Научная статья на тему 'Формирование компетенций с учетом индивидуальной работы в интерактивном обучении на уроках испанского языка'

Формирование компетенций с учетом индивидуальной работы в интерактивном обучении на уроках испанского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / TECHNOLOGY / INTERACTIVE TEACHING / INDIVIDUAL WORK / DIDACTIC MATERIAL / LEXICAL AND GRAMMATICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна

В статье рассмотрены технологии интерактивного обучения, модернизации средств и методов обучения. Обозначены проблемы, возникающие во время групповой работы. Проанализирована роль индивидуальной работы в инновационных интерактивных технологиях на занятиях иностранного языка. Предложены примеры дидактического материала, способствующие освоению и развитию четырех лингвистических навыков: чтения, говорения, письма, аудирования. Данный материал можно использовать на занятиях иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE FORMATION WITH REGARD TO INDIVIDUAL WORK WHILE USING INTERACTIVE TEACHING AT THE LESSONS OF SPANISH

The article describes the technology for interactive learning, upgrading facilities and teaching methods. The issues arising during group training practices are scrutinized. The role of individual work while using innovative and interactive technologies teaching a foreign language is analyzed. The examples for didactic material that promote mastering and developing four linguistic skills such as reading, speaking, writing and listening are proposed. This material can be used at foreign language lessons.

Текст научной работы на тему «Формирование компетенций с учетом индивидуальной работы в интерактивном обучении на уроках испанского языка»

Педагогическая лингвистика

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА

Т.И. Спатарь-Козаченко

Аннотация. В статье рассмотрены технологии интерактивного обучения, модернизации средств и методов обучения. Обозначены проблемы, возникающие во время групповой работы. Проанализирована роль индивидуальной работы в инновационных интерактивных технологиях на занятиях иностранного языка. Предложены примеры дидактического материала, способствующие освоению и развитию четырех лингвистических навыков: чтения, говорения, письма, аудирования. Данный материал можно использовать на занятиях иностранного языка.

Ключевые слова: технологии интерактивного обучения, индивидуальная работа, дидактический материал, лексико-грамматические навыки.

COMPETENCE FORMATION WITH REGARD TO INDIVIDUAL WORK

WHILE USING INTERACTIVE TEACHING AT THE LESSONS OF SPANISH

Т. Spatar'-Kozachenko

Abstract. The article describes the technology for interactive learning, upgrading facilities and teaching methods. The issues arising during group training practices are scrutinized. The role of individual work while using innovative and interactive technologies teaching a foreign language is analyzed. The examples for didactic material that promote mastering and developing four linguistic skills such as reading, speaking, writing and listening are proposed. This material can be used at foreign language lessons.

Keywords: technology, interactive teaching, individual work, didactic material, lexical and grammatical skills.

Интерактивное обучение играет важную роль в процессе познания. На современном этапе обучающиеся становятся главными участниками этого процесса. Активные методы интерактивного обучения стимулируют познавательную деятельность и творческие способности студента. Он не просто слушает объяснение преподавателя, отвечает на поставленные вопросы, а находится в постоянном творческом поиске, в открытии новых знаний, нового в себе [5]. В интерактивном обучении на уроках иностранного языка используют разнообразные технологии и методы обучения: круглый стол (дискуссия, дебаты), мозговой штурм, работа в малых группах, обучающие игры, интерактивные лекции, педагогические мастерские, т.д.

В процессе обучения при чередовании работы в парах, групповой и индивидуальной работе, обмене мнениями создается творческая атмосфера. Все студенты могут свободно высказывать свое мнение, не боясь быть непонятыми или услышать критическое мнение о своем суждении.

На традиционном уроке преподаватель выделяет главное, ставит задачи перед студентами, определяет проблемы и направления,

опираясь на логические противоречия и связи. В интерактивном обучении творческий процесс основан на смене бессознательного творчества и его последующего осознания; проблемы выдвигаются и определяются обучающимися.

Но, несмотря на преимущества использования различных технологий обучения, необходимо:

- учитывать время, для того, чтобы студенты подстроились друг к другу;

- учитывать отсутствие стимула личных амбиций, так как участникам групповой работы достигнутые ими результаты не ставятся в заслугу [4];

- в групповой работе оценивание не может и не должно сводиться к обязательному выставлению отметки [6, 19].

Индивидуальная работа является важной составляющей в интерактивном обучении. Педагог С.И. Гессен писал, что личность находит себя самое лишь тогда, когда она расширила свое «я» до целого..., в котором она находит свое индивидуальное место лишь благодаря беззаветной своей работе [1, с. 141]. Студенту необходимо оценить ситуацию, свои знания; необходим диалог с самим собой. На данном этапе происходит обращение к собственному опыту: интуитивному, культурному,

сознательному, познавательному. Чаще всего у обучающегося возникает недовольство собой, знаниями, которыми он владеет. Для него важно не только узнать что-то новое, но и понять, почему происходят те или иные процессы, явления. Это может послужить стимулом в творческом познании, формированию

информационно-коммуникативной компетентности и способности к саморазвитию.

На данном этапе преподаватель выступает в роли партнера, выясняет причины, мешающие студенту улучшить знания. Например, у обучающегося на высоком уровне находятся три лингвистических навыка, а четвертый «провисает», присутствует своеобразная блокировка. Блокировка затрудняет прогресс знаний [3]. Преподаватель может помочь студенту выйти из данного состояния путем подбора индивидуального дидактического материала.

