Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в вузе'

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIALIZATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митина Ирина Дмитриевна, Иванов Александр Юрьевич

В статье изложены подходы к формированию коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в системе вуза. Проанализированы основные факторы социального взаимодействия исполнителей в процессе обучения, описаны педагогические условия, представлен спецкурс профессионального общения для музыкальных исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX OF MUSICAL PERFORMERS'' COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMING AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article outlines the approaches to a musical performer's communicative competence forming in the university education. The main factors of the performers' social interactivity in the training process are analyzed. The pedagogical environmental complex is described; a special course for professional communication for musical performers is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в вузе»

УДК 378. 02 ББК 88. 31

Митина Ирина Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор кафедра культурологии Ульяновский Государственный университет г. Ульяновск Иванов Александр Юрьевич преподаватель кафедра искусствоведения Ульяновский Государственный Университет г. Ульяновск Mitina Irina Dmitrievna Doctor of Pedagogics,

Professor Chair of Culturology Ulyanovsk State University Ulyanovsk Ivanov Alexander Yurievich Lecturer Chair of Art Criticism Ulyanovsk State University Ulyanovsk

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в вузе Pedagogical Environmental Complex of Musical Performers' Communicative Competence Forming at a Higher Educational Institution

В статье изложены подходы к формированию коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в системе вуза. Проанализированы основные факторы социального взаимодействия исполнителей в процессе обучения, описаны педагогические условия, представлен спецкурс профессионального общения для музыкальных исполнителей.

The article outlines the approaches to a musical performer's communicative competence forming in the university education. The main factors of the performers' social interactivity in the training process are analyzed. The pedagogical environmental complex is described; a special course for professional communication for musical performers is presented.

Ключевые слова: социализация, профессиональное общение, педагогические условия, коммуникативная компетентность.

Key words: socialization, professional communication, pedagogical environmental complex, communicative competence.

Музыкально-исполнительская деятельность относится к области искусства - воспроизведения действительности в художественных образах,

которое отражает часть духовной культуры общества. Цель деятельности -донести до слушателей образно-эмоциональный строй каждого социально-значимого сочинения как непреходящей эстетической ценности, ставшей вневременной, самой в себе, в специальной терминологии, - классической. Категория эстетического восприятия, мышления неразрывно связана с понятием и учением об этике и представляет его неотъемлемую часть. Форма осуществления музыкально-исполнительской деятельности - публичная трактовка смыслового содержания музыкальных сочинений.

Музыкальный исполнитель, с одной стороны, является транслятором мировой и национальной художественной культуры; с другой, - человеком современного общества; третья сторона исполнительства - профессионализм, предполагает высокий уровень обученности коммуникативной деятельности.

В данной связи тождество, взаимозависимость, взаимодополняемость критериев внутренней культуры, образованности и профессионализма в интегративной характеристике профессиональной культуры музыкального исполнителя очевидны; основные направления предметно-специфичной деятельности позволяют отнести коммуникативную компетентность к числу профессионально значимых личностных качеств музыкальных исполнителей и рассматривать её с позиции структурно-функционального состава профессиональной культуры личности студентов и специалистов. Обращение к понятию профессиональной культуры личности, с одной стороны, конкретизирует цели и задачи обучения социально значимыми результатами индивидуальной деятельности, с другой, - обеспечивает междисциплинарный характер обучающих методов и формирующих педагогических условий как средств сдерживания узкого профессионализма или социализации [1, с. 118].

Первая группа формирующих условий обусловлена системным влиянием социокультурной среды на процессы физического и духовного становления личности, самопознания и необходимостью внешней социальной поддержки с целью самореализации в деятельности. Профессиональное общение будущих специалистов-исполнителей, помимо предметного взаимодействия «человек -художественный образ», включает все виды социального взаимодействия и является разновидностью системы «человек - человек». Определяющим в этой

системе является речевое общение со специалистами и неспециализированной аудиторией. Если в неречевой - внепонятийной сфере собеседником является слушатель, специалисты и не специалисты как основные субъекты взаимодействия, то в речевой коммуникации собеседник исполнителя более дифференцирован и предстаёт не во множественном числе суммарного акустического эффекта, но в единственном - на уровне визуального или виртуального межличностного контакта. Таким образом, выявляется специфика профессионального общения будущих специалистов: оно межсистемно, поэтому его объектная классификация условна; оно надинституционально, поскольку специалисты-эксперты с одной стороны, и стихийный состав временных эстетических сообществ - с другой, не составляют относительно стабильные социальные институты, позволяющие разделять его в привычном понимании на институциональное и публичное. Учет факторов социального взаимодействия на макро- и микроуровне, субъективной и объективной сторон общения позволяет обеспечить оптимальное сочетание выразительных средств музыки и речи при подготовке музыкальных исполнителей к профессиональному общению.

