второго иностранного языка, и представлено в деятельности, составляющей организационно-практический компонент (формы, методы, условия).
Важным элементом организационно-практического компонента являются практико-ориентированные формы и методы педагогической деятельности, применяемые комплексно, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей студентов. При этом они группируются по основным целям деятельности: организационные (Неделя восточных языков и др.), воспитательные (встречи, праздники, конкурсы, викторины, поощрение, порицание, приучение с помощью средств народного творчества (легенды, пословицы, поговорки, праздники, сказки)), традиции, обычаи, игры, танцы, праздники, виды трудовой деятельности, народный этикет - заповеди и правила поведения, этикет и др.; развивающие (тестирование, анкетирование, тренинги и др.).
Библиографический список
Последний компонент модели - оценочно-уровневый компонент - показатели, уровни и критерии сформированности межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов. Критерии - знания, навыки, умения; уровни - высокий, оптимальный, недостаточный, низкий.
Таким образом, модель формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов неязыковых специальностей (на материале изучения японского языка и культуры) состоит из четырёх взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, организационно-практического и кри-териально-уровневого. Рассматриваемая модель предполагает, что усиление воспитательной и внеаудиторной работы в неязыковом вузе происходит путём активизации познавательной, проектно-исследовательской и практической деятельности студентов.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (квалификация) (степень) «специалист. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 16. Москва, 2011.
2. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003.
3. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). Москва: Политиздат, 1974.
4. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Москва: Наука, 1987.
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. Москва: Академия, 2004.
References
1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki (special'nosti) 060201 Stomatologiya (kvalifikaciya) (stepen') «specialist. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 14 yanvarya 2011 g. № 16. Moskva, 2011.
2. Almazova N.I. Kognitivnyeaspekty formirovaniya mezhkul'turnojkompetentnostipriobucheniiinostrannomuyazyku vneyazykovom vuze. Dissertaciya . doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 200Э.
3. Kagan M.S. Chelovecheskaya deyatel'nost' (opyt sistemnogo analiza). Moskva: Politizdat, 1974.
4. Zimnyaya I.A. Lingvopsihologiya rechevojdeyatel'nosti. Moskva: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, Voronezh: NPO «MOD'EK», 2001.
5. Karaulov Yu.N. Russkijyazyk iyazykovaya lichnost'. Moskva: Nauka, 1987.
6. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika. Moskva: Akademiya, 2004.
Статья поступила в редакцию 29.01.19
УДК 378
Variamov AS., postgraduate, South Ural State University of Humanities and Pedagogy (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF THE COMPETENT INSTRUCTOR MANUFACTURING PRACTICES IN THE INFORMATION ENVIRONMENT OF ACADEMIC COUNSELING. The article substantiates the structural components of the model of professional and methodological support of pedagogical activity of the instructor of industrial practice of military university cadets. The directions of self-educational activity of the instructor under the guidance of an academic consultant are revealed. Components of pedagogical competence of the instructor-teacher organizing educational and cognitive activity of cadets on a practical lesson on development of specialized installations, devices are revealed and generalized.
Key words: professional-methodical support, academic consultant, model of support of pedagogical activity of instructor, levels of competence (adaptive, reproductive, heuristic), indicators of actions (situational, long-term, integral).
А.С. Варламов, аспирант Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета г. Челябинск,
E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЕТЕНТНОГО ИНСТРУКТОРА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
В статье обоснованы структурные компоненты модели профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики курсантов военного вуза. Раскрыты направления самообразовательной деятельности инструктора под руководством академического консультанта. Выявлены и обобщены компоненты педагогической компетентности инструктора-преподавателя, организующего учебно-познавательную деятельность курсантов на практическом занятии по освоению ими специализированных установок, приборов.
Ключевые слова: профессионально-методическое сопровождение, академический консультант, модель сопровождения педагогической деятельности инструктора, уровни компетентности (адаптивный, репродуктивный, эвристический), показатели действий (ситуативный, долговременный, интегральный).
Качество профессиональной подготовки будущего военного специалиста в вузе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является кадровый состав, обеспечивающий организацию, проведение образовательного процесса, подведение его итогов в форме диагностирования учебных достижений курсантов в соответствии с требованиями современных стандартов (ФГОС ВО) [1].
