Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА'

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / MOTIVATION TO PHYSICAL PERFECTION / THE CADETS OF A MILITARY ACADEMY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поволоцкий Константин Владимирович, Евтушенко Юрий Леонидович, Разваляев Виктор Юрьевич, Петьков Валерий Анатольевич

Статья посвящена поиску эффективных путей решения проблемы формирования мотивации к физическому совершенствованию у курсантов в процессе их профессиональной подготовки в военном вузе. Цель исследования заключалась в научном обосновании и экспериментальной проверке авторского подхода к организации процесса формирования мотивации к физическому совершенствованию будущих офицеров. Задача исследования состояла в разработке и апробации поэтапной педагогической технологии формирования мотивации к физическому совершенствованию у курсантов. В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и курсантов, психолого-педагогическая диагностика показателей уровня развития мотивации к физической подготовке; проектирования образовательного процесса и др. В исследовании приняло участие 420 курсантов 1-5 курсов и 10 преподавателей физической подготовки, выступивших в качестве экспертов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования преподавателями военного вуза методики диагностики показателей уровня развития мотивации курсантов к физическому совершенствованию и педагогической технологии её формирования. Реализация разработанного подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков обеспечила значительное повышение мотивации к процессу физической подготовки и оказала позитивное влияние на отношение курсантов к физическому самосовершенствованию, оздоровлению и к процессу военно-профессиональной подготовки в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поволоцкий Константин Владимирович, Евтушенко Юрий Леонидович, Разваляев Виктор Юрьевич, Петьков Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY OF FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL IMPROVEMENT AMONG THE CADETS OF MILITARY UNIVERSITY

The article is devoted to the search for effective ways to solve the problem of formation of motivation for physical improvement among cadets in the process of their professional training at a military University. The purpose of the study was to provide scientific justification and experimental verification of the author's approach to the organization of the process of forming motivation for physical improvement of future officers. The aim of the research was to develop and test a step-by-step pedagogical technology for the formation of motivation for physical improvement. The following methods were used in the experimental work: pedagogical observation of cadets, survey of teachers and cadets, psychological and pedagogical diagnostics of indicators of the level of development of motivation for physical training, design of the educational process, etc. The study involved 420 1st-5th year cadets and 10 physical training teachers who acted as experts. The practical significance of the research lies in the possibility of using the method of diagnostics of indicators of the level of development of cadets ' motivation to physical improvement and pedagogical technology of its formation by teachers of a military University. The implementation of the developed approach in the conditions of the Krasnodar higher military aviation school of pilots provided a significant increase in motivation for the process of physical training and had a positive impact on the attitude of cadets to physical self-improvement, health improvement and the process of military professional training in General.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА»

5. Nawab S.H. High-yield decomposition of surface EMG signals / S.H. Nawab, S.-S. Chang, C.J. De Luca // Clin. Neurophysiol. - 2010. - Vol. 121. - P. 1602-1615.

REFERENCES

1. Zakharova, S.I. and Kalinin, A.V. (2012), "Electromyography peculiarities of overstrain in musculoskeletal system for track and field athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (86), pp. 43-48.

2. Pigareva, S.N. (2018), "Scientific methodical regularities of the rider's balance in dressage with regard of the physiological indicators of the leading muscle groups", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (158), pp. 170-174.

3. Pigareva, S.N. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of electromyographic indicators in persons with different physical preparation in intensive work", Academic journal of West Siberia, No. 6 (83), Vol. 15, рр. 6-7.

4. Maestu, Jarek, Chiccella, Antonio and Purge, Prut (2006), "Electromyographic and neuro-muscular fatigue thresholds as concepts of fatigue", Journal of strength and conditioning research, No. 20 (4), рр. 824-828.

5. Nawab, S.H., Chang, S.-S. and De Luca, C.J. (2010), "High-yield decomposition of surface EMG signals", Clin. Neurophysiol, Vol. 121, рр. 1602-1615, D0I:10.1016/j.clinph.2009. 11.092.

Контактная информация: fotinippa@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2020

УДК 796.011

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

Константин Владимирович Поволоцкий, доцент, Юрий Леонидович Евтушенко,

кандидат исторических наук, доцент, Виктор Юрьевич Разваляев, преподаватель, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков; Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация

Статья посвящена поиску эффективных путей решения проблемы формирования мотивации к физическому совершенствованию у курсантов в процессе их профессиональной подготовки в военном вузе. Цель исследования заключалась в научном обосновании и экспериментальной проверке авторского подхода к организации процесса формирования мотивации к физическому совершенствованию будущих офицеров. Задача исследования состояла в разработке и апробации поэтапной педагогической технологии формирования мотивации к физическому совершенствованию у курсантов. В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение, опрос преподавателей и курсантов, психолого-педагогическая диагностика показателей уровня развития мотивации к физической подготовке; проектирования образовательного процесса и др. В исследовании приняло участие 420 курсантов 1-5 курсов и 10 преподавателей физической подготовки, выступивших в качестве экспертов. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования преподавателями военного вуза методики диагностики показателей уровня развития мотивации курсантов к физическому совершенствованию и педагогической технологии её формирования. Реализация разработанного подхода в условиях Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков обеспечила значительное повышение мотивации к процессу физической подготовки и оказала позитивное влияние на отношение курсантов к физическому самосовершенствованию, оздоровлению и к процессу военно-профессиональной подготовки в целом.

Ключевые слова: мотивация к физическому совершенствованию, курсанты военного вуза, педагогическая технология, физическая культура и спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p294-298

TECHNOLOGY OF FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL

IMPROVEMENT AMONG THE CADETS OF MILITARY UNIVERSITY

Konstantin Vladimirovich Povolotsky, the senior lecturer, Yuri Leonidovich Evtushenko, the

candidate of historical sciences, senior lecturer, Viktor Yuryevich Razvalyaev, the teacher, Krasnodar Higher Military Aviation School of Pilots; Valery Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University, Krasnodar

Abstract

The article is devoted to the search for effective ways to solve the problem of formation of motivation for physical improvement among cadets in the process of their professional training at a military University. The purpose of the study was to provide scientific justification and experimental verification of the author's approach to the organization of the process of forming motivation for physical improvement of future officers. The aim of the research was to develop and test a step-by-step pedagogical technology for the formation of motivation for physical improvement. The following methods were used in the experimental work: pedagogical observation of cadets, survey of teachers and cadets, psychological and pedagogical diagnostics of indicators of the level of development of motivation for physical training, design of the educational process, etc. The study involved 420 1st-5th year cadets and 10 physical training teachers who acted as experts. The practical significance of the research lies in the possibility of using the method of diagnostics of indicators of the level of development of cadets ' motivation to physical improvement and pedagogical technology of its formation by teachers of a military University. The implementation of the developed approach in the conditions of the Krasnodar higher military aviation school of pilots provided a significant increase in motivation for the process of physical training and had a positive impact on the attitude of cadets to physical self-improvement, health improvement and the process of military professional training in General.

Keywords: motivation to physical perfection, the cadets of a military Academy, educational technology, physical education and sport.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве основной цели физической подготовки военнослужащих в Вооруженных Силах РФ является формирование высокого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением [1-2]. В силу этого перед физической подготовкой в военном вузе ставится задача формирования у будущих офицеров мотивационно-ценностного отношения к процессу физического совершенствования, средствами которого является физкультурно-спортивная деятельность (ФСД). Мотивацию военнослужащих к процессу своего физического совершенствования изучали Р.А. Пилоян, А.Ф. Тараненко, В.А. Щёголев, Н.А. Дорофеев, С.В. Лобанов, Ю.А. Крупорушников, которые относили данный вопрос к числу главных проблем физической подготовки, однако, как показал выполненный нами анализ литературы технологический аспект решения этой проблемы, разработан слабо. В этой связи научный интерес представляет изучение возможностей использования педагогической технологии в формировании мотивации к процессу физического совершенствования у курсантов военного вуза [3-4].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В экспериментальной работе организованной и проведенной в 2016-2019 учебных годах на базе Армавирского факультета Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков приняло участие 420 курсантов 1-5 курсов и 10 преподавателей физической подготовки, выступивших в качестве экспертов.

Исследование состояло из двух этапов: 1) теоретический анализ состояния разработанности научной проблемы; 2) экспериментальная работа по реализации авторской технологии формирования мотивации к процессу физического совершенствования у кур-

сантов военного вуза. Экспериментальная работа включала в себя констатирующий и формирующий эксперименты. В констатирующем эксперименте изучался уровень разработанности проблемы в теории и практике военной педагогики, особенности организации физической подготовки курсантов в условиях военного вуза и уровень мотивации к процессу физического совершенствования. Формирующий эксперимент проводился на занятиях по физической подготовке и в спортивных секциях. В экспериментальных группах курсантов была апробирована технология формирования мотивации к процессу физического совершенствования. В контрольных группах занятия проводились по типовой программе.

