нов, Т.И. Капитонова, Н.И. Озерова // Материалы IV международной научнопрактической конференции «Международное сотрудничество в образовании» / СПбГПУ. - СПб., 2004. - С. 267-270.
2. Управление контентом интерактивного курса в системе дистанционного обучения иностранному языку / Д.Н. Балтруков, А.Ю. Глебовский, В.М. Иванов, М.В. Панасюк // Труды международной научно-методической конференции «Телематика 2004» / СПбГИТ-МО. - СПб., 2004. - С. 267-270
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО ВУЗА
Александр Викторович Мацибурский, соискатель,
Военный институт физической культуры (ВИФК) г. Санкт-Петербург
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования педагогического мастерства преподавателей физической подготовки военного вуза. В статье учтены следующие положения: профессионально-психологическая структура педагогической деятельности преподавателей; комплекс профессионально-значимых качеств военного педагога; особенности обучения и подготовки курсантов.
Ключевые слова: педагогическое мастерство военного преподавателя физической подготовки; современная интеграция военно-специального и гражданского образования; общие и специфические особенности военного обучения; программа профессионально-педагогического образования.
FORMATION OF PEDAGOGICAL SKILLS OF TEACHERS OF PHYSICAL PREPARATION OF MILITARY HIGH SCHOOL
Alexander Viktorovich Matsibursky, the competitor,
Military institute of physical training St.-Petersburg
Abstract
The article deals with the problem of forming the pedagogical skills of PT teachers. There’ve been taken into account the following factors: professional-psychological structure of pedagogical activities of the teacher; the complex of professionally significant qualities of the military teacher; the peculiarities of cadets’ teaching and training.
Keywords: the pedagogical skills of the military PT teacher; modern integration of the military-special and civil education; general and specific peculiarities of military training; the program of professional-pedagogical education.
До настоящего времени проблеме становления педагогического мастерства военного преподавателя физической подготовки в педагогической науке уделяется недостаточное внимание.
Авторская концепция строится в соответствии с реформой военного образования и проблемой подготовки преподавателя физической подготовки военного вуза, во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом подготовки курсантов, в тесной связи с нынешней реформой армии, в условиях современной интеграции военноспециального и гражданского образования.
При исследовании процесса формирования педагогического мастерства преподавателя физической подготовки военного вуза мы опирались на профессиональнопсихологическую структуру его педагогической деятельности. По данным И.В. Кузьминой [3], в структуру деятельности педагога входят компоненты: проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический.
В формировании педагогического мастерства преподавателя физической подготовки военного вуза особое значение приобретает комплекс профессионально-
значимых качеств военного педагога-мастера, призванного сформировать офицера российской армии. Этот комплекс включает в себя следующие качества: ответственность и самоотверженность, точность и аккуратность, четкость и твердость, решительность и деловитость, готовность и умение отстаивать свое мнение, умение мгновенно, оценить обстановку и перемены в ней, принимать оптимальные решения и др.
Развитие профессионализма преподавателя физической подготовки военного вуза проходит в сложных условиях необходимости учета единства и сочетания в его деятельности двух профилей работы с курсантами. Первого - когда необходимо обеспечить прикладную и специальную физическую подготовку офицера, и второго - дать им общее физкультурное образование.
В ходе исследования выявлены особенности процесса подготовки.
Общие особенности военного обучения учебно-воспитательного процесса на кафедре физической подготовки военного вуза в структуре системы военного обучения задаются необходимостью подготовки военного специалиста, который должен быть подготовлен в личностном и профессиональном плане на уровне современного высшего образования.
Специфические особенности военного обучения на кафедре физической подготовки военного вуза вытекают из необходимости формирования специальных профессионально-значимых качеств личности. На первое место здесь выдвигается задача формирования военно-профессиональной направленности будущих офицеров, что характеризует их психологическую готовность к службе в ВС и является фундаментом для формирования других профессионально-боевых качеств, необходимых современному офицеру для успешного выполнения своих обязанностей по получаемой в вузе военной специальности.
Нами разработана и реализована на практике программа формирования педагогического мастерства военных педагогов. В программу с учетом специфики военного вуза из общей и профессиональной педагогики адаптированы педагогические технологии вузовского обучения, воспитания и управления, для того чтобы вооружить начинающих педагогов знанием методик, в том числе инновационных, которые позволят им подняться до должного уровня педагогического мастерства.
Кроме программы профессионального педагогического образования, разработана и в опытных условиях проверена программа личностного воспитания, физкультурно-спортивного самовоспитания, самообразования, саморегуляции и саморазвития военных педагогов, чтобы вывести на оптимальный уровень не только их профессионально-педагогическое мастерство, но и их личностное, гражданское воспитание и развитие. При этом обращено внимание на нравственно-волевое развитие молодых военных педагогов.
Разработана система учёта успеваемости молодых педагогов, предусматривающая текущую и итоговую аттестацию.
На каждого вновь назначенного преподавателя разрабатывается индивидуальный перспективный план становления молодого преподавателя, и этот план является началом глубокой индивидуальной работы с каждым педагогом. Индивидуальный перспективный план составляется сроком на три года, обсуждается на заседании кафедры, утверждается начальником кафедры. Более конкретный план составляется при этом на первый год служебной деятельности преподавателя, а на последующие два года устанавливаются общие целевые задачи по повышению педагогического мастерства молодого преподавателя, над которым ему предстоит ежегодно работать.
Результативность опытно-экспериментальной работы можно проследить на основании динамики развития компонентов структуры, составляющей основу педагогического мастерства.
Об этом свидетельствуют результаты контрольных срезов и замеров, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опытно-экспериментальной работы в отношении динамики развития
структуры, составляющей основу педагогического мастерства (%).
