребован весь потенциал личности, его эмоциональный и жизненный опыт;

• опора на самостоятельную работу, создание ситуаций выбора (вариативность содержания, форм участия);

• многогранное общение в процессе образования.

В этих параметрах педагогическая технология имеет смысл только тогда, когда не подменяет собой свободного выбора, ценностного це-леполагания, практической значимости, когда требует осознанного поведения в нестандартных ситуациях, развития личности в процессе жиз-нетворчества. Стратегии жизненного успеха реализуются исключительно благодаря личной заинтересованности человека, его мобильности, его стремлению к открытиям в окружающем мире и в самом себе.

Система повышения квалификации и высшая школа постоянно расширяют спектр используемых технологий, потому что современное профессиональное образование в России активно ищет пути и средства, ресурсы и перспективы преобразования процесса подготовки студентов гуманитарных специальностей. Этот поиск осуществляется и педагогической наукой, и образовательной практикой. В гуманитарных вузах Кирова накоплен результативный опыт включения в образовательный процесс педагогических мастерских [1]. Они создают условия для профессионально-личностного становления студентов в процессе изучения гуманитарных дисциплин, позволяют будущим специалистам активно преобразовывать информацию и выстраивать знания, обогащающие профессиональный опыт, формировать коммуникативную компетентность пу-

тем организации общения, полилога, творческого взаимодействия.

Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов сферы «человек - человек». Опираясь на точку зрения Э. Ф. Зеера, мы определяем коммуникативную компетентность как совокупность знаний о языке, опыта межличностного взаимодействия, «отраженную в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности» [2]. Она проявляется в умении уместно применять языковой инструментарий в процессе непосредственной коммуникативной деятельности, которая является «взаимодействием двух (и более) людей, согласующих и объединяющих усилия с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [3].

Формирование коммуникативной компетентности в образовательном процессе вуза выдвигает на первое место не информированность, а умение разрешать проблемы в различных социальных сферах. Обучаемый сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. Эффективное использование современных информационных потоков, письменных и устных средств в межличностной коммуникации, реализация диалогического общения в разнообразных социально-ролевых позициях, восприятие и понимание различных людей, их позиций, мнений - составляющие процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов. Поэтому изменения в высшей школе должны быть направлены на обогащение функций личности в процессе образования, на реализацию субъектной позиции студента и его способность к саморазвитию. В технологично организованном процессе обучения используются как внешние цели, которые задаются преподавателем в различных формах и видах, регламентируясь нормами программы обучения, так и внутренние, сформулированные студентами самостоятельно по отношению к объекту изучения.

Основным источником мотивов образовательной деятельности студентов является потребность личности в самореализации, ее стремление к профессиональной состоятельности. Направление и характер самореализации определяются личностными качествами студентов, относящимися к познанию окружающего мира, самопознанию, и осуществляются посредством использования разных видов деятельности.

В результате создания преподавателем условий для самопознания, самоопределения, самореализации и личностного выбора актуализируются внутренние и внешние образовательные мотивы и цели студента, деятельность которого

характеризуется следующими признаками: имеет субъектный характер; базируется на личностном потенциале; «приводит к созданию нового для студента образовательного продукта» [4].

Образовательное пространство создается из реальных обстоятельств, из личностных особенностей тех, кто его выстраивает. Ценность его в том, что при одинаковых условиях построения оно каждый раз уникально и информационно безмерно. Условия в образовательном пространстве позволяют студентам познавать себя и внешний мир, создавая в процессе этого свой информационный банк как продукт собственной и коллективной деятельности. Обмен опытом создает ощущение принадлежности к некой целостности, которая обладает информационной безграничностью и внушительным потенциалом.

Информационное многообразие формирует у студентов коммуникативную уверенность, повышает качество речи, выявляет пути саморазвития, настраивает на комфортное коммуникативное взаимодействие.

Мы считаем, что эффективным путем формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей являются педагогические мастерские, которые преобразуют образовательный процесс в пространство развития личности и опыт коммуникативной деятельности. Под педагогической мастерской понимается «такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия» [5].

