Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВОЕННОГО ВУЗА / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сирик С.Н., Евтушенко Ю.Л., Петьков В.А.

Процесс модернизации российской системы военного образования актуализировал поиски перспективных направлений развития профессионально-личностного потенциала преподавателей военных вузов базовым элементом структуры которого является их военно-профессиональная позиция. Целью исследования являлось научное обоснование и экспериментальная проверка авторского подхода к организации педагогической диагностики процесса формирования военнопрофессиональной позиции преподавателей военных вузов. Основная задача исследования заключалась в разработке и апробации эффективности технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании основных представлений о сущности, содержании и структуре военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза, раскрытии способов эффективной психолого-педагогической диагностики её развития и подходов к организации процесса её формирования. Показано, что разработка авторской технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов обеспечивается реализацией адаптированного диагностического инструментария, включающего в себя методики диагностики уровня развития профессиональноважных качеств личности военного педагога и выявления факторов, детерминирующих её развитие. Анализ результатов эффективности профессиональной деятельности преподавателей военных вузов позволил определить совокупность модельных характеристик их военно-профессиональной позиции и педагогических условий их формирования. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в организации мониторинга развития профессионализма преподавателей военного вуза. Апробация разработанного подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков обеспечила значительное повышение показателей уровня военно-профессиональной подготовки преподавателей военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сирик С.Н., Евтушенко Ю.Л., Петьков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF THE MILITARY-PROFESSIONAL POSITION OF TEACHERS OF THE MILITARY UNIVERSITY

The process of modernization of the Russian system of military education has actualized the search for promising areas for the development of professional and personal potential of teachers of military universities, the basic element of the structure of which is their military-professional position. The purpose of the study was to provide scientific justification and experimental verification of the author's approach to the organization of pedagogical diagnostics of the process of forming the military-professional position of teachers of military universities. The main task of the study was to develop and evaluate the effectiveness of the technology of pedagogical diagnostics of the process of forming the military-professional position of teachers of military universities. The scientific novelty and theoretical significance of the study lies in the scientific substantiation of the main ideas about the essence, content and structure of the military-professional position of the teacher of a military university, the disclosure of ways of effective psychological and pedagogical diagnostics of its development and approaches to the organization of the process of its formation. It is shown that the development of the author's technology of pedagogical diagnostics of the process of forming the military-professional position of teachers of military universities is provided by the implementation of adapted diagnostic tools, including methods for diagnosing the level of development of professionally important qualities of a military teacher's personality and identifying factors that determine its development. The analysis of the results of the effectiveness of the professional activity of teachers of military universities allowed us to determine the set of model characteristics of their military-professional position and pedagogical conditions for their formation. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of their use in the organization of monitoring the development of professionalism of teachers of a military university. The testing of the developed approach in the conditions of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots provided a significant increase in the level of military professional training of teachers of the military university.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА»

2. Vorobyov, A. N. and Vorobyova, E. I. (1974), "Interpretation of some indicators of fitness in sports physiology and medicine", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 51-54.

3. Vorobyov A. N. (1977), Weightlifting. Essays on physiology and sports training, Physical education and Sports, Moscow.

4. Vorobyov A. N. (1972), Weightlifting: textbook for institutes ofphysical culture, Physical education and Sports, Moscow.

5. Vorobyov A. N. (1988), Weightlifting: textbook for institutes ofphysical culture, 4th ed., Physical education and Sports, Moscow.

6. Zatsiorsky, V. M. (1982), Sports metrology: textbook for institutes ofphysical culture, Physical education and Sports, Moscow.

