УДК 378.016 ББК 74. 580 К 14
A.В. Казакевич
Старший преподаватель кафедры математики Кубанского аграрного университета; E-mail: Voskresenia@gmail.com
B.А. Петьков
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: valerype@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье изложены взгляды авторов на сущность профессиональной позиции преподавателя вуза, на педагогическую диагностику её развития и подходы к формированию. Показано, что построение продуктивного развития профессиональной позиции преподавателя вуза обеспечивается посредством реализации алгоритма педагогической технологии. На основе результатов изучения эффективности педагогической деятельности выявлены специфические и общие модельные характеристики профессиональной позиции преподавателей вузов. Их учет может стать одним из факторов инновационного развития образовательного пространства современного вуза.
Ключевые слова: профессиональная позиция преподавателя вуза, педагогическая диагностика, модельные характеристики профессиональной позиции, факторы инновационного развития.
A.V. Kazakevich
Senior teacher of Department of Mathematics, the Kuban Agricultural University; E-mail: Voskresenia@gmail.com
V.A. Petkov
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: valerype@mail.ru
PROFESSIONAL POSITION OF THE TEACHER OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION:
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AND TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT
Abstract. This paper presents an opinion of the authors related to an essence of a professional position of the teacher of higher education institution, pedagogical diagnostics of its development and approaches to formation. Creation of productive development of a professional position of the teacher of higher education institution is provided by means of realization of an algorithm of pedagogical technology. On the basis of results of studying effectiveness of pedagogical activity, specific and general model characteristics of a professional position of teachers of higher education institutions are revealed. Their consideration can become one of the factors of innovative development of educational space in the contemporary higher education institution.
Keywords: professional position of the teacher of higher education institution, pedagogical diagnostics, model characteristics of professional position, factors of innovative development.
Современные тенденции развития высшего образования в России актуализировали исследования личностного потенциала преподавателя высшей школы, центральным элементом которого является его профессиональная позиция. В работах по педагогике высшего профессионального образования достаточно полно исследованы сущностные характеристики, структура и средства развития и диагностики профессионализма в педагогической деятельности, однако вопросы становления профессионально-педагогической позиции преподавателя вуза разработаны недостаточно [1; 3; 4].
В исследованиях В.П. Бе-дерхановой, Е.П. Белозерцева, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой профессиональная позиция педагога представлена как результат его педагогической деятельности и как специфическое личностное образование. В ряде научных трудов профессиональная позиция преподавателя вуза рассматривается в качестве необходимого фактора продуктивной профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза, как значимый структурный компонент его профессионально-педагогической культуры, как основа развития его профессиональной компетентности (С.Т. Вершлов-ский, А.К. Маркова), как целевой ориентир профессионально-педагогической деятельности
(М.Я. Виленский, В.А. Сластёнин, E.H. Шиянов и др.).
Методологические основы построения методики диагностики профессиональной позиции преподавателя вуза связаны с определением их надежности и валидности.
Комплексный анализ профессиональной позиции преподавателя вуза подразумевал адаптацию существующих методик диагностики, что позволило оценить не
только профессионально-значимые качества личности, составляющие ихпрофессионально-педагогическую позицию, но и выявить факторы, её определяющие. Учёт влияния факторов был необходим для разработки индивидуальных траекторий развития и коррекции профессиональной позиции преподавателя. Для диагностики уровня сформированное™ профессиональной позиции преподавателя вуза в нашей работе были использованы следующие методики:
1. Методика выявления уровня сформированности профессиональной позиции (УСПП). Для её выявления преподавателям спецдисциплин предлагалось ответить на вопросы анкеты, состоящей из блоков (познавательный, коммуникативный, проектировочный, конструктивный, организаторский, инновационный), каждый блок состоял из десяти показателей. Для оценки своей профессиональной позиции и оценки позиции, которая должна быть у специалиста в «идеале», была предложена десятибалльная шкала. Начисление баллов производилось следующим образом: 10 баллов - высокий уровень развития профессиональной позиции, а 1 балл - полное её отсутствие. Средняя суммарная оценка по шести блокам являлась показателем сформированности профессиональной позиции. Таким образом, респонденты могли получить оценку уровня сформированности своей профессиональной позиции и сравнить её с «идеальным» показателем.
2. Методика самооценки степени выраженности профессиональной позиции (СВПП). В качестве основных показателей проявления степени выраженности профессиональной позиции мы избрали показатели, разработанные в теории измерения субъективных отношений
В.Н. Мясищевым: модальность, интенсивность, широта, устойчивость, доминантносгь, эмоциональность, активность, сознательность. Для оценки степени выраженности своей профессиональной позиции по этим показателям вузовским педагогам предлагалась анкета, состоящая из десяти вопросов, и возможные варианты ответов. Каждый ответ переводился в баллы по разработанной нами схеме. Максимальная сумма баллов равна 100, это и есть идеальный показатель степени выраженности профессиональной позиции.