В экспериментальной работе использовались следующие методы: педагогическое наблюдение за курсантами в процессе военно-профессиональной подготовки; опрос преподавателей и курсантов; диагностика показателей уровня развития мотивации к процессу физического совершенствования; проектирования образовательного процесса и др.

Уровень мотивации курсантов к физической подготовке в процессе обучения и его изменения под воздействием экспериментальных средств определялся по результатам анонимного анкетирования курсантов до проведения поискового эксперимента и по его окончании и оценивался по пятибалльной шкале. Каждому курсанту предлагалось ответить, на вопрос о его отношении к занятиям физической подготовкой. При этом пояснялось, что при ответе следует учитывать свой опыт занятиями физическими упражнениями только в процессе обучения в училище и ответить, как можно точнее так, как это в дальнейшем повлияет на организацию занятий по физическому совершенствованию в соответствии с интересами и склонностями курсантов. В качестве ответов предлагалось пять вариантов, каждый из которых соответствовал, определенному количеству баллов: отрицательное отношение - 1 балл; затрудняюсь ответить - 2 балла; скорее положительное, чем отрицательное - 3 балла; положительное - 4 балла; физическая подготовка мой любимый предмет - 5 баллов. Варианты ответов, соответствующие одному баллу, свидетельствуют об очень низком уровне мотивации, двум баллам - о низком уровне, трем баллам - о среднем, четырем - о высоком, пяти - о максимально высоком уровне.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Выполненный анализ уровня разработанности исследуемой проблемы позволил сделать заключение, что актуальным направлением деятельности военных вузов является поиски перспективных подходов к формированию мотивации у курсантов к процессу физического совершенствования. Разработанная нами технология формирования мотивации курсантов к физическому совершенствованию включала в себя четыре этапа.

Первый этап (этап начальной адаптации) длится в течении первого семестра обучения. Этот период характерен диффузией физкультурно-спортивных интересов и потребностей курсантов.

Основные задачи педагогов физической подготовки на этом этапе:

- выявление физкультурно-спортивных интересов и потребностей курсантов его индивидуально-психологических черт и качеств;

- составление мотивационного портрета курсанта,

- выравнивание уровня физической подготовленности курсантов;

- формирование спортивного актива подразделения.

Второй этап (относительно полной адаптации) длится на протяжении второго-четвертого семестров. Здесь ставится задача формирования интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом и осознание их значимости в становлении личности офицера. На этом этапе происходит актуализация мотивов физического совершенствования.

Третий этап (педагогического сопровождения развития мотивов физического совершенствования) - реализуется в течении пятого и шестого семестров. На данном этапе

у курсантов мотивы физического совершенствования полностью осознаны и приняты личностью как профессионально значимые и реализуются в процессе организованной преподавателем и самостоятельной целенаправленной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности. Для преподавателей и командиров важной задачей является внесение корректив в программу психолого-педагогических воздействий и оказание помощи в организации самостоятельных занятий.

Четвёртый - завершающий этап (сформированности мотивов физического и ценностного отношения курсантов к ФСД и оздоровительным практикам) реализуется в течении седьмого и восьмого семестров.

В течении этого этапа происходит завершение процесса формирования мотивов и трансформация их в профессионально-значимые личностные качества курсанта как будущего военного специалиста. Деятельность преподавателей на этом этапе заключается в оказании консультативной помощи в развитии у курсантов методических навыков формирования мотивации к ФСД у будущих подчинённых.