Контактная информация: kfis@bk.ru

Статья поступила в редакцию 18.05.2021

УДК 378.126

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВОЕННОГО ВУЗА

Сергей Николаевич Сирик, кандидат исторических наук, доцент, Юрий Леонидович

Евтушенко, кандидат исторических наук, доцент, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков, г, Краснодар; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Процесс модернизации российской системы военного образования актуализировал поиски перспективных направлений развития профессионально-личностного потенциала преподавателей военных вузов базовым элементом структуры которого является их военно-профессиональная позиция. Целью исследования являлось научное обоснование и экспериментальная проверка авторского подхода к организации педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов. Основная задача исследования заключалась в разработке и апробации эффективности технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании основных представлений о сущности, содержании и структуре военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза, раскрытии способов эффективной психолого-педагогической диагностики её развития и подходов к организации процесса её формирования. Показано, что разработка авторской технологии педагогической диагностики процесса формирования военно-профессиональной позиции преподавателей военных вузов обеспечивается реализацией адаптированного диагностического инструментария, включающего в себя методики диагностики уровня развития профессионально-важных качеств личности военного педагога и выявления факторов, детерминирующих её развитие. Анализ результатов эффективности профессиональной деятельности преподавателей военных вузов позволил определить совокупность модельных характеристик их военно-профессиональной позиции и педагогических условий их формирования. Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в организации мониторинга развития профессионализма преподавателей военного вуза. Апробация разработанного подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков обеспечила значительное повышение показателей уровня военно-профессиональной подготовки преподавателей военного вуза.

Ключевые слова: военное образование, военно-профессиональная позиция, преподаватели военного вуза, технология педагогической диагностики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.5.p349-353

TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF THE MILITARY-PROFESSIONAL POSITION OF TEACHERS OF THE MILITARY

UNIVERSITY

Sergey Nikolaevich Sirik, the candidate of history sciences, senior lecturer, Yuri Leonidovich Yevtushenko, the candidate of history sciences, senior lecturer, Krasnodar Higher Military

Aviation School of Pilots, Krasnodar; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Kuban state University, Krasnodar

Abstract

The process of modernization of the Russian system of military education has actualized the search for promising areas for the development of professional and personal potential of teachers of military universities, the basic element of the structure of which is their military-professional position. The purpose of the study was to provide scientific justification and experimental verification of the author's approach to the organization of pedagogical diagnostics of the process of forming the military-professional position of teachers of military universities. The main task of the study was to develop and evaluate the effectiveness of the technology of pedagogical diagnostics of the process of forming the militaryprofessional position of teachers of military universities. The scientific novelty and theoretical significance of the study lies in the scientific substantiation of the main ideas about the essence, content and structure of the military-professional position of the teacher of a military university, the disclosure of ways of effective psychological and pedagogical diagnostics of its development and approaches to the organization of the process of its formation. It is shown that the development of the author's technology of pedagogical diagnostics of the process of forming the military-professional position of teachers of military universities is provided by the implementation of adapted diagnostic tools, including methods for diagnosing the level of development of professionally important qualities of a military teacher's personality and identifying factors that determine its development. The analysis of the results of the effectiveness of the professional activity of teachers of military universities allowed us to determine the set of model characteristics of their military-professional position and pedagogical conditions for their formation. The practical significance of the results obtained lies in the possibility of their use in the organization of monitoring the development of professionalism of teachers of a military university. The testing of the developed approach in the conditions of the Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots provided a significant increase in the level of military professional training of teachers of the military university.

Keywords: military education, military-professional position, teachers of a military university, technology of pedagogical diagnostics.

ВВЕДЕНИЕ

Современная тенденция модернизации отечественного военного образования актуализировала поиск перспективных направлений и путей развития профессионализма преподавателей военных вузов базовым элементом структуры которого является их военно-профессиональная позиция. В научных трудах Б.Г. Ананьева, В.П. Бедерхановой, А.Д. Гонеева, Н.В. Кузьминой, Г.А. Ковалёва, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.И. Слободчи-кова, В. А. Якунина и др. сущность профессиональной позиции педагога раскрывается в виде профессионально значимого личностного образования и показателя уровня развития его профессионализма. Анализ литературных источников по проблеме исследования выявил слабую научную разработанность многих аспектов формирования профессионально-педагогической позиции преподавателя военного вуза [1-3].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В опытно-экспериментальной работе проведённой в 2018-2020 гг. на базе Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков приняло участие 70 преподавателей. Исследование включало в себя два этапа: 1) теоретический анализ проблемы; 2) экспериментальная работа по разработке и апробации авторской технологии педагогической диагностики развития профессионально-педагогической позиции преподавателя

военного вуза.

