УДК 371
Н. К. Гарифуллина
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Ключевые слова: организация педагогического управления, коммуникативное образование, развитие коммуникативных возможностей, межличностная коммуникация.
Статья посвящена вопросам педагогического управления коммуникативным образованием студентов технического вуза. Автор отмечает, что коммуникативное образование представляет собой целенаправленное воздействие преподавателя на студентов в процессе учебной деятельности, развития межличностной коммуникации с целью развития дискурсивных знаний и умений. В статье анализируется материал по теме «педагогическое управление», опубликованный в научных изданиях, учеными, занимающимися данной проблемой.
Key words: the organization ofpedagogical management, communicative formation, progress of communicative
possibilities, the interpersonal communications.
Article is devoted to questions of pedagogical management by communicative formation of students of a technical university. The author marks that communicative formation represents purposeful influence of the teacher on students during educational activity, progress of the interpersonal communications with objective of progress of speech skills. In article the material on subject matter «pedagogical management», published in scientific editions, the scientists who were deal with the given problem is analyzed.
В современном профессиональном деловом мире могут состояться только специалисты, способные успешно реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Поэтому одной из главных целей высшего образования является профессионально-личностное развитие и саморазвитие, студентов, которые в будущем проявят себя в профессии, будут готовы определять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности. Составляющей частью модели профессиональной деятельности специалиста является коммуникативная функция: «В качестве обобщенных в инженерной деятельности можно выделить следующие функции: гностическую, проектировочную, конструкторскую, организаторскую, организаторскую, коммуникативную и другие, совокупность которых представляет собой модель профессиональной деятельности специалиста» [1].
Действительно, современные процессы гуманизации в области культуры и образования требуют развития коммуникативных возможностей человека. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свою точку зрения, доказывать правильность выдвинутых положений, вести конструктивный диалог, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Коммуникативное образование представляет собой целенаправленное воздействие преподавателя на студентов в процессе учебной деятельности, развития межличностной коммуникации с целью развития дискурсивных знаний и умений. Все чаще встает необходимость организации педагогического управления в образовательном процессе вуза таким образом, чтобы профессионально-личностное развитие студентов проходило эффективно и комфортно.
Как показывают наблюдения в процессе преподавания курса «Культура речи», а также анализ устных высказываний, письменных работ студентов, их критической самооценки, типичными недостатками речи обучаемых являются: бедность словарного запаса;
несоблюдение норм литературного языка, особенно под влиянием межъязыковой интерференции; отсутствие основной мысли высказывания или неумение ее в полной мере раскрыть; нарушение логичности, последовательности в изложении мысли; повторы;
несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче коммуникации и адресату высказывания, условиям общения; нарушение стилевого единства текста; отсутствие самостоятельности в подготовке выступления; недостаточное осознание значимости речевой экспрессии как профессиональной особенности речевой культуры; отсутствие или недостаточный уровень развития риторических навыков и умений, позволяющих чувствовать себя уверенно в различных коммуникативных ситуациях.
Решить имеющиеся проблемы можно, опираясь на теорию педагогического управления. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных целей и построенная в соответствии с педагогическими принципами, обеспечивает необходимый результат при обучении студентов вузов практическими умениями и навыками, позволяющими творчески использовать речь как эффективное средство общения.
В связи с этим курс «Культура речи» имеет своей целью вооружение будущего специалиста любой области необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками, позволяющими творчески использовать речь как эффективное средство воздействия.
Анкетирование, проведенное среди студентов первого, третьего и пятого курсов инженерных и экономических специальностей (152 человека), показало, что всего 6% первокурсников считают, что изучение дисциплины необходимо, однако к третьему курсу эта цифра увеличивается до 35%. На пятом курсе 57%. испытуемых подчеркивают значимость изучаемой дисциплины, в процессе усвоения которой происходит «овладение нормами литературной речи», «формирование умений творческого применения языковых средств в конкретной ситуации», «совершенствование навыков речевой деятельности в важнейших профессионально значимых речевых жанрах».
Рис. 1 - Осознание значимости дисциплины «Русский язык и культура речи» для студентов нефилологических специальностей
Среди предложений студентов по оптимизации процесса обучения культуре речи заслуживают внимания следующие: усиление практической направленности учебных занятий; имитация реальных жизненных ситуаций.
Таким образом, в содержание профессиональной подготовки специалиста должен быть введен компонент, связанный с формированием коммуникативной компетенции и выстроенный концептуально. Коммуникативное образование представляет собой целенаправленное воздействие преподавателя на обучаемых в процессе планирования, мотивации, организации, контроля их учебной деятельности, развития межличностной коммуникации для овладения студентами межкультурными, языковыми, профессионально-
коммуникативными, дискурсивными знаниями и умениями с целью развития социальнокультурной личности, а также обеспечения высокого уровня компетентности, продуктивной коммуникации и способности к диалогу культур.
Качественно новому развитию образовательной среды должно соответствовать педагогическое управление, опирающееся на новые подходы к оценке развития образовательной системы, т. е. системы в основе которой лежит определенная последовательность согласованных действий по формированию образования нового типа, что находит свое отражение в идее управления коммуникативным образованием студентов. Изложенные факты, указывают на необходимость обращения к теории педагогического управления, либо в противном случае этот процесс будет осуществляться стихийно и спонтанно. Именно управленческая деятельность, ориентированная на решение конкретных целей и построенная в соответствии с педагогическими принципами, обеспечит необходимый результат при обучении студентов коммуникативным знаниям и умениям. Управление рассматривает успех с позиции удовлетворения у человека потребностей высшего уровня: в уважении значимыми для личности людьми, в самовыражении через творческую профессиональную деятельность и др. Задача субъекта управления заключается в том, чтобы организовать эффективную совместную деятельность, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой личностный потенциал в деятельности. Данная задача со всей полнотой реализуется в педагогическом управлении [2].
Содержательно-смысловое наполнение концепции педагогического управления коммуникативным образованием студентов вуза состоит из следующих этапов:
• подачи учебной информации;
• организации самостоятельной работы студентов;
• установления обратной связи в учебном процессе;
• анализа результатов в текущего контроля.
В соответствии с этим построение концептуальной модели педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов должно происходить с учетом ряда определенных требований:
1. Требование универсальности, позволяющее обучаемым успешно выполнять свои функциональные обязанности в профессиональной деятельности;
2. Требование системности исходит из определения преподавателем содержания коммуникативного образования, включающего в диалектической взаимосвязи межкультурную, языковую, межличностно-коммуникационную и дискурсивную составляющую.
3. Требование иерархичности предусматривает определение преподавателем и будущими специалистами направленности собственной коммуникативной деятельности, органично включающей в себя как базовые фундаментальные знания и умения, так и те, которые дают возможность специализировать профессиональную подготовку.
4. Требование проблемности базируется на целесообразности такого отбора содержания коммуникативного материала, который бы максимально отражал специфику профессиональной деятельности будущих специалистов.
5. Требование динамичности обязывает обучаемых определить содержание коммуникативного образования, которое в дальнейшем будет способствовать профессиональному росту и совершенствованию будущих специалистов.
6. Требование прогностичности диктует преподавателям и обучаемым необходимость учета в отбираемом содержании коммуникативного материала для формирования профессионально значимых личностных качеств, умений и навыков, предельно учитывающего совокупность предполагаемых явлений развития коммуникативной компетентности студентов вузов, усложнения задач, связанных с выполнением будущих профессиональных обязанностей.
7. Требование диагностичности ориентирует преподавателей на отбор содержания коммуникативного образования в соответствии с критериями и показателями,
характеризующими определенный уровень развития коммуникативной компетентности обучаемых. При проектировании модели педагогического управления коммуникативным образованием студентов вузов необходимо учитывать: а) профессиональную компетентность преподавателя, осуществляющего коммуникативное образование будущих специалистов: б) объективно существующие факторы: социальный заказ высшей профессиональной школы, государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; в) целостную образовательную сферу вуза; г) возможности семиотико-ситуационного подхода; д) уровень коммуникативной компетентности студентов вуза [3].
С учетом вышеназванных проблем на кафедре обучения на двуязычной основе КГТУ разработано несколько лингвистических программ по русскому языку для студентов технических вузов. Основная цель - повышение грамотности, общего лингвистического образования, повышение роли русского языка как государственного языка, а также воспитание духовной культуры как основного фактора гуманитарного образования.
Разработаны спецкурсы «Повышение грамотности по русскому языку студентов технического вуза», которые составлены с учетом технического образа мышления. Основная цель спецкурсов - помочь студентам достаточно объективно оценить собственный уровень подготовки, восстановить в памяти основные разделы курса русского языка, а также закрепить навыки и умения в области орфографии, пунктуации и практической стилистики. Содержание и структура спецкурсов ориентированы на осмысление общих принципов, лежащих в основе каждого раздела правописания, на раскрытие логики применения правил русской грамматики. Спецкурсы включают и такие вопросы, которые расширяют лингвистическое образование и обогащают язык личности: стилистическое использование в речи синонимов, антонимов, многозначных слов и омонимов; особенности употребления фразеологизмов; орфоэпические нормы русского языка; основные словари современного русского языка; язык и время (основные этапы развития русского языка, внутренние и внешние причины изменения в языке и пути его развития); взгляд в будущее (тактика языковых прогнозов, существование прогресса в языке, его тенденции в развитии); экология и язык.
Спецкурс «Коммуникативные и стилистические особенности современного русского языка» раскрывает основные функциональные стили русского литературного языка (разговорный, публицистический, научный, официально-деловой и художественный) с целью овладения навыками правильной (уместной) коммуникации в соответствии с целями, задачами и ситуацией общения.
Таким образом, эффективность педагогического управления коммуникативным образованием студентов вуза может быть обеспечена созданием комплекса организационнопедагогических условий.
Литература
1. Сергеев, В.П. Соответствие между функциями профессиональной деятельности и знаниями, формируемыми в вузе / В.П. Сергеев, Д.Д. Исхакова, А.М. Ярошевская, А.М. Кочнев // Образовательный процесс в КГТУ: вчера, сегодня, завтра; Сборник тезисов докладов отчетной научно-методической конференции КГТУ, 25-26 мая 2005 г. Казан. гос. технол. ун-т. - Казань, 2004. - С. 70.
2. Бурцева, Л.П. Педагогическое управление развитием самопроцессов у студентов в образовательном процессе вуза // Фундаментальные исследования. - 2005. - № 3 - С. 82-83
3. Афанасьева, О.Ю. Концептуальная модель педагогического управления коммуникативным
образованием студентов вуза / О.Ю. Афанасьева // Наука и образование: Материалы VII Международной научной конференции (14-15 марта): В.4 ч. Беловский институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет».- Белово: ООО «Канцлер», 2008. - Ч. 2.- 68 с._______________________________________________
© Н. К. Гарифуллина - ст. препод. каф. обучения на двуязычной основе КГТУ, [email protected].