УДК 37.013.77:355.25
ББК 74.48
Б 91
С.В. Бунчук
Преподаватель кафедры аэродинамики Краснодарского высшего военного
авиационного училища летчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова;
E-mail: [email protected]
ФАКТОРЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ВОЕННОГО ПЕДАГОГА
(Рецензирована)
Аннотация. Раскрывается роль имиджа офицера-преподавателя военного вуза как фактора его успешного профессионального становления и саморазвития. На основе анализа научной литературы и имеющегося опыта формирования позитивного профессионального имиджа военного педагога, выполненного мониторинга процесса его развития нами были выделены психолого-педагогические факторы и условия, детерминирующие процесс формирования профессионального имиджа офицера-преподавателя военного вуза, дано описание механизмов его развития. Раскрыты сущность, возможности его использования в качестве средства формирования положительного восприятия образа военного преподавателя курсантами. Показано, что профессиональный имидж позволяет обеспечить эффективность педагогического взаимодействия преподавателя и курсанта, улучшить организацию учебно-воспитательной деятельности военного вуза.
Ключевые слова: факторы и психолого-педагогические условия, имидж военного педагога, военный вуз, профессиональное развитие военного педагога.
S.V. Bunchuk
Teacher of Department of Aerodynamics of the Krasnodar Higher Military
Aviation College of Pilots named after the Hero of the Soviet Union A.K. Serov;
E-mail: [email protected]
FACTORS AND PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF IMAGE OF THE MILITARY TEACHER
Abstract. The paper describes the role of image of the officer-teacher of military higher education institution as factor of its successful professional formation and self-development. Based on the analysis of scientific literature and available experience in formation of positive professional image of the military teacher and the executed monitoring of process of its development, we allocated the psychological and pedagogical factors and conditions determining the process of formation of professional image of the officer-teacher of military higher education institution, and described mechanisms of its development. The publication discloses the essence, and possibilities of its use as means of formation of positive perception of an image of the military teacher by cadets. Studies have found that the professional image allows you to provide efficiency of pedagogical interaction of the teacher and cadet, to improve the organization of teaching and educational activity of military higher education institution.
Keywords: factors and psychological and pedagogical conditions, image of the military teacher, military higher education institution, professional development of the military teacher.
Процесс модернизации отечественной системы профессиональной подготовки военных специалистов, обусловленный необходимостью создания современных Вооруженных сил Российской Федерации, ориентирует военные вузы на изменение подходов к обучению, воспитанию и развитию личности будущего офицера как защитника Отечества, профессионала, гражданина России и патриота. Успех этого процесса во многом определяется кадровым потенциалом военных вузов, от которых зависит качество подготовки будущих офицеров. В этой связи актуальными становятся поиски направлений формирования имиджа военного преподавателя как средства развития его профессионального потенциала, использование которого даёт возможность эффективной организации педагогического взаимодействия между курсантом и преподавателем в рамках образовательной среды военного вуза [1].
В имиджелогии проблема влияния факторов и определения психолого-педагогических условий эффективного процесса формирования имиджа специалиста изучена слабо. Такую попытку делают в своих работах ряд авторов: Т.Н. Пискунова [2], А.В. Саватеев [3], И.П. Черткова [4], E. Sampson [5]. Учитывая специфику деятельности преподавателя военного вуза, мы также попытались восполнить этот пробел.
Анализ научной литературы дал возможность определиться в понятийно-терминологическом поле исследования и позволил сформулировать в контексте нашего исследования основные понятия. По нашему мнению, имидж офицера-преподавателя военного вуза представляет собой интегративную характеристику, включающую совокупность внешних и внутренних личностных и профессионально значимых качеств, которые формируют его образ в глазах окружающих и обеспечивают эффективность
выполнения служебной деятельности. Решение проблемы становления профессионального имиджа преподавателя военного вуза предполагает выявление объективных факторов и определение психолого-педагогических условий, определяющих эффективность этого процесса.
Под фактором в педагогике понимается явление, представляющее собой движущую силу или причину, обусловливающую какой-либо педагогический процесс. Влияние фактора может иметь непосредственный или опосредованный характер, быть прямым или косвенным, целенаправленным или стихийным [6].