Авторская технология диагностики развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза предполагала реализацию процедуры адаптации существующих методик диагностики, позволяющих объективно оценить не только уровень развития профессионально-важных качеств личности военного педагога характеризующих их военно-профессиональную позицию, но и процедуру выявления и интерпретации факторов-детерминантов её развития. С целью выявления уровня сформированности военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза нами адаптированы имеющиеся в психолого-педагогической диагностике и апробированы в образовательной практике следующие диагностические методики:

1. Методика оценки уровня сформированности военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза (МДРВПП). Респондентам (преподавателям и курсантам военного вуза предлагается анкета, включающей в себя блоки личностных качеств, характеризующих военно-профессиональную позицию преподавателя (организационный, когнитивный, информационно-коммуникативный, проектировочный, оценочно-результативный, инновационный). В каждом блоке качеств сгруппированы показатели-признаки характеризующие проявления свойств и качеств позиции преподавателя. Оценка уровня сформированности личностной военно-профессиональной позиции конкретного преподавателя и сравнение её с эталонными показателями производилась по десятибалльной шкале. Баллы начислялись в следующем порядке: 10 баллам соответствовал высокий уровень сформированности военно-профессиональной позиции, а одному баллу - отсутствие признаков её сформированности. Вычислялась средняя суммарная оценка по пяти блокам, которая характеризовала итоговый показатель развития профессиональной позиции преподавателя.

2. Методика самооценки уровня развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза (МСРВПП). В качестве базовых показателей проявления уровня развития военно-профессиональной позиции нами были приняты качества сознательности и активности, модальности, интенсивности, мотивированности, устойчивости, доминантности, эмоциональности. Респондентам была предложена анкета, содержащая 10 вопросов и три варианта ответов на них. Для интерпретации и перевода ответов в бальную систему использовалась специально разработанная шкала. Наивысшему (идеальному) уровню сформированности военно-профессиональной позиции соответствовала максимально возможная сумма набранных баллов равная 100.

3. Методика оценки типа военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза (МОТВПП). Для выявления и отнесения к определенному типу профессиональной позиции нами использовалась следующая классификация типов: педагог-новатор, педагог-транслятор передового опыта, педагог-консерватор, педагог-ретроград. Респондентам предлагается анкета, содержащая 20 вопросов и три варианта ответов на них. Для интерпретации и перевода ответов в бальную систему использовалась специально разработанная шкала. В соответствии с количеством набранных баллов, осуществлялась итоговая оценка типа военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза.

4. Методика оценки уровня сформированности инновационного потенциала профессиональной позиции преподавателя военного вуза (МОИППП). Респондентам предлагается ответить на 20 вопросов анкеты, раскрывающих различные проявления инновационного потенциала профессиональной деятельности преподавателя военного вуза. Ответы респондентов оценивались в баллах по пятибалльной шкале. Наиболее высокому (идеальному) показателю уровня сформированности инновационного потенциала соответствовала максимально возможная сумма баллов равная 100, минимальному показателю - 20 баллов.

Разработанные методики послужили основанием для построения авторской технологии педагогической диагностики, позволяющую объективно оценить уровень развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза.

В процессе исследования нами использовались следующие методы: анализ литературных источников и сложившихся в практике подходов, включённое педагогическое наблюдение; опрос экспертов; экспертной оценки; интервью и беседы, анкетирования, авторский диагностический инструментарий развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза; проектирования образовательной среды военного вуза и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ специальной литературы и сложившейся образовательной практики позволил установить характерные особенности педагогической диагностики военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза как процедуры комплексной оценки и контроля показателей и уровней её развития [4, 5].