Коммуникативная компетентность у студентов гуманитарных специальностей может быть сформирована средствами педагогических мастерских по следующим основаниям:

1. Цели мастерских предоставляют каждому студенту возможность спроектировать собственные стратегии и тактики в постижении исследуемого объекта или задачи путем открытия их новых сторон, других функциональных особенностей и скрытого потенциала.

2. Мастерские помогают самостроительству, освобождают эмоции и трансформируют их негативный потенциал через собственное разрешение «быть креативным» и реализовать свою индивидуальность.

3. Педагогические мастерские - это уникальный язык постижения себя и окружающего мира, универсальный интегрированный способ духовного и интеллектуального развития. Мастерские способствуют формированию, корректировке опыта и сравнению его глубины и уровня с доступной информационной базой.

4. Центральное место в педагогических мастерских принадлежит личности, которая свобод-

но и ответственно принимает решения, рефлексивно воспринимает себя в мире, владеет самоактуализацией и саморегуляцией, познает, обретает смыслы, создает целостный образ мира и формирует отношения с ним. Важным и решающим условием в мастерских является «проживание» личной ситуации неожиданности. Это сильное эмоциональное состояние, способное инициировать мгновенное осознание объемности и многоплановости в постижении ситуации или объекта: иная постановка вопроса, видение задачи, иной ракурс объекта исследования, качественно и количественно другие действия в поисковой деятельности в сложившихся обстоятельствах и т. д.

5. Ценность деятельности в педагогических мастерских заключается в возможности получить опыт изменения результатов, заданных определенной целью. В мастерских цели расширяются и варьируются, разрушаются в процессе индивидуальной деятельности.

Педагогическая мастерская - это эффективная педагогическая технология организации учебного процесса, кардинально отличающаяся от традиционного занятия в вузе, которая разрабатывает и внедряет в практику образования интенсивные методы обучения и формирования коммуникативно компетентностной личности.

В педагогических мастерских знания и опыт из различных областей человеческой деятельности соединяются и взаимодействуют, обусловливая дальнейшее развитие, осознание и принятие себя как уникальной личности. Мастерские позволяют увлекательно и продуктивно самосовершенствоваться, раскрывают потенциал межличностного взаимодействия, заставляют заметить те качественные сдвиги, которые неизбежно происходят в каждом. Мастерские дают ключ к пониманию экологии свободного выбора.

В педагогических мастерских, направленных на формирование коммуникативной компетентности студентов, создается широкий спектр коммуникативных возможностей, раскрываются творческие способности к организации комфортной коммуникативной деятельности как межличностному взаимодействию, ориентированному на выстраивание конструктивных отношений.

Коммуникативная деятельность представляет собой творческий процесс, в котором проявляются инициативность, самостоятельность, личная свобода и уникальность личности. Данная деятельность ориентирована на реорганизацию внутреннего и внешнего мира личности. Исходной формой такой реорганизации является творческий труд, который организуется как коллективный, групповой, индивидуальный и направлен на удовлетворение социальных требований к современному специалисту и осуществление индивидуальных интересов студентов.

Коммуникативная деятельность в педагогических мастерских проявляется как творчество -«творение» мыслей, слов, поступков, опыта решения профессиональных проблем, как познавательная деятельность - создание позитивного личностного коммуникативного пространства в результате эффективного информационного обмена; как самосовершенствование - трансформация представлений о себе, других, жизни; как опыт - реализация собственного алгоритма нахождения конструктивных решений в предлагаемых коммуникативных ситуациях.

Мы выделяем в коммуникативной деятельности три компонента, учитывая которые, можно помочь студентам строить свою полноценную и целесообразную коммуникативную деятельность, в которой все части сбалансированы, осознанны и реализованы:

- Ориентировочно-мотивационный компонент - коммуникативная деятельность преобразуется студентами в упорядоченную систему целенаправленных действий, становится личност-но значимой, важной, необходимой.

В мастерской эта роль отводится этапу индуктора, где выстраивается система необходимых перспектив, за счет актуализации опыта и позитивных личных достижений происходит эмоциональное побуждение, создаются психологически комфортные условия. Например, в мастерской ценностных ориентаций «Жизнь как чудо» (Е. О. Галицких) студенты мотивируют свои «изменения» и «неизменность» во внутреннем и внешнем мире за время своей жизни. В мастерской интерпретации информации «Коллекционер» (О. В. Романова) студенты обсуждают свои коммуникативные коллекции информационных находок. «Фейерверк» ярких ассоциаций открывает мастерскую ценностных ориентаций «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» (Е. О. Галицких). Мастерская о ценности ума и размышления «Человек сотворен, чтобы думать» (Е. О. Галицких) начинается с индивидуальной работы с текстом, из которого выписываются личностно значимые фразы. В мастерской сотрудничества «Как подать «истину»?» (О. В. Романова) в роли индуктора выступает игра, которая затем интерпретируется, анализируется, и результаты соотносятся с особенностями коммуникативного поведения студентов.

- Операционально-исполнительный компонент - студентами раскрываются перспективы коммуникативной деятельности, формируются способы личностной реализации в ней, выявляются принципы самоорганизации студентов.

В педагогической мастерской этот компонент реализуется на этапах деконструкции, реконструкции, социализации, в процессе афиширования, где ведутся обсуждения, решаются задачи

на основе анализа конкретных ситуаций, рождаются творческие идеи, находящие воплощение в стихах и прозе, предлагаются и защищаются проекты, осуществляется исследовательская деятельность. Например, проект книги о Родине создается и афишируется в мастерской смысложиз-ненного выбора «Моя жизненная позиция» (Е. О. Галицких). Студенты выстраивают «диалог» с литературным героем, выясняя особенности его коммуникативного образа, чтобы творчески представить свой, в мастерской творческого письма «Все, ЧТО ИЩЕШЬ, в себе непременно найдешь!» (О. В. Романова). Путем конструктивного диалога студенты создают сценарий фильма из случайно предложенных кадров в мастерской ценностных ориентаций «Жизнь как чудо» (Е. О. Галицких). В мастерской «Каждый выбирает для себя...» (Е. О. Галицких) студенты в процессе коммуникативной деятельности создают и оценивают афиши. В мастерской творческого письма «Страшно близкий мне круг мыслей» (О. В. Романова) создаются речевые ситуации, изучаются способы установления продуктивного межличностного контакта, исследуются типы коммуникантов, пути создания индивидуального комфортного коммуникативного пространства.

- Рефлексивно-оценочный компонент студентами осознается и оценивается в процессе поэтапного продвижения к желаемому результату. Студенты обсуждают возможность его достижения, перспективы и последствия своего речевого поведения, степень успешности коммуникативной деятельности, способы ее корректировки, развитие своих творческих способностей.

В мастерской это соответствует этапу промежуточной и итоговой рефлексии. Например, в мастерской самопознания «Мастерская "неслу-чившихся встреч"» (О. В. Романова) каждый пишет сам себе письмо, в котором формулирует собственные правила, принципы, условия, методы самосовершенствоания, основанные на эмпа-тии и толерантности, создает условный алгоритм организации собственной конструктивной коммуникативной деятельности. Рефлексия превращается в обсуждение своих внутренних вопросов, настроений, путей поиска смысла жизни в мастерской «Моя жизненная позиция» (Е. О. Га-лицких). Методика незаконченного предложения завершает мастерскую о ценности ума и размышления «Человек сотворен, чтобы думать» (Е. О. Галицких). Литературное чтение, а затем обобщение и осмысление пережитого завершает мастерскую ценностных ориентаций «Как слово наше отзовется» (Е. О. Галицких). Воспроизведение и обмен «коллекционным» материалом подводит итог в мастерской интерпретации информации «Коллекционер» (О. В. Романова). В конце мас-

терской творческого письма «Все, ЧТО ИЩЕШЬ, в себе непременно найдешь!» (О. В. Романова) всем участникам дарится стихотворение Поля Элюара «И улыбка». Прочитав вслух стихотворение, участники рисуют улыбку, добрый взгляд, сердце, раскрытую ладонь. и дарят друг другу.

Итак, в педагогических мастерских коммуникативная деятельность осуществляется в многообразных формах: слушание, наблюдение, называние, обозначение, описание, высказывание, анализ и синтез, отождествление и различение, абстрагирование и обобщение, классификация и группирование, кодирование и декодирование. Атрибутика коммуникативной деятельности предполагает наличие учебников, дополнительной литературы, учебно-наглядных пособий, технических и других средств, способствующих самостоятельному поиску, ориентирующих на саморазвитие и формирование собственного коммуникативного опыта.

Организация коммуникативной деятельности студентов во многом подчинена их позиции, отношению:

- пассивное восприятие информации требует методов информационной атаки: предоставления, показа, задавания, объяснения практической ценности;

- активное восприятие, обнаружение и использование информации - методов стимулирования: пробуждение интереса, удивления, создание эффекта неожиданности;

- организуемое извне обнаружение и использование информации - методов педагогического руководства: постановка проблем и задач, обсуждение и дискуссия, совместное планирование, консультация.

В процессе организации коммуникативной деятельности в педагогических мастерских мы, прежде всего, соотносим свои действия с заданными профессиональными требованиями в сфере межличностной коммуникации, опираемся на коммуникативные возможности личности и ориентируемся на выявление, формирование и совершенствование коммуникативного потенциала личности.

Коммуникативное поведение студентов в педагогической мастерской, в отличие от традиционного занятия, отличается «личностной необходимостью», «СО-участием», которое проявляется так: проявление инициативы; готовность к конструктивному диалогу; внимание и уважение точки зрения других людей; активное слушание; создание продуктивной коммуникации; получение удовлетворения от собственной деятельности. Коммуникативная деятельность в ходе мастерской приобретает особую ценность. Группа превращается в основную микросреду жизнедеятельности. В коммуникативном пространстве мастерских знания и опыт рождаются «здесь и

сейчас». Поэтому основными показателями эффективной коммуникативной деятельности студентов в педагогических мастерских являются следующие:

- мотивационный (позитивная настроенность и готовность включиться в коммуникативное пространство);

- содержательный (интеллектуальная активность, включающая познавательный интерес и познавательную самостоятельность);

- оценочный (самооценка, рефлексия) [6].

Непременным требованием к организации коммуникативной деятельности является создание условий переживания студентом положительных эмоций, выполняющих коммуникативную функцию. Среди коммуникативных эмоций выделяются желание делиться мыслями, переживаниями, чувства симпатии, уважения, расположения [7]. Главная функция эмоций в коммуникативной деятельности состоит в том, что они позволяют «прочитать» состояние другого человека и точнее настроиться на межличностное взаимодействие, спрогнозировать его результат.

Педагогическая мастерская как организованный процесс коммуникативной деятельности студентов построен таким образом, что способствует самооткрытию, самопознанию, самокоррекции и формированию самостоятельного коммуникативного опыта. Это нестандартная форма организации коммуникативной деятельности студентов, в процессе которой создается атмосфера сотворчества, психологический комфорт, формируется коммуникативная компетентность личности.

Организация коммуникативной деятельности студентов в педагогических мастерских опирается на ряд принципов (Н. И. Белова, Е. О. Галицких, И. А. Мухина и др.):

- создание атмосферы комфорта, доброжелательности, сотворчества;

- воздействие на эмоциональную сферу личности;

- утверждение равенства во взаимодействии и творческом поиске, обмене опытом;

- организация диалога, в котором каждый участник имеет право на собственное мнение;

- дозирование информации, обусловленное потребностью участников;

- исключение стандартного оценивания работы;

- обеспечение сотрудничества студентов в группе;

- чередование индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, способствующего осознанию результативности диалогического способа поиска истины.

При всем разнообразии педагогических мастерских (мастерские творческого письма; мастерские построения знаний; мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций) есть некий общий алгоритм процесса (терминология группы ЖФЭН): индуктор, работа с материалом, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.

Схематично коммуникативную деятельность в педагогических мастерских мы представляем следующим образом (см. рисунок).

Коммуникативная деятельность студентов в педагогических мастерских

Большую роль играет информационное пространство, уже созданное личностью, но на схеме мы обозначаем его пунктирной линией, так как его содержание непостоянно, склонно к изменению. Пользуясь возможностями своего информационного банка, личность постоянно находится в коммуникативном взаимодействии: на внутреннем (подсознательном) уровне: принятие, обработка, поиск реальных путей материализации информации; на внешнем: слушание, говорение, письмо, чувственное и зрительное восприятие, что позволяет продуктивно размышлять, творить, формировать. Но любое коммуникативное действие личности неизменно проходит собственный рефлексивный контроль и соотнесение с коммуникативной реакцией других участников, в результате чего приобретает новые объективные черты.

Вся коммуникативная деятельность личности в мастерской определяется взаимовлиянием трех ее составляющих: опыт, ожидания, ресурс. Опыт - явление субъективное - чаще всего регулирует коммуникативное поведение личности, определяя уже известные границы, т. е. угрожает стереотипностью. Роль «индуктора» -подготовить личность к осознанию потребности расширить границы собственного опыта. Дальнейшая работа с материалом будет активизировать процесс поиска путей его обогащения.

Личностные ожидания также чаще всего оказываются узкими, поэтому возникает ситуация внутреннего конфликта, когда ожидания не совпадают с реальностью. Сверяясь с новой информацией, студент испытывает «разрыв», восходит к своему «я», раскрывается, растет, меняет ожидания и цели.

Ресурс - скрытые, непознанные возможности личности. Они открываются в проблемных ситуациях, возвращая уверенность в собственных силах. «Рефлексия» как этап работы мастерской эффективно помогает участникам раскрывать их внутренние коммуникативные ресурсы и продуктивно пользоваться ими.

В результате работы студентов в педагогических мастерских возникают «функционирующие» знания, стимулирующие изменения следующего вида:

- появляется более искреннее и глубокое понимание, принятие другого, нейтрализуется эмоциональная зависимость от внешних оценок;

- возникает осознание ценности открытого взаимодействия для обогащения своего внутреннего мира через познание другого;

- повышается уровень самооценки через активную деятельность в конструировании собственного позитивного коммуникативного пространства;

- растет личностная уверенность: появляется качественно иное принятие себя и своих чувств; желание ставить реальные цели и достигать их; реализуются позитивные программы изменения основных качеств.

Организация коммуникативной деятельности студентов в педагогических мастерских направлена на актуализацию системы внутренних личностных ресурсов, реализация которых является одним из условий успешности процесса формирования коммуникативной компетентности.

Мы приходим к заключению, что формированию коммуникативной компетентности студентов способствуют широкие педагогические возможности мастерских:

1. Организация учебной деятельности, основанной на системе логических и эвристических методов.

2. Проблемность, интегрированность и новизна (информативность, избыточность, неадапти-рованность, разноплановость, оригинальность) в использовании учебно-методического материала.

3. Неоднозначность, разнообразие предлагаемых коммуникативных ситуаций. Установка на конструктивный диалог, сотворчество участников.

4. Приоритет субъективного поиска нестандартного решения, выбора варианта или оптимального способа выполнения из множества существующих.

5. Высокая рефлексивная активность всех участников, способствующая познанию, анализу и пониманию собственных мыслей, чувств, состояний.

6. Получение творческого продукта, представленного в материальной и нематериальной форме. Результат мастерской характеризуется целостностью, интегративностью, новизной, оригинальностью, уникальностью, субъективностью, личностной значимостью, направленностью на прогрессивную деятельность.

Современные педагогические мастерские создают условия для формирования коммуникативной компетентности, они доказывают, что «образованность - это основа умения честно прожить жизнь, насладиться ею, получить радость от познания мира во всех формах - через науку, литературу, театр» [8], все многообразие бытия современного человека.