Под фактором нами понимается сочетание элементов, обусловливающих и обеспечивающих эффективность формирования имиджа специалиста, меру соответствия достигаемых результатов с социальным заказом, педагогическим и профессиональным целям. В ходе исследования нами установлено, что внешние факторы детерминируют следующие условия:
- наличие целесообразной организации образовательной деятельности вуза;
- организация развивающей профессионально-образовательной среды;
- соответствие образовательного потенциала военного вуза потребностям военных педагогов;
- требования к качеству профессиональной подготовки.
К внутренним факторам следует отнести:
- поглощенность индивида профессиональной деятельностью;
- умение ставить жизненные цели, определять приоритеты;
- адаптивность к быстро меняющимся условиям;
- уровень военной и профессиональной квалификации преподавателей;
- личностные факторы: уровень и устойчивость мотивации военных педагогов к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию;
их готовность к систематической научно-методической деятельности; развитые волевые и профессионально значимые качества личности.
Формирование военно-профессионального имиджа преподавателя военного вуза, прежде всего, связано с психолого-педагогическими условиями организации образовательной среды военного вуза, степенью осознанности руководством вуза значимости и целей этого процесса. В связи с вышеизложенным возникает необходимость описания общих (стратегических) и частных (тактических) психолого-педагогических условий становления профессионального имиджа преподавателя военного вуза, определяющих указанный процесс, который происходит под воздействием совокупности факторов и определяется спецификой педагогической деятельности военного вуза.
Учёт совокупности внешних факторов позволил нам выделить следующие условия:
- преемственность всех этапов формирования многоуровнего военно-профессионального имиджа преподавателя;
- взаимосвязь и взаимообусловленность методологической, теоретической, методической, военно-специальной и психолого-педагогической подготовки военного педагога;
- целесообразность содержания образовательного процесса военного вуза по усвоению системы знаний, норм, умений, навыков, культуры военно-профессиональной деятельности;
- сотворчество педагога и курсанта в рамках гуманистической парадигмы;
- комплексное формирование и развитие у военных педагогов профессиональных коммуникативных умений и навыков;
- обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой.
Учёт внутренних факторов детерминирует следующие условия:
- наличие у военного педагога положительного, мотиваци-онно-ценностного отношения к формированию военно-профессионального имиджа, достижению более высокого уровня профессиональной идентификации;
- разработку и реализацию эффективной диагностической системы, способствующей определению и критериальной оценке показателей уровней сформированности профессионального имиджа военного педагога;
- развитие способности к самодиагностике качеств, определяющих имидж преподавателя, и его готовность к военно-профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию;
- создание военным педагогом индивидуальной модели развития профессионального имиджа, проектирование профессионального поведения, схемы эффективной самопрезентации и реализации приемов имиджирования;
- наличие теоретической системы знаний о механизмах самопрезентации и формировании имиджа офицера-преподавателя;
- умение четко ставить цель, добиваться ее достижения;
- развитие у военных педагогов рефлексивно-перцептивных умений;
- умение управлять собой, стрессоустойчивость.
Наличие личностных установок и профессионально-значимых качеств, необходимых и достаточных для развития профессионального имиджа. Выполненная процедура факторного анализа и ранжирования по степени значимости выявленных нами факторов, влияющих на эффективность формирования профессионального имиджа офицера, показала, что наиболее значимыми являются внутренние или личностные факторы.
Полученные результаты вполне соотносятсясданными,полученными
в исследовании Т.Н. Пискуновой, в котором в качестве наиболее приоритетных объективных условий были выделены «внутренние» условия -«осознание руководителем и работниками военного вуза потребности целенаправленного формирования собственного имиджа, их готовность работать с профессиональным имиджмейкером; проницательность, привлекательность внешнего облика, доброжелательность и ряд других» [2].
По нашему мнению, именно группа внутренних условий может выступать в качестве предпосылок формирования профессионального имиджа военного педагога в системе вузовского обучения. В качестве частных условий нами выделены профессионально-деятельностные, которые учитывают особенности коллективной деятельности офицера-преподавателя, при которых процесс воздействия на личность и формирования профессионально имиджа протекает успешнее.