В ходе исследования нами разработан алгоритм проектирования и реализации технологии педагогической диагностики военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза, включающий в себя следующие этапы:

а) определение цели педагогической диагностики как средства контроля процесса становления и развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза ориентирующей на комплексное решение задач по формированию его профессионально-педагогической компетентности;

б) подбор и выявление эффективности диагностического инструментария, методов, средств и поэтапного характера проведения процедуры педагогической диагностики военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза;

в) оценка эффективности процедуры диагностики военно-профессиональной позиции преподавателя на основе разработанных критериев, уровней и показателей развития;

г) рефлексия и уточнение содержания диагностических процедур, принципов построения и условий повышения результативности педагогической диагностики;

д) проектирование индивидуальных траекторий развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза;

е) прогнозирование перспективных направлений, развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза.

В процессе апробации разработанной технологии педагогической диагностики были определены общие и специфические (профессиональные) модельные характеристики военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза. Установлены достоверные различия между существующей - реальной военно-профессиональной позицией и эталонной - идеальной. При идеальной позиции - у преподавателей на первом месте представлен блок организаторских качеств, на втором месте - конструктивных, на третьем месте информационно-коммуникативных, на четвертом месте - блок когнитивных качеств, на пятом - блок гностических качеств, на шестом - инновационных качеств. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что реальная военно-профессиональная позиция преподавателя характеризуется тем, что на первом месте представлены качества информационно-коммуникативного блока, на втором месте - качества организаторского блока, на третьем месте - качества оценочно-результативного блока; у качеств конструктивного блока - четвертое место, у качеств проектировочного -пятое место, у качеств инновационного блока шестое качеств. Таким образом, можно сделать заключение о том, что респонденты отводят последнее место по значимости качествам, характеризующим значимость инновационной деятельности в формировании военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза.

Изучение типологических характеристик профессиональной позиции преподавателей военных вузов в контексте их отношения инновационной деятельности позволило сделать вывод о том, что все выделенные нами типы профессиональной позиции имеют место, но среди опрошенных преобладает позиция «педагог-консерватор», хотя позиции «педагог-новатор» и «педагог-транслятор передового опыта» представлены все же больше, чем «педагог-ретроград».

ВЫВОДЫ

Анализ специальной литературы показал, что военно-профессиональная позиция преподавателя военного вуза является базовым основанием для формирования его профессиональной компетентности и актуальным направлением деятельности военных вузов по повышению профессионализма педагогических кадров.

Выявленные особенности развития военно-профессиональной позиции преподавателя военного вуза позволили разработать и реализовать авторскую технологию педагогической диагностики военно-профессиональной позиции включающую в себя ряд методик диагностики, дающих возможность определить общие и специфические модельные характеристики военно-профессиональной позиции, объективно оценить уровень развития профессионально-важных качеств личности военного педагога входящих в структуру их педагогической позиции, уточнить факторы, детерминирующих её развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 288 с.

2. Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога / В.П. Бедерханова: монография. - Краснодар, 2001. - 220 с.

3. Коршунова О.В. Основные тенденции развития современной дидактики / О.В. Коршунова // Вестник Вятского государственного ун-та. - 2019. - № 2 (132). - С. 70-80.

4. Пашута В. Л. Повышение эффективности обучения курсантов посредством использования педагогической тестовой технологии / В.Л. Пашута, В.А. Щеголев, С.И. Куликов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 165-170.

5. Казакевич А.В. Профессиональная позиция преподавателя вуза: педагогическая диагностика и технология развития / А.В. Казакевич, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2016. - № 4 (188). - С.40-45.

REFERENCES

1. Ananyev, B.G. (2002), Man as a subject of knowledge, Peter, St. Petersburg.

2. Bederkhanova, V. P. (2001), Formation of the teacher's personality-oriented position, Krasnodar.

3. Korshunova, O.V. (2019), "Main trends in the development of modern didactics", Bulletin of the Vyatka State University, No. 2 (132), pp. 70-80.

4. Pashuta, V.L. Shchegolev, V.A. and Kulikov, S.I. (2017), "Improving the effectiveness of training cadets through the use of pedagogical test technology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4. (146), pp. 165-170.

5. Kazakevich A.V., Petkov V. A. (2016), "Professional position of a university teacher: pedagogical diagnostics and development technology", Bulletin of the Adygeya State University, No, 4 (188), pp. 40-45.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.