Научная статья на тему 'Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил'

Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КУРСАНТЫ ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стафеев Алексей Викторович, Лапин Валерий Викторович, Шукшин Иван Владимирович

В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил. К ним относятся: значительное ограничение возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с выпускниками вузов при выполнении боевых задач, а также частые командировки для выполнения боевых задач в борьбе с международным терроризмом. Важными факторами являются: ограниченные возможности для проведения плановых занятий по физической подготовке во время несения боевого дежурства; слабый уровень развития навыков у курсантов по организации и проведению самостоятельной тренировки; недостаточные знания у курсантов по ее организации и проведению. Авторы обращают внимание на недостаточные умения выпускников в подборе средств самостоятельной тренировки для поддержания высокого уровня работоспособности, на слабое владение методическими приемами самостоятельной тренировки, а также на недостаточные умения курсантов правильно оценивать собственные индивидуальные возможности при планировании самостоятельной тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стафеев Алексей Викторович, Лапин Валерий Викторович, Шукшин Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors defining the need in formation of skills of carrying out the independent trainings among the cadets of higher education institutions of aerospace forces

The article proves the factors defining the need in formation of the skills of carrying out independent trainings among the cadets of higher education institutions of Aerospace forces. They include: the considerable restriction of opportunities for carrying out planned classes in physical preparation with university graduates when performing fighting tasks, and also frequent business trips for performance of fighting tasks in fight against the international terrorism. The important factors are the following: the limited opportunities for carrying out the physical preparation planned classes during the alert execution; the weak level of development of the skills among the cadets to organize and carry out the independent training; the insufficient knowledge of the cadets about its organization and carrying out. Authors pay attention to insufficient abilities of graduates in selection of the means of the independent training for maintenance of high level of the working capacity, to weak possession of the methodical methods for the independent training, and also to the insufficient abilities of cadets to estimate correctly their own individual opportunities when planning the independent training.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил»

русском и иностранных языках.

После долгих лет борьбы за право существования такого научного направления как спортивная электроэнцефалография пришло, наконец, признание получаемого материала. Обсуждение результатов работы лаборатории по изучению биоэлектрической активности мозга спортсменов регулярно проводилось на заседаниях Ленинградского (СПб) Общества физиологов, биохимиков и фармакологов им. И.М. Сеченова с участием высококвалифицированных специалистов в этой области - научных работников, педагогов, клиницистов города Ленинграда. Профессор Е.Б. Сологуб, член Президиума Правления этого Общества, на протяжении многих лет являлась Председателем Секции Электроэнцефалографии, а позже, в течение ряда лет - Председателем Секции физиологии спорта. Наряду с другими проблемами, в этих секциях заслушивались доклады сотрудников ЭЭГ-лаборатории и проводились по ним дискуссии, что позволило проходить апробацию полученных данных и явилось хорошей школой для докладчиков. Устраивались также отчетные и Юбилейные заседания.

Еще более серьезную апробацию прошли материалы ЭЭГ-лаборатории НГУ им. П.Ф. Лесгафта на различных международных форумах. С неизменным интересом встречались материалы по спортивной ЭЭГ на Олимпийских Научных Конгрессах, Международных Конгрессах по спортивным наукам и по физиологии, на Международных Симпозиумах и других заседаниях.

Признание нового научного направления выразилось в цитировании полученных данных во многих изданиях. Оно также отразилось в утверждениях Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК) страны кандидатских и докторских диссертаций, описывающих изменения ЭЭГ в процессе двигательной деятельности человека.

Особенности системных процессов мозга, связанные с переработкой информации, адаптацией к различным спортивным упражнениям и с возрастными изменениями, пере-печатывались в различных учебниках, учебных пособиях и руководствах.

Можно сказать, что ЭЭГ-лаборатория кафедры физиологии ГДОИФК, а ныне -Национального Государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта стала заметным научным и методическим центром страны и ряда зарубежных стран.

Многие участники работы в ЭЭГ-лаборатории, к сожалению, ушли из жизни, но их заслуги останутся в памяти благодарных коллег и потомков.

Контактная информация: esologoub@yahoo.com

Статья поступила в редакцию 16.12.2015

УДК 796.015

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ

НАВЫКОВ ПРОВЕДЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕНИРОВОК У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКИХ СИЛ

Алексей Викторович Стафеев, кандидат педагогических наук, Валерий Викторович Лапин, кандидат педагогических наук, Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил. К ним относятся: значительное ограничение возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с выпускниками вузов при выполнении боевых задач, а также частые командировки для выполнения боевых задач в борьбе с международным терроризмом. Важными факторами являют-

ся: ограниченные возможности для проведения плановых занятий по физической подготовке во время несения боевого дежурства; слабый уровень развития навыков у курсантов по организации и проведению самостоятельной тренировки; недостаточные знания у курсантов по ее организации и проведению. Авторы обращают внимание на недостаточные умения выпускников в подборе средств самостоятельной тренировки для поддержания высокого уровня работоспособности, на слабое владение методическими приемами самостоятельной тренировки, а также на недостаточные умения курсантов правильно оценивать собственные индивидуальные возможности при планировании самостоятельной тренировки.

Ключевые слова: факторы; курсанты вузов Воздушно-космических сил; методика формирование навыков по проведению самостоятельных тренировок.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p231-236

FACTORS DEFINING THE NEED IN FORMATION OF SKILLS OF CARRYING OUT THE INDEPENDENT TRAININGS AMONG THE CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AEROSPACE FORCES

Alexey Viktorovich Stafeev, the candidate of pedagogical sciences, Valery Viktorovich Lapin, the candidate of pedagogical sciences, Ivan Vladimirovich Shukshin, the candidate of pedagogical sciences, The Mozhaisky Military space academy, St. Petersburg

Annotation

The article proves the factors defining the need in formation of the skills of carrying out independent trainings among the cadets of higher education institutions of Aerospace forces. They include: the considerable restriction of opportunities for carrying out planned classes in physical preparation with university graduates when performing fighting tasks, and also frequent business trips for performance of fighting tasks in fight against the international terrorism. The important factors are the following: the limited opportunities for carrying out the physical preparation planned classes during the alert execution; the weak level of development of the skills among the cadets to organize and carry out the independent training; the insufficient knowledge of the cadets about its organization and carrying out. Authors pay attention to insufficient abilities of graduates in selection of the means of the independent training for maintenance of high level of the working capacity, to weak possession of the methodical methods for the independent training, and also to the insufficient abilities of cadets to estimate correctly their own individual opportunities when planning the independent training.

Keywords: factors; cadets of higher education institutions of Aerospace forces; a technique formation of skills on carrying out independent trainings.

Современные условия ведения боевых действий против террористов в Сирии и возникновение новых угроз со стороны ИГИЛ, а также других террористических организаций относительно России требуют пересмотра взглядов на организацию и проведение физической подготовки с выпускниками вузов Воздушно-космических сил. [14]. На выпускников вузов Воздушно-космических сил возлагаются серьезные задачи по ликвидации террористов ИГИЛ на территории Сирии. В ходе применения силы проводятся многочисленные операции по уничтожению боевиков, требующие значительных духовных, физических и психологических затрат [1, 2, 4, 6]. Успех при проведении боевых операций во многом определяется уровнем физической готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил [11, 14]. Уровень физической готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил должен соответствовать требованиям, определяемым современными особенностями ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ [11, 14]. В ходе проведения таких операций очень важны своевременность и надежность боевых действий, высокий уровень работоспособности, умения эффективно действовать на фоне утомления. Все вышесказанное требует особой физической подготовки выпускников вузов Воздушно-космических сил, направленной на самостоятельное поддержание высокого уровня работоспособности. В таких условиях основной формой физической подготовки выпускников вузов Воздушно-космических сил являются самостоятельные трениро-

вочные занятия [14]. В данных обстоятельствах, изменяется цель физической подготовки в вузах Воздушно-космических сил. Цель физической подготовки в вузах Воздушно-космических сил приобретает особенные установки, связанные с формированием навыков у курсантов организации и проведения самостоятельных тренировочных занятий. Основным ориентиром физической подготовки в вузах Воздушно-космических сил должно стать формирование навыков организации и проведения самостоятельных тренировочных занятий у курсантов [3, 5, 9, 10, 12-14].

