ции и переподготовки работников образования, 2006. - 232 с.
11. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений : руководство для работников системы общего образования. - М. : Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.
12. Тупицин, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников / И.О. Тупицын. - М. : Педагогика, 1985. - 85 с.
13. Shoenfeld, Y. Age, weight and heart rate at rest predictors of aerobic Fitness / Y. Shoenfeld, G. Keren, Ch. Birnfetd // J. Sports Med and Phys. Fitness. - 1981. - Vol. 21. - No. 4. - P. 377-382.
REFERENCES
1. Blinkov, C.H. (2012), "Influence of physical activities of various orientation on a condition of regulation of vegetative functions of an organism of schoolgirls of 7-17 years", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, No. 84, No. 2, pp. 22-26.
2. Blinkov, C.H. (2000), Individualization ofphysical training of school students of 12-14 years on the basis of the accounting of structure of a motility, dissertation, Moscow.
3. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2000), Optimization of a physical condition of school students of 12-14 years on the basis of influence of muscular loadings of various orientation, publishing house IPKPRO, Ulyanovsk.
4. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2000), Organization and the content of sports and improving work at rural school: monograph, publishing house UlGTU, Ulyanovsk.
5. Blinkov, S.N., Vasilyeva, N.Yu. and Laptev A.I. (2010), "Realization of individual and typological approach in physical training of schoolgirls of 15-17 years", Messenger of sports science, No. 3, pp. 22-27.
6. Blinkov, S.N., Levushkin, S.P. and Smolensk, I.M. (2007), Standards of morpho functional development of schoolgirls of the Ulyanovsk region of different types of a constitution, ULGU, Ulyanovsk.
7. Ilchenko, I.N. (1983), Arterial pressure and its communication with physiological and environmental factors at school students of 7-17years, dissertation, Moscow.
8. Kositsky, G. I. (1983), Sound method of research of arterial pressure, Medgiz, Moscow.
9. Levushkin, S.P., Hamzina, VA. and Blinkov, C.H. (2013), Research of a physical condition of the studying youth: monograph, publishing house UlGTU Ulyanovsk.
10. Levushkin, S.P. (2006), Physical training of school students of 7-17 years having different constitutional types: monograph, UIPKPRO, Ulyanovsk.
11. Organization and assessment of health saving activity of educational institutions. The management for employees of system of the general education (2004), Moscow city fund of support of school book publishing, Moscow.
12. Tupitsin, I.O. (1985), Age dynