Научная статья на тему 'Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза'

Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ ВОЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / IMAGE OF THE MILITARY TEACHER / MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION / PROFESSIONAL FORMATION OF THE MILITARY TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунчук Сергей Владимирович, Петьков Валерий Анатольевич

В статье раскрывается роль имиджа военного преподавателя как фактора его успешного профессионального становления. Показано, что профессиональный имидж позволяет обеспечить эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, улучшить организацию учебно-воспитательной деятельности военного вуза. Раскрыты сущность, структура и функции профессионального имиджа и возможности его использования в качестве средства социального влияния и формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF THE TEACHER OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The paper shows the role of image of the military teacher as factor of his successful professional formation. A positive professional image promotes efficiency of pedagogical interaction of the teacher and cadet and the improved organization of teaching and educational activity of military higher education institution. The publication describes the essence, structure and functions of professional image and a possibility of its use as means of social influence and formation of positive perception of an image of the military teacher by cadets.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза»

УДК 331.108 ББК 48 Б 91

С.В. Бунчук

Старший преподаватель кафедры аэродинамики и динамики полёта Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова; E-mail: [email protected]

В.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА

(Рецензирована)

Аннотация. В статье раскрывается роль имиджа военного преподавателя как фактора его успешного профессионального становления. Показано, что профессиональный имидж позволяет обеспечить эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, улучшить организацию учебно-воспитательной деятельности военного вуза. Раскрыты сущность, структура и функции профессионального имиджа и возможности его использования в качестве средства социального влияния и формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами.

Ключевые слова: имидж военного преподавателя, военный вуз, профессиональное становление военного преподавателя.

S.V. Bunchuk

Senior teacher of the Department of Aerodynamics and Flight Dynamics, the Krasnodar Higher Military Aviation College of Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov; E-mail: [email protected]

V.A. Petkov

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, the Kuban State University; E-mail: [email protected]

FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF THE TEACHER OF MILITARY HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

Abstract. The paper shows the role of image of the military teacher as factor of his successful professional formation. A positive professional image promotes efficiency of pedagogical interaction of the teacher and cadet and the improved organization of teaching and educational activity of military higher education institution. The publication describes the essence, structure and functions of professional image and a possibility of its use as means of social influence and formation of positive perception of an image of the military teacher by cadets.

Keywords: image of the military teacher, military higher education institution, professional formation of the military teacher.

Современные вооруженные ный и противоречивый период силы России переживают слож- реформирования. Сложившаяся

геополитическая ситуация, проявления международного терроризма, трагические события на Северном Кавказе заставили взглянуть на армию не только как на вооруженную силу, но и как на верного хранителя идей служения Отечеству, патриотизма, гражданской ответственности за судьбу государства. Всё это способствовало пересмотру отношения к системе морально-психологического и педагогического обеспечения подготовки офицеров, созданию обновленной системы военного образования, обоснованию механизмов его функционирования и реализации.

В связи с этим в решении задач подготовки военных специалистов особое значение приобретает личность офицера-преподавателя и воспитателя военного вуза. Успешное осуществление военным педагогом сложных задач подготовки современного специалиста невозможно без учёта уровня развития его имиджа. Таким образом, возникло противоречие между потребностями практики и отсутствием теоретической и эмпирической обоснованности эффективной системы обеспечения подготовки военного специалиста [9].

Вопросам становления личности офицера в военном вузе и совершенствования военно-профессиональной подготовки военных преподавателей посвящено значительное количество исследований, которые способствуют формированию профессионально значимых качеств личности офицера, составляющих основу его профессионального имиджа (И.А. Агапов, А.В. Барабанщиков, В.Л. Мари-щук, С.П. Желобрюх, С.г. Мельник, В.А. Петьков, А.Н. Рябинов, А.Б. Стрельченко, Ю.А. Фоминых и др.).

Анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на имеющиеся работы по военной педагогике, посвящённые

профессиональному развитию личности военного педагога, аспект, предполагающий создание эффективной системы формирования профессионального имиджа военных педагогов, раскрыт недостаточно полно и нуждается в дополнительном исследовании.

В результате теоретического анализа научной литературы по проблеме формирования имиджа военного преподавателя нами были выявлены зарубежные и отечественные концепции, проанализированы их достоинства и недостатки, определены формы, методы, средства его формирования.

Установлено, что в современной науке существует многообразие подходов к определению самого понятия «профессиональный имидж», сущности и специфики этого сложного психолого-педагогического феномена [2; 4; 10]. Нами определено, что имидж военного преподавателя является обобщенным эмоционально окрашенным образом типичного профессионала, имеющий символическую природу, интегрирующим персонифицированный образ профессии, по характеру приближенный к профессиональному стереотипу-типажу, обладающий внушающим воздействием, оказывающий психологическое влияние на окружающих и обеспечивающий высокий уровень педагогического взаимодействия.

Имидж военных преподавателей специальных дисциплин и командиров курсантских подразделений является комплексом социально-психологических и профессионально-значимых качеств личности, определяющих их профессионально-педагогическую компетентность. В имидже военного преподавателя, который является интегральным явлением, выделяется его динамическая часть, элементы которой могут значительно преобладать в структуре его личности [8].

