Научная статья на тему 'Методологические основы подготовки музыкальных исполнителей к профессиональному общению'

Методологические основы подготовки музыкальных исполнителей к профессиональному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕТОДЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ / CULTURE / COMPETENCE / DISPOSITION / MULTIDISCIPLINARY METHODOLOGIES / INTEGRATED APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Александр Юрьевич

В статье раскрываются научно-методологические основы формирования профессиональной готовности будущих музыкальных исполнителей. Музыкально-исполнительская деятельность рассматривается как социокультурный феномен с культурологических и психолого-педагогических позиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases of Musical Performers' Training to the Professional Intercourse

The article reveals scientific-and-methodological aspects of a futures musical performer's professional readiness forming. The musical performer activity is deals as a socio-cultural phenomenon from the point of view cultural, psychological and pedagogical position.

Текст научной работы на тему «Методологические основы подготовки музыкальных исполнителей к профессиональному общению»

УДК 378.02 ББК 88.31

Иванов Александр Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедра искусствоведения Ульяновский государственный университет г. Ульяновск Ivanov Alexander Yurievich candidate of pedagogical Sciences, аssociate Professor Chair of Art Criticism Ulyanovsk State University Ulyanovsk ivanoff.aj@yandex.ru Методологические основы подготовки музыкальных исполнителей к профессиональному общению Methodological Bases of Musical Performers’ Training to the Professional Intercourse

В статье раскрываются научно-методологические основы формирования профессиональной готовности будущих музыкальных исполнителей. Музыкальноисполнительская деятельность рассматривается как социокультурный феномен с культурологических и психолого-педагогических позиций.

The article reveals scientific-and-methodological aspects of a futures musical performer’s professional readiness forming. The musical performer activity is deals as a socio-cultural phenomenon from the point of view cultural, psychological and pedagogical position.

Ключевые слова: культура, компетентность, предрасположенность, междисциплинарные методы, комплексные подходы.

Key words: culture, competence, disposition, multidisciplinary methodologies, integrated approaches.

Музыкально-исполнительская деятельность относится к области искусства

- воспроизведения действительности в художественных образах, которое является частью духовной культуры общества. Категория эстетического восприятия, мышления неразрывно связана с понятием и учением об этике и разрабатывалась на базе этических учений (Аристипп, Дамон). Форма осуществления музыкально-исполнительской деятельности - интерпретация музыкальных сочинений - представляет собой особый вид творческой репродукции. Коммуникативная как главная функция искусства - объединять и связывать людей,

сформулирована А.Н. Леонтьевым в качестве комментария к исследованию по психологии искусства Л.С. Выготского и отнесена им к проблеме личностного смысла слушателя, читателя, зрителя в процессе восприятия художественных произведений. В дальнейшем, как отмечает М.А. Холодная, эволюция взглядов Л.С. Выготского привела к смещению центра внимания с художественного объекта на субъектно-эстетический процесс [7].

Сфера человеческого общения для музыкального исполнителя одновременно является сферой применения профессиональных знаний, навыков и умений, где общение выступает как деятельность. С одной стороны, музыкальный исполнитель является транслятором мировой и национальной художественной культуры; с другой, - человеком современного общества; третья сторона исполнительства - профессионализм, предполагает высокий уровень обученности и предметной умелости. В этой связи тождество и взаимозависимость критериев внутренней культуры, образованности и профессионализма обусловливают формирование соответствующих качеств у будущих исполнителей.

Соотношения неоднозначных понятий компетентности и культуры, культуры и профессионализма, профессионализма и образованности стали предметом специальных исследований отечественных педагогов и психологов. По данным Е.В. Бондаревской, изменение образовательных стандартов высшего образования обусловило перенос проблемы противоречия между профессионализмом и образованностью с уровня среднего профессионального образования на уровень вуза [2].