Этап замеры
1 2 3 4 5
1. Констатирующий 36,2/35,7 31,6/31,2 15,4/16,0 14,8/15,2 2,0/1,9
2. Поисковый 23,2/33,1 34,2/31,4 19,8/18,0 18,2/16,4 4,6/2,1
3. Формирующий 14,1/29,0 38,4/32,7 20,2/18,3 21,9/17,3 5,4/2,7
В числителе - экспериментальная, в знаменателе - контрольная группы.
Первый срез таблицы - результаты констатирующего эксперимента, второй - средние данные экспериментальных групп, результаты контрольных групп - результаты поискового эксперимента и третий срез - результаты формирующего эксперимента (контрольный замер).
Позитивная динамика наблюдалась в развитии коммуникативного компонента педагогического мастерства военного педагога (52,3%), конструктивного (56,1%) и организаторского (56,4%) в конце формирующего этапа эксперимента, но особенно успешно развивался компонент гностический (59,1%), что свидетельствует о познавательном потенциале содержания экспериментальной программы.
Полученные интегрированные результаты формирования педагогического мастерства преподавателей физической подготовки военного вуза свидетельствуют о том, что в течение 2,5-3 лет интенсивной целенаправленной опытно-экспериментальной работы достигнуты высокие личностные и профессионально-педагогические показатели развития педагогического мастерства военных педагогов до уровня квалификационных характеристик.
На основании проведенных экспериментов определен и обоснован комплекс педагогических условий формирования профессионального мастерства преподавателя физической подготовки военного вуза, состоящий из:
- учета фундаментальных педагогических факторов, влияющих на формирование мастерства военного преподавателя;
- условий, опосредованно влияющих на развитие педагогического мастерства и формирование творческой личности преподавателя;
- условий, реализация которых содействует созданию благоприятного фона развития у курсантов личной и профессиональной активности (высокий уровень организации учебного процесса в военном вузе);
- воспитания нравственно-волевых качеств, что обусловливает развитие и совершенствование у будущего офицера боевых и командирских способностей;
- организации педагогической практики военных педагогов, разработки и чтения курсантам спецкурсов, выполнения собственных научно-педагогических исследований, изучения обучаемых; научно-педагогического консультирования и руководства написанием и защитой рефератов, научных работ.
Таким образом, предложенная программа развивает профессиональнопедагогическую направленность деятельности преподавателя физической подготовки военного вуза и совершенствует его педагогическое мастерство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барабанщиков, А.В. Основы военной педагогики и психологии / А.В. Барабанщиков. - М. : ВИ, 1981. - 336 с.
2. Воблый, С.В. Педагогические основы организации учебного процесса в высших военных учебных заведениях : учебное пособие для преподавателей / С. В. Воблый, А.А. Штыркин. - Краснодар : КВВУ, 1993. - 75 с.
3. Кузьмина, Н.В Очерки психологии труда учителя / Н.В. Кузьмина ; Ле-нингр. Гос. ун-т им. А.А. Жданова. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1967. - 184 с.
4. Симонов, З.П. Диагностика личности и профессионального мастерства пре-
подавателя / З.П. Симонов. - М. : МПА, 1995. - 188 с.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Константин Алексеевич Оглоблин, кандидат медицинских наук, доцент Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ)
г. Уссурийск
Аннотация
В статье просматриваются вопросы сочетания профессионального опыта с профессиональной зрелостью. Предлагается модель профессиональной зрелости педагога в сфере физической культуры, в которой выделена отдельным блоком культура здоровья.
Ключевые слова: профессиональный опыт, культура здоровья, модель.
PROFESSIONAL MATURITY OF TEACHERS OF PHYSICAL TRAINING
Konstantin Alekseevich Ogloblin, the candidate of medical sciences, the senior lecturer The Ussuriisk state pedagogical institute,
Ussuriisk
Abstract
The article regards some questions of professional experience and professional maturity combination. It suggests a model of a physical training teacher’s professional maturity, and the culture of health is particularly viewed.
Keywords: professional experience, culture of health, model.
Улучшение профессиональной подготовки педагога в сфере физической культуры, требует создания соответствующих условий. Такими условиями могут стать гуманизация, гуманитаризация, социализация и валеологизация физкультурного образования.
Гуманистическая концепция физкультурного педагогического образования присутствует в проектировании большинства педагогических систем, в размышлениях о перспективах образования и рассматривается в контексте вопросов профессионализма педагогов физической культуры.
Можно с уверенностью заявить, что важнейшим фактором эффективного вхождения молодых специалистов в профессиональную деятельность является наличие у них профессионального опыта.
Специальные усилия будущего педагога по физической культуре по обретению профессионального опыта начинают формироваться в студенческом возрасте, если происходит развитие студента как субъекта не только образовательной, но и профессиональной деятельности. Этому способствуют занятия по повышению уровня спортивного мастерства, участие в ответственных спортивных соревнованиях в качестве участника или судьи, занятия тренерской деятельностью (ведение секций в общеобразовательных школах и коллективах физкультуры).
Чтобы педагогические условия для успешного становления основ профессионального опыта у будущих педагогов по физической культуре были созданы, необходима потребность в новых образовательных технологиях. К ним относятся новые специальные курсы по различным сферам физической культуры и спорта, широкое использование Интернета, активная научно-исследовательская работа студентов, проведение научно-практических конференций с ними, участие в диспутах.
С наличием профессионального опыта приходит и профессиональная зрелость педагога.
Идея оценки деятельности педагога по изменениям качеств учащихся отражается на структуре мониторинга профессиональной зрелости учителя физкультуры, которая будет включать в себя: