20. Kim B.J. and Lee S.K. (2017), "Effects of three spinal stabilization techniques on activation and thickness of abdominal muscle", J Exerc Rehabil., 13(2), pp. 206-209. doi: 10.12965/jer.1734900.450.
21. Kim J.S., Seok C.H. and Jeon H.S. (2017), "Abdominal draw-in maneuver combined with simulated weight bearing increases transversus abdominis and internal oblique thickness", Physiother Theory Pract, 33(12), pp. 954-958. doi: 10.1080/09593985.2017.1359866.
22. Koh H.W., Cho S.H. and Kim C.Y. (2014), "Comparison of the Effects of Hollowing and Bracing Exercises on Cross-sectional Areas of Abdominal Muscles in Middle-aged Women", J Phys Ther Sci., 26(2), pp. 295-299. doi: 10.1589/jpts.26.295.
23. Lee Ho-jun and Kim Suhn-yeop (2015), "Comparison of the Effects of Abdominal Draw-In and Expansion Maneuvers on Trunk Stabilization in Patients with Low Back Pain and Lumbar Spine Instability", Phys Ther Korea, 22(1), pp.37-48. doi.org/10.12674/ptk.2015.22.1.037.
24. Psycharakis S.G., Coleman S.G.S., Linton L., Kaliarntas K. and Valentin S. (2019), "Muscle Activity During Aquatic and Land Exercises in People with and Without Low Back Pain", Phys Ther., 99(3), pp. 297-310. doi: 10.1093/ptj/pzy150.
25. Djordjevic O., Konstantinovic L., Miljkovic N. and Bijelic G. (2015), "Relationship Between Electromyographic Signal Amplitude and Thickness Change of the Trunk Muscles in Patients with and Without Low Back Pain", Clin J Pain, Volume 31, No 10, pp. 893-902. doi:10.1097/AJP.0000000000000179.
26. Ehsani F., Sahebi N., Shanbehzadeh S., Arab A.M. and ShahAli S. (2019), "Stabilization exercise affects function of transverse abdominis and pelvic floor muscles in women with postpartum lumbo-pelvic pain: a double-blinded randomized clinical trial study", Int Urogynecol J. doi: 10.1007/s00192-019-03877-1.
27. Stanton T. and Kawchuk G. (2008), "The effect of abdominal stabilization contractions on posteroanterior spinal stiffness", Spine, Vol. 33 (N6), рp.694- 701. doi:10.1097/BRS.0b013e318166e034.
28. Suehiro T., Ishida H., Kobara K., Fujita D., Osaka H. and Watanabe S. (2018), "Tape measure-based real-time feedback during the abdominal draw-in maneuver facilitates isolated transverse abdominal contraction", J Phys Ther Sci, 30(8), pp. 1081-1085. doi: 10.1589/jpts.30.1081.
29. Hirayama K., Akagi R., Moniwa Y., Okada J. and Takahashi H. (2017), "Transversus abdominis elasticity during various exercises: a shear wave ultrasound elastography study", J Sports Phys Ther., 12(4), pp. 601-606.
30. Maeo S., Takahashi T., Takai Y. and Kanehisa H. (2013), "Trunk Muscle Activities during Abdominal Bracing: Comparison among Muscles and Exercises", J Sports Sci Med, No 12 (3), pp. 467-474.
31. Imai A., Kaneoka K., Okubo Y., Shiina I., Tatsumura M., Izum S., and Shiraki H (2010), "Trunk Muscle Activity During Lumbar Stabilization Exercises on Both a Stable and Unstable Surface", J Orthop Sports Phys Ther, 40, pp.369-375. doi:10.2519/jospt.2010.3211
Контактная информация: ustinovfv@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 11.11.2019
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ
РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург; Роман Валерьевич Едигарев, соискатель, Андрей Владимирович Сорокин, соискатель, Олег Вацлавович Куцевич, соискатель,
Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкое высшее военное инженерное ордена Жукова училище радиоэлектроники
Аннотация
В статье обоснованы педагогические приемы, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники. К ним относятся: подбор средств и методов тренировки, которые в наибольшей степени повышают учебную работоспособность; применение принципа дифференциации в процессе занятий курсантов физической подготовкой; повышение мотивации у курсантов к занятиям по различным разделам физической подготовки;
совершенствование военно-прикладных навыков у курсантов с учетом специфики военно-профессиональной деятельности. Исследования показали, что большое значение имеют: индивидуализация тренировочного процесса на основе формирования навыков проведения самостоятельной тренировки, а также совершенствование разносторонних показателей объективизации физической подготовленности курсантов.
Ключевые слова: педагогические приемы; курсанты; вузы радиоэлектроники; физическая подготовка.
PEDAGOGICAL TECHNIQUES NECESSARY TO IMPROVE THE QUALITY OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN MILITARY RADIO ELECTRONICS
UNIVERSITIES
Alexander Sergeyevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, Mikhail Military Artillery Academy, St. Petersburg; Roman Valerievich Edigarev, the competitor, Andrei Vladimi-
rovich Sorokin, the competitor, Oleg Vaclavovich Kutsevich, the competitor, Eugene Vyacheslavovich Melnikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Cherepovets Higher Military Engineering Order of Zhukov School of Radio Electronics
Annotation
The article justifies the pedagogical techniques necessary to improve the quality of physical training of cadets in military radio electronics universities. These include: selection of means and methods of training, which to the greatest extent increase educational efficiency; application of the principle of differentiation in the course of training of cadets; increased motivation of the cadets to study in various sections of physical training; improvement of military-applied skills of cadets taking into account the specifics of military-professional activity. Studies have shown that the individualization of the training process on the basis of the formation of skills of carrying out independent training, as well as the improvement of versatile indicators of objectification of physical preparation of cadets are of great importance.
Keywords: pedagogical techniques, cadets, radio electronics universities, physical training.
В последние годы большое внимание уделяется повышению качества физической подготовки курсантов военно-учебных заведений [1, 2]. Среди многообразия современных видов военно-профессиональной деятельности особое место занимает деятельность выпускников военных вузов радиоэлектроники. Основными причинам этого являются: повышенная моральная и служебная ответственность; высокая «цена» профессиональных ошибок, способных привести к тяжелым материальным, экономическим, социальным и политическим последствиям в стране. Особо важная роль в обеспечении высокой эффективности военно-профессиональной деятельности выпускников военных вузов радиоэлектроники принадлежит физической подготовке [1]. Поэтому повышению качества физической подготовки при проведении занятий с курсантами военных вузов радиоэлектроники должно уделяться самое пристальное внимание.
Следует также отметить, что современные системы, с которыми работают выпускники военных вузов радиоэлектроники, имеют высокую техническую оснащенность, требующую высокого уровня специальной подготовки. Данное объективное обстоятельство также вносит свой вклад в специфику военно-профессиональной деятельности и физической подготовки офицеров.
Процессы модернизации всех подразделений Вооруженных сил России затронули практически все структуры, обеспечивающие безопасность страны, в том числе и военно-профессиональную деятельность выпускников военных вузов радиоэлектроники. Главными целями системы подготовки военных кадров были и остаются обеспечение устойчивого комплектования войск квалифицированными офицерами, постоянное повышение уровня их профессионализма. Особое внимание уделяется формированию у выпускников вузов высоких морально-нравственных и физических качеств защитника Отечества. Глав -ное место в решении этих задач принадлежит физической подготовке курсантов военно-учебных заведений радиоэлектроники. Повышение качества физической подготовки
курсантов военно-учебных заведений радиоэлектроники связано с объективной необходимостью поиска новых педагогических приемов, условий и средств организации этого процесса. [1-4].
Для решения этой задачи был проведен опрос преподавателей кафедр физической подготовки военных вузов радиоэлектроники. В исследовании приняли участие 78 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Педагогические приемы, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники (п=78)_
№ п/п Педагогические приемы
1 Подбор средств и методов тренировки, которые в наибольшей степени повышают учебную работоспособность
2 Применение принципа дифференциации в процессе занятий курсантов физической подготовкой
3 Повышение мотивации у курсантов к занятиям по различным разделам физической подготовки
4 Совершенствование военно-прикладных навыков у курсантов с учетом специфики военно-профессиональной деятельности
5 Индивидуализация тренировочного процесса на основе формирования навыков проведения самостоятельной тренировки
6 Совершенствование разносторонних показателей объективизации физической подготовленности курсантов
В ходе этого исследования были выявлены педагогические приемы, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники. К ним относятся: подбор средств и методов тренировки, которые в наибольшей степени повышают учебную работоспособность; применение принципа дифференциации в процессе занятий курсантов физической подготовкой; повышение мотивации у курсантов к занятиям по различным разделам физической подготовки; совершенствование военно-прикладных навыков у курсантов с учетом специфики военно-профессиональной деятельности. Исследования показали, что большое значение имеют: индивидуализация тренировочного процесса на основе формирования навыков проведения самостоятельной тренировки, а также совершенствование разносторонних показателей объективизации физической подготовленности курсантов.
Отмечается, что подбор средств и методов тренировки, которые в наибольшей степени повышают учебную работоспособность, является одним из основных педагогических приемов, необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники. Было установлено, что современная учебная деятельность курсантов военных вузов радиоэлектроники - это серьезное испытание их физических, интеллектуальных и духовных сил. Поэтому подбор средств и методов тренировки, которые в наибольшей степени повышают учебную работоспособность, является главным педагогическим приемом, из числа необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники.
Большое значение для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники имеет применение принципа дифференциации в процессе занятий курсантов физической подготовкой. Применение данного принципа в качестве педагогического приема позволяет учесть разный уровень физического и функционального состояния курсантов в процессе занятий физической подготовкой [3, 4].
Респонденты обратили внимание на повышение мотивации у курсантов к занятиям по различным разделам физической подготовки. Этот педагогический прием нацелен на достижение результата сознательного, целенаправленного и систематического применения физических упражнений для достижения высокого уровня физической готовности у курсантов военных вузов радиоэлектроники. Все это требует совершенствования в целом системы физической подготовки.
