7. Lavrentyeva, I.V., Belov G.B. and Moseev, L.I. (2013), “Sports and improving services in system of estimated indicators of process of reproduction of human resources”, Theory and practice of physical culture, No. 6, pp. 102-105.
8. Malinin, A.M. and Aronov, G.Z. (2012), “A municipal policy in the sphere of physical culture: organizational and legal bases”, Problems of modern economy, No. 3 (43), pp. 233-235.
9. Rimashevskaya, N.M. and Shabunova, A. A. (2011), “Health of school students: tendencies and the defining factors”, the Population, No. 4, pp. 4-16.
Контактная информация: blinkovsn@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.08.2014.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО НОРМИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ПВО
Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет; Александр Владимирович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Сергей Александрович Скрипачев, соискатель, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского (Ярославский филиал)
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психологопедагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО.
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО, респонденты отметили включение в процесс физической подготовки курсантов отдельных планов по нормированию тренировочной нагрузки, а также подбор физических упражнений для более точного нормирования тренировочной нагрузки. Респонденты обратили внимание на наличие таких психолого-педагогических условий как разработку педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по нормированию тренировочной нагрузки, а также на необходимость использование нормирования тренировочной нагрузки для повышения уровня мотивации у курсантов к занятиям физической подготовкой. Большое значение в обеспечении нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО имеют формирование навыков у курсантов самостоятельного нормирования тренировочной нагрузки, а также разработка комплекса мероприятий по контролю над нормированием тренировочной нагрузки на занятиях по физической подготовке.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; курсанты; нормирование тренировочной нагрузки; занятия по физической подготовке.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p39-42
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR EFFECTIVE RATIONING OF TRAINING LOADING IN PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF AIR
DEFENSE
Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
St. Petersburg State Polytechnical University; Alexander Vladimirovich Borisov, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, chief of chair, Sergey Aleksandrovich Skripachev, the competitor, The Mozhaisky Military Space Academy (Yaroslavl branch)
Annotation
The results of researches of authors on identification of the psychological and pedagogical conditions necessary for effective rationing of the training loading in process of the physical training of the ca-
dets of higher education institutions of air defense have been presented in the article.
As the main psychological and pedagogical conditions necessary for the effective rationing of the training loading in process of the physical training of the cadets of higher education institutions of air defense, respondents noted the inclusion of the separate plans for rationing of the training load in the process of the physical training of the cadets, and also selection of the physical exercises for more exact rationing of the training loading. Respondents paid attention to existence of such psychology and pedagogical conditions as development of the pedagogical measures for increase in level of the methodical readiness of the teachers for rationing of the training load, and also the need in use of rationing of training load for increase of the level of motivation at the cadets to the physical culture occupations. It is of great importance in ensuring the rationing of the training load in the process of physical training of the cadets of higher education institutions of air defense to let the formation of skills for the independent rationing of the training load, and development of the complex of actions for control over the rationing of the training load at physical training classes. The important psychological and pedagogical conditions are development of the objective criteria for the assessment of the rationing of the training load and planning of the physical activity in the course of classes in physical preparation taking into account the load in other sections of the combat training.
Keywords: psychological and pedagogical conditions, cadets, rationing of training load, classes in physical preparation.
В настоящее время повышение уровня физической подготовленности курсантов вузов ПВО является одной из важнейших сторон повышения уровня их готовности к боевой деятельности. Совершенствование процесса физической подготовки курсантов вузов ПВО тесно связано с их индивидуальными характеристиками и реализацией индивидуального подхода к этому процессу [5].
Важным направлением совершенствования процесса физической подготовки будущих офицеров для войск ПВО является обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в ходе обучения курсантов в вузах ПВО [5]. Процесс физической подготовки курсантов в вузах ПВО направлен на быстрое формирование физических качеств. И этот процесс происходит эффективнее, если выявлены и созданы соответствующие психолого-педагогические условия, необходимые для этого. [1-5].
Психолого-педагогическими условиями являются те, которые сознательно создаются в процессе развития физических качеств и нормирования нагрузки для будущих офицеров на этапе обучения в вузе. Эти условия должны обеспечивать наиболее эффективное протекание процесса физической подготовки курсантов вузов ПВО. В своем исследовании мы исходили из предположения о том, что решение проблемы нормирования физической нагрузки для будущих офицеров на этапе обучения в вузе, возможно при обеспечении двух видов условий:
1) психологических - при адаптации курсантов к физической нагрузке во время обучения в вузе;
2) педагогических - при взаимодействии субъектов образовательного процесса по физической подготовке во время обучения курсантов в вузе ПВО.
