Научная статья на тему 'Способы создания естественных ситуаций общения на уроке иностранного языка'

Способы создания естественных ситуаций общения на уроке иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИИ ОБЩЕНИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / НАВЫКИ ГОВОРЕНИЯ И АУДИРОВАНИЯ / SITUATIONS OF COMMUNICATION / TEACHING MATERIALS / INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGY / SPEAKING AND LISTENING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спатарь-козаченко Т. И., Гозалова Э. А., Королев А. В.

Статья посвящена актуальным вопросам методики преподавания иностранного языка в высшей школе. Цель статьи рассмотреть способы создания естественных ситуаций на уроке иностранного языка на примере преподавания испанского языка. Определены задачи, стоящие перед преподавателем для достижения поставленной цели на уроке. Приведены примеры технологии интерактивного обучения, направленные на развитие способности пользоваться отрабатываемым языковым материалом в созданных естественных ситуациях в учебной обстановке. Данные примеры можно использовать на уроке иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME WAYS OF CREATING REAL SITUATIONS OF COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE LESSON

This article is devoted to current issues of methodology of foreign language teaching in a higher school. It aims to examine some ways of creating real situations in a foreign language lesson based on the example of teaching Spanish. Objectives which a teacher should meet to achieve the lesson goal have been identified. Some examples of interactive teaching technology are given. They aim to develop an ability to use covered language material in real situations created in the learning environment. These examples can be used in a foreign language lesson.

Текст научной работы на тему «Способы создания естественных ситуаций общения на уроке иностранного языка»

УДК 378

СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ

ОБЩЕНИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Т.И. Спатарь-Козаченко, Э.А. Гозалова, А.В. Королев

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам методики преподавания иностранного языка в высшей школе. Цель статьи - рассмотреть способы создания естественных ситуаций на уроке иностранного языка на примере преподавания испанского языка. Определены задачи, стоящие перед преподавателем для достижения поставленной цели на уроке. Приведены примеры технологии интерактивного обучения, направленные на развитие способности пользоваться отрабатываемым языковым материалом в созданных естественных ситуациях в учебной обстановке. Данные примеры можно использовать на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: ситуации общения, дидактический материал, интерактивные технологии обучения, навыки говорения и аудирования.

SOME WAYS OF CREATING REAL SITUATIONS

OF COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE LESSON

T. Spatar'-Kozachenko, Е. Gozalova, A. Koroliov

Abstract. This article is devoted to current issues of methodology of foreign language teaching in a higher school. It aims to examine some ways of creating real situations in a foreign language lesson based on the example of teaching Spanish. Objectives which a teacher should meet to achieve the lesson goal have been identified. Some examples of interactive teaching technology are given. They aim to develop an ability to use covered language material in real situations created in the learning environment. These examples can be used in a foreign language lesson.

Keywords: situations of communication, teaching materials, interactive teaching technology, speaking and listening skills.

Перед преподавателями иностранных языков всегда стояла задача поиска эффективных путей в обучении. Современные условия жизни выдвигают повышенные требования к коммуникационному

взаимообмену. Методологическим основанием обновления обучения иностранных языков является системно-деятельностный подход. Одним из основных результатов новых стандартов обучения является

коммуникативное развитие обучаемых.

Разработаны различные методы обучения письменной и устной речи, которые могут быть условно разделены на:

1) структурные - язык рассматривается как единство связанных грамматикой элементов (грамматико-переводный метод и аудиолингвистический метод);

2) функциональные - язык рассматривается как средство выражения определенных задач (ситуативное обучение);

3) интерактивные - язык рассматривается как средство развития новых отношений (прямой метод, погружение в среду, коммуникативное обучение, естественный подход).

Определим использование

индивидуальных и групповых способов

педагогической работы. Для индивидуальной работы и в группе необходимо учитывать особенности обучающихся студентов:

1) психологические процессы -восприятие, память, т.д.;

2) закономерности речевой активности в целостных актах поведения человека [1, с.117].

Для этого преподаватель должен установить обратную связь с каждым обучаемым, которая позволяет получать текущую информацию о том, как студенты усваивают материал. Инновационные интерактивные технологии в обучении иностранного языка помогают устранить серьезные проблемы. Программные средства с дидактическим материалом позволяют обучать устной и письменной речи в ее естественном состоянии. Творческий процесс основан на смене бессознательного творчества и его последующего осознания [7]. Это играет важную роль в интерактивном обучении. Интерактивная программа может быть представлена игрой-стратегией, где каждая последующая ситуация на экране является результатом речевых поступков обучаемого [3]. Использовать данные средства необходимо, начиная с уровня обучения фонетическим, лексическим и грамматическим

единицам. Затем происходит процесс объединения этих единиц в фразы, предложения, монологическую речь. Процесс обучения получает развитие и поднимается до уровня поведения, т.е. у студента появляются способности пользоваться отрабатываемым языковым материалом в созданных естественных ситуациях в учебной аудитории.

