СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО
ВУЗА
В.Л. Чунова
HUMANISTIC POSITIONS OF A TEACHER IN MILITARY HIGH SCHOOL
Chunova V.L.
The attitude of a teacher in military high school towards to humanistic-oriented professional activity through the teacher's work has been reviewed. According to the results of pedagogical work and opinions the factors defining the dynamics of humanistic professional viewpoint of teachers in military high school have been showed up.
Рассмотрено отношение к гуманистически ориентированной профессиональной деятельности преподавателя военного вуза через призму структуры педагогической деятельности. В результате педагогических наблюдений и по данны/м опроса вы/явленыыы факторыI, определяющие развитие гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов.
Успех реформы военного образования в Российской Федерации во многом связан с повышением профессионализма военного преподавателя - ключевой фигуры образовательного процесса, определяющей качество обучения и воспитания будущих офицеров.
В современных концепциях военного образования, обозначена необходимость формирования профессионально-гуманистической позиции, которая признается обязательной характеристикой педагога военного вуза.
В исследованиях по педагогике высшей школы, изучающих сущностные характеристики и средства формирования профессионализма в педагогической деятельности, встречается обращение к профессионально-педагогической позиции педагога. В исследованиях Е.П. Белозерцева, Л.К. Гре-бенкиной, А.К. Марковой подчеркивается, что профессиональная позиция каждого конкретного педагога выражается в его педагогической деятельности как специфическом личностном образовании. В научных работах, посвященных теории педагогического образования, профессиональная позиция рассматривается как неотъемлемое условие осуществления педагогической деятельности, как составляющая педагогической культуры, профессиональной компетентности (С.Т. Вершловский, А.К. Маркова), профессионально-педагогической направленности (З.П. Плетнева, И.И. Ткачен-
УДК 378.3.07.07-057.36
ШЧунова В.Л.
«Содержание гуманистической позиции преподавателя военного вуза»
ко, Т.Б. Казакова, КВ. Ваганова, ГА Ши-шенко и др.).
Для многих педагогов военных вузов характерны конформизм, стремление соответствовать лишь требованиям администрации, боязнь ответственности, одностороннее представление о роли педагога, отсутствие самостоятельности в выборе направлений и средств учебно-воспитательного процесса. Основные причины такого состояния, по мнению автора, лежат в сложившейся практике традиционного вузовского обучения.
Несмотря на многочисленные исследования в сфере позиции специалистов, специфика становления гуманистической профессиональной позиции педагога военного вуза практически не изучена.
Особый интерес в контексте нашего исследования представляют разработки Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Э. Берна, А.А. Деркача, А.А. Исаева, С.Б. Елканова А.В. Петрошевского, М.Г. Ярошевского и др., которые рассматривают позицию личности через систему отношений.
Основываясь на концепции отношений личности (В.Н. Мясишев) и педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина), мы выдвинули положение о том, что гуманистическая профессиональная позиции преподавателя военного вуза представляет собой систему отношений к педагогической деятельности. Отношения рассматриваются нами как совокупность субъективно значимого для личности. Исходя из теории субъективных отношений личности, они характеризуются модальностью, интенсивностью, широтой, устойчивостью, доминантностью, сознательностью, активностью, эмоциональностью.
Одной из составляющих гуманистической профессиональной позиции является установка (Д.Н. Узнадзе и его последователи: А.С. Прангишивили, И.П. Бжалава, Т.Ш. Ангуладзе, И.В. Имедадзе и др.).
Отношение к гуманистически ориентированной профессиональной деятельности преподавателя военного вуза рассматривается нами через призму структуры педагогической деятельности. Основными компонентами в этой деятельности являются гности-
ческий, коммуникативный, проектировочный, конструктивный, организаторский (3).
В результате анализа специальной литературы и опыта практической деятельности военных вузов в сфере гуманизации профессиональной подготовки военных специалистов (1, 5) нами выявлены характеристики группы принципов, средств и видов профессиональных действий:
Гуманистические характеристики профессиональной позиции преподавателей военных вузов:
• нравственная как проявление нравственных отношений к обществу и к курсантам, дисциплинированности, человечности, реализацией духовно-нравственного потенциала;
• гражданственная как проявление юридической, социальной и политической дееспособности, патриотизма, коммуникативности, самостоятельности;
• интеллектуальная как проявление чувств, возникающих в процессе педагогической деятельности, пытливости, самопознания, креативности, активности;
• общекультурная как проявление эмоций и психологического состояния, использованием на основе принятых культурных норм.