Вместе с тем, изучение практики проведения самостоятельных тренировочных занятий выявило недостаточный уровень готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил к этому. Все вышесказанное отрицательно сказывается на уровне физической готовности выпускников вузов Воздушно-космических сил к выполнению боевых задач по борьбе с международным терроризмом. Требуется поиск новых, более качественных подходов к повышению уровня физической готовности выпускников к выполнению боевых задач, основанный на применении навыков проведения самостоятельных тренировочных занятий. В исследованиях современных педагогов, занимающихся проблемами физической подготовки курсантов вузов Воздушно-космических сил, нетрудно заметить отсутствие единого понимания в отношении формирования навыков проведения самостоятельных тренировочных занятий у курсантов, а также в определении целей, средств и методов обучения при формировании этих навыков [14]. Не до конца изучены способы нормирования тренировочной нагрузки [7, 8, 9, 10, 12, 13].

Практика показывает, что задачи формирования навыков проведения самостоятельных тренировочных занятий у курсантов решаются не в единой системе физической подготовки. Отсутствует единое понимание у преподавателей кафедры физической подготовки о необходимости формирования таких навыков у курсантов. С целью разрешения данного противоречия нами был проведен опрос офицеров Воздушно-космических сил. Всего в исследовании приняло участие 114 респондентов. В ходе исследования выявлялись факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировочных занятий у курсантов вузов Воздушно-космических сил. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих необходимость формирования

навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов __Воздушно-космических сил (п=114)__

Значимость (ранговое место) Факторы Ранговый показатель %

1 Значительное ограничение возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с выпускниками вузов при выполнении боевых задач 19,9

2 Частые командировки для выполнения боевых задач в борьбе с международным терроризмом 18,7

3 Ограниченные возможности для проведения плановых занятий по физической подготовке во время несения боевого дежурства 15,3

4 Слабый уровень развития навыков у курсантов по организации и проведению самостоятельной тренировки 13,2

5 Недостаточные знания у курсантов по организации и проведению самостоятельной тренировки 11,8

6 Недостаточные умения выпускников в подборе средств самостоятельной тренировки для поддержания высокого уровня работоспособности 9,7

7 Слабое владение методическими приемами самостоятельной тренировки для поддержания высокого уровня работоспособности 6,3

8 Недостаточные умения курсантов правильно оценивать собственные индивидуальные возможности при планировании самостоятельной тренировки 5,1

В ходе данного исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость формирования навыков проведения самостоятельных тренировочных занятий у

курсантов вузов Воздушно-космических сил. К ним относятся: значительное ограничение возможностей для проведения плановых занятий по физической подготовке с выпускниками вузов при выполнении боевых задач, а также частые командировки для выполнения боевых задач в борьбе с международным терроризмом. Важными факторами являются: ограниченные возможности для проведения плановых занятий по физической подготовке во время несения боевого дежурства; слабый уровень развития навыков у курсантов по организации и проведению самостоятельной тренировки; недостаточные знания у курсантов по ее организации и проведению. Респонденты обращают внимание на недостаточные умения выпускников в выборе средств самостоятельной тренировки для поддержания высокого уровня работоспособности, на слабое владение методическими приемами самостоятельной тренировки, а также на недостаточные умения курсантов правильно оценивать собственные индивидуальные возможности при планировании самостоятельной тренировки.

ВЫВОД. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о необходимости формирования навыков проведения самостоятельных тренировок у курсантов вузов Воздушно-космических сил во время их обучения в вузе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 9 (79). - С. 164-169.

2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А. Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

4. Болотин, А. Э. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.Э. Болотин, А.В. Зюкин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2014. - № 6 (112). - С. 75-79.

5. Болотин, А.Э. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов / А.Э. Болотин, А.В. Буханов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 30-34.