Примечания

1. Галицких Е. О. Д. С. Лихачев: раздумья о воспитании: мастерская ценностных ориентаций для студентов и преподавателей вузов // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 108-112; Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности: учеб.-метод. пособие. М.: Академ. Проект, 2004. С. 240. («Gaudeamus»); Галицких Е. О. Мастерские жизнетворчества как опыт воспитания способности человека к эмпатии // Психология эмпатии: со-

С. О. Авчинникова. Технологическое обеспечение профессиональной подготовки будущих специалистов.

временные подходы к проблеме и перспективы развития. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. С. 189-197; Галиц-ких Е. О. Мастерские ценностных ориентаций как инновационная технология образовательно-воспитательной деятельности // Инновационные технологии в образовательно-воспитательной деятельности. Рязань: Рязан. гос. ун-т им. С. А. Есенина, 2007. С. 4049; Галицких Е. О. Миссия молодежи - познание и творение себя // Миссия молодежи в современном мире. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006. С. 55-60; Галицких Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: метод. пособие. СПб.: Паритет, 2003. С. 160. (Сер. «Педагогическая мастерская».); Галицких Е. О. Поиск нового качества образования в гуманитарном университете // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2002. № 7. С. 75-78; Галицких Е. О. Технология педагогических мастерских как ресурс непрерывного профессионального образования в условиях кризиса // Подготовка специалистов в системе непрерывного профессионального образования: проблемы и перспективы. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2009. С. 152-155; Герменевтический подход в гуманитарном образовании: кол. моногр. / под ред. Е. О. Галицких. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 173 с.

2. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2005. С. 51.

3. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. С. 34.

4. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2001. (Сер. «Учебник нового века».) С. 65.

5. Педагогические мастерские по литературе / под ред. А. Н. Сиваковой; сост. И. А. Мухина, А. Н. Си-вакова. СПб.: «Корифей», 2000. С. 340.

6. Винокурова М. И. Педагогический потенциал интерактивных технологий обучения как фактор развития коммуникативной компетенции студентов: дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2007. С. 45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Татаринова М. Н., Яновская М. Г. Активизация эмоциональной сферы студентов в образовательном процессе: учеб. пособие. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. С. 19.

8. Спешите учиться. Интервью Д. С. Лихачева // Д. С. Лихачев. Университетские встречи. 16 текстов. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. С. 61.

УДК 378.147: 364.444

С. О. Авчинникоба

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье представлен опыт интеграции знако-во-контекстного обучения, проектного обучения и рефлексивно-управленческой технологии в процессе формирования валеологической компетентности будущих специалистов социальной работы. Раскрывается специфика применения технологий на разных этапах обучения, их психолого-педагогические и дидактические преимущества.

The article presents the experience of integration of sign and context training, project training, introspection and man agement technology in the process of forming valeological competence of future social work specialists. It reveals the peculiarities of the technologies application at different stages of training, their psychological and pedagogical advantages.

Ключевые слова: подготовка социальных работников, образовательные технологии, интеграция, контекстное обучение, метод проектов, рефлексия, самоактуализация, валеологическая компетентность.

Keywords: social workers training, educational technologies, integration, contextual training, project method, introspection, self-fulfillment, valeological competence.

Бурная перестройка отечественной образовательной системы, ее интеграция в мировую вызвали широкое внедрение в практику высшей школы разнообразных образовательных технологий.

При определении технологических приоритетов подготовки специалистов социальной работы к здо-ровьесберегающей деятельности мы руководствовались идеей М. А. Чошанова о том, что каждая из известных педагогических технологий, взятая в отдельности, формирует вполне определенные качества обучаемых, и ни одна из них, применяемая изолированно от других, не может обеспечить требуемое качество подготовки специалистов. Становление профессиональной компетентности выпускника возможно вследствие интеграции нескольких технологий [1]. В соответствии с концептуальными положениями исследования при осуществлении экспериментальной работы предпочтение было отдано личностно-развивающим технологиям, среди которых технология контекстного обучения, технология проектной деятельности, рефлексивно-управленческая технология.

Концепция знаково-контекстного обучения А. А. Вербицкого является на сегодняшний день

© Авчинникова С. О., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.