УДК 378.1 ББК 74.58
Романова Ольга Владимировна
соискатель г. Киров Romanova Olga Vladimirovna
Applicant for a Degree Kirov
О формировании коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей To the Problem of Humanitarian Specialization Students’ Communicative Competence Forming
Автор исследует сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей, рассматривает особенности, условия, задачи коммуникативной деятельности в данном процессе.
The author examines the essence of the humanitarian specialization students’ communicative competence forming process; investigates the peculiarities, the terms, the tasks of the communicative activity in this process.
Ключевые слова: личность, межличностное взаимодействие, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность.
Key words: personality, interpersonal interaction, communicative activity, communicative competence.
Для высших учебных заведений гуманитарного профиля особенно актуальна направленность образовательного процесса на гуманистические ценности, культуру межличностного взаимодействия, процессы развития и самореализации каждого участника. Поэтому особенностью процесса модернизации в высшей школе является приоритет гуманитарного образования, которое рассматривает личностное становление как цель и реализует модель компетентно-стной личности.
Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек - человек». Формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей является актуальной педагогической проблемой, которая заключается в поиске путей внедрения педагогической теории в образовательную практику, в сложившуюся преподавательскую деятельность. Разнообразие путей решения этой проблемы отражено в исследованиях Е.О. Галицких, В.В. Горшковой, Э.Ф. Зеер, И.А. Колесниковой и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6]
Опыт постановки и реализации данной проблемы в современных условиях высшей школы, на базе Кировского филиала Московского гуманитарноэкономического института, дал возможность осмыслить некоторые результаты процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей при изучении русского языка и культуры речи, ораторского искусства, литературы, истории, философии, культурологии и др.
Прежде всего, в процессе обучения акцентируется внимание на взаимодействие студентов и преподавателя, в результате которого у студента формируются знания и умения в процессе его собственной конструктивной деятельности. Первостепенная роль межличностного взаимодействия в процессе формирования коммуникативной компетентности реализуется диалоге. Необходимо не только усваивать информацию, но и побуждать студентов к внутреннему отклику, обсуждению, дискуссии. Одно из основополагающих особенностей коммуникативного взаимодействия - обусловленность определенной договоренностью о правилах, по которым оно строится. Деятельность коммуникантов должна регулироваться рядом взаимосвязанных и взаимозависимых принципов: адресности, личностной включенности, содержательности, достоверности, ориентации на понимание, доступности, открытости, информационной безопасности, обратной связи [6, 81-82]. Поскольку в современном образовательном процессе простая передача информации утратила способность к ориентированию личности в ходе решения актуальных задач обучения, преподавателю необходимо знать, качество и количество информации, в которой нуждаются студенты, оптимальные способы передачи сообщения. Чтобы оно оказалось услышано, преподаватель должен уметь ставить такие образовательные цели и задачи, чтобы они были адекватны современным коммуникативным условиям и требованиям. Поэтому появление новых коммуникативных задач требует инновационных подходов к их решению.
Практика показывает, что особенностью процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей является трансформация личностных мотивов и установок деятельности, поэтому эф-
фективность данного процесса базируется, прежде всего, на внутренней работе студентов, которая проявляется в:
1. Принятии ими активной позиции и готовности к продуктивной обратной связи.
2. Определении собственного уровня готовности к процессу внутренних изменений.
3. Осознании своего личностного достоинства.
4. Управлении собственной информационной базой и понимании соотношения с ней своего уровня компетентности.
5. Осмыслении четкой профессиональной установки на межличностное взаимодействие и разнообразными проявлениями этих отношений.
Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности зависит от степени внутренней потребности участников во взаимодействии и происходит на разных уровнях: трансляции и ретрансляции информации, межличностного диалога, духовного единения (СО-бытия). Для организации необходимых условий эффективного коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов возможно использование следующих приемов:
- создание атмосферы коммуникативной защищенности студентов;
- выражение позитивного отношения к любому коммуникативному действию студентов;
- удовлетворение информационных потребностей студентов;
- выявление и раскрытие коммуникативного потенциала студентов;
- использование позитивной критики коммуникативного поведения студентов;
- поддержка стремления студентов к коммуникативному развитию и самосовершенствованию .
Эффективность формирования коммуникативной компетентности в вузе предполагает готовность и умение преподавателя и студентов строить контакт на разной психологической дистанции (отстранённой или близкой) и заключается в достижении трёх уровней адекватности: коммуникативный (обмен ин-
формацией), интерактивный (взаимодействие) и перцептивный (коммуникативное взаимовосприятие и установление взаимопонимания). Поэтому интенсивность процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей тесно связана с необходимостью систематизации речевых средств и способов их выражения. Типичная коммуникативная ситуация предполагает: знание предметного содержания, реализацию умений в разных видах речевой деятельности, адекватное использование в речи стилистических и лексико-грамматических средств, оценку речевой ситуации и свободную адаптацию в ней.