К гуманистическим характеристикам профессиональной позиции преподавателей военных вузов относятся следующие группы принципов:
а) профессионально-социальные: учет потенциальных социально-психологических возможностей курсантов, единство педагогических к служебных требований;
б) содержательно-целевые: гуманистическая направленность на развитие личности курсанта военного вуза; приоритет ценностей человека, подчинение нормам профессионального поведения целесообразности жестко военизированных решений; связи воспитания с социальной жизнью и с воинской службой;
в) технологические: преемственность учебной, воинской и социальной активности, опоры на личность курсанта; сочетание педагогического руководства преподавателей с инициативой и самодеятельностью
курсантов; уважение со стороны преподавателя к курсанту в сочетании с высокой требовательностью к нему; опора на положительные качества курсанта.
Эффективными средствами развития гуманистической позиции преподавателя военного вуза являются:
• упражнения по разрешению ситуаций необходимости реагировать поведением на возникающие поведенческие обстоятельства;
• дискуссии по нравственной оценке действий, культуре поведения и гуманизму личности;
• ролевые игры, отражающие гуманистические модели поведения;
• формирование общественного мнения на уровне присвоения гуманистических ценностей в педагогическом коллективе через рефлексию жизнедеятельности курсантов.
Продуктивное развитие гуманистической позиции преподавателя военного вуза обеспечивает следующая совокупность действий:
а) постановка конкретной цели гуманистического образования, заключающейся в формировании гуманистических качеств личности, учитывающей их исходное состояние;
б) изучение и учет предварительного и текущего в процессе развития гуманистических качеств;
в) подбор и обоснование педагогическим коллективом основных направлений содержания и видов средств развития гуманистических качеств в соответствии с поставленной целью, исходным или текущим состоянием этих свойств и принципами гуманистического образования преподавателей;
г) изучение и возможная конкретизация принципов гуманистического самообразования преподавателей;
д) разработка содержания гуманистического самообразования преподавателей в соответствии с поставленной целью, выделенными направлениями содержания и принципами гуманистического образования.
Методологические основы построения методики диагностики гуманистической позиции преподавателя военного вуза связаны с определением их надежности и валид-ности.
Комплексный анализ гуманистической позиции преподавателя военного вуза подразумевал использование различных методик оценки, взаимно дополняющих друг друга и пересекающихся по отдельным параметрам, что позволило оценить не только педагогическую позицию в целом; но и выявить факторы, её определяющие. Знание этих факторов использовалось для разработки путей формирования и коррекции профессиональной позиции. Для диагностики гуманистической позиции преподавателя военного вуза нами разработаны следующие методики:
1. Методика выявления степени сформированности гуманистической позиции (ССГП). Для выявления степени сфор-мированности гуманистической позиции педагогов (командиров курсантских подразделений, преподавателей спец. дисциплин) предлагалась анкета, состоящая из шести блоков (гностический, коммуникативный, проектировочный, конструктивный, организаторский, инновационный), каждый блок состоял из десяти показателей. Для получения количественной оценки своей профессиональной позиции и оценки позиции, которая должна быть у специалиста в «идеале», предлагалась десятибалльная шкала. Начисление баллов производилось следующим образом: 10 баллов - высшая степень сформированности профессиональной позиции, а 1 балл - полное её отсутствие. Полученная по каждому блоку сумма баллов рассматривалась как идеальный показатель по данному блоку. Средняя по шести блокам являлась показателем сформированности профессиональной позиции. Таким образом, респонденты могли получить оценку своей профессиональной позиции и сравнить её с «идеальным» показателем.
2. Методика самооценки степени выраженности гуманистической профессиональной позиции (СВГП). В качестве основных показателей проявления степени выра-
ШЧунова В.Л.