И. А. Зимняя считает, что освоение будущими специалистами образовательных компетенций не должно исключать постоянного развития и упрочива-ния общей культуры обучающихся. Социальная - есть парциальная составляющая каждой компетентности, которая проявляет весь потенциал общей культуры человека. Внутренняя культура - первая составляющая общей культуры - включает этические, общеобразовательные знания и формирует систе-

му ценностных ориентаций человека независимо от профессиональной принадлежности [4].

А.М. Новиков рассматривает профессионализм и образованность как взаимодополняющие понятия, хотя их проявления неоднозначны: чем выше профессионализм, тем он уже; чем выше образованность, тем она шире. Общеобразовательные компетенции дополняют профессионализм уверенной ориентацией специалистов в смежных областях деятельности, создавая предпосылки к саморазвитию и востребованности на рынке труда [5].

Основные взаимосвязи культуры и компетентности по отношению к феномену коммуникации исследованы в психолого-педагогических трудах: 1). В понятиях коммуникативных способностей и феномене коммуникативного потенциала (Е. В. Руденский, А. М. Новиков); 2). Во взаимосвязи компонентов коммуникативной компетентности с различными видами направленности личности - коммуникативной, социальной, профессиональной (В. Д. Шадриков, В. Н. Дружинин) [3]. Общая позиция авторов выражена положениями о взаимозависимости между коммуникативностью и системой усвоенных ценностей, ценностно-смысловых ориентаций личности. Профессиональное общение относится к центральной сфере проявления и формирования коммуникативной компетентности, предполагающей общность, сходство, понимание и принятие объектов и субъектов культурного процесса. Аутентичность личности трактуется как необходимое условие присвоения и трансляции знаний и ценностей при наличии предрасположенности к ней - коммуникативности. Коммуникативность - субъектное свойство и предмет изучения психологии; коммуникативная направленность - индивидуальный характер проявления коммуникативности в общей направленности мотивационной сферы личности.

Динамические тенденции мотивационной сферы в качестве основной характеристики направленности личности изучены С. Л. Рубинштейном. Данные тенденции являются результирующими и детерминируют единственно возможное условие развития личности - в деятельности; содержательный аспект

тенденций включает ценностно-смысловые ориентации и цели, динамический -«напряжение» или целеустремленность, а их совокупность обеспечивает целостность личности. Коммуникативность как субъектное свойство обеспечивает связь между индивидуальным и общественным сознанием [6].

Представленные теоретические подходы и концепции носят междисциплинарный характер, базируются на сочетании научных дисциплин. Дополнительно, на предметном уровне прослеживается связь музыкальноисполнительской деятельности с содержанием педагогического общения: 1). Регламентация во времени и пространстве; 2). Неструктурируемые ситуации, требующие моментального разрешения без изменения содержания исходной информации (исполнительская импровизация, искусство как вариативность техники педагогического общения, принцип культурологического подхода к адаптации информации в аудитории); 3). Зависимость от средств исполнения, обучения, - умение довольствоваться тем, что есть, рационально включая или исключая зависимость от инструментальной среды; 4). Общение одного со многими как творческий процесс, требующий умения управлять собой.

Подготовка будущих музыкальных исполнителей к профессиональному общению в первую очередь направлена на приобретение студентами опыта самостоятельной концертной деятельности. Структуру профессионального общения целесообразно подразделить на речевое общение и профессиональную коммуникацию. Обе составляющие подчинены одной цели, но разделены средствами и формами воспроизведения. Профессиональная коммуникация строится на неречевой семиотической системе, носит субъект-объектный характер непосредственного взаимодействия исполнителя с акустикой концертного зала, которая так же обеспечивает обратную связь. Эффект совместной деятельности-общения достигается или не достигается по поводу обобщенного эмоционально-образного строя сочинений. Речевое общение является необходимым, но предварительным условием осуществления профессиональной коммуникации. Эстетическая значимость инструментальной музыки обусловлена высокой

информативностью, неуподоблением речи, визуальным рядам, максимальной отдаленностью от рече-визуального восприятия. Создание условий для воспроизведения перечисленных свойств зависит от умений исполнителя пользоваться речевыми средствами - приемами речевого общения во всем многообразии его форм.

Наиболее эффективными методами формирования профессиональной готовности будущих исполнителей являются: 1). Проведение индивидуальных занятий в присутствии сторонних наблюдателей; 2). Индивидуальные консультации студентов со сторонними специалистами; 3). Комплексные подходы к оптимизации обучения и формированию познавательной активности у студентов.

Роль сторонних наблюдателей на индивидуальных музыкальных занятиях могут выполнять студенты разных курсов, сотрудники кафедры, факультета, коллеги и знакомые преподавателя независимо от профессий и специализаций. Индивидуальные консультации со сторонними специалистами направлены исключительно на повышение уровня профессиональной готовности студентов, проводятся по просьбе преподавателя. Рекомендация и последующая отправка студента с заданием исполнить что-либо разным педагогам, малознакомым и незнакомым, включая специалистов из профессиональных организаций и преподавателей других ВУЗов, осуществляется по личной договоренности преподавателя или по инициативе студента.

Комплексные подходы к оптимизации обучения предполагают постановку преподавателем целевой задачи на трансформирующую - творческую активность по отношению к целому или части исполняемого сочинения, содержанию текста или задания. Целевая задача - есть измененные условия выполнения типовых заданий, характерные для реальных (неформальных, внештатных, нестандартных, нетипичных) обстоятельств будущей деятельности. Умение решать целевые задачи является показателем уровня реально усвоенных знаний, навыков и умений студентом. Наличие опыта самостоятельной постановки и

решения подобных задач позволяет говорить о той или иной степени профессиональной подготовленности студента.

Задачные методы в современной педагогике сформировались под влиянием естественнонаучных - инструментальных подходов к социальногуманитарным наукам. Апробированы в практике профессионального обучения и институционального общения А.А. Бодалевым, В.В. Давыдовым, А.З. Заком. Авторы исследовали 16 типов ситуаций и соответствующих вариантов решения задач по преобразованию эмоционального состояния партнеров по общению в паре «субъект преобразователь» - «субъект-объект преобразования»; результаты проведенного эксперимента легли в основу принципиального разграничения продуктивного - содержательного и формального общения. Содержательное общение возможно лишь в процессе решения задач между двумя индивидами с целью преобразования эмоционального состояния одного из них [1]. При подготовке музыкальных исполнителей применяются два вида целевых задач в форме индивидуальных заданий: 1). Изменить настроение присутствующих в аудитории при помощи трансформации собственного отношения к воспроизводимому тексту (дедуктивный метод); 2). Трансформировать микроструктуру музыки при помощи исполнительских выразительных средств (индуктивный метод). Общая цель - преобразовать характер темы на своё усмотрение, на усмотрение преподавателя или слушателей, присутствующих на индивидуальном занятии.

Общий - дедуктивный метод трансформации характера темы строится на сочетании основных форм представлений о музыке в границах одного сочинения: к его исполнению можно отнестись как к драме - интенсивному чередованию одновременных и последовательных ощущений; как к эмоциональной коммуникации; как к повествованию - изложению логической последовательности событий в форме сообщений о действиях и состояниях. Речь идет об изменении «исполнительского намерения интерпретации» в процессе игры, поскольку ни одно сочинение нельзя однозначно отнести к той или иной форме представлений. Частные - индуктивные методы воспроизводят исполнительское отношение к деталям исполняемого

сочинения, которое проявляется в поведении и, как совокупность внешне выраженных реакций, сопровождает, оформляет отдельное действие, целое событие, текст тремя видами поведенческих реакций: прямой, контрастной иллюстрацией или ассоциативно. Прямая иллюстрация - демонстрация очевидного, -как правило, свидетельствует о нереализованных способностях студента вследствие неопытности, необученности. Контрастная иллюстрация - демонстрация противоположного отношения к содержательному эмоционально-смысловому началу, например: ключевая интонация, фраза, кульминационный момент, -между прочим, вскользь, с неохотой по принципу - о главном не говорят. Контраст как прием иногда применяется вопреки ожидаемому и привычному для аудитории действию со стороны исполнителя. Как отношение, контраст характерен внезапными, «вторгающимися» интонациями - реминисценциями предыдущих тем, и неявных, предполагаемых только исполнителем, образов-настроений. Ассоциативное отношение-иллюстрация - фактическая, изредка подчеркиваемая отстраненность исполнителя от текста и от происходящего, необходимая для воспроизведения наибольшего количества деталей сочинения в частной ситуации.