Проектирование и решение образовательных и профессиональных задач на производственной практике в военном вузе в процессе выполнения курсантами профессионально-практических заданий обеспечивается инструктором (военным специалистом), реализующим педагогические функции на практическом занятии. Результативность осуществления этих функций зависит от его компетентности, то есть способности и готовности формировать профессиональные умения у курсантов в процессе выполнения ими разных действий: 1) ситуатив-
ных; 2) долговременных; 3) интегративных. Эти действия определяются характером заданий - текущих, комплексных.
Организация таких действий инструктором предполагает наличие у него совокупности педагогических умений, таких как проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные, фасилитативные, информационные, воспитательные. Проверить их наличие можно с помощью показателей: когнитивных, конативных, аффективных, мотивационно-ценностных, этических, нравственных [2]. Все они характеризуют профессионально-методические знания и умения компетентного инструктора, формирующего профессиональные умения у курсантов на практических занятиях, осваивающих специальное оборудование (приборы, установки, тренажеры. К таким профессионально-методическим умениям отнесем:
1. Проектировочные - 1) определение исходных данных для конструирования учебного процесса, формулирования цели и задач занятия, выполнения
тактических и стратегических задач по достижению конечных результатов обучения; 2) выделение дидактических единиц обучения; 3) выявление индивидуальных задач для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся; 4) моделирование содержания учебного материала во взаимосвязи с процессуальными компонентами обучения;
2. Конструктивные - 1) отбор и структурирование содержания учебного материала; 2) определение оптимальных учебных действия и операций, способствующих освоению обучающимися конкретных дидактических единиц обучения; 3) выявление конкретного дидактического инструментария для занятия (использование приборов, установок, технических средств обучения, современных технологий обучения форм контроля и оценивания результатов учебной деятельности обучаемых, способов корректирования результатов обучения);
3. Информационные - 1) организация самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой; 2) использование информационных технологий обучения; 3) организация способов сотрудничества с другими преподавателями (программистами) для конструирования дидактических комплексов и программного обеспечения учебного процесса;
4. Организаторские - 1) управление коллективной, групповой и индивидуальной формами обучения на занятии; 2) проведение деловых, учебно-технологических игр, дискуссий, тренингов, творческих мастерских; 3) изучение социально-психологического состояния обучающихся; 4) диагностика познавательной самостоятельности, активности обучающихся; 5) структурирование во времени педагогической, исследовательской, профессиональной деятельности;
5. Коммуникативные - 1) установление целесообразных взаимодействий участников образовательного процесса (курсант-курсант ^ преподаватель-курсант); 2) предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций; 3) достижение активных педагогических контактов по проблемам исследовательской деятельности в вузе;
6. Фасилитационные - 1) раскрытие перспективных направлений развития коллектива, отдельной личности; 2) внушение уверенности в успехе учебной и профессиональной деятельности; 3) формирование доверительных межличностных отношений; 4) создание атмосферы познавательного сотрудничества в процессе обучения;
7. Воспитательные - 1) осуществление процесса становления и развития профессионального специалиста; 2) совершенствование мировоззренческих, гражданских и патриотических позиций, общей культуры, этики поведения.
Все, вышевыделенные педагогами (И.А. Зимняя, П.И. Пидкасистый, М.В. Потапова, А.В. Хуторской и др.) профессиональные умения преподавателя вуза, позволили определить компетентность военного инструктора производственной практики с помощью универсальных и профессиональных компетенций, которые раскрывают его способность и готовность организовывать и руководить учебно-познавательной деятельностью курсантов на высоком профессионально-методическом уровне. Уровни сформированности профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в литературе классифицируют по трем основаниям: адаптивный, репродуктивный, продуктивный [3; 4; 5].