«Содержание гуманистической позиции преподавателя военного вуза»
женности гуманистической профессиональной позиции мы избрали показатели, разработанные в теории измерения субъективных отношений В.Н. Мясищевым: модальность, интенсивность, широта, устойчивость, до-минантносгь, эмоциональность, активность, сознательность. Для оценки степени выраженности своей гуманистической профессиональной позиции по этим показателям -педагогам предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов и возможные варианты ответов. Каждый ответ переводился в баллы по разработанной нами схеме. Максимальная сумма баллов равна 100, это и есть идеальный показатель степени выраженности гуманистической профессиональной позиции.
3. Методика оценки реальной гуманистической профессиональной позиции по отношению к инновационной деятельности. Для отнесения преподавателя к определённой категории - новатор, передовик, умеренный, осторожный и консерватор нами проводился опрос по специально разработанной анкете, содержащей 18 вопросов. Полученные в ходе опроса результаты переводились в баллы. По набранному количеству баллов и при условии причисления респондентом себя к той или иной категории, осуществлялась оценка реальной профессиональной позиции.
4. Методика диагностики инновационного аспекта профессиональной позиции. Для осуществления этой диагностики нами была разработана анкета, содержащая 17 вопросов. Ответы респондентов переводились в баллы по разработанной системе. Чем больше баллов, тем больше выражен инновационный аспект профессиональной позиции.
Разработанные методики легли в основу общей интегрированной схемы диагностики и оценки гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов.
В результате педагогических наблюдений и по данным опроса нами выявлены факторы, определяющие развитие гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов.
Задачи и условия деятельности специалистов. Сравнительный анализ гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов показал наличие её специфичности, обусловленной задачами и условиями военной и профессионально-педагогической деятельности. Все специалисты в своей работе испытывают объективные и субъективные трудности. С ними справляются легче те педагоги, которые имеют глубокие профессиональные знания, богатый практический опыт, а также профессиональную позицию, с ярко выраженным инновационным аспектом. Инициатором внедрения новшеств в образовательно-воспитательный процесс, по мнению специалистов, должны выступать в равной степени командование (администрация) и сами специалисты. Командиры курсантских подразделений в большинстве считают, что «творить» можно только после указания сверху. Более выражена профессиональная позиция в инновационной деятельности у преподавательского состава, т.к. у этих специалистов выше степень самостоятельности в работе, и они меньше подвержены контролю со стороны администрации. Основными мотивами, которые побуждают преподавателей военных вузов применять новшества являются: поощрение и признание руководства, стремление стимулировать курсантов к большей активности в учебно-воспитательном процессе, а также убежденность в том, что это повысит эффективность работы.
Задачи и направленность военного учебного заведения, его ведущая парадигма. Позиция педагогов военных образовательных учреждений различного профиля проявляется в понимании ими задач, специфики и направленности учебного заведения, ведущей образовательной парадигмы и военной доктрины которой оно придерживается, и соответствующей мотивации педагога. Понимание всеми педагогами военных учебных заведений этих особенностей и соответствующая стимуляция, повышает их ответственность за качество своей работы и уровень профессиональной компетентности, находит отражение в их отношении к делу, и
приводит к формированию определенной профессиональной позиции.
Анализ развития гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов военных вузов обнаружил следующие факторы, существенно влияющие на её проявление.
