Научная статья на тему 'Особенности развития коммуникативной компетентности курсантов вузов ФСИН России'

Особенности развития коммуникативной компетентности курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННУЮ КОНЦЕПЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дежурова Екатерина Викторовна, Полянин Николай Александрович, Пестриков Денис Викторович

В статье рассматривается проблема диалогического общения курсантов в рамках развития коммуникативной компетентности, что является фундаментом становления их как будущих профессионалов. Формирование коммуникативной компетентности будет успешным, если его осуществлять в контексте понимания диалога в общей структуре личности, а также как общую задачу развития психологических знаний в рамках отечественных традиций и психолого-воспитательных направлений (развитие патриотизма, духовного начала, вненаходимости и самоотдачи в профессии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дежурова Екатерина Викторовна, Полянин Николай Александрович, Пестриков Денис Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of development of communicative competence of cadets of higher education institutions of Federal Penitentiary Service of Russia

The article discusses the dialogic communication of the students in the frames of development of the communicative competence that is the foundation of their formation as future professionals. Formation of the communicative competence will be successful if it is undertaken in the context of understanding the dialogue in the general structure of the individual, as well as the overall objective of the development of psychological knowledge in the framework of the domestic traditions and psycho-educational activities (development of patriotism, spiritual beginning, unengagement and dedication to the profession).

Текст научной работы на тему «Особенности развития коммуникативной компетентности курсантов вузов ФСИН России»

Психологические науки

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Екатерина Викторовна Дежурова, кандидат психологических наук, доцент,

Николай Александрович Полянин, кандидат психологических наук, доцент,

Денис Викторович Пестриков, кандидат психологических наук, доцент, Академия Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (Академия ФСИН России), Рязань

Аннотация

В статье рассматривается проблема диалогического общения курсантов в рамках развития коммуникативной компетентности, что является фундаментом становления их как будущих профессионалов. Формирование коммуникативной компетентности будет успешным, если его осуществлять в контексте понимания диалога в общей структуре личности, а также как общую задачу развития психологических знаний в рамках отечественных традиций и психолого-воспитательных направлений (развитие патриотизма, духовного начала, вненаходимости и самоотдачи в профессии).

Ключевые слова: диалогическое общение, личностно-ориентированную концепция, профессионализм, коммуникативная компетентность, становление личности, профессиональное обучение.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FEDERAL PENITENTIARY

SERVICE OF RUSSIA

Ekaterina Viktorovna Dezhurova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Nikolay Aleksandrovich Polyanin, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Denis Viktorovich Pestrikov, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Academy of Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Ryazan

Annotation

The article discusses the dialogic communication of the students in the frames of development of the communicative competence that is the foundation of their formation as future professionals. Formation of the communicative competence will be successful if it is undertaken in the context of understanding the dialogue in the general structure of the individual, as well as the overall objective of the development of psychological knowledge in the framework of the domestic traditions and psycho-educational activities (development of patriotism, spiritual beginning, unengagement and dedication to the profession).

Keywords: dialogical communication, personal focused concept, professionalism, communicative competence, formation of personality, vocational education.

Понятие о формировании образа будущей профессии у курсантов Академии ФСИН России включает в себя подготовку обучающихся к самостоятельному, взвешенному планированию и организации своего времени, развитие способности к самовоспитанию, самоприказу и самоободрению (выносливость, готовность к действию, имеющийся опыт успешного преодоления сложных препятствий). Действительно, развитие готовности и создание образа будущей профессии - очень важные составляющие учебного процесса, и здесь педагогическая стратегия подготовки офицеров к профессиональной деятельности не вызывает сомнения. Наряду с этим в основе всех учебных процессов для последующего успешного становления личности профессионала лежит задача развития творческого сознания обучающегося, его многомерного мышления и диалогических навыков в общении. Практика показывает, что многие молодые сотрудники испытывают трудности в общении с личным составом и нередко с коллегами по работе.