Значимым педагогическим приемом, по мнению респондентов, является совершенствование военно-прикладных навыков у курсантов с учетом специфики военно-
профессиональной деятельности. Для этого целесообразно сконструировать модель физической подготовки, таким образом, где за основу следует взять ряд основных профессиональных функций, выполняемых выпускниками военных вузов радиоэлектроники в ходе своей военно-профессиональной деятельности. Такая спецификация этого педагогического приема делает целесообразным выделение определенного набора профессиональных функций.
В силу важности данных функций для повышения качества физической подготовки в вузах и для выпускников военных вузов радиоэлектроники рассмотрим их подробнее. Служебная функция связана с текущей, повседневной военно-профессиональной деятельностью офицера и требует от него глубоких теоретических знаний, сформировавшихся умений и навыков в области радиоэлектроники. Содержательный состав данной функции существенно зависит от конкретной специализации офицера и от конкретной сферы его службы. Поэтому средства физической подготовки должны быть нацелены на поддержание работоспособности. Соотнося данную функцию с выделенными выше условиями службы офицера, можно заметить, что, в зависимости от специализации офицера, она чаще всего соотносится с обычными или усложненными условиями военно-профессиональной деятельности.
Исследования показали, что большое значение имеют: индивидуализация тренировочного процесса на основе формирования навыков проведения самостоятельной тренировки, а также совершенствование разносторонних показателей объективизации физической подготовленности курсантов.
Анализ практического опыта по вопросам повышения качества физической подготовки в вузах радиоэлектроники позволяет констатировать наличие целого ряда противоречий:
- между острой потребностью использования инноваций для повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники и отсутствием методического инструментария для этого;
- между необходимостью повышения качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники и отсутствием педагогической концепции применения педагогических приемов, необходимых для выполнения данной задачи;
- между сложными условиями выполнения военно-профессиональной деятельности выпускниками военных вузов радиоэлектроники и многочисленными фактами возникновения и проявления низкой работоспособности;
- между значительной теоретико-педагогической проработанностью средств и методов тренировки курсантов военных вузов радиоэлектроники и фактическим отсутствием аналогичных разработок для повышения качества их физической подготовки;
- между новыми задачами по модернизации физической подготовки в военных вузах радиоэлектроники и существующей системой физической подготовки.
Данные противоречия обусловливают объективное существование научной проблемы, связанной с повышением качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники. В ходе исследования нами была построена рабочая модель, направленная на повышение качества физической подготовки курсантов в военных вузах радиоэлектроники, отражающая ее основное содержание и качественную специфику применения для этого педагогических приемов.
ВЫВОД. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости практической реализации выявленных педагогических приемов, необходимых для повышения качества физической подготовки курсантов в вузах радиоэлектроники. Повышение качества физической подготовки курсантов в вузах радиоэлектроники позволит повысить уровень физической готовности выпускников к военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
2. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
3. Bakaev, V. V. Pedagogical model of children swimming training with the use of method of subsituation of hydrogenous locomotion / V.V. Bakaev, A.E. Bolotin // 8-th International scientific conference on kinesiology. - Opatija, Croatia, 2017. - P. 763-767.
4. Bolotin, A.E. Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - No. 16 (4), Art. 188. - P. 1177-1185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical Model of Military-Professional Training of Units of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for Counter-Terrorism Operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
2. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No. 2, pp. 154-156.
3. Bakaev, V.V. and Bolotin, A.E. (2017), "Pedagogical model of children swimming training with the use of method of substitution of hydrogenous locomotion", 8-th International scientific conference on kinesiology (May 10-14, 2017, Opatija, Croatia), pp.763-767.
4. Bolotin, A.E. and Bakaev, V.V. (2016), "Efficacy of using isometric exercises to prevent basketball injuries", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), 16 (4), Art. 188, pp. 1177-1185.
Контактная информация: MelnikRadio@mail.ru
Статья поступила в редакцию 24.11.2019
УДК 378
НЕКОТОРЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Марина Ивановна Фролова, кандидат педагогических наук, учитель, Гимназия № 1, Черкесск
Аннотация
В статье определяется проблемы и преимущества в процессе преобразования и проектирования городской и сельской среды с учётом местных условий, культурных традиций, богатство и многообразие народных укладов. Приводятся пути решения данных проблем - это подготовка обучающихся в процессе художественного образования. Подготовка специалистов, способных понимать диалектическое единство, и взаимодействие содержания и формы в искусстве в современных социокультурных и политических условиях общественного развития. Как пример, приводится потенциал Северного Кавказа, который представляет собой многообразие культур и является источником про-ектно-творческих идей в процессе образовательной деятельности обучающихся. Автор подчеркивает, что воспитательный потенциал народного искусства как никогда отвечает стратегическим воспитательным задачам общества, выдвигаемым перед образованием сегодня, в том числе и художественным.
Ключевые слова: культура, художественное образование, народное искусство; воспитательный потенциал; деятельность обучающихся.