Каждый уровень сформированности профессиональной компетентности преподавателя, в нашем случае инструктора производственной практики, характеризуется следующими показателями:
• адаптивным (трансформация знаний, умений, способов владения ими (ЗУВ) в универсальные и профессиональные компетенции). На этом уровне преподаватель (инструктор) решает профессиональные задачи практической направленности с помощью педагогического опыта, академического консультанта;
• репродуктивным (совершенствование педагогической компетентности инструктора-преподавателя, организующего учебно-познавательную деятельность курсанта на практическом занятии). На этом уровне профессиональные действия преподавателя преимущественно носят воспроизводящий характер с элементами новых поисковых действий (новаций) в решении стандартных ситуаций;
• эвристическим (развитие профессиональной компетентности преподавателя характеризуется современными способами взаимодействия обучаемого и обучающегося (инструктор - курсант), использованием инновационных технологий обучения, способствующих освоению профессиональных действий (умений). На этом уровне профессионально-методическая деятельность инструктора-преподавателя, мобильность его психолого-педагогических знаний и информационных умений достигает высокой степени результативности - ценностно-смысловой. Поэтому ценностные и смысловые его ориентации можно отнести к практическим предпосылкам успешного формирования профессиональных компетенций у обучающихся (военных специалистов).
Представим модель профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора на практическом занятии по формированию у курсантов профессиональных умений схематично (рис. 1).
Раскроем содержание основных её структурных компонентов, которые могут стать действующими факторами, совершенствующими компетентность руководителя производственной практики, и как следствие факторами, повышающими качество подготовки будущих военных специалистов (курсантов). Создание дополнительной самообразующей среды по совершенствованию компетентности инструктора, в которую входят: 1) академический консультант, орга-
низующий самостоятельную деятельность инструктора с дидактическими материалами, способствующими совершенствованию его педагогической подготовке;
2) инструктор, выполняющий функции преподавателя, организующего учебно-познавательную деятельность курсантов по освоению авиационных комплексов;
3) курсанты, осваивающие профессиональные умения в работе с моделями (тренажерами) авиационных комплексов позволяет создать педагогические условия для реализации модели педагогической подготовки инструктора производственной практики.
Модель структурирована в соответствии с тремя взаимосвязанными компонентами: 1) социально-целевым; 2) профессионально-методическим; 3) результативно-диагностирующим. Эти компоненты, включающие вышеописанные факторы и составляют структуру профессионально-методологического сопровождения педагогической деятельности инструктора-руководителя производственной практики, осуществляющего профессиональную подготовку будущего офицера (курсанта военного вуза). Опишем кратко содержательные составляющие вышеназванных компонентов.
Социально-целевой компонент модели профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора, выполняет предписывающую, аксиологическую и профессиональную функции. Они раскрывают обязанности субъектов образовательной среды - академического консультанта, инструктора, курсанта, в соответствии с нормативно-правовой базой (законами, стандартами, приказами), а также с целевым компонентом учебно-познавательной деятельности инструктора по формированию профессиональных компетенций у курсантов. Конкретизация цели осуществляется с помощью триединой задачи: 1) выявления ценностно-ориентированных факторах (механизмов) успешного профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора; 2) определение содержания этапов управленческого взаимодействия академического консультанта и инструктора производственной практики; 3) выявление методологических и профессионально-смысловых аспектов сопровождения педагогической деятельности инструктора по формированию профессиональных действий (умений) у курсантов на производственной практике.
Профессионально-методологический компонент модели педагогической подготовки инструктора раскрывает управленческие функции сопровождения (смыслообразующую, регулирующую, мотивационную) детерминированного, мо-тивационно-обоснованного руководства со стороны академического консультанта педагогической подготовкой инструктора как компетентного преподавателя, формирующего профессиональные компетенции у курсантов на производственной практике. Эта подготовка включает организационные и содержательно-проектные виды деятельности инструктора, результативность которых определяется его компетентностью. Инструктор на практическом занятии осуществляет совокупность таких видов педагогической деятельности как мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-управленческая, контрольно-диагностирующая и рефлексивно-корректирующая. Владея вышеназванными видами деятельности, компетентный преподаватель (инструктор) способен и готов формировать профессионально-специализированные компетенции (действия и умения) у курсантов на производственной практике. Осваивая образовательные программы практики по освоению авиационных комплексов, курсанты сознают значимость (ценность) освоения профессиональных умений (практических действий), ориентированных на личностно-смысловые конструкты и диспозиции изучаемых объектов.
