Научная статья на тему 'К проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей'

К проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONALITY / INTERPERSONAL INTERACTION / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Ольга Владимировна

Автор исследует сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей, рассматривает особенности, условия, задачи коммуникативной деятельности в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Problem of Humanitarian Specialization Students' Communicative Competence Forming

The author examines the essence of the humanitarian specialization students' communicative competence forming process; investigates the peculiarities, the terms, the tasks of the communicative activity in this process.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей»

УДК 378.1 ББК 74.58

Романова Ольга Владимировна

соискатель г. Киров Romanova Olga Vladimirovna

Applicant for a Degree Kirov

О формировании коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей To the Problem of Humanitarian Specialization Students’ Communicative Competence Forming

Автор исследует сущность процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей, рассматривает особенности, условия, задачи коммуникативной деятельности в данном процессе.

The author examines the essence of the humanitarian specialization students’ communicative competence forming process; investigates the peculiarities, the terms, the tasks of the communicative activity in this process.

Ключевые слова: личность, межличностное взаимодействие, коммуникативная деятельность, коммуникативная компетентность.

Key words: personality, interpersonal interaction, communicative activity, communicative competence.

Для высших учебных заведений гуманитарного профиля особенно актуальна направленность образовательного процесса на гуманистические ценности, культуру межличностного взаимодействия, процессы развития и самореализации каждого участника. Поэтому особенностью процесса модернизации в высшей школе является приоритет гуманитарного образования, которое рассматривает личностное становление как цель и реализует модель компетентно-стной личности.

Коммуникативная компетентность является одной из базовых характеристик профессиональной компетентности и профессиональной подготовки специалистов в типе профессий «человек - человек». Формирование коммуникативной компетентности студентов гуманитарных специальностей является актуальной педагогической проблемой, которая заключается в поиске путей внедрения педагогической теории в образовательную практику, в сложившуюся преподавательскую деятельность. Разнообразие путей решения этой проблемы отражено в исследованиях Е.О. Галицких, В.В. Горшковой, Э.Ф. Зеер, И.А. Колесниковой и др. [1, 2, 3, 4, 5, 6]

Опыт постановки и реализации данной проблемы в современных условиях высшей школы, на базе Кировского филиала Московского гуманитарноэкономического института, дал возможность осмыслить некоторые результаты процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей при изучении русского языка и культуры речи, ораторского искусства, литературы, истории, философии, культурологии и др.

Прежде всего, в процессе обучения акцентируется внимание на взаимодействие студентов и преподавателя, в результате которого у студента формируются знания и умения в процессе его собственной конструктивной деятельности. Первостепенная роль межличностного взаимодействия в процессе формирования коммуникативной компетентности реализуется диалоге. Необходимо не только усваивать информацию, но и побуждать студентов к внутреннему отклику, обсуждению, дискуссии. Одно из основополагающих особенностей коммуникативного взаимодействия - обусловленность определенной договоренностью о правилах, по которым оно строится. Деятельность коммуникантов должна регулироваться рядом взаимосвязанных и взаимозависимых принципов: адресности, личностной включенности, содержательности, достоверности, ориентации на понимание, доступности, открытости, информационной безопасности, обратной связи [6, 81-82]. Поскольку в современном образовательном процессе простая передача информации утратила способность к ориентированию личности в ходе решения актуальных задач обучения, преподавателю необходимо знать, качество и количество информации, в которой нуждаются студенты, оптимальные способы передачи сообщения. Чтобы оно оказалось услышано, преподаватель должен уметь ставить такие образовательные цели и задачи, чтобы они были адекватны современным коммуникативным условиям и требованиям. Поэтому появление новых коммуникативных задач требует инновационных подходов к их решению.

Практика показывает, что особенностью процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей является трансформация личностных мотивов и установок деятельности, поэтому эф-

фективность данного процесса базируется, прежде всего, на внутренней работе студентов, которая проявляется в:

1. Принятии ими активной позиции и готовности к продуктивной обратной связи.