Одним из важных условий в процессе формирования коммуникативной компетентности является овладение нормами русского литературного языка. Это, прежде всего, предупреждение, обнаружение речевых ошибок, возможных в речевой практике студентов. В последнее время также особое внимание уделяется наиболее оптимальному использованию языковых средств в соответствии с поставленными коммуникативными целями и задачами в различных ситуациях. Коммуникативный аспект владения языком предполагает развитие коммуникативных способностей личности, т.е. умение организовывать эффективное взаимодействие с партнером:
- прогнозировать предстоящую ситуацию взаимодействия;
- предупреждать и нейтрализовывать конфликтные ситуации;
- программировать и управлять всем процессом межличностной коммуникации.
Таким образом, коммуникативная компетентность заключается в системе личностных качеств, включающих: творческое мышление; культуру вербального и невербального взаимодействия; культуру сонастройки на диалог; культуру восприятия коммуникативных действий партнера; культуру эмоций.
Формирование необходимых коммуникативных умений начинается с самых общих, постепенно переходя к рецептивным (чтение и слушание) коммуникативным умениям, а затем к продуктивным (говорение и письмо). Наиболее
продуктивными и значимыми вербальными коммуникативными умениями являются:
1. Поддерживать межличностное взаимодействие: направлять, ставить проблему, вызывать ответную реакцию партнера, задавать наводящие вопросы.
2. Уточнять: переспрашивать в других формах, отстаивать свое мнение, менять форму вопросов, давать оценку.
3. Побуждать: предупреждать, предостерегать, предлагать, призывать, советовать, высказывать пожелания, просить.
4. Повествовать: сообщать, отвечать, рассказывать, вести диалог, аргументировать, выражать согласие/несогласие, понимать согласие партнера/несогласие его, отрицать, принимать предложения, одобрять/не одобрять, выражать понимание, выступать перед большой аудиторией, создавать условия для конструктивного диалога, вызывать собеседника на откровенность, владеть спонтанной речью [7, 54].
Кроме общекоммуникативных умений в процессе формирования коммуникативной компетентности важное место занимает овладение стилями русского литературного языка. С этим связана работа по освоению основных жанров письменной и устной речи, значимых в профессиональной речевой деятельности.
Однако понятие коммуникативной компетентности включает не только овладение необходимым набором языковедческих и речеведческих знаний, но и реализацию воспитательных задач по формированию социально активной, профессионально подготовленной личности, ориентирующейся в современном мире, обладающей высокими творческими и личностными качествами, необходимыми для включения ее в различные виды деятельности.
В процессе формирования коммуникативной компетентности приоритет отдается целям самореализации студента и приобретению ими опыта, затем -формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную коммуникативную деятельность, потом - содержанию учебного материала. Подобная система обучения будет направлена на формирование личности.
Общая задача коммуникативной деятельности (устной и письменной) во всех сферах и ситуациях одинакова - довести в адекватном виде до реципиента информацию. Сверхзадача - интериоризация реципиентом данной информации, и перевод ее в область личностного опыта.
Современная психология предлагает свою стратегию, наиболее полно разработанную П.Я. Гальпериным [8], для формирования у человека заданного образования (образ, понятие), называемую стратегией интериоризации, где выделяется и развивается та деятельность, которая это понятие обслуживает.
Таким образом, необходимо построить такую деятельность, при выполнении которой необходимо употребление заданного (к формированию) понятия. В процессе анализа этой деятельности выделяется совокупность условий (знаний), выполнение которых влечет за собой правильное выполнение деятельности. В ходе воспроизводства деятельности ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается, переносится во внутренний план -формируются новые знания, умения, способности и психические свойства. Полноценное формирование коммуникативного действия [9] требует последовательного прохождения шести этапов:
1. Мотивационный, опирающийся на познавательный интерес студентов и их потребность в самосовершенствовании.
2. Ориентировочный - формирование предстоящего действия, основанного на понимании.
3. Внутриречевой - речь про себя, когда коммуникативное действие «проживается» и оттачивается студентом внутри себя.
4. Внешнеречевой, где все элементы коммуникативного действия представляются в форме устной или письменной речи.
5. Материализованный - позволяющий студентам реализовать подготовленные коммуникативные действия.
6. Внутренней деятельности, коммуникативное действие максимально сокращается и автоматизируется, превращается в личностное, т. е. интериоризи-рованное.
Коммуникативная деятельность дает возможность студентам трансформировать внешние воздействия в продукты личностного роста, формировать собственные системы знания и опыта. Студент в процессе обучения постоянно находится в ситуации самопознания, самоопределения, самореализации и главное
- самостоятельного свободного выбора. А это и есть основные условия процесса интериоризации информации и приобретения опыта.