В статье «Формирование компетенций с учетом индивидуальной работы в интерактивном обучении на уроках испанского языка» был рассмотрен дидактический материал для начального развития навыков чтения, письма и говорения. В данной статье предложен материал для закрепления лексико-грамматических навыков на уровне поведения.

Использование текстовых заданий, аудиоматериала, ситуативных рисунков способствует закреплению навыков.

С помощью ситуативных рисунков студенты активизируют изученный лексико-грамматический материал, подготавливают монологическую речь. Если проводится работа в парах, то ситуативные рисунки можно использовать для составления диалогической речи. Естественный диалог возможен, если в аудитории создана непринужденная обстановка. Работа в паре помогает стеснительным студентам раскрыться, не чувствовать психологического дискомфорта. Преподаватель может привести пример жизненной ситуации, касающейся конкретной темы, что способствует созданию доверительной обстановки.

При обучении диалогу желательно воссоздать все детали ситуации [6, с.64]. Например, посещение врача, покупка в магазине, ремонт квартиры, опоздание на поезд, и т.д.

Для развития монологической речи студенты работают с рядом сюжетных картинок:

1. Родители покупают тур в бюро путешествий.

2. Дети и родители собирают чемоданы.

3. Вся семья отправляется в аэропорт.

4. Выполнение всех формальностей в аэропорту.

5. Посадка в самолет.

6. Времяпрепровождение в самолете.

7. Приземление в аэропорту Барселоны.

8. Выполнение всех формальностей в аэропорту.

9. Получение багажа.

10. Отправление в отель.

Основные требования ко всем видам дидактических материалов:

1) Согласование с программой. Преподаватель не должен давать задания, превышающие тематический и языковой минимум. Он должен проконтролировать, владеют ли обучающиеся достижениями в области знаний, предусмотренными в данном разделе программы. В зависимости от результатов скорректировать план обучения

[4].

2) Эстетическая и художественная выразительность.

3) Предусмотреть разные варианты рисунков по одной теме. Варианты способствуют индивидуальному подходу к каждому студенту. Так, при отработке употребления предлогов и артиклей необходимо учитывать усвоение данной темы студентами. Один студент ошибается в употреблении нужного предлога, а другой в слиянии артикля и предлога. Например:

Los padres y hijos pasean por el parque. Вместо предлога por употребляют en. El estudiante va a la Universidad, no va al cine. Вместо al говорят en el.

4) Сопровождать рисунки заданиями с дифференцируемыми трудностями. На основе рисунков изображающих профессии, попросить студентов задать вопросы: кто это, кем работает и т.д.? Рассказать об этой профессии.

5) Программное обеспечение каждого обучающегося.

Для развития навыков говорения можно использовать рисунки, в которых нарушена хронология событий. Например:

Рисунок 1 (2) Один из студентов забыл дома билет.

Рисунок 2 (1) Студенты отправляются в поход и ждут отправления поезда.

Рисунок 3 (6) Догоняет поезд на ближайшей станции.

Рисунок 4 (4) Опаздывает на поезд.

Рисунок 5 (3) Возвращается домой.

Рисунок 6 (5) Садится в такси.

Задания к иллюстративному материалу могут быть разнообразными:

1) восстановить последовательность событий;

2) подписать каждый рисунок;

3) описать каждый рисунок;

4) составить рассказ;

5) выразить свое мнение к происходящим событиям.

Предметные рисунки должны облегчать семантизацию слов, а ситуативные рисунки -динамичность изображения [2, с.29].

Свободное говорение может быть достигнуто в условиях создания подлинных ситуаций. Одним из условий образования навыков говорения является слуховой образ. Прежде чем говорить на иностранном языке со студентами, необходимо отработать слушание. Общение преподавателя со студентами на иностранном языке с первых минут создает естественные речевые ситуации. Студентам ничего не должно напоминать об учебном процессе, преподаватель не оценивает, не делает замечаний, не исправляет ошибок. Проанализировать ошибки можно на следующем занятии. Единственным допустимым в этой ситуации

профессиональным актом можно считать подачу преподавателем, как бы невзначай, слов и форм, незнание которых мешает обучаемому продолжать речевую деятельность в этой обстановке [5]. Чтобы у студентов не возникали трудности говорить на иностранном языке, необходимо развивать слуховой образ, чтобы в их сознании существовало определенное представление иноязычного оформления мыслей. Учебное

аудирование - одно из средств для развития слуховых образов, приобретение навыков понимания иностранной речи.