Установлено, что профессио-нально-деятельностные (специфические) условия включают:
- предпочтение коллективным (бригадным) формам организации обучения;
- разнообразие и творческий характер учебных заданий в пределах требований программы обучения;
- сочетание организационных форм обучения согласно специфике военно-профессиональной деятельности;
- создание обстановки и отношений ответственной зависимости и взаимного контроля;
- подбор объектов коллективной педагогической деятельности с учетом трудоемкости работ;
- решение технических, технологических, организационных задач, требующих креативного мышления, творческого подхода.
В качестве механизмов формирования имиджа военного педагога выступают: воздействие, убеждение, психическое заражение, которое выступает в виде внушения,
подражания. Внушение реализуется с помощью речи, основым средством которого является слово. Подражание реализуется в виде подражания эталону действия или поступку. Но не всякое словесное внушение принимается, воспринимающий субъект сопоставляет сказанное со своими установками, знаниями, жизненным опытом, т.е. относится критически к сказанному. Поэтому возрастает внушающий эффект позитивного имиджа субъекта на социум, который олицетворяет общественно значимые качества, жизненные ценности. Влияние складывается из уверенности внушающего в успехе своего воздействия и готовности внушаемого поддаться воздействию [7, 8].
Полученные нами в результате опроса 69 преподавателей и 180 курсантов Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков и его филиалов эмпирические данные свидетельствуют о том, что только 42,3% военных педагогов имеют сформированный позитивный имидж. На наш взгляд, сложившаяся ситуация затрудняет реализацию продуктивного педагогического взаимодействия между военными педагогами и курсантами, затрудняет продвижение по службе и карьерный рост, влияет на качество профессиональной деятельности военных педагогов. Поэтому при оценке эффективности функционирования военных вузов актуальным являются данные о состоянии и уровне развития военно-профессионального имиджа преподавателя.
Таким образом, в результате анализа научной литературы и имеющегося опыта формирования позитивного профессионального имиджа военного педагога, выполненного мониторинга процесса его развития нами были выделены психолого-педагогические факторы и условия, детерминирующие успешность процесса формирования профессионального имиджа офицера-преподавателя военного вуза, дано описание механизмов его развития.
Примечания:
1. Мулюкова И.Р., Саяркин Л.А. Самообразование и самовоспитание военнослужащих: руководство ими в ходе военной службы // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. С. 230-232.
2. Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1998. 24 с.
3. Саватеев А.В. Психологические условия совершенствования имиджа командира курсантского подразделения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2001. 185 с.
4. Черткова И.П. Представление студентов об имидже преподавателя вуза: дис. ... канд. психол. наук. М., 2002.
5. Sampson E. The Image Factor. L., 1994. P. 13.
6. Бунчук С.В., Петьков В.А. Формирование профессионального имиджа преподавателя военного вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2016. Вып. 3 (183). С. 22-27.
7. Филоненко В.А., Петьков В.А. Моделирование процесса формирования умений профессиональной самоорганизации у будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 3 (143). С. 93-99.
8. Демкина Е.В. Методология построения образовательного процесса в вузе на основе ментальных характеристик современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2014. Вып. 2. С. 19.
References:
1. Mulyukova I.R., Sayarkin L.A. Self-education and self-upbringing of the military personnel: their control during military service // Pedagogical skill: proceedings of the VII International scient. conf. M.: Buki-Vedi, 2015. P. 230-232.
2. Piskunova T.N. Conditions and factors for the formation of a positive image of a general educational institution: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 1998. 24 pp.
3. Savateev A.V. Psychological conditions for improving the image of the commander of the cadet division: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 2001. 185 pp.
4. Chertkova I.P. The idea of students about the image of a university teacher: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 2002.
5. Sampson E. The Image Factor. L., 1994. P. 13.
6. Bunchuk S.V., Petkov V.A. Formation of the professional image of a teacher of the military higher education institution // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 3 (183). P. 22-27.
7. Filonenko V.A., Petkov V.A. Modeling the formation process of professional self-organization skills of future teachers // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 3 (143). P. 93-99.
8. Demkina E.V. Methodology of creation of educational process at a higher education institution based on the mental characteristics of Russian modern students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2014. Iss. 2. P. 19.