В результате реализации разработанной технологии были получены данные о динамике направленности мотивации курсантов экспериментальных (ЭГ) и контрольных (КГ) групп (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика направленности мотивации курсантов к процессу физической подготовки (в %)_

Мотивационные ориентации Группы курсантов

ЭГ КГ

до эксперимента после эксперимента до эксперимента после эксперимента

Интерес к физической культуре и спорту 34,6 49,4 34,5 35,8

Развитие физкультурно-спортивной компетентности в военно-профессиональной деятельности 27,3 53, 8 27,6 37,9

Получение высоких положительных оценок и сдача нормативов 26,7 50,5 22,4 40,5

Личностная и профессиональная самоактуализация 10,1 19,9 9,3 11,2

Укрепление здоровья, снятие эмоционального напряжения, активный отдых 11,8 45,0 13,0 32,7

Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что в процессе эксперимента основные изменения произошли в направленности мотивационных ориентиров в отношении процесса физического совершенствования. Наибольшие положительные изменения произошли в экспериментальной группе. У курсантов этой группы по показателю «Развитие физкультурно-спортивной компетентности» прирост - 26,5%, по показателю «Получение высоких положительных оценок и сдача нормативов» - 23,8%, по показателю «Укрепление здоровья, снятие эмоционального напряжения, активный отдых» - 33,2%. В контрольной группе динамика позитивных изменений в мотивационных показателях оказалась не столь значительной. Таким образом, реализация авторской технологии обеспечила значительное повышение мотивации к процессу физической подготовки и оказала позитивное влияние на отношение курсантов к физическому самосовершенствованию и оздоровлению.

ВЫВОДЫ

Анализ специальной литературы показал, что теоретическую основу формирования мотивации курсантов военного вуза к процессу физического совершенствования составляют гуманистические представления о психологической детерминации развития личностных качеств обучаемых. Выявленные особенности формирования мотивации курсантов военного вуза позволили разработать авторскую технологию формирования мотивации курсантов к процессу физического совершенствования. Её реализация обеспечила значительное повышение мотивации к физкультурно-оздоровительной и спортивной

деятельности и оказала позитивное влияние на отношение курсантов к процессу военно-профессиональной подготовки в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 10.11 2007 г. № 1495 (ред. от 24.10.2018). - Москва : Эксмо, 2018. - 704 с.

2. Кадыров, Р.М. Разработка нормативных требований по физической подготовке военнослужащих / Р.М. Кадыров, А.В. Политов, С.К. Коричев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2018. - № 2. - С. 89-92.

3. Ларин, А.Н. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования / А.Н. Ларин, К.С. Кручинина // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. - 2019. - № 5 (22). - С. 252-261.

4. Рыльцов, А.М. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высшего военного авиационного училища летчиков / А.М. Рыльцов, А.В. Бочков, Н.К. Агабеков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 263-267.

REFERENCES

1. Decree of the President of the Russian Federation (2007), On the approval of common military charters of the Armed Forces of the Russian Federation, Exmo, Moscow.

2. Kadyrov, R.M., Politov, A.V. and Korichev, S.K. (2018), "Regulatory requirements development for servicemen physical training", Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 89-92.

3. Larin, A.N. and Kruchinina, K.S. (2019), "The use of modern pedagogical technologies in the training of cadets of higher educational institutions of the Russian Guard under the method of physical self-improvement", Center for Innovative Technologies and Social Expertise, Vol. 22, No. 5, pp. 252-261.

4. Ryltsov, A.M., Bochkov, A.V. and Agabekov N.K. (2019), "Professionally-applied physical training of cadets of higher military aviation school of pilots", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (181), pp. 263-267.

Контактная информация: valerype@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.10.2020

УДК 796.011.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГИМНАСТИК В КОМПЛЕКСАХ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПАУЗЫ СТУДЕНТАМИ

ТРАНСПОРТНЫХ ВУЗОВ

Ольга Львовна Постол, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва; Ольга Николаевна Панкратова, старший преподаватель, Академия социального управления, Москва

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы здоровья студенческой молодежи и их двигательной активности. Занятия физической культурой и спортом, соблюдение здорового образа жизни являются решающими факторами, которые могут снизить неблагоприятные воздействия на уровень здоровья студентов. Авторами предлагается разработанная методика проведения физкультурной паузы в учебном процессе студентов транспортных вузов. В комплексах физкультурной паузы успешно применялись упражнения восточных оздоровительных практик. Выполняя комплексы физкультурной паузы с элементами восточных оздоровительных гимнастик в режиме учебного дня в течение года, у студентов транспортного вуза отмечалось снижение утомляемости, уровня тревожности, улучшение настроения, что способствовало значительному повышению умственной и физической работоспособности.

Ключевые слова: восточные оздоровительные гимнастики, студенты, здоровье, физкультурная пауза, двигательная активность, работоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.