Учитель заблаговременно готовит аудиоматериал, и студенты после работы с иллюстративным материалом, прослушивая аудиозаписи ситуаций, сравнивают свои записи с рассказом диктора. На данном этапе студенты развивают навыки аудирования: понимание текста, определение места пауз и логических ударений, темп чтения. Использование звуковых средств обучения делает изложение материала образным и формирует компетенцию выразительного чтения.

После завершения работы с аудиоматериалом начинается подготовка к ролевым играм. У всех на экране появляются изображения с описанием ситуации. Например:

Группа туристов в Кордобе проездом из Мадрида в Севилью. У них всего несколько часов, чтобы познакомиться с

достопримечательностями города. Они обращаются в информационный центр путешествий и просят провести экскурсию по городу.

Затем на экране каждого студента появляется карточка со сведениями о его роли. В ней описывается имя, возраст, профессия, увлечения. Одни студенты подготавливают вопросы, которые они зададут в бюро информаций, другие составляют маршруты, приводят аргументы в пользу выбранного маршрута, подготавливают небольшие комментарии во время экскурсии. Все студенты проговаривают свои реплики, затем проводится ролевая игра.

Данная организация учебного процесса позволяет вовлечь обучаемых в общение. В процессе работы преподаватель опирается на содержание, которое соответствует реально действующим потребностям обучаемых. Конкретные примеры показывают, как основываясь на создаваемую содержательную модель, оказать воздействие на обучаемых, чтобы вовлечь их в общение. Студенты выступают от своего имени, а преподаватель выступает в роли партнера и пытается повысить авторитет студента в процессе обучения. Создаваемые естественные ситуации способствуют развитию и продуктивности функции общения.

Моделирование ситуаций создают условия непринужденного общения. Студенты общаются, происходит постоянное развитие речевых механизмов. Овладение языковыми средствами осуществляется в составе ситуативно-речевых действий, а не заучиванием. Естественные ситуации на занятиях активизируют речевую деятельность студента, повышают интерес к иностранному языку, культуре, истории страны.

Преподаватели иностранных языков могут использовать предлагаемую методику в целом или некоторые элементы. Рекомендуемая методика позволяет организовать

эффективную работу на уроке, способствует созданию интеллектуальной среды. У обучаемых сформируются умения

ориентироваться в общении, правильно строить высказывания; повысится

осознанность усвоения языка.

Опыт использования данной методики на занятиях испанского языка показывает, что процент студентов, которые хорошо говорят на испанском языке, увеличился. Свободно говорят на испанском языке 33%; с незначительными ошибками 48%; с затруднениями 19%. Студенты, выезжающие на практику в Испанию, не испытывают трудностей в общении.

Литература:

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - Москва: Просвещение, 1969. - 279 с.

2. Борисова М.Н. Кабинет русского языка в национальной школе / М.Н. Борисова, Л.М. Зельманова, З.С. Смелкова, А.Г. Мухиддинов. -Ленинград: Просвещение, 1984. - 208 с.

3. Воднева С.В. Проблемы обучения диалогическому дискурсу на уроках РКИ [Электронный ресурс] / С.В. Воднева. - Украина-2012. - Режим доступа: dspace.nbuv.gov.ua

4. Гозалова М.Р. Специфика формативного и суммативного видов оценивания на занятиях по

иностранному языку / М.Р. Гозалова, Т.И. Спатарь-Козаченко, Е.С. Лосева // Педагогический журнал. -2016. - Том 6. - № 6А. - С. 200-209.

5. Гуревич Б.П. Основы обучения устной речи на языковых факультетах / Б.П. Гуревич. - Владимир. -1972. - Ч. 1. - С. 34.

6. Изаренко Д.И. Обучение диалогической речи / Д.И. Изаренко. - Москва: Русский язык. - 1986. - 154 с.

7. Cпатарь-Козаченко Т.И. Формирование компетенций с учетом индивидуальной работы в интерактивном обучении на уроках испанского языка / Т.И. ^агарь-Казаченка // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1. - С. 96-98.

Сведения об авторах:

Спатарь-Козаченко Татьяна Ивановна (г. Москва, Россия), старший преподаватель Департамента фундаментальной подготовки иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, e-mail: [email protected]

Гозалова Эльнара Агалиевна (г. Москва, Россия), преподаватель Департамента фундаментальной подготовки иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, email: [email protected]

Королев Алексей Владимирович (г. Москва, Россия), доцент Департамента фундаментальной подготовки иностранных языков, Российский государственный университет туризма и сервиса, email: [email protected]

Data about the authors:

Т. Spatar'-Kozachenko (Moscow, Russia), Senior Lecturer of Spanish at the Department of foreign language, Russian State University of Tourism and Service, e-mail: [email protected]

E. Gozalova (Moscow, Russia), Lecturer at the Department of foreign language, Russian State University of Tourism and Service, e-mail: [email protected]

A. Koroliov (Moscow, Russia), Associate Professor at the Department of foreign language, Russian State University of Tourism and Service, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.