Обращение к проблеме диалога в образовании обусловлено еще и тем, что на современном этапе развития обществу требуется личность, открытая для переговоров, умеющая договариваться и обсуждать в ходе службы различные проблемные вопросы, находить нестандартные, но правильные решения. Педагогическая деятельность в данном направлении - очень важная задача, поскольку дает возможность индивиду сформироваться как личности и подготовиться к полноценной включенности в социальную жизнь. К сожалению, в настоящее время мы являемся свидетелями некоей семантической подмены в сознании многих людей понятий и ценностей, являющихся основополагающими для человека. Формирование клипового (слайдового) сознания подростков влечет за собой неготовность к более сложным мыслительным действиям: анализу, исследованию, самостоятельному размышлению. В данных обстоятельствах стилистика современного русского языка нивелируется, сводится к упрощенным репликам. Как результат такой ситуации - формирование аддиктивного (зависимого) поведения. В данных условиях акцент на развитие диалогичности является необходимым «спасательным кругом» в обучении. Так, курсантам психологического факультета - будущим практическим психологам - это умение весьма необходимо: изучая личность и средства воздействия на нее, обучающиеся приобщаются к новому мышлению, и на этом пути, на пути помощи другому, диалогическое общение помогает воспринять этого другого как активного субъекта взаимодействия. За последнее время возросший спрос на психологию привел к распространению и освоению зарубежных психологических практик. К сожалению, они более специфированы для иностранной культуры и зачастую непригодны в российской среде. Возникает вопрос о развитии традиционного самобытного личностно-ориентированного направления в психологии, с помощью которого приобретаются навыки именно диалогической коммуникации и компетентности.

Мы обратились к трудам М. М. Бахтина, благодаря которому получило свое развитие диалогическое направление (1970-1990-х гг.). Далее его взгляды в своих научных работах продолжила доктор психологических наук Т. А. Флоренская [5]. Согласно данным авторам, диалогическое общение понимается как форма общения, основывающаяся на априорном внутреннем принятии себя и другого и предполагающая ориентацию на индивидуальную неповторимость каждого из субъектов, открывающее возможность подлинного взаимораскрытия и личностного взаимообогащения. На эмоциональном фоне в процессе такого общения возникает стремление к самообразованию и самосовершенствованию, что особенно важно в процессе обучения и воспитания.

Навык диалогического общения можно сформировать с помощью специального социально-психологического тренинга, разработанного сотрудниками психологического факультета академии. Он представляет собой курс, направленный на развитие эмпатии и творческого мышления курсантов. В программе отражен теоретический блок: современные разработки диалогического направления в отечественной психологии. В процессе занятий дается характеристика и различие диалогического и монологического общения, курсантам объясняется, что переход от монологизма к диалогизму - есть поворот к целостности личности, введение личностно-ориентированной перспективы, что задает некие рамки, являясь основой понимания человека, мышления, языка, природы, мира. Диалогическая направленность заключается в ориентации на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии. В монологе же доминанта ставится на себе, своих целях (в частности, на корыстных целях в отношении другого: другой человек выступает как объект удовлетворения и насыщения именно моих потребностей). Результатом такого познания является освоение манипулятивных техник и средств, позволяющих воздействовать на другого в собственных интересах. Эта тема очень важна и, объяснять ее курсантам необходимо.

Разработанная программа тренинга базировалась на проведенном нами эмпирическом исследовании направленности личности в общении. По результатам исследования

было выявлено, что среди курсантов преобладает 84% опрошенных, действительно заинтересованных в диалоге, в его развитии и совершенствовании, тогда как 16% не уверены в том, что им надо как-то меняться или менять качество общения. Также в результате исследования были выявлены проблемы, возникающие в общении. Это послужило отправной точкой в создании специальных блоков упражнений. Так, одной из проблем осуществления полноценного открытого общения является наличие чувства стыда, которое в целом можно охарактеризовать как состояние потери ценности собственного Я.

Берущее свое начало из детско-родительских отношений (чаще всего невнимательного, пренебрежительного отношения), такое чувство влияет на самооценку и уверенность, рождает самозащиту, потребность обвинять другого, чувство незначимости, незащищенности и, как следствие, презрения к себе. У человека теряется способность конструктивно действовать, блокируется активность. Вместо необходимых действий, человек начинает концентрироваться на самом себе, оказывается погруженным в самоощущения, постоянно чувствует потребность себя защитить, что мешает рационально действовать. Возникает нарушение адаптации, потеря способности ясно думать и высказываться, появляется необоснованная тревожность. Поскольку отныне в общении человек видит только направленную на него импульсивную агрессивную реакцию нападения или отвержения со стороны других людей, то у него пропадает всякое стремление к общению.

Необходимо отметить, что в процессе тренинга особое внимание уделяется формированию такого базового личностного стремления, как заинтересованность в ближнем. Оно способствует развитию необходимого компонента общения - психологической проницательности (восприятию, социальной перцепции, наблюдательности, способности правильно понимать мысли и чувства человека, эмоциональной отзывчивости, внимательного слушания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседника).