В связи с этим необходимо создание психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов в вузах ПВО.
С целью определения психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов в вузах ПВО был проведен опрос опытных преподавателей и тренеров, имеющих стаж преподавательской деятельности более 10 лет. В опросе приняли участие 78 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Для повышения эффективности физической подготовки курсантов вузов ПВО, были намечены следующие пути:
- выявление специфики нормирования физической нагрузки для будущих офицеров на этапе обучения в вузе;
- определение сущности нормирования нагрузки, исходя из индивидуальных характеристик физического развития курсантов;
- определение системной характеристики процесса физической нагрузки во время обучения курсантов в вузе;
- выявление возможностей системного и индивидуального подходов к формированию необходимых физических качеств у курсантов вузов ПВО.
Таблица 1
Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов
ПВО (п=78)
Ранговое место (значимость) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель (%)
1 Включение в процесс физической подготовки курсантов отдельных планов по нормированию тренировочной нагрузки 19,3
2 Подбор физических упражнений для более точного нормирования тренировочной нагрузки 17,2
3 Разработка педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по нормированию тренировочной нагрузки 15,3
4 Использование нормирования тренировочной нагрузки для повышения уровня мотивации у курсантов к занятиям физической подготовкой 14,5
5 Формирование навыков у курсантов самостоятельного нормирования тренировочной нагрузки 10,5
6 Разработка комплекса мероприятий по контролю над нормированием тренировочной нагрузки на занятиях по физической подготовке 9,7
7 Разработка объективных критериев оценки нормирования тренировочной нагрузки 7,8
8 Планирование физической нагрузки в процессе занятий по физической подготовке с учетом нагрузки по другим разделам боевой подготовки 5,7
В качестве основных психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО, респонденты отметили включение в процесс физической подготовки курсантов отдельных планов по нормированию тренировочной нагрузки, а также подбор физических упражнений для более точного нормирования тренировочной нагрузки. Респонденты обратили особое внимание на разработку педагогических мер для повышения уровня методической подготовленности преподавателей по нормированию тренировочной нагрузки, а также на необходимость использования нормирования тренировочной нагрузки для повышения уровня мотивации у курсантов к занятиям физической подготовкой. Большое значение в обеспечении нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО имеют формирование навыков у курсантов самостоятельного нормирования тренировочной нагрузки, а также разработка комплекса мероприятий по контролю над нормированием тренировочной нагрузки на занятиях по физической подготовке. Важными психолого-педагогическими условиями являются разработка объективных критериев оценки нормирования тренировочной нагрузки и планирование физической нагрузки в процессе занятий по физической подготовке с учетом нагрузки по другим разделам боевой подготовки.
Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия жизненно необходимы для нормирования нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО. Создание этих условий позволит в значительной степени повысить уровень физической подготовленности курсантов вузов ПВО, а также уровень их готовности к боевой деятельности.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий, для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов во время обучения в вузах ПВО.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.
3. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
4. Болотин А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки в процессе занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and A.N. Sivak, A.N. (2012), “Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Zaytsev, O. S. (2012), “Pedagogical model of ensuring physical readiness of university graduates of air defense (VKO) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.
3. Bolotin, A.E. and Layshev, R. A.(2012), “Model of process of preparation of draft youth to military service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 94, No. 12, pp. 27-31.
4. Bolotin, A.E. and Chistyakov V.A. (2013), “Structure and contents of the pedagogical concept of improvement of multilevel system of physical training in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 35-41.
5. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), “The factors defining need of rationing of training loading in process of occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.
Контактная информация: a_bolotin@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 29.08.2014.
УДК 378.016:796.011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ КИСЛОРОДА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Владимир Васильевич Бянкин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС),
Лариса Владимировна Бянкина, кандидат педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК),
Хабаровск
Аннотация
Связь между аэробными возможностями организма и состоянием здоровья людей различных возрастных групп была обнаружена во второй половине ХХ века. Основным показателем аэробных возможностей организма является максимальное потребление кислорода (МПК), для определения которого были разработаны соответствующие методики. Более точные показатели получают в лабораторных условиях, однако при проведении занятий по физической культуре в вузе одновременно с большим количеством студентов достаточно трудно определить уровень их физического состояния, что в условиях ухудшения здоровья населения приобретает особую значи-