Научная статья на тему 'Применение инновационной технологии «Мастерская письма» на уроке испанского языка'

Применение инновационной технологии «Мастерская письма» на уроке испанского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ / РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / THE WORKSHOP OF BUILDING KNOWLEDGE STORE / DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING / THE WORKSHOP OF WRITING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спатарь-козаченко Татьяна Ивановна

В статье актуализировано внимание на основных требованиях к преподаванию предмета «Иностранный язык», изложенных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования. Рассмотрены инновационные технологии, которые применяют в учебной деятельности российские педагоги. В статье описываются типы педагогических технологий: мастерская построения знаний, развитие критического мышления, мастерская письма. Особое внимание автор уделяет мастерской письма, т.к. данная технология позволяет эффективно работать со словом. Это трудный и увлекательный творческий процесс, который помогает сформировать у учащихся коммуникативные компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE INNOVATIVE TECHNOLOGY «WORKSHOP OF WRITING» IN THE LESSON OF SPANISH

In the present article the attention is given to the main requirements to the course of «Foreign languages», stated in the Federal education standard in secondary (public) schools. Some innovative technologies, used by the Russian teachers, are scrutinised. Moreover, in the article some types of pedagogical technologies, such as the workshop of building knowledge store, the development of critical thinking, the workshop of writing. The author pays special attention to the workshop of writing because this particular technology presupposes the work with a word. This is a complicated but fascinating creative process which helps students acquire their communicative competency. The gradual steps of working in the workshop of writing are described in the article.

Текст научной работы на тему «Применение инновационной технологии «Мастерская письма» на уроке испанского языка»

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

«МАСТЕРСКАЯ ПИСЬМА» НА УРОКЕ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Т.И. Спатарь-Козаченко

Аннотация. В статье актуализировано внимание на основных требованиях к преподаванию предмета «Иностранный язык», изложенных в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования. Рассмотрены инновационные технологии, которые применяют в учебной деятельности российские педагоги. В статье описываются типы педагогических технологий: мастерская построения знаний, развитие критического мышления, мастерская письма. Особое внимание автор уделяет мастерской письма, т.к. данная технология позволяет эффективно работать со словом. Это трудный и увлекательный творческий процесс, который помогает сформировать у учащихся коммуникативные компетенции.

Ключевые слова: инновационные технологии, мастерская построения знаний, развитие критического мышления, мастерская письма.

APPLICATION OF THE INNOVATIVE TECHNOLOGY

«WORKSHOP OF WRITING» IN THE LESSON OF SPANISH

T. Spatar'-Kozachenko

Abstract. In the present article the attention is given to the main requirements to the course of «Foreign languages», stated in the Federal education standard in secondary (public) schools. Some innovative technologies, used by the Russian teachers, are scrutinised. Moreover, in the article some types of pedagogical technologies, such as the workshop of building knowledge store, the development of critical thinking, the workshop of writing. The author pays special attention to the workshop of writing because this particular technology presupposes the work with a word. This is a complicated but fascinating creative process which helps students acquire their communicative competency. The gradual steps of working in the workshop of writing are described in the article.

Keywords: innovative technologies, the workshop of building knowledge store, the development of critical thinking, the workshop of writing.

Российская школа находится на этапе больших преобразований. Перед педагогами стоит задача развития творческих способностей учеников, формирования навыков продуктивного мышления, подготовки обучающихся к правильному самостоятельному выбору профессии.

Утвержденные Федеральные государственные стандарты требуют модернизации и достижения нового качества образования. Предмет «Иностранный язык» играет важную роль в новой образовательной системе.

Главной целью предмета «Иностранный язык» является формирование у учащихся коммуникативные компетенции. Учащиеся должны владеть как устными, так и письменными навыками.

В современной школе на уроках иностранного языка уделяется большое внимание развитию навыков письма как цели обучения, т.к. в современном мире учащиеся пользуются интернет ресурсами, современными

информационными технологиями, сдают единый государственный экзамен.

Педагоги пытаются решить поставленную задачу путем применения методов, приемов,

технологий, которые смогли бы стимулировать учащихся к творческой, поисковой деятельности.

Мы рассматриваем следующие типы эффективных педагогических технологий:

1. Мастерская построения знаний может быть представлена следующим образом: творческий процесс - творческий продукт -осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры -коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д. [1, c.302].

2. Развитие критического мышления. Данная технология состоит из трех фаз: фазы вызова, фазы осмысления, рефлексии [4, а87].

3. Мастерская письма.

Остановимся подробно на технологии «мастерская письма».

Мастерская письма - это технология работы со словом. Слово свободно блуждает вокруг вещи, как душа вокруг брошенного, но не забытого тела [2, а171]. Это один из самых сложных и увлекательных видов творчества. Мастерская письма позволяет:

1) развить письменную речь, в процессе выполнения творческих заданий;

2) приобрести навыки написания сочинения, эссе;

3) выработать авторский стиль письменного изложения.

В мастерской письма учащиеся работают со словом через воспоминания, образы, ощущения. Пьер Коллен, один из руководителей ОБЕК, считает, что слова - это перекрестки многих дорог. Прежде чем перейти и пойти по уже выбранной дороге, мы всматриваемся вдаль, где маячат неожиданные сочетания отражений, отзвуков пережитого [3].

Важно не знание, а процесс его добывания. В атмосфере творческого процесса учащиеся, помогая друг другу, создают авторские тексты. Активизируется мыслительная деятельность. Слово в мастерской письма способно прорасти внутри сознания [5, с.118]. Проявляется способность к сотрудничеству, толерантности, умению вести диалог, находить компромиссы. Совместная деятельность является движущей силой развития личности.

Одним из этапов мастерской является работа с синонимами лексической единицы. Учащиеся записывают слова из текста, подбирая к ним синонимы. Меняется смысл исходного текста. В творческом поиске возникают ассоциации, появляются лексические ряды, а затем рождаются новые тексты, стихотворения. Последовательные задания помогают ученикам создать свой текст на основе ассоциаций, которые у них появляются во время творческой работы. Заключительный этап мастерской - рефлексия. На данном этапе учащиеся анализируют все прожитое в мастерской: свои ощущения, свои идеи, свою работу.

Мастерская письма на уроке испанского языка

I. Индуктор: тексты с описанием пейзажа и рисунки.

1. Учитель каждой группе раздает тексты с описанием пейзажа на испанском языке (лексику ученики изучили на предыдущих уроках в других контекстах).

2. Каждая группа выбирает один текст, и ученик из группы читает его вслух.

3. Учитель раздает рисунки, ученики должны сопоставить рисунок с выбранным текстом.

4. Учитель просит учеников написать понравившиеся строки из текста на отдельном листе бумаги.

5. Ученики приступают к процессу обсуждения, прислушиваются к мнению товарищей по группе, спорят, но затем приходят к общему мнению.

II. Этап деконструкции/реконструкции.

6. Учитель предлагает выбрать 5 слов, которые ученики считают оригинальными.

7. Ученики активно работают в группе и высказывают свое мнение.

8. Учитель просит каждого ученика записать в своих тетрадях эти слова и в течение 10 минут написать ассоциации к этим словам.

9. Ученики работают самостоятельно. У каждого ученика свои ощущения, сомнения, трудности. Кажется, что не смогут справиться с заданием, но постепенно они записывают свои ассоциации.

10. Учитель просит обсудить в группе эти ассоциации. Близкие по смыслу ассоциации написать на отдельном листе бумаги.

11. Из написанных ассоциаций необходимо выбрать одно слово.

12. Учитель предлагает составить рассказ, а данное слово будет названием к этому рассказу.

13. Группы выбирают название для рассказа и начинают писать (15 - 20 мин).

14. Рассказы написаны, учитель просит учеников нарисовать к ним рисунки.

III этап. Социализация.

15. Группы представляют свои работы, читают свои рассказы и делятся впечатлениями.

В процессе работы со словом учащиеся смогли создать новые авторские тексты. Важную роль выполнили рисунки, они способствовали рождению новых ассоциаций. Пьер Колен писал: « Почему не изобразить слова? Не рисовать их?» [5, с. 117]. Мастерская письма создала условия для закрепления изученной лексики, обогащения словарного запаса и появления новых творческих работ.

IV этап. Рефлексия.

16.Учитель предлагает ответить на вопросы:

а) Мое отношение к заданию.

б) Какое задание было самым трудным, требующим преодоления себя?

в) Каков мой вклад?

На данном этапе происходит самооценка, размышление над тем, как работал ученик, и что удалось сделать. Формативное оценивание раскрыло, в какой мере ученики владеют лексическими и грамматическими элементами.

17. Учитель задает домашнюю работу; просит написать сочинение, используя лексику урока и фразы из стихотворений. Суммативное оценивание осуществляется после проверки домашних сочинений.

По результатам суммативного оценивания можно сделать следующие выводы:

1) % успеваемости не изменился - 100%;

2) качество знаний выросло от 75% до 83.33%;

3) степень обученности увеличилась от 69% до 74.33%;

4) средний балл вырос от 4.08 до 4.25.

Но технология педагогической мастерской не предполагает оценивания, т.к. это творческий процесс.

Технология мастерской письма позволяет охватить больше целей и достигнуть их, пройдя ассоциативный путь. На традиционном уроке учитель учит, а ученику приходится ориентироваться на учителя, давать ожидаемые ответы. В мастерской учитель не требует конкретных ответов, не оценивает, а направляет к поиску идей, к переживанию духовного опыта, к творческому росту. Ученики, не находя однозначных решений, пытаются прийти к

единому мнению, а затем к самостоятельным выводам.

Применение мастерской письма на уроках испанского языка способствовало тому, что ученикам стало интересно работать с источниками, анализировать их, устанавливать причины, побудившие автора к написанию произведения. Это служит толчком к новым исследованиям: изучению творческого пути писателя, географических и исторических особенностей региона, фольклора и обычаев. Данные исследования можно провести на мастерских развития критического мышления или на мастерских построения знаний. Мастерская - это форма организации дискуссии, которая определит направление движения мысли учащихся к будущему знанию.

Литература:

1. Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика / Н.И. Белова, И.А. Мухина // Санкт-Петербургская группа «Новое образование». - Санкт-Петербург. - 1998. - 302 с.

2. Мандельштам О. Слово и культура / О. Мандельштам. - Москва: Художественная литература. - 1990. - Т. 2. - 171 с.

3. Мастерская письма. Взаимоотношение «Слова» и «Я» на мастерской письма [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://pandiam>text/79/099Л4740.php

4. Спатарь-Козаченко Т.И. Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка / Т.И. Спатарь-Козаченко // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. - 2016. -Т. 10. - № 1. - С. 85-91.

5. Фураева Л.Д. Рождение слова в мастерской письма / Л.Д. Фураева. - Санкт-Петербург: Корифей. -2000. - 118 с.

Сведения об авторе:

Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, e-mail: [email protected]

Data about the author:

Т. Spatar'-Kozachenko (Moscow, Russia), Senior Lecturer of Spanish at the Department of foreign language, Russian State University of Tourism and Service, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.