К одной из наиболее нетрадиционных тем профессиональной подготовки, обусловивших необходимость равномерного распределения акцентов между аудиторной и внеаудиторной - самостоятельной и концертной работой студента, относится современное отношение к одаренности, несводимое к одному возрастному промежутку. Ситуативная констатация одаренности производится по мере проявления способностей и умений в смежно-ориентированной - более широкой области логического или дискурсивного плана наряду с предметно-специфичной; в частности, без способностей к художественной литературе, живописи у музыкального исполнителя, композитора или актера предполагать высокую степень развития специальных способностей преждевременно [3, с. 364]. Основные признаки успешной музыкально-исполнительской деятельности в отнтогенезе: 1. Несложные, доступные для исполнения и восприятия пьесы в начале самостоятельной концертной деятельности; 2. Сложные, трудноисполнимые и сомнительные в художественно-эстетическом плане сочинения наперекор мнению окружающих

в период профессионального взросления-индивидуализации; 3. Зрелая самоактуализация - способность восстановления первоначального репертуара в новом качестве, где исполнительское мастерство и актуальность индивидуального стиля демонстрируются «убедительно и мощно» в доступном материале [3, С26-28]. В программах выступлений студентов, вначале под влиянием внешнего заказа организаторов, появились фортепианные переложения народных, детских песен, танцевальные темы (вариации, сюиты, рапсодии), темы мюзиклов, отечественная и зарубежная театральная и киномузыка, обеспечившие определенную предсказуемость коммуникативных ситуаций для слушателя и слушательский интерес. Наибольшую заинтересованность у организаторов выступлений вызвали оригинальные вариации на известные темы и собственные сочинения студентов.

Вторая группа формирующих условий - организационно-педагогические. Обеспечение условий для проявления и формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей в процессе опытно-экспериментальной работы предполагает: 1. Вовлечение студента в научно-образовательную среду ВУЗа, процессы социальной адаптации и профессиональной ориентации в связи с аудиторной и внеаудиторной деятельностью университета; 2. Предоставление возможности привнесения собственного как стороннего профессионального опыта, включающего опыт сверстников, в индивидуальную работу с преподавателями в классе, которая может быть эффективной при наличии активных студенческих сообществ, формирующихся в процессе самоподготовки и самоорганизации с целью осуществления публичной деятельности.

Социальное воспитание исполнителей в неформальных группах, которое рассматривается в качестве основного формирующего фактора, стало возможным благодаря привлечению к опытно-экспериментальной работе будущих актёров. Профессия «актёр» относится к той же объектной разновидности исполнительских (операторских) профессий, что и профессия «концертный исполнитель»; любой курс или группу будущих актеров по отношению к группе исполнителей можно считать эталонными по признаку активности и эффективности социального взаимодействия. Обучение актеров

построено по принципу «изнутри наружу», выходит за рамки изолированного обучения и организованной среды, поэтому индивидуальное участие будущих музыкальных исполнителей в различных составах неформальных групп сверстников-актеров значительно способствовало приобретению опыта публичной интерпретации музыкальных сочинений.

Значимость факторов аудитории и места выступления по мере роста уровня личных достижений музыкальных исполнителей не снижается и учитывается как основное условие осуществления самостоятельной концертной деятельности на базах профессиональной практики (музеи, концертные и выставочные залы, центры народного творчества).

Третья группа формирующих факторов - педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия. Базируются на передаче прав педагогического управления объекту управления и его превращении в субъект управления. В процессе формирования коммуникативной компетентности музыкальных исполнителей данная группа педагогических условий включает: применение системных методов, обеспечивающих смысловое объединение позиций участников взаимодействия путем сравнительного анализа современной социокультурной среды, содержания и традиций общего, профессионального образования; привнесение в содержание специализированного обучения знаний о научной организации познавательной, трудовой деятельности, способах самопознания, особенностях профессиональной адаптации; сочетание форм и способов обучения с целью развития общих, специальных способностей и гностических умений; поэтапное формирование целостного представления о культуре профессиональной коммуникативной деятельности.

Перечисленные обстоятельства и обстановка взаимодействия достигнуты путем отбора и компоновки тем в разделах спецкурса (табл. 1).

Таблица 1

Программа экспериментального спецкурса «Профессиональное общение»

Наименование раздела Содержание Количество часов

1. Основы научных исследований 1.1 Темы рабочей программы по клавирной импровизации 1.2 Структура педагогического общения и

исполнительской коммуникации 1.3 Диагностика коммуникативных ситуаций: сравнение, анализ, прогнозирование, контроль 1.4 Педагогическое наблюдение: цель, проблема, этап, мотив 1.5 Анализ, синтез; обобщение, детализация; абстрагирование, конкретизация. Межпредметные связи. 1.6 Условия функционирования концертных организаций 10

2. Техника социального взаимодействия 2.1 Темы рабочей программы; исполнительские иллюстрации 2.2 Иллюстрации ООД композиции; ресурсы интерпретации; компоненты речевого акта; 2.3 Основы дирижерского жеста, методика Э-Ж. Далькроза: сценическое пространство, время, темп 2.4 Техника речевого взаимодействия 10

3. Исполнительский репертуар 3.1 Обобщающая тема рабочей программы: экспромты, тетрадь упражнений на виды техники 3.2 Объем репертуара, способности 3.3 Критерии одаренности Р.С. Немова; Г. Гарднера; М. Боден 3.4 Коммуникативные задания 3.5 Тематические переложения 10

4. Коммуникативные стратегии 4.1 Профессиональная адаптация 4.2 Тактика делового общения 4.3 Сюжетная драматургия 4.4 Проектные задания 6

Предметом изучения спецкурса профессионального общения являются комбинирующие свойства импровизации, реализующие принцип единства в различиях по отношению к педагогическому общению и ресурсам исполнительской интерпретации одновременно. Здесь различия - речь и музыкальное интонирование. Единство выражено идентичностью педагогического общения и публичной интерпретации сочинений.