Современные методы обучения не умаляют достоинств традиционных заданий и критериев подготовленности будущих специалистов. Актуальным остается требование «продолжить и закончить исходное построение» для большинства исполнительских дисциплин по выбору: оркестровки и переложения, современного репертуара, составления собственных музыкально-теоретических задач. Навык выполнения данного требования достаточен для формирования умений у студентов действовать в измененных условиях при решении типовых задач.

Теоретическое обоснование методов подготовки будущих музыкальных исполнителей к профессиональному общению позволяет сделать следующие выводы:

1. Формирование профессиональной готовности студентов обусловливается спецификой будущей музыкально-исполнительской деятельности. Процесс подготовки базируется на основных положениях концепции личностно-ориентированного

образования культурологического типа и культурологического подхода в педагогике, междисциплинарных подходах к подготовке будущих специалистов, принципах субъектного подхода к формированию личности.

2. Организация единого теоретико-практического курса подготовки к концертной деятельности способствует равномерному распределению учебного времени между аудиторной и внеаудиторной работой студентов, позволяет сочетать общие и специфичные, традиционные и новые методы обучения.

Библиографический список

1. Бодалев, А.А. Психология общения. Обзорная информация. - 3-й вып [Текст] / А. А. Бодалев. - М.: ВАСХНИЛ, 1978. - 53с.

2. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования [Текст]/ Е.В. Бондаревская // Педагогика. -1997. - №4. - С. 11-17

3. Бодров, В. А. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия [Текст] / В. А. Бодров: сост. и общая ред. - М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855с.

4. Зимняя, И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня: Реформы, нововведения, опыт. - М.: Логос, 2005. - №11. - С. 14-20.

5. Новиков, А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития [Текст] / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272с.

6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.

- СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

7. Холодная, М. А. Перспективы исследований в области психологии способностей [Текст] / М. А. Холодная // Психологический журнал РАН [под ред. А. В. Брушлинского]. - Т. 28, №1. - М.: Наука, 2007. - С28-37.

Bibliography

1. Bodalev, A.A. Intercourse’s Psychology. Review Information. - 3-rd Issue [Text] / A.A. Bodalev. - M.: VASKHNIL, 1978. - 53 p.

2. Bondarevskaya, E.V. Humanistic Paradigm of Personally Oriented Education [Text] / E.V. Bondarevskaya // Pedagogic. - 1997. - № 4. - P. 11-17

3. Bodrov, V. A. Psychological Bases of Professional Activity’s: Reader [Text] / Comp. and Gen. Edit by V. A. Bodrov. - M.: «PER SE; Logos» Publishing Centers, 2007. - 855 p.

7. Kholodnaya, M. A. Abilities Psychology Researching Perspective’s [Text] / M. A. Kholodnaya // Psychological Magazine [Edit by A. V. Brushlinsky]. - Vol.28, №1. - M.: Science, 2007. - P. 28-37

5.Novikov, A.M. Russian Education in a New Epoch. Heritage Paradoxes, Development Vectors [Text] / A.M. Novikov. - M.: «Egves» Publishing House, 2000. -272 p.

6. Rubinstein, S.L. Fundamentals of General Psychology [Text] / S.L. Rubinstein. - St. Petersburg: «Peter» Publishing House, 2002. - 720 p.

7. Zimnyaya, I.A. General Culture and Mans Socially-Professional Competence [Text] / I.A. Zimnyaya // Higher Education Today: Reforms, Innovations, Experience. - M.: «Logos» Publishing House, 2005. - №11. - P.14-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.