Результативно-диагностирующий компонент модели профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики в соответствии с выявленными функциями (ориентирующая, оценочная, рефлексивная), раскрывает смысловые, мотивацион-но-ценностные, профессиональные действия инструктора производственной практики, характеризующие его компетентность (когнитивную, педагогическую, конативную, аффективную, мотивационно-ценностную, морально-этическую, воспитательную). Компетентный инструктор, владея знаниями и умениями, способен и готов выполнять проектировочные, конструктивные, информационные, организаторские, коммуникативные, фасилитивные, воспитательные действия. Компетентность преподавателя (инструктора) совершенствуется поэтапно, потому что она имеет уровневый характер (адаптивный, репродуктивный, эвристический). Показателем адаптивной компетентности инструктора, организующего производственную практику курсантов, служит ситуативность их действий, репродуктивной компетентности - долговременный показатель, а эвристической компетентности - интегральный показатель ее сформированности.
Компетентный инструктор, выполняющий функции преподавателя способен осознать, переосмыслить, перестроить свой личностный опыт (субъектный) в соответствии с результатами его профессионально-методической деятельности по формированию у курсантов профессиональных умений в процессе освоения авиационных комплексов. Анализируя результаты сформированности у курсантов профессиональных действий (умений) на базовом, оптимальном и продвинутом уровнях инструктор в условиях профессионально-методического сопровождения способен осуществлять коррекцию (поправку, исправление) в процессе формирования у них профессиональных умений.
I С о ц и а льно с целевой комдон е н т
Нормативно-правовая база, способствующая реализации целевого компонента профессионально-методического сопровождения деятельности инструктора-руководителя производственной практики -N 1.Приказ МО РФ от 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений ст. 81 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2. ФГОС ВО по направлению подготовки 25.05.04. Летняя эксплуатация и применение авиационных комплексов (приказ Минобрнауки РФ от 2016г. № 1020). 3. Классификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников филиала ФГКВОУ ВО ВУНЦ ВВС «ВВА» МО ВФ в г.Челябинске
И
Цель: профессионально-методическое сопровождение деятельности инструктора, организующего учебно-познавательную деятельность курсантов по освоению профессиональных уменний на производственной практике
Задачи: 1) выявление ценностно-ориентированных факторов (механизмов) профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики; 2) определение функций инструктора и академического консультанта с целью разработки этапов управленческого взаимодействия в соответствии с циклом Деминга; 3) выявление методологических и профессионально-смысловых аспектов профессионально-методического сопровождения педагогического педагогической деятельности инструктора-руководителя производственной практики курсантов военного вуза; 4) определение субъектов образовательной среды производственной практики
Субъекты образовательной среды -производственной практики курсантов военного вуза А V Академический консультант, осуществляющий профессионально-методическое сопровождение педагогической деятельности руководителя производственной практики - офицера, владеющего профессионально-специализированными компетенциями Инструктор - руководитель производственной практики, организующий учебно-познавательскую деятельность курсантов на практическом занятии профессионально-специализированными компетенциями Курсанты - осваивающие профессиональные умения на практических занятиях в условиях производственной практике показатели профессионально-специализированными компетенциями
Ф у н к ц и и о р г а н и з а ц и и: д р е д д и с ы в а ю щ а я , а к с и о л о г и ч е с к а я , д р о ф е с с и о н а л ь н а я
II П р о ф е сс и о н а л ьно - методологический к о м п о н ент
Функции управления: смыслообразующая, регулирующая, мотивационная
Детерминированное, мотивационно обоснованное
сопровождение профессионально-методической подготовки
инструктора как компетентного руководителя практики курсантов военного вуза
Этапы совершенствования
компетентности инструктора:
мотивационно-целевой; планово-
прогностический;
организационно-управленческий;
контрольно-диагностирующий;
рефлексивно-корректирующий
Организационное: тестирование с целью изучения потребностей, смысловых установок, мотивационных предпочтений инструктора
Содержательно-проектное: конструирование практического занятия на основе современных технологий обучения; управление познавательной деятельностью курсантов военного вуза по освоению профессиональных умений; диагностирование результативности педагогической деятельности инструктора по формированию профессиональных умений у курсантов
Личностно-ценностное: совершенствование профессионально-
специализированных компетенций курсантов; освоение образовательных программ практики; осознание значимости (ценности) освоения профессиональных действий (умений); ориентация на личностно-смысловые конструкты и диспозиции изучаемых объектов
Подходы: деятельностный; аксиологический; упр авленческий; рефлексивный.
Принципы: ценностно-смысловой; профессионально -деятельностный; индивидуализиро ванный
Р е
з у л ьт а т и в н о
диагностирующий к о м п о н ент
Ф у н к ц и и: о р и е н т и р у ю щ а я, о ц е н о ч н а я, р е ф л е к с и в н а я
III
Задачи: выявление смыслов, мотивов, ценностей
Выделение знаний, уме-ний,
характеризующих компетентность инструктора
Определение уровней сформированности профессиональной компетентности инструктора
Осознание, переосмысление, перестройка субъектного опыта инструктора в соответствии с результатами его педагогической деятельности
Результативность профессиональной деятельности инструктора производственной практики зависит от его компетентности - когнетивности, конативности, аффективности, способности к педагогическим, мотивационно-ценностным, морально-этическим воспитательным мероприятиям в процессе организации практических действий курсантов с приборами, тренажерами
Проектировочные, конструктивные, информационные, организаторские, коммуникативные, фасилитативные, воспитательные
• Адаптивный: трансформация ЗУВ в профессиональную компетенцию (компетентность), мобилизация курсантов на выполнение практических заданий (ситуативный показатель);
• Репродуктивный: совершенствование профессиональной компетентности в процессе самообразовательной деятельности инструктора, формирование уверенности в свои способности, возможности (долговременный показатель);
• Продуктивный: развитие профессиональной компетентности в соответствии с ориентацией на ценностно-смысловые и мотивационные потребности курсантов, побуждение их к действиям в соответствии с нормативными документами (интегральный показатель)
Ацалпз результатов сформированности профессиональных умений у курсантов военного вуза на базовом, оптимальном, продвинутом уровнях.
Коррекция профессионально-методического сопровождения под руководством академического консультанта
Рис. 8. Родель профеьсиональнс-метадьческогосопрово>вденияпеовгогической деятгогности инструктерьпрсизводссвенной практики
производственной практики курсантов военного вуза
Таким образом, разработанная модель профессионально-методического сопровождения педагогической деятельности инструктора производственной практики имеет комплексный характер, она предусматривает:
• управленческое взаимодействие инструктора с академическим консультантом и курсантами - субъектами учебно-познавательной деятельности, осваивающими практические действия (профессиональные умения) в работе с моделями авиационных комплексов;
• реализацию ценностно-смысловых и мотивационных факторов, обеспечивающих результативность профессионально-методического сопровождения деятельности инструктора на практических занятиях в условиях производственной практики курсантов военного вуза на основе совокупности контекстных подходов (деятельностного, аксиологического, индивидуально-управленческого, результативно-рефлексивного);
• совершенствование педагогической компетентности инструктора, выполняющего функции преподавателя на практическом занятии, организующего учебно-познавательную деятельность курсантов на освоение профессиональных умений (действий);
Библиографический список
• уровневый характер сформированности педагогической компетентности у инструктора производственной практики (адаптивный, репродуктивный, продуктивный) обусловленный поэтапным совершенствованием профессионально-методических знаний и умений, таких как проектировочные, конструктивные, информационные, организаторские, коммуникативные, фасилитационные, воспитательные.
В заключение отметим, необходимость организации своей самообразовательной деятельности по освоению педагогических знаний и умений отмечают сами инструкторы, организующие учебно-познавательную деятельность курсантов на практике. Проведенные исследования убеждают в том, что из 3б опрошенных инструкторов 19 отмечают трудности в выборе технологий обучения, оценивания и контроля, способах и средствах активизации познавательной деятельности курсантов на практических занятиях. Поэтому необходимость определения функций академического консультанта, организующего профессионально-методическую помощь (сопровождение самообразовательной деятельности инструктора) становится оправданной и актуальной.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета). Москва: Приказ Министра образования и науки РФ от 11 августа 2016 г № 1020.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Ильясов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования. Москва: Издательский Центр «Академия», 2012.
3. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании. Учёные записки национального общества прикладной лингвистики. 2013; 4 (4): 16 - 31.
4. Потапова М.В., Яковлева Н.О., Яковлев Е.В. Модернизация педагогического образования в масштабах вуза: стартовые проблемы и результаты. Вестник педагогических инноваций. 2015; 3 (39): 42 - 52.
5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика. Москва: Издательство УНЦДО, 2005.
References
1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po special'nosti 25.05.04 Letnaya 'ekspluataciya i primenenie aviacionnyh kompleksov (uroven' specialiteta). Moskva: Prikaz Ministra obrazovaniya i nauki RF ot 11 avgusta 2016 g. № 1020.
2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Il'yasov E.N. Pedagogika: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vysshego professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Izdatel'skij Centr «Akademiya», 2012.
3. Zimnyaya I.A. Kompetenciya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Uchenye zapiski nacional'nogo obschestva prikladnoj lingvistiki. 2013; 4 (4): 16 - 31.
4. Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. Modernizaciya pedagogicheskogo obrazovaniya v masshtabah vuza: startovye problemy i rezul'taty. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2015; 3 (39): 42 - 52.
5. Hutorskoj A.V. Pedagogicheskaya innovatika: metodologiya, teoriya, prakiika. Moskva: Izdatel'stvo UNCDO, 2005.
Статья поступила в редакцию 06.02.19
УДК 378.147
Korotkih E.G., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department of Foreign languages, Novosibirsk State Agrarian University (Novosibirsk, Russia),
E-mail: [email protected]
Nosenko N.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEM-MODULAR TRAINING AS A WAY TO BUILD FOREIGN LANGUAGE COMPETENCIES AT THE MA COURSE LEVEL. The article focuses on the complex problem-modular methodology for the formation of the foreign language competencies at the MA course level and describes its step-by-step practical realization. The relevance of this study is due to the high demand for graduates with the knowledge of a foreign language on the modern labor market. Quite often, the competence in foreign languages becomes a decisive competitive advantage when considering candidates for a vacant place. If in the past proficiency in one of the European languages was a plus for an applicant, now it is a must. On the basis of many years of practice of the foreign languages teaching at higher educational institutions, it has been established that the integrated approach within the framework of the problem-modular education yields positive results. This approach, according to the authors, is based on the implementation of the competence model based on the principles of andragogy. The article describes the practical experience of implementing the established method in teaching undergraduates of economics; main attention is given to the work with the authors' own course and course book.
Key words: methods of teaching foreign languages, active student-centered methods, competence-based approach, teaching problem solving, case technology, modular approach, post-graduate studies, andragogy.
Е.Г. Коротких, канд. филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков, Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск,
E-mail: [email protected]
Н.В. Носенко, канд. филол. наук, доц. каф. теории языка и межкультурной коммуникации, Новосибирский государственный педагогический
университет, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ МАГИСТРАТУРЫ
Статья посвящена построению комплексной проблемно-модульной методики формирования компетенций по иностранному языку на уровне магистратуры. Актуальность данного исследования обусловлена высоким спросом на выпускников со знанием иностранного языка в условиях современного рынка трудовых ресурсов. Достаточно часто, именно компетенции по иностранным языкам становятся решающим конкурентным преимуществом при рассмотрении кандидатуры на вакантное место. На основе многолетней практики преподавания иностранных языков в вузе установлено, что комплексный подход в рамках проблемно-модульного обучения даёт положительные результаты. Данный подход, по мнению авторов, основывается на реализации компетент-ностной модели с учетом принципов андрагогики. В статье описан практический опыт воплощения заявленной методики при обучении магистрантов экономического профиля, подробно изложена работа с авторским учебно-методическим пособием.
Ключевые слова: методика преподавания иностранного языка, активно-деятельностные, студентоцентрированные методики, компетентност-ный подход, проблемное обучение, кейс-технологии, модульный подход, обучение на уровне магистратуры, андрагогика.