6. Болотин, А. Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 1114.

7. Болотин, А. Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 1721.

8. Болотин, А.Э. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 39-42.

9. Мутко, В.Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.

10. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.

11. Савченко, О. А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с использованием упражнений с гирями / О.А. Савченко, Д.А. Дубровин

// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (126). - С. 131-137.

12. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В.Ф. Костюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 6 (76). - С. 159-164.

13. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180-185.

14. Шукшин, И.Ф. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов Военно-космических сил с акцентированным использованием методики формирования навыков по организации самостоятельных тренировок / А.В. Стафеев, В.В. Лапин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 261-265.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Femandesh, A. Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.

2. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A. Zh.-A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

3. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O.S. (2012), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) for fighting activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

4. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.

5. Bolotin, A.E. and Bukhanov A.V. (2013), "Structurally functional model of management of vocational training of staff of rescue formations of missile systems", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 103, No. 9, pp. 30-34.

6. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

7. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors defining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 17-21.

8. Bolotin, A.E. and Borisov, A.V., Skripachev S. A. (2014), "The psychology and pedagogical conditions necessary for effective rationing of a training load in the course of physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 39-42.

9. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.

10. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.

11. Savchenko, O. A. and Dubrovin, D. A. (2015), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with use of exercises with weights", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 126, No. 8, pp. 131-137.

12. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.

13. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.

14. Shukshin, I.F. and Stafeev, A.V., Lapin V. V. (2015), " Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of Military space forces with the accented use of a technique of formation of skills on the organization of independent trainings", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 261-265.

Контактная информация: Stafeev_avia@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2015

УДК 796.077.5

ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ВЫБОРЕ ВИДОВ СПОРТА И ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ ПРИЁМА В СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ КАК ФАКТОР, ЛИМИТИРУЮЩИЙ

СВОБОДУ ВЫБОРА УЧАЩИХСЯ

Ольга Николаевна Степанова, доктор педагогических наук, профессор, Анастасия Николаевна Кухтерина, старший преподаватель,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва

Аннотация

В статье охарактеризованы предпочтения подростков в выборе видов спорта, представлен рейтинг этих предпочтений. Проанализированы требования Федеральных стандартов спортивной подготовки в отношении возраста зачисления детей и подростков в группы начальной подготовки и на этап спортивной специализации. Показано, что возраст приёма в спортивные школы и группы, прописанный в нормативных документах, существенно ограничивает свободу выбора подростков.

Ключевые слова: подростки, рейтинг привлекательности видов спорта, возраст зачисления в спортивные школы и группы, свобода выбора.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p236-240

PREFERENCES OF TEENAGERS IN CHOOSING SPORTS AND THE AGE LIMIT OF ADMISSION IN SPORTS SCHOOLS AS A FACTOR LIMITING THE LEARNERS'

FREEDOM OF CHOICE

Olga Nikolaevna Stepanova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Anastasia Nikolaevna Kuhterina, the senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow

Annotation

The article described the teenagers' preferences in sports and rating of their preferences. The article contains the results of the analysis of the requirements of the Federal standards for sports preparation in relation to the age of admission of children and teenagers in the group of the initial training and at the stage of sports specialization. It has shown that the age of admission to sports schools and groups prescribed in the regulations significantly limits the freedom of teenagers' choice of sport disciplines.

Keywords: teenagers, rating of the teenagers' preferences in sports, age of admission to the sports schools and groups, freedom of choice.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны является одной наиболее важных проблем текущего десятилетия [4]. Решение данной проблемы невозможно без существенного повышения массовости детско-юношеского спорта, создания длинной «скамейки запасных» [2, 3]. В этой связи в Стратегии указан целевой ориентир - «увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения (на первом этапе - с 34,5 процента в 2008 году до 60 процентов в 2015 году и на втором этапе - до 80 процентов в 2020 году)» [4].

Однако очевидно, что добиться столь значительного повышения массовости детско-юношеского и, тем более, студенческого спорта невозможно без создания опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.