3. Методика оценки реальной профессиональной позиции по отношению к инновационной деятельности. Для отнесения преподавателя к определённой категории (новатор, передовик, умеренный, осторожный и консерватор) нами проводился опрос по специально разработанной анкете, содержащей 18 вопросов. Полученные в ходе опроса результаты переводились в баллы. По набранному количеству баллов и при условии причисления респондентом себя к той или иной категории осуществлялась оценка реальной профессиональной позиции.
4. Методика диагностики инновационного аспекта профессиональной позиции. Для осуществления этой диагностики нами была разработана анкета, содержащая 17 вопросов. Ответы респондентов переводились в баллы по разработанной системе. Чем больше баллов, тем больше выражен инновационный аспект профессиональной позиции.
Разработанные методики позволили построить алгоритм диагностики и оценки уровня сформированное™ профессиональной позиции преподавателя вуза.
В результате педагогических наблюдений и по данным опроса нами выявлены факторы, определяющие развитие профессиональной позиции преподавателей вузов:
1. Задачи и условия деятельности специалистов. Сравнительный
анализ профессиональной позиции преподавателей вузов показал наличие её специфичности, обусловленной задачами и условиями профессионально-педагогической деятельности. Все специалисты в своей работе испытывают объективные и субъективные трудности. С ними справляются легче те педагоги, которые имеют глубокие профессиональные знания, богатый практический опыт, а также профессиональную позицию, с ярко выраженным инновационным аспектом. Инициатором внедрения новшеств в образовательно-воспитательный процесс, по мнению специалистов, должны выступать в равной степени администрация и сами специалисты. Установлено, что профессиональная позиция в инновационной деятельности у преподавательского состава непосредственно обусловлена степенью самостоятельности в работе и уровнем контроля со стороны администрации. Основными мотивами, которые побуждают преподавателей вузов применять новшества, являются: поощрение и признание руководства, стремление стимулировать студентов к большей активности в учебно-воспитательном процессе, а также убежденность в том, что это повысит эффективность работы.
2. Задачи и направленность высшего учебного заведения, его ведущая парадигма. Позиция педагогов высших образовательных учреждений различного профиля проявляется в понимании ими задач, специфики и направленности учебного заведения, ведущей образовательной парадигмы и концепции развития, которой оно придерживается, и соответствующей мотивации педагога. Понимание всеми педагогами вузов этих особенностей и соответствующая стимуляция повышает их ответственность за качество своей работы и уровень профессиональной компетентности, находит отражение в их отношении к делу и приводит к формированию
определенной профессиональной позиции [2; 5].
3. Анализ развития профессиональной позиции преподавателей вузов обнаружил следующие факторы, существенно влияющие на её проявление.
Факторы, стимулирующие развитие инноваций:
- стремление реализовать себя, проявить свои возможности, поскольку для творческого педагога ценность его деятельности зависит не от похвалы или критики других, а устанавливается им самим;
- материальное поощрение (вознаграждение), материальная заинтересованность часто «берет верх», что обусловливает отток квалифицированных преподавателей;
- моральное поощрение, похвала и порицание, наказание. В ходе многочисленных наблюдений за деятельностью педагогов вузов нами выявлено, что публично высказанная похвала имеет большую силу воздействия. Таким стимулом могут являться публикации о творческих находках в газетах, публичное оглашение успехов преподавателя в присутствии педагогического коллектива и студентов вуза, сообщение о достижениях и результатах творческого труда преподавателей. Даже незначительное творчество педагога должно быть оценено. Эта оценка должна соответствовать действительным достижениям. Особенно важно стимулирование творческого поиска начинающих, достаточно неуверенных в себе, даже при незначительных творческих успехах и проявлениях;
- соревнование (соперничество, конкуренция). Контакт с другими людьми пробуждает в личности дух состязательности, соперничества. Даже воображаемая связь (заочный контакт) может являться стимулом для педагогов. Стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов достижений других людей;
- успешность деятельности человека. Успехи в инновационной
деятельности воодушевляют и стимулируют вносить изменения в профессиональную деятельность. Но часто возникают и такие ситуации, когда человек привыкает к роли успешного и у него вырабатывается завышенная самооценка, наступает самоуспокоенность, пренебрежение к достижениям коллег. Это, несомненно, является тормозом в развитии инновационной позиции;
- социально-психологический климат в коллективе, подразделении, группе. В тех вузах, где создана благоприятная атмосфера, где есть условия для коллективного творчества, наиболее ярко проявляются инновационные позиции преподавателей. Они развивают новые идеи, способствующие улучшению работы, занимаются самосовершенствованием в своей области, являются пропагандистами полезности нововведений, проводят собственные научные исследования, так как ощущают, что в коллективе есть единомышленники, сторонники нововведений;
- привлекательность содержания инновационной деятельности. Одних она привлекает своей неизведанностью, других трудностью и загадочностью конечного результата, для третьих - это трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов». Все это вызывает потребность в новых знаниях, либо в новом способе обучения, то есть активизирует его инновационную педагогическую позицию;
- наличие перспективы, конкретной цели связана с учётом компонентов психологических механизмов целеполагания. Реальность достижения цели создает для личности педагога перспективу развития. При этом она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями.