Основной подход к преподаванию по законам искусства обеспечивает методика Е. Н. Ильина [2, С47-49]; в ней принцип единства (закон трех О) по отношению к обучению музыкальных исполнителей можно переформулировать - познание автора, понимание общества, привлечение слушателя.

Первый раздел спецкурса - «Основы научных исследований» - сочетает эмпирический характер музыкальной педагогики, педагогического наблюдения,

педагогической диагностики коммуникативных ситуаций. Данные признаки совместимы с социально-профессиональной компонентой функционирования концертных организаций (социальная значимость, спрос, нормативы, репертуар); преемственность обеспечивается изучением наиболее доступных и продуктивных приемов тематической работы по клавирной импровизации. Задача раздела - развитие системного внимания и наблюдательности исполнителей.

Второй раздел - «Техника социального взаимодействия» - дает представление об общих подходах и приемах педагогического и музыкального взаимодействия на основе дезинтеграции основных составляющих коммуникативного речевого акта и исполнительской интерпретации с помощью иллюстраций ООД (отдельных операционных действий). Общие и особенные свойства выявляются при выполнении заданий по импровизации, коммуникативных заданий, а так же в процессе самооценки результатов собственных публичных выступлений и обучения сценическому поведению. Задача раздела - формирование гностических умений, возможных при апробации знаний в практической деятельности.

Третий раздел - «Исполнительский репертуар» - научно-практический. Из теоретических знаний исполнителям даются «вершинные» - акмеологические критерии репертуара в связи с отдельными положениями современной теории одаренности и когнитивной психологии с целью формирования целостного представления о взаимообусловленности личных достижений в профессии, системы личных ценностных ориентаций и ситуаций общественного развития. Коммуникативные задания по темам спецкурса дополняются изученными упражнениями. Задача раздела - способствовать приобретению навыков и умений профессионального общения.

Четвертый раздел - «Коммуникативные стратегии» - прогностический. Включает общие сведения по профессиональной адаптации и деловым контактам в профессиональном коллективе, знакомство с основными приемами сюжетной драматургии в литературе и музыкальном искусстве, а так же с

проектными - сквозными темами и заданиями. Задача раздела на завершающем этапе эксперимента - организация индивидуальной познавательной деятельности музыкальных исполнителей как готовность к самостоятельному переносу знаний и опыта на уровне междисциплинарных связей и общения.

Необходимость заключительного раздела спецкурса вызвана отсутствием стажировки в учебных планах, а так же поиском дальнейших путей оптимизации учебного времени студентов, которые предоставляют профессиональная коммуникативная деятельность. Знакомство с сюжетной драматургией предполагает анализ источников - художественной литературы и диспутов по конкретным темам произведений; в рамках спецкурса ограничивается приемами общей тематической работы и проектными заданиями, позволяющими объединить темы раздела.

Основные критерии оценки социального взаимодействия: 1. Уверенность во внешней поддержке (по признакам прогнозируемых результатов, удовлетворенности познавательной и профессиональной деятельностью), -является подтверждением толерантности, экстернальной ответственности и готовности к самораскрытию; 2. Сформированность коммуникативной компетентности как умение действовать по ситуации, - обусловливает проявление и формирование перечисленных качеств квалифицированностью предметных действий, умениями эффективного взаимодействия и своеобразием индивидуальной манеры исполнительской интерпретации.

Интегративная характеристика личности музыкальных исполнителей -сочетание обученности и самостоятельности, отражающее динамические тенденции направленности личности на общество и на себя.

Положительные изменения сформированности коммуникативной компетентности выявляются во взаимосвязи с параметрами уверенности во внешней социальной поддержке на трёх уровнях личных достижений - низком, среднем, высоком.

Библиографический список

1. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др. [под ред. В. А. Сластенина]. - М.: Академия, 2001. - 368с.

2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие [Текст] / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

3. Gardner, Howard. Creating minds [Текст] / H. Gardner [автоперевод]. - New York.: Basic Books, 1993. - 464 p.

Bibliography

1. Gardner, Howard. Creating Minds [Text] / H. Gardner. - Author's Transl. - New York.: Basic Books, 1993. - 464 p.

2. Pedagogy of Professional Education [Text] Manual for Students of Higher Pedagogical Schools / E.P. Belozertsev [Et. Al.] - Under the Editorship of V. A. Slastenin. - M.: «Academy» Publishing Centre, 2001. - 368 p.

3. Selevko, G. K. Modern Educational Technologies: Training Manual [Text] / G. K. Selevko. - M.: «Peoples Education» Publishing Centre, 1998. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.