Таким образом, профессиональный имидж военного преподавателя,

являясь сложным многофакторным явлением, выступает в качестве социального резерва, способствующего повышению эффективности педагогической деятельности.

В ходе пилотажного исследования нами выделено и проанализировано содержание структурных компонентов имиджа военного преподавателя: индивидуально-личностный, коммуникативно-интерактивный, статусно-ролевой, деятельностный, внешнеповеденческий.

К функциям имиджа военного преподавателя нами отнесены следующие:

- функции обучения - коммуникативная, информативная, когнитивная, эмотивная, конативная;

- операционально-деятельност-ные функции - организационная, мотививационная, адаптивная, дисциплинарная, воспитательная;

- производные функции - избирательная, компенсаторная, представительская.

Разработанная система формирования имиджа военного преподавателя отражает основные положения авторской концепции. Её содержательными и смысловыми составляющими являются модель и технология процесса формирования позитивного профессионального имиджа.

В основе процесса моделирования нами использовались подходы к моделированию педагогической деятельности [11]. Модель профессионального имиджа военного преподавателя предполагает использование следующих алгоритмических операций по формированию профессионального имиджа: определение требований социума; самопознание и самодиагностика, выявление слабых и сильных сторон; конструирование образа и поведения объекта; анализ способов презентации и выбор модели поведения; перевод характеристик в вербальную и визуальную форму; коррекцию перцептивного образа и поведения; закрепление новых структурных компонентов имиджа.

В ходе исследования были определены критерии сформирован-ности имиджа, выявлены показатели, по которым определяются уровни сформированности качеств личности военного преподавателя и его готовность выполнять профессиональные требования. В качестве критериев эффективности сформи-рованности имиджа выступают: дружелюбие, обаяние, самооценка, эмоциональная стабильность, общительность, коммуникативно-организаторские, педагогические способности, уверенность в себе, лидерские качества.

Разработанные критерии сфор-мированности профессионального имиджа позволяют установить качественные уровни профессиональной и личностной подготовки военного преподавателя, уровни развития имиджа и внести коррективы в данный процесс.

Полученные нами данные в результате опроса 65 преподавателей и 150 курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков показывают, что только 40% военных преподавателей имеют позитивный имидж. Это затрудняет установление продуктивного педагогического взаимодействия между курсантами и преподавателями, отражается на карьере и качестве военно-педагогической деятельности военных преподавателей. Поэтому в деятельности военных вузов становится актуальным направление по формированию позитивного имиджа военного преподавателя, способствующего его карьерному и профессиональному росту [2].

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют нам утверждать, что формирование позитивного профессионального имиджа способствует успешному профессионально-личностному становлению военного преподавателя.

Одним из ведущих аспектов проблемы формирования имиджа военного преподавателя является

психологический аспект, связанный с направленностью на раскрытие психической сущности индивида, а также с разработкой педагогических средств, реализующих внутренние механизмы, закономерности развития индивидуальности и профессионально значимых её составляющих.

Исходя из вышеизложенного правомерно предположить, что процесс формирования имиджа военного преподавателя будет эффективен при условии, что все структурные элементы этого процесса будут подчинены развитию индивидуальности преподавателя на основе статусно-ролевого и позиционно-ситуативного подходов. Суть данного подхода заключается в реализации следующих положений:

1) военный преподаватель в процессе обучения может занимать позиции обучаемого, обучающегося, обучающего и наставляющего. Данные позиции включают представление преподавателя о себе, характеристику его экзистенциальной сферы как доминирующей (способность к самосознанию, самооценке, сравнению себя с другими людьми и др.). Общей характеристикой позиции выступает целостная «Я-концепция» (Я-офицер, Я-преподаватель, Я-наставник);

2) каждая позиция характеризуется своим сочетанием свойств и качеств психики или уровнем развития индивидуальности; формирование позиций тесным образом связано с развитием индивидуальности преподавателя и наоборот: формирование индивидуальности способствует становлению более высокий позиции, смене одной позиции на другую;

3) развитие индивидуальности военного преподавателя возможно в условиях специально создаваемых ситуаций, реализующих закономерности развития индивидуальности и обеспечивающих становление позиций и их смену. Специальные

ситуации строятся на обмене опытом между начинающими преподавателями и педагогом-наставником, который обладает знаниями о специфике военно-профессиональной деятельности и профессионально значимых свойствах и качествах военного преподавателя. Специальные ситуации выполняют ряд функций: информационную, инте-гративную, функцию аттракции, развивающую, прогностическую и функцию повышения эффективности профессиональной подготовки. Разнообразие ситуаций по типам, видам, содержанию и формам организации делает возможным управление развитием индивидуальности в любых конкретных условиях. Такие ситуации являются гибким инструментом в руках педагога-наставника, позволяющим начинающим преподавателям занимать более высокую позицию и обеспечивать психологическую основу развития их профессионального имиджа.

