Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в курсе "культура русской речи"'

Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в курсе "культура русской речи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макоева Ф. С.

В статье рассматривается проблема развития профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках качественного подхода к современной концепции языкового образования. Автор подчеркивает, что целью образования становится формирование коммуникативной компетентности личности обучающегося, включающей в себя эмоциональную, речевую, информационную, логическую и языковую культуру. Этим обусловлена необходимость создания специальной методики обучения культуре русской речи студентов педагогических вузов с применением различных форм практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of future teachers' professional communicative competence in the course "Russian speech culture"

The article touches upon the problem of development of future teachers' professional communicative competence within the framework of the qualitative approach to the modern conception of language education. The author stresses that education is becoming to be aimed at formation of students' communicative competence, which includes emotional, speech, informational, logical and language culture. This conditions the necessity of creating a special method for the Russian speech culture training among students of pedagogical higher educational institutions applying different forms of practical activity.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза в курсе "культура русской речи"»

Ф. С. Макоева

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В КУРСЕ «КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ»

Работа представлена кафедройрусского языка и методики его преподавания Северо-Осетинского государственного педагогического института.

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Р. П. Бибилова

В статье рассматривается проблема развития профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в рамках качественного подхода к современной концепции языко-

4 12

вого образования. Автор подчеркивает, что целью образования становится формирование коммуникативной компетентности личности обучающегося, включающей в себя эмоциональную, речевую, информационную, логическую и языковую культуру. Этим обусловлена необходимость создания специальной методики обучения культуре русской речи студентов педагогических вузов с применением различных форм практической деятельности.

The article touches upon the problem of development of future teachers’ professional communicative competence within the framework of the qualitative approach to the modern conception of language education. The author stresses that education is becoming to be aimed at formation of students’ communicative competence, which includes emotional, speech, informational, logical and language culture. This conditions the necessity of creating a special method for the Russian speech culture training among students of pedagogical higher educational institutions applying different forms of practical activity.

Процесс модернизации российского образования выдвигает новые требования к компетентности современного педагога, его готовности к реализации принципов гуманной педагогики.

Компетентность при этом понимается как способность личности к выполнению какой-либо деятельности, каких-либо действий.

Проблема профессиональной подготовки студентов педагогического вуза очень актуальна, поскольку ее решение необходимо осуществить в соответствии с новой образовательной ситуацией, современными тенденциями развития методической науки. Теоретическое и практическое изучение данной проблемы необходимо провести в рамках компетентного подхода к современной концепции языкового образования, что позволит создать научно обоснованную систему формирования профессиональной компетентности студентов -будущих педагогов.

Одним из важных аспектов формирования компетентности будущего специалиста является образовательная система, которая сама отвечает критерию целостности, когда стирается грань, происходит интеграция между воспитанием и собственно обучением. «Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством технологий, содержания... стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися»1.

Все это может быть реализовано только в процессе интенсивного и эффективного общения, т. е. в процессе коммуникации. Оно выступает для педагога как цель, содержание и способ деятельности, поэтому возникает необходимость развития у будущего учителя комплекса коммуникативных способностей, умений и навыков (компетентностей), овладение которыми позволит коммуникативно приемлемо строить и варьировать свою профессиональную речь в зависимости от функциональных факторов общения.

Коммуникативная компетентность считается значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности. В условиях высшей школы эта компетенция часто воспринимается как сопутствующая, «обслуживающая» формирование у студентов лингвистической и языковой компетенции.

Под коммуникативной компетентностью учителя понимают согласованность между его ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением, проявляющимся в процессе педагогического общения, в ходе которого может быть реализовано духов -но-нравственное взаимодействие. Образование при этом рассматривается как лич-ностно ориентированное.

В рамках личностно ориентированного подхода развитие компетентности будущего специалиста рассматривается как становление смыслообразующих профессио-

нальных мотивов, ценностей, профессионально важных качеств, профессионального мышления, опыта реализации знаний, эмоционально-волевой регуляции реализации компетенции в зависимости от ситуаций профессионального и социального взаимодействия.

Таким образом, возникает проблема развития профессиональной коммуникативной компетентности будущего учителя в процессе его обучения. Целью образования становится формирование коммуникативной компетенции личности обучающегося, включающей в себя эмоциональную, речевую, информационную, логическую и языковую культуру.

Взгляд на язык как на средство меж-культурной коммуникации обусловливает переориентировку методических исследований на изучение функциональных и коммуникативных свойств единиц языка. Решить эту проблему, на наш взгляд, может целенаправленное совершенствование качеств устной речи студентов в рамках курса «Культура русской речи», строящееся на принципах общей коммуникативной направленности обучения, а также на специально подобранном дидактическом материале, служащем базой для формирования профессиональных речевых умений. Содержание обучения культуре русской речи делает возможным использование форм обучения, активизирующих формирование коммуникативных способностей и способствующих развитию коммуникативной компетентности будущего учителя.

Так как основная задача современного профессионального образования состоит в формировании и развитии личности студента, создании условий для самореализации не только в узкопрофессиональной сфере, но и в самых различных областях общественной жизни, огромное значение приобретает знание основных законов русского литературного языка, обеспечивающих ясную, доходчивую передачу мысли и

чувства в процессе общения людей друг с другом. Общение является важным условием реализации личностных и деятельностных аспектов процесса формирования компетентности.