Для индивидуальной работы может быть использован дидактический материал, состоящий из комплекта карточек с упражнениями. Каждый студент видит на экране своего компьютера индивидуальное задание. Это могут быть текстовые задания или иллюстративные. Данное средство обучения позволяет вовлечь даже самых пассивных студентов в активную работу, учитывая способности каждого учащегося к обучению.

Программные средства с дидактическим материалом способствуют развитию навыков чтения, письма и говорения. Учащиеся усваивают грамматические формы, расширяют словарный запас, закрепляют орфографические навыки.

Выбор упражнений зависит от целей развития той или иной компетенции. Например, для закрепления правильного произношения используются предметные рисунки. Для отработки навыка произношения звуков [S-Ö], которые вызывают трудности у большинства русскоязычных студентов, используются рисунки с изображением медведя, стула, кресла, стола, гриба, лилии, города, корзины, неба - oso, silla, sillón, mesa,seta, azucena, ciudad, cesta,cielo. Для произношения [b-v] рисунки, на которых изображены: сумка, виноград, корова, осел, свеча, лодка, облако, мужчина, грудной ребенок - bolso, uva, vaca, burro, vela, barco, nube, hombre, bébé.

Для закрепления синтаксических

конструкций также могут использоваться предметные рисунки. Перед студентом преподаватель ставит задачу составить предложение с придаточными

определительными, которые вводятся относительными местоимениями que, quien, el (la, los, las) que, el (la, los, las) cuales и др. и союзными

словами cuando, donde и др. Они выполняют функции союзов и одновременно являются членами придаточных предложений. Решение поставленной задачи осуществляется методом тренировок в употреблении этой конструкции с помощью тематических рисунков, на которых изображены университетская аудитория, город или сельский пейзаж.

Nos sentamos bajo del árbol cuyas ramas nos defendían del sol. Мы сидели под деревом, ветви которого нас защищали от солнца.

No conozco al estudiante a quien pregunta la profesora. Я не знаю студента, которого опрашивает преподаватель.

Llegó el barco que esperabamos. Прибыл корабль, которого мы ждали.

Для закрепления предложений с однородными членами можно использовать изображения мебели, посуды, видов транспорта, членов семьи.

Предметные рисунки способствуют развитию грамматических навыков. Например, образования женского рода и множественного числа существительных и прилагательных в испанском языке. Употребление неопределенных и определенных артиклей:

Es un chico - es una chica. Son chicos - son chicas.

Es el chico listo - Es la chica lista. Son los chicos listos. - Son las chicas listas.

При построении глагольных словосочетаний с предлогами используют рисунки, изображающие отдельные действия: escribir con la pluma, poner en el armario, ayudar al amigo, acostarse en la cama, hablar del viaje. Русскоговорящие студенты сталкиваются с проблемой употребления предлогов, т.к. в русском языке во многих случаях употребляется склонение имен существительных, а предлоги опускаются.

На этапе индивидуальной работы происходит накопление знаний, впечатлений. И для того, чтобы произошел диалог в группе, эти знания должны быть приобретены через «разрыв» между старыми и новыми знаниями, которые не заполняют пустоты, а замещают и обогащают представления студентов. Новые знания должны быть сопоставлены с другими знаниями, феноменами, а преподаватель должен выступить звеном в этой цепи сопоставления. Именно преподаватель способствует усилению разрыва между знаниями студентов и возможностью реорганизации познания. Он предлагает студентам правила, схемы, модели, тексты, примеры, которые способствуют продвижению вперед. Но преподаватель способен эффективно работать, если он внимателен к студенту, если он следит за его продвижением.

Во время индивидуальной работы преподаватель наблюдает за ходом обучения студента, видя на своем мониторе результат выполненной работы. Он обращает внимание на допущенные ошибки, показывает студенту

развитие событий, что способствует облегчению обучения. Учитывая фактор индивидуальной работы в интерактивном обучении, объем усвоения материала повышается на 70-80%.

Литература:

1. Алексеев П.В. Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы / Алексеев П.В. // Кн. для учителя. - Москва: Просвещение.- 1993. - 141с.

2. Борисова М.Н.,Зельманова Л.М., Смелкова З С Мухиддинов А.Г. Кабинет русского языка в национальной школе/ М.Н. Борисова и др./ Ленинград: Просвещение.- 1984.-208с.

3. Гозалова М.Р., Спатарь-Козаченко Т.И., Лосева Е.С. Специфика формативного и суммативного видов оценивания на занятиях по иностранному языку// Педагогический журнал. 2016. Том 6. № 6А. С. 200-209.

4. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-

психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры./ Н.Т. Оганесян.- Москва.- 2005.[ Электронный ресурс].-Режим доступа:

http://womanadvice.ru/interaktivnoe-obuchenie-sovremennye-metodiki-polucheniya-znaniy

5. Спатарь-Козаченко Т.И. Технология педагогической мастерской построения знаний на уроке испанского языка / Т. И. Спатарь-Козаченко // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса.- 2016.-Т.10.- №1.- С.85-91.

6. Шакиров Р.Х. и др. Оценивание учебных достижений учащихся/ Р.Х. Шакиров /Бишкек: Билим. -2012. - 25 с.

Сведения об авторе:

Татьяна Ивановна Спатарь-Козаченко (г. Москва, Россия), старший преподаватель кафедры иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, e-mail: spatar.tatiana@yandex.ru

Data about the author:

^ Spatar'-Kozachenko (Moscow, Russia), Senior Lecturer of Spanish at the Department of foreign language, Russian State University of Tourism and Service, e-mail: spatar.tatiana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.