Межличностное взаимодействие возникает в связи с развивающимися определенным образом внешними условиями, которые требуют дополнительного источника информации. Должен поступить внешний запрос, который актуализирует потребности личности принять и передать информацию. Содержание запроса как правило инициирует СО-действия, выполняемые совместно действия физического, интеллектуального или духовного характера, которые детерминируются изначально заданным контекстом. Все это обуславливает характер формирования межличностных отношений с приоритетом реального личностного опыта.
Для эффективного коммуникативного взаимодействия необходимо наличие встречных мотивов: узнать, научиться, измениться, транслировать знания. У каждого студента потенциально имеются свои идеи и цели относительно каждой предлагаемой темы в процессе обучения. Задача педагога - предложить условия для выявления, понимания и реализации этих идей и целей. Затем, посредством созданных условий, в образовательном процессе происходит трансформация коммуникативных ЗУН студента в коммуникативный опыт, т.е. компетентность.
Процесс формирования коммуникативной компетентности опирается на опыт межличностной коммуникации, вырабатывающийся посредством:
- обучения приемам и способам умственной деятельности,
- развития мыслительных процессов,
- управления коммуникативными процессами,
- постоянного стимулирования интересов студентов,
- снятия эмоциональной напряженности;
- активной внутренней работы [10].
Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей может быть решена, если учитываются следующие сущностные характеристики этого процесса:
1. Самоценность и целенаправленность процесса как способа личностного роста: установка на самостоятельное конструирование студентом индивидуального образовательного пространства, на творчество.
2. Опора на творческий потенциал, т.е. на комплексные возможности личности в совершении деятельности и действий.
3. Ориентация на продуктивность процесса, т.е. создание студентом конкретного образовательного продукта - опыта.
Таким образом, учитывая и полагаясь в процессе формирования коммуникативной компетентности на активную личностно-мотивированную деятельность студентов, которая определяет характер внешних и внутренних личностных изменений, возможно продуктивное развитие и совершенствование у студентов конструктивного восприятия и грамотной передачи информации, логического и адекватного эмоционального ее освоения, творческого применения осмысленного.
Библиографический список
1. Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации: сборник научных трудов [Текст] / отв. ред. и сост. Л.Г. Антонова (Часть I), Л.В. Ухова (Части 2 и 3). - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - 311с.
2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Е.О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2004. - 240с. («Gaudeamus»).
3. Галицких Е. О. Поиск нового качества образования в гуманитарном университете [Текст] / Е.О. Галицких // Вестн. ВятГГУ. - Киров, 2002. - № 7. - 75-78с.
4. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека [Текст] / В.В. Горшкова. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2009. - 192с.
5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216с.
6. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 81-82с.
7. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки [Текст] / Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. - М., 1999. - 54с.
8. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1965 - 35с.
9. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 123с.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Из-дат. центр "Академия", 2002. - 376с.
Bibliography
1. Actual Processes of Modern Social and Mass Communication: Collection of Scientific Works [Text] / L.G. Antonova as a Responsible Editor and Compiler (Part I), L.V. Ukhova (Part II and III). - Yaroslavl: Publishing House of YSPU, 2008. - 311 p.
2. Dashkin, M.E. Communicative Skills of the Specialists in «Man - to - Man» System as a Subject Matter of Their Training: Dis. ... Cand. of Ped. [Text] / M.E. Dashkin. - M., 1999. - 54 p.
3. Galitskikh, E.O. Dialogue in Education as a Way of Tolerance Formation [Text]: Guidance Manual / E.O.Galitskikh. - M.: Academic Project, 2004. - 240 p. («Gaudeamus»).
4. Galitskikh, E.O. The Search of New Education Quality in the University of Arts [Text] / Galitskikh E.O. // Herald of VyatSHU. - Kirov, 2002. - № 7.- P. 75-78.
5. Galperin, P.Ya. Step-by-Step Mental Activity Forming [Text] / P.Ya. Galperin. - M.: MSU, 1965. - 35 p.
6. Gorshkova, V.V. Dialogue in the Education of a Person [Text] / V.V. Gorshkova. - SPb: Publishing House of SPbSUP, 2009. - 192 p.
7. Kolesnikova, L.A. Communicative Activity of a Teacher [Text]: Training Book for Students of Higher Pedagogical Institutions / L.A. Kolesnikova: Edited by V.A. Slastenin. - M. : «Academy» Publishing Centre, 2007. - P. 81-82.
8. Pedagogical Science and Psychology [Text]: Study Guide. - Rostov-on-Don: «Fenix», 2002. - 123 p.
9. Slastenin, V.A. Pedagogical Science: Study Guide for Students of Higher Educational Establishments [Text] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Edited by V.A. Slastenin. - M: «Academy» Publishing Centre, 2002. - 376 p.
10. Zeer, E.F., Pavlova, A.M., Symanyuk E.E. Modernization of Professional Education: Competent Approach [Text]: Guidance Manual / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E.Symanyuk. - M.: Moscow Psychological-and-Social Institute, 2005. - 216 p.