2. Определении собственного уровня готовности к процессу внутренних изменений.

3. Осознании своего личностного достоинства.

4. Управлении собственной информационной базой и понимании соотношения с ней своего уровня компетентности.

5. Осмыслении четкой профессиональной установки на межличностное взаимодействие и разнообразными проявлениями этих отношений.

Таким образом, процесс формирования коммуникативной компетентности зависит от степени внутренней потребности участников во взаимодействии и происходит на разных уровнях: трансляции и ретрансляции информации, межличностного диалога, духовного единения (СО-бытия). Для организации необходимых условий эффективного коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов возможно использование следующих приемов:

- создание атмосферы коммуникативной защищенности студентов;

- выражение позитивного отношения к любому коммуникативному действию студентов;

- удовлетворение информационных потребностей студентов;

- выявление и раскрытие коммуникативного потенциала студентов;

- использование позитивной критики коммуникативного поведения студентов;

- поддержка стремления студентов к коммуникативному развитию и самосовершенствованию .

Эффективность формирования коммуникативной компетентности в вузе предполагает готовность и умение преподавателя и студентов строить контакт на разной психологической дистанции (отстранённой или близкой) и заключается в достижении трёх уровней адекватности: коммуникативный (обмен ин-

формацией), интерактивный (взаимодействие) и перцептивный (коммуникативное взаимовосприятие и установление взаимопонимания). Поэтому интенсивность процесса формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей тесно связана с необходимостью систематизации речевых средств и способов их выражения. Типичная коммуникативная ситуация предполагает: знание предметного содержания, реализацию умений в разных видах речевой деятельности, адекватное использование в речи стилистических и лексико-грамматических средств, оценку речевой ситуации и свободную адаптацию в ней.

Одним из важных условий в процессе формирования коммуникативной компетентности является овладение нормами русского литературного языка. Это, прежде всего, предупреждение, обнаружение речевых ошибок, возможных в речевой практике студентов. В последнее время также особое внимание уделяется наиболее оптимальному использованию языковых средств в соответствии с поставленными коммуникативными целями и задачами в различных ситуациях. Коммуникативный аспект владения языком предполагает развитие коммуникативных способностей личности, т.е. умение организовывать эффективное взаимодействие с партнером:

- прогнозировать предстоящую ситуацию взаимодействия;

- предупреждать и нейтрализовывать конфликтные ситуации;

- программировать и управлять всем процессом межличностной коммуникации.

Таким образом, коммуникативная компетентность заключается в системе личностных качеств, включающих: творческое мышление; культуру вербального и невербального взаимодействия; культуру сонастройки на диалог; культуру восприятия коммуникативных действий партнера; культуру эмоций.

Формирование необходимых коммуникативных умений начинается с самых общих, постепенно переходя к рецептивным (чтение и слушание) коммуникативным умениям, а затем к продуктивным (говорение и письмо). Наиболее

продуктивными и значимыми вербальными коммуникативными умениями являются:

1. Поддерживать межличностное взаимодействие: направлять, ставить проблему, вызывать ответную реакцию партнера, задавать наводящие вопросы.

2. Уточнять: переспрашивать в других формах, отстаивать свое мнение, менять форму вопросов, давать оценку.

3. Побуждать: предупреждать, предостерегать, предлагать, призывать, советовать, высказывать пожелания, просить.

4. Повествовать: сообщать, отвечать, рассказывать, вести диалог, аргументировать, выражать согласие/несогласие, понимать согласие партнера/несогласие его, отрицать, принимать предложения, одобрять/не одобрять, выражать понимание, выступать перед большой аудиторией, создавать условия для конструктивного диалога, вызывать собеседника на откровенность, владеть спонтанной речью [7, 54].

Кроме общекоммуникативных умений в процессе формирования коммуникативной компетентности важное место занимает овладение стилями русского литературного языка. С этим связана работа по освоению основных жанров письменной и устной речи, значимых в профессиональной речевой деятельности.

Однако понятие коммуникативной компетентности включает не только овладение необходимым набором языковедческих и речеведческих знаний, но и реализацию воспитательных задач по формированию социально активной, профессионально подготовленной личности, ориентирующейся в современном мире, обладающей высокими творческими и личностными качествами, необходимыми для включения ее в различные виды деятельности.

В процессе формирования коммуникативной компетентности приоритет отдается целям самореализации студента и приобретению ими опыта, затем -формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную коммуникативную деятельность, потом - содержанию учебного материала. Подобная система обучения будет направлена на формирование личности.

Общая задача коммуникативной деятельности (устной и письменной) во всех сферах и ситуациях одинакова - довести в адекватном виде до реципиента информацию. Сверхзадача - интериоризация реципиентом данной информации, и перевод ее в область личностного опыта.

Современная психология предлагает свою стратегию, наиболее полно разработанную П.Я. Гальпериным [8], для формирования у человека заданного образования (образ, понятие), называемую стратегией интериоризации, где выделяется и развивается та деятельность, которая это понятие обслуживает.

Таким образом, необходимо построить такую деятельность, при выполнении которой необходимо употребление заданного (к формированию) понятия. В процессе анализа этой деятельности выделяется совокупность условий (знаний), выполнение которых влечет за собой правильное выполнение деятельности. В ходе воспроизводства деятельности ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается, переносится во внутренний план -формируются новые знания, умения, способности и психические свойства. Полноценное формирование коммуникативного действия [9] требует последовательного прохождения шести этапов:

1. Мотивационный, опирающийся на познавательный интерес студентов и их потребность в самосовершенствовании.

2. Ориентировочный - формирование предстоящего действия, основанного на понимании.

3. Внутриречевой - речь про себя, когда коммуникативное действие «проживается» и оттачивается студентом внутри себя.

4. Внешнеречевой, где все элементы коммуникативного действия представляются в форме устной или письменной речи.

5. Материализованный - позволяющий студентам реализовать подготовленные коммуникативные действия.

6. Внутренней деятельности, коммуникативное действие максимально сокращается и автоматизируется, превращается в личностное, т. е. интериоризи-рованное.

Коммуникативная деятельность дает возможность студентам трансформировать внешние воздействия в продукты личностного роста, формировать собственные системы знания и опыта. Студент в процессе обучения постоянно находится в ситуации самопознания, самоопределения, самореализации и главное

- самостоятельного свободного выбора. А это и есть основные условия процесса интериоризации информации и приобретения опыта.

Межличностное взаимодействие возникает в связи с развивающимися определенным образом внешними условиями, которые требуют дополнительного источника информации. Должен поступить внешний запрос, который актуализирует потребности личности принять и передать информацию. Содержание запроса как правило инициирует СО-действия, выполняемые совместно действия физического, интеллектуального или духовного характера, которые детерминируются изначально заданным контекстом. Все это обуславливает характер формирования межличностных отношений с приоритетом реального личностного опыта.

Для эффективного коммуникативного взаимодействия необходимо наличие встречных мотивов: узнать, научиться, измениться, транслировать знания. У каждого студента потенциально имеются свои идеи и цели относительно каждой предлагаемой темы в процессе обучения. Задача педагога - предложить условия для выявления, понимания и реализации этих идей и целей. Затем, посредством созданных условий, в образовательном процессе происходит трансформация коммуникативных ЗУН студента в коммуникативный опыт, т.е. компетентность.

Процесс формирования коммуникативной компетентности опирается на опыт межличностной коммуникации, вырабатывающийся посредством:

- обучения приемам и способам умственной деятельности,

- развития мыслительных процессов,

- управления коммуникативными процессами,

- постоянного стимулирования интересов студентов,

- снятия эмоциональной напряженности;

- активной внутренней работы [10].

Проблема формирования коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных специальностей может быть решена, если учитываются следующие сущностные характеристики этого процесса:

1. Самоценность и целенаправленность процесса как способа личностного роста: установка на самостоятельное конструирование студентом индивидуального образовательного пространства, на творчество.

2. Опора на творческий потенциал, т.е. на комплексные возможности личности в совершении деятельности и действий.

3. Ориентация на продуктивность процесса, т.е. создание студентом конкретного образовательного продукта - опыта.

Таким образом, учитывая и полагаясь в процессе формирования коммуникативной компетентности на активную личностно-мотивированную деятельность студентов, которая определяет характер внешних и внутренних личностных изменений, возможно продуктивное развитие и совершенствование у студентов конструктивного восприятия и грамотной передачи информации, логического и адекватного эмоционального ее освоения, творческого применения осмысленного.

Библиографический список

1. Актуальные процессы современной социальной и массовой коммуникации: сборник научных трудов [Текст] / отв. ред. и сост. Л.Г. Антонова (Часть I), Л.В. Ухова (Части 2 и 3). - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. - 311с.

2. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Е.О. Галицких. - М.: Академический Проект, 2004. - 240с. («Gaudeamus»).

3. Галицких Е. О. Поиск нового качества образования в гуманитарном университете [Текст] / Е.О. Галицких // Вестн. ВятГГУ. - Киров, 2002. - № 7. - 75-78с.

4. Горшкова В.В. Диалог в образовании человека [Текст] / В.В. Горшкова. - СПб: Изд-во СПбГУП, 2009. - 192с.

5. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: Учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 216с.

6. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. А. Колесникова; под ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 81-82с.

7. Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов системы «Человек-Человек» как предметное содержание их подготовки [Текст] / Диссертация на соискание ученой степени к. пед. н. - М., 1999. - 54с.

8. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование умственной деятельности [Текст] / П.Я. Гальперин. - М.: МГУ, 1965 - 35с.

9. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: Учебное пособие. - Ростов н/Д:Феникс, 2002. - 123с.

10. Сластенин В.А. и др. Педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Из-дат. центр "Академия", 2002. - 376с.

Bibliography

1. Actual Processes of Modern Social and Mass Communication: Collection of Scientific Works [Text] / L.G. Antonova as a Responsible Editor and Compiler (Part I), L.V. Ukhova (Part II and III). - Yaroslavl: Publishing House of YSPU, 2008. - 311 p.

2. Dashkin, M.E. Communicative Skills of the Specialists in «Man - to - Man» System as a Subject Matter of Their Training: Dis. ... Cand. of Ped. [Text] / M.E. Dashkin. - M., 1999. - 54 p.

3. Galitskikh, E.O. Dialogue in Education as a Way of Tolerance Formation [Text]: Guidance Manual / E.O.Galitskikh. - M.: Academic Project, 2004. - 240 p. («Gaudeamus»).

4. Galitskikh, E.O. The Search of New Education Quality in the University of Arts [Text] / Galitskikh E.O. // Herald of VyatSHU. - Kirov, 2002. - № 7.- P. 75-78.

5. Galperin, P.Ya. Step-by-Step Mental Activity Forming [Text] / P.Ya. Galperin. - M.: MSU, 1965. - 35 p.

6. Gorshkova, V.V. Dialogue in the Education of a Person [Text] / V.V. Gorshkova. - SPb: Publishing House of SPbSUP, 2009. - 192 p.

7. Kolesnikova, L.A. Communicative Activity of a Teacher [Text]: Training Book for Students of Higher Pedagogical Institutions / L.A. Kolesnikova: Edited by V.A. Slastenin. - M. : «Academy» Publishing Centre, 2007. - P. 81-82.

8. Pedagogical Science and Psychology [Text]: Study Guide. - Rostov-on-Don: «Fenix», 2002. - 123 p.

9. Slastenin, V.A. Pedagogical Science: Study Guide for Students of Higher Educational Establishments [Text] / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; Edited by V.A. Slastenin. - M: «Academy» Publishing Centre, 2002. - 376 p.

10. Zeer, E.F., Pavlova, A.M., Symanyuk E.E. Modernization of Professional Education: Competent Approach [Text]: Guidance Manual / E.F. Zeer, A.M. Pavlova, E.E.Symanyuk. - M.: Moscow Psychological-and-Social Institute, 2005. - 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.