Подводя итог, необходимо отметить, что в целом развитие диалогического общения у курсантов дает возможность по-новому осознать и понять свои личностные особенности, чувства и состояния. Это ведет к формированию высокого уровня обученности и готовности к успешному взаимодействию с лицами, отбывающими наказания и другими окружающими их людьми. Таким образом, формирование диалогического общения помогает повысить эффективность и достичь необходимых результатов в подготовке курсантов к предстоящей служебной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галицких, Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учебно-методическое пособие для высшей школы / Е.О. Галицких. - М. : Академический проект, 2004. -240 с.

2. Колпакова, М.Ю. Введение в диалогическую психологию / М.Ю. Колпакова. - М. : Канон-плюс, 2013. - 256 с.

3. Колпакова, М.Ю. Преодоление тревоги / М.Ю. Колпакова. - М. : Никея, 2015. - 160 с.

4. Поваренков, Ю.П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук / Поваренков Ю.П. - Ярославль, 1999. - 359 с.

5. Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии / Т. А. Флоренская. - М. : Владос, 2010. - 208 с.

REFERENCES

1. Galitskikh, E.O. (2004), Dialogue in education as a way of formation of tolerance, Academic project, Moscow.

2. Kolpakova, M.Yu. (2013), Introduction to dialogicalpsychology, Canon-plus, Moscow.

3. Kolpakova, M.Yu. (2015), Overcoming alarm, Nicaea, Moscow.

4. Povarenkov, Yu.P. (1999), Professional formation of thepersonality, dissertation, Yaroslavl.

5. Florenskaya, T.A. (2010), Dialogue in practicalpsychology, Vlados, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 24.10.2017

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЕЮ У ТРЕНЕРОВ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Николай Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ), «Военмех», г. Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, доцент, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования; Петр Борисович Святченко, старший преподаватель, Александр Алексеевич Зиновьев, старший преподаватель, Балтийский государственный технический университет (БГТУ) «Военмех», г. Санкт-Петербург

Аннотация

В результате проведенного исследования, направленного на определение связей успешности профессиональной деятельности тренеров спортивных школы и их удовлетворенности своей работой установлено, что успешность тренерской деятельности характеризуется высокой вариативностью показателей (особенно - в плане роста спортивных результатов воспитанников). Достижение воспитанниками тренера высоких спортивных результатов отрицательно связано с остальными параметрами тренерской деятельности (воспитательным, образовательным и оздоровительным). В целом, успешность тренерской деятельности относительно слабо связана с показателями удовлетворенности тренеров своей профессиональной деятельностью. Наибольшее количество связей зафиксировано у соревновательной успешности, которая является приоритетным направлением в деятельности тренера. Успешность тренерской деятельности является фактором удовлетворенности ею, а не наоборот.

Ключевые слова: успешность профессиональной деятельности, удовлетворенность профессиональной деятельностью, тренеры спортивных школ.

FEATURES OF INTERRELATIONS OF INDICATORS OF SUCCESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND SATISFACTION WITH IT AT COACHES OF

SPORTS SCHOOLS

Nikolay Alekseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the senior lecturer, St. Petersburg academy of post-degree pedagogical education; Petr Borisovich Svyatchenko, the senior teacher, Alexander Ale-kseevich Zinoviev, the senior teacher, Baltic State Technical University, St. Petersburg

Annotation

As a result of the conducted research, aimed at definition of the links of success in the professional activity of trainers of the sports schools and their satisfactions with the work, it is established that the success of trainer's activity is characterized by high variability of indicators (especially - in respect of growth of sports results of pupils). Achievement of high sports results by pupils of the trainer is negatively connected with other parameters of trainer's activity (educational, training and health-improving). In general, the success of trainer's activity is rather poorly connected with indicators of satisfaction of trainers with the professional activity. The greatest number of links is recorded at competitive success, which is the priority direction in activity of the trainer. The success of trainer's activity is a factor of satisfaction with it, and not vice versa.

Keywords: success in professional activity, satisfaction with professional activity, coaches of sports schools.

ВВЕДЕНИЕ

Отношение специалиста к своей работе считается крайне значимым фактором ее эффективности. Важным показателем отношения к профессиональной деятельности является удовлетворенность ею [1]. Определение показателей удовлетворенности профессиональной деятельности, связанной с параметрами ее успешности, поможет осуще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.