Факторы, стимулирующие развитие инноваций:
• стремление реализовать себя, проявить свои возможности, поскольку для творческого педагога ценность его деятельности зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим;
• материальное поощрение (вознаграждение), материальная заинтересованность часто «берет верх», что обусловливает отток квалифицированных преподавателей. При этом немалое число преподавателей военных вузов увольняется, не дослужив до предельного возраста;
• моральное поощрение, похвала и порицание, наказание. В ходе многочисленных наблюдений за деятельностью военных педагогов нами выявлено, что публично высказанная похвала имеет большую силу воздействия. Таким стимулом могут являться публикации о творческих находках в газетах, публичное оглашение успехов преподавателя в присутствии педагогического коллектива и курсантов вуза, сообщение о достижениях и результатах творческого труда преподавателей. Даже незначительное творчество педагога должно быть оценено. Эта оценка должна соответствовать действительным достижениям. Особенно важно стимулирование творческого поиска начинающих, достаточно неуверенных в себе, даже при незначительных творческих успехах и проявлениях;
• соревнование (соперничество, конкуренция). Контакт с другими людьми пробуждает в личности дух состязательности, соперничества. Даже воображаемая связь (заочный контакт) может являться стимулом для педагогов. Стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов достижений других людей;
• успешность деятельности человека. Успехи в инновационной деятельности во-
одушевляют и стимулируют вносить изменения в профессиональную деятельность. Но часто возникают и такие ситуации, когда человек привыкает к роли успешного, и у него вырабатывается завышенная самооценка, наступает самоуспокоенность, пренебрежение к достижениям коллег. Это несомненно является тормозом в развитии инновационной позиции;
• социально-психологический климат в коллективе, подразделении, группе. В тех вузах, где создана благоприятная атмосфера, где есть условия для коллективного творчества, наиболее ярко проявляются инновационные позиции преподавателей. Они развивают новые идеи, способствующие улучшению работы, занимаются самосовершенствованием в своей области, являются пропагандистами полезности нововведений, проводят собственные научные исследования, так как ощущают, что в коллективе есть единомышленники, сторонники нововведений;
• привлекательность содержания инновационной деятельности. Одних она привлекает своей неизведанностью, других трудностью и загадочностью конечного результата, для третьих это трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов». Все это вызывает потребность в новых знаниях, либо в новом способе обучения, то есть активизирует его инновационную педагогическую позицию;
• наличие перспективы, конкретной цели, связано с учётом компонентов психологических механизмов целеполагания. Реальность достижения цели создает для личности педагога перспективу развития. При этом она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями.
Все перечисленные факторы обусловливают не только развитие гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов, а также определяют успешность и продуктивность деятельности специалистов военного вуза.
Исходя из предположения, что гуманистическая профессиональная позиции преподавателей военных вузов является по-
ы
ШЧунова В.Л.
«Содержание гуманистической позиции преподавателя военного вуза»
казателем отношения к педагогической деятельности и имеет специфическое содержание, были подвергнуты анализу содержание, структура и особенности педагогической деятельности основных групп специалистов военных вузов.
На основе структурно-функционального подхода к изучению педагогической деятельности были выявлены специфические и общие модельные характеристики гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов военных специалистов.
В ходе исследования установлено, что основные характеристики гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов имеет существенные различия между реально существующей педагогической позицией и представляемой в идеале. «В идеале», у преподавателей военных вузов на первом месте оказался организаторский блок, конструктивный - на втором, на третьем месте коммуникативный блок, четвертое место у проектировочного блока, пятое у гностического блока, на последнем шестом - инновационный. В реальном варианте у коммуникативного блока первое место, у организаторского второе, у гностического третье, у конструктивного четвертое, у проектировочного пятое, у инновационного блока шестое. Как видим, инновационному блоку, в реальной действительности и в идеале преподаватели отводят последнее место.
Таким образом, анализ отношения военных педагогов к гуманизации профессиональной деятельности выявил, что все пять рассмотренных позиций имеют место, но в
настоящее время среди таких специалистов преобладает позиция «умеренных» и «осторожных», хотя «новаторов» и «передовиков» все же больше, чем «консерваторов». В целом степень выраженности их гуманистической профессиональной позиции отличается положительной модальностью, средней степенью интенсивности, устойчивости, сознательности, доминантности, низкой степенью эмоциональности. В статье представлены взгляды автора на сущность гуманистической профессиональной позиции преподавателей военных вузов и подходы к её формированию. Их учет может стать одним из условий гуманизации образовательного пространства современного военного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуторова А.В. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук. -Волгоград, 1996. - С. 24.
2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. - С. 287.
3. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. - Л., 1978. - С. 7-10.
4. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека / Проблемы личности: Материалы симпозиума. - М, 1969. - Т.1. - С. 72.
5. Павлов В.В. Воспитание гуманности у курсантов военного вуза: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Краснодар, 2004. - С. 22.
Об авторе
Чунова Вероника Леонидовна, преподаватель кафедры иностранных языков Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (Военный институт) имени маршала авиации В. А. Судца.