Соответственно, возрастает ответственность высших педагогических учебных заведений за подготовку педагога нового типа, формирование основ его профессиональной культуры. «От любого другого

вуза педагогический институт отличается тем, что в нем не только обучают и воспитывают студентов, но и готовят их к тому, чтобы они в свою очередь учили и воспитывали детей.»2. Необходимость владения речевой культурой при этом объясняется ролью языка как основного инструмента общения; профессия учителя относится к числу коммуникативных; будущий учитель работает «в зоне повышенной речевой ответственности»; речь преподавателя - это и средство обучения, и образец для подражания. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим разнообразием - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности»3.

Многолетние наблюдения за речью преподавателей, студентов и учащихся разных типов учебных заведений показывают, насколько низка культура их устной и письменной речи. У большинства выпускников обнаруживается низкий уровень коммуникативно-речевой активности; налицо принуждение к речевой активности, а не побуждение к ней. Анализ учебно-воспитательного процесса показывает: большая часть времени обучения расходуется на пассивное взаимодействие вузовского преподавателя и студента. Речевое общение часто ограничивается заданиями, вопросами преподавателя и ответами студентов.

В традиционном преподавании адресатом речевой деятельности обучаемого нередко бывает преподаватель, а высказывание представляет собой обычный пересказ (нередко на основе плана, где главный упор делается на память обучаемого, а не на самостоятельность его речемыслительной деятельности).

В этой связи необходимы поиски путей повышения научного уровня речевой работы, важно организовать обучение в направлении от назначения условий употребления единиц языка к многообразию их значений и соответствующих форм выражения. Целесообразно, на наш взгляд, сориентировать курс «Культура русской речи», изучаемый на разных уровнях языкового образования, на повышение коммуникативной компетенции студентов и, как следствие, тесно связать работу по развитию речи с работой по повышению культуры речи. Эффективному решению задач культуры речи способствуют умения и навыки в области средств общения и знание законов межличностного взаимодействия, что в совокупности определяет коммуникативную культуру личности педагога, включающую в качестве составных компонентов эмоциональную культуру и культуру мышления. Студенты с самого начала и на протяжении всего срока обучения овладевают нормами современного русского литературного языка, коммуникативными качествами речи. Овладение студентами коммуникативными качествами речи (Б. Н. Головин), культурой мышления (П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, А. Н. Леонтьев), культурой профессионального общения в ситуациях организации коммуникативно-познавательной деятельности (Т. А. Ладыженская, В. В. Молчановский, Р. С. Немов) необходимо при изучении русского языка, так как коммуникативный принцип преподавания русского языка предполагает не только обучение разным видам речевой деятельности, активной речи на русском языке, при-

знание законов построения и употребления коммуникативных единиц, но и понимания законов общения. Как отмечает А. Н. Леонтьев, «оптимальное педагогическое общение создает наилучшие условия для развития мотивации к учебной деятельности. Оно обеспечивает благоприятный психологический климат, препятствующий возникновению психологического барьера»4. Нельзя не согласиться с А. А. Вербицким в том, что общение становится возможным при выполнении следующих условий:

• преподаватель входит в контакт со студентами не как «законодатель», а как собеседник, пришедший на лекцию «поделиться» с ними своим личностным содержанием;

• преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

• новое знание должно быть истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

• материал лекции включает обсуждение разных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

• преподаватель ставит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, порождает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции, в конечном итоге он добивается того, что студент думает совместно с ним;

• коммуникация со студентами строится таким образом, чтобы подвести к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска, нахождения решения, разрешения противоречий5, что, в свою очередь, способствует формированию коммуникативной компетентности будущего педагога.

Необходимость создания специальной методики формирования коммуникативной компетентности при обучении студентов педагогического вуза культуре русской речи обусловлена рядом факторов, основными из которых являются следующие:

• процесс обучения должен активизировать речемыслительную деятельность студентов, так как процесс формирования мысли не отделим от речевой деятельное -ти, а речевая деятельность невозможна без активного мышления. «Говорящий должен думать, а не просто помнить и вспоминать слова»6;

• учить языку необходимо в процессе общения на основе реальных ситуаций общения;

• в процессе обучения языку следует использовать дидактический материал, отличающийся коммуникативно ценным содержанием;

• при усвоении грамматических правил и определений, анализе речевого материала необходимо идти от функции к форме. Структура и содержание изучаемого материала должны носить функциональный характер: основное внимание студентов

при их усвоении должно быть направлено на функцию усваиваемого материала.

Выработка коммуникативных умений и навыков должна обеспечиваться системой практических заданий, форма реализации которых различна: отбор языковых и речевых средств; анализ речевой ситуации (понимание своей речевой роли и особенностей адресата) и речевого поведения, причин коммуникативных неудач и успехов; выбор формы речи, коммуникативной ситуации и т. д. При этом необходимо, чтобы практическая деятельность осуществлялась на текстовой основе, поскольку текст -конечный речевой продукт, важнейшая манифестация речевой деятельности, целостное системное предъявление речевого общения7.

Все это позволит, в свою очередь, заложить основы педагогической речевой компетентности, что предполагает наличие грамотной, чистой, выразительной, богатой, уместной и точной речи; стремление использовать разнообразные языковые средства в зависимости от различных речевых условий; умение анализировать свою собственную речь и речь учащихся.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 11-12.

2 Успенский М. Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе: Учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. С. 4-5.

3 Виноградов В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания. 1961. № 4. С. 19.

4 Леонтьев А. Н. Психология общения. М., 1997. С. 73.

5 Вербицкий А. А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Зна-ние,1990. С. 27.

6Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982. С. 96.

7 Зимняя И. А. Личностно-ориентированный подход в обучении русскому языку как иностран-ному // Русский язык за рубежом. 1985. № 5. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.