Развитие педагогического профессионализма педагога осуществляется эффективнее, если взаимодействие наставника и начинающих преподавателей, их сотрудничество строятся в соответствии с педагогической деятельностью как профессиональной. Психологическая основа педагогического профессионализма преподавателя включает его потребности, актуализируемые под воздействием специальных ситуаций и стимулирующие функционирование экзистенциальной и регулятивной сфер, что обеспечивает определенную позицию преподавателя в учебной и учебно-профессиональной деятельности [1; 6; 10].

Деятельность и психические состояния военного преподавателя, организованные с помощью специальных ситуаций, приобретают такие целостные свойства, как направленность (на самого себя, на профессиональную деятельность, на свойства и качества психики и

личности педагога), непрерывность, стабильность.

Формирование имиджа военного преподавателя связано с неразрывностью развития целостной индивидуальности военного преподавателя и её саморазвития. Оно заключается в стимулировании саморазвития индивидуальности военного преподавателя в единстве с саморазвитием и самоорганизацией личности [7].

На основе теоретического анализа психолого-педагогической, философской, социологической литературы, имеющегося опыта, а также проведенных собственных исследований были определены психолого-педагогические условия формирования имиджа военного преподавателя. Их реализация на практике позволит значительно улучшить процесс профессионального совершенствования военного преподавателя.

К психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим успешность формирования имиджа военного преподавателя, относятся:

- содействие процессу формирования педагогического мастерства преподавателей как одной из целей деятельности военного вуза;

- включение обязательной базовой профессионально-педагогической подготовки офицеров-преподавателей, рекомендованных для службы в военном вузе;

- реализация принципов непрерывности и преемственности в профессионально-педагогической подготовке, переподготовке и повышения квалификации военных преподавателей;

- организация акмеологическо-го сопровождения и педагогической поддержки профессионального развития личности военных преподавателей в рамках предстоящей профессионально-педагогической деятельности;

- активизация процессов учебной и профессиональной самоорганизации и самосовершенствования военных преподавателей;

- содействие развитию военно-профессиональной и педагогической культуры военного преподавателя.

Вышеизложенное позволяет наметить тенденции становления имиджа военного преподавателя, эффективнее организовывать педагогическое взаимодействие с курсантами и подчинёнными и, как следствие, значительно улучшить качество всего учебно-воспитательного процесса военного вуза. В статье не раскрываются все проблемы, связанные с организацией формирования имиджа военного преподавателя, а лишь обозначаются основные направления его становления в военном вузе, определяются перспективы, и задаются направления его развития.

Примечания:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. С. 240.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1999. С. 290.

3. Дёмкина Е.В. Современные подходы к профессиональному воспитанию личности будущего специалиста в условиях образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2011. Вып. 3. С. 36-41.

4. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. С. 23.

5. Петьков В.А., Филоненко В.А. Проблема целевой направленности образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 51. С. 119-123.

6. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2015. Вып. 1 (157). С. 82-87.

7. Петьков В.А., Филоненко В.А. Самоорганизация как условие профессионального роста конкурентноспособного специалиста // Вестник Армавирского

института социального образования (филиала) РГСУ: научный ежегодник по материалам конференции, проходившей в Армавирском институте социального образования (филиале) РГСУ. 2014. С. 104-107.

8. Рябинов А.Н., Петьков В.А. Концепция становления имиджа и авторитета военного педагога. Армавир: Изд-во АВАИ, 2000. 25 с.

9. Рябинов А. Н., Петьков В.А.Становление авторитета военного педагога: проблемы и перспективы: монография. М., 2003. 179 с.

10. Слободчиков В.И. Психология человека. М., 1995. С. 160.

11. Филоненко В.А., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология.

2014. Вып. 3 (143). С. 93-99.

References:

1. Ananyev B.G. Man as an object of cognition. SPb.: Piter, 2001. P. 240.

2. Andreeva G.M. Social Psychology. M., 1999. P. 290.

3. Dyomkina E.V. Modern approaches to the professional education of the future expert in the conditions of the educational process // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2011. Iss. 3. P. 36-41.

4. Kon I.S. Sociology of personality. M.: Politizdat, 1967. P. 23.

5. Petkov V.A., Filonenko V.A. Problem of target orientatin of education // Historical and socio-educational thought. 2016. No. 51. P. 119-123.

6. Petkov V.A., Pokhilko A.D., Gubanova M.A. Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of the higher school // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology.

2015. Iss. 1 (157). P. 82-87.

7. Petkov V.A., Filonenko V.A. Self-organization as a condition for professional development of the competitive specialist // Bulletin of Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU: Research Yearbook on the conference, held in Armavir Institute of Social Education (a branch) of RSSU. 2014. P. 104-107.

8. Ryabinov A.N., Petkov V.A. The concept of formation of the image and authority of a military teacher. Armavir: AVAI publishing House, 2000. 25 pp.

9. Ryabinov A.N., Petkov V.A. Formation of the authority of the military teacher: problems and prospects: a monograph. M., 2003. 179 pp.

10. Slobodchikov V.I. Human Psychology. M., 1995. P. 160.

11. Filonenko V.A., Petkov V.A. Modelling of the process of formation of skills of professional self-organization of the future teachers // Bulletin of Adyghe State University. Ser. 3, (143). P. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.