Все перечисленные факторы обусловливают не только развитие профессиональной позиции преподавателей вузов, но и определяют
успешность и продуктивность ИХ деятельности.
Поскольку профессиональная позиция преподавателей вузов является показателем отношения к педагогической деятельности и имеет специфическое содержание, были подвергнуты анализу содержание, структура и особенности педагогической деятельности основных групп преподавателей вузов.
На основе анализа профессиональной деятельности преподавателей вузов были выявлены специфические и общие модельные её характеристики. В ходе исследования установлено, что основные характеристики профессиональной позиции преподавателей вузов имеют существенные различия между реально существующей педагогической позицией и представляемой в идеале. «В идеале» у преподавателей вузов на первом месте оказался организаторский блок, конструктивный - на втором, на третьем месте - коммуникативный блок, четвертое место - у проектировочного блока, пятое - у гностического блока, на последнем шестом - инновационный. В реальном варианте у коммуникативного блока - первое место, у организаторского - второе, у познавательного - третье, у конструктивного - четвертое, у проектировочного - пятое, у инновационного блока-шестое. Таким образом, инновационному развитию в профессиональной деятельности преподаватели отводят последнее место.
Анализ отношения педагогов к инновациям в профессиональной деятельности выявил, что все пять рассмотренных типов позиций имеют место, но в настоящее время среди таких специалистов преобладает позиция «умеренных» и «осторожных», хотя «новаторов» и «передовиков» все же больше, чем «консерваторов».
Анализ специальной литературы и опыта практической деятельности позволил установить алгоритм педагогической технологии развития профессиональной позиции преподавателя вуза, который включает в себя:
а) определение цели профессионального становления преподавателя вуза, обеспечивающей целостное развитие его профессионально-значимых качеств личности;
б) изучение и учет предварительного и текущего в процессе развития профессионально-значимых качеств личности преподавателя высшей школы;
в) выявление и обоснование направлений, индивидуальных траекторий развития, особенностей содержания процесса развития профессионально-значимых качеств личности преподавателя высшей школы;
г) изучение и конкретизация принципов профессионального самообразования преподавателей как условие профессионального роста конкурентоспособного специалиста [6];
д) разработка содержания профессионального самообразования преподавателей в соответствии с поставленной целью, выделенными направлениями содержания и принципами профессионального образования;
е) объективная оценка уровня сформированное™ профессионально-значимых качеств личности преподавателя и коррекция (в случае необходимости).
В статье представлены взгляды авторов на сущность профессиональной позиции преподавателей вузов и подходы к её формированию. Их учет может стать одним из условий инновационного развития образовательного пространства современного вуза.
Примечания:
1. Демкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса //
Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 3. С. 36-41.
2. Дендеберя А.П., Петьков В.А. Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в условиях информационно-дидактической среды педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 3. С. 41-45.
3. Гуторова A.B. Формирование профессиональной позиции у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 24 с.
4. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. JL, 1978. С. 7-10.
5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Мониторинг развития компетенций будущих специалистов в процессе реализации образовательных программ иноязычной подготовки // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 101-104.
6. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентноспособного специалиста // Вестник Армавирского института социального образования (филиала) РГСУ. 2014. С. 104-107.
References:
1. Demkina E.V. Contemporary approaches to professional education of the future expert in the conditions of educational process // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 3. P. 36-41.
2. Dendeberya A.P., Petkov V.A. Formation of professional competence of future teachers of computer science in the conditions of information and didactic environment of pedagogical higher school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2009. Iss. 3. P. 41-45.
3. Gutorova A.V. Formation of a professional position of students of pedagogical higher school: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree.Volgograd, 1996. 24 pp.
4. Kuzmina N.V. Essays on Teacher's Labor Psychology. L., 1978. P. 7-10.
5. Petkov V.A., Filonenko V.A. Monitoring of the development of future professionals' competencies in the implementation of educational programs of foreign language training // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of the RSSU. 2014. P. 101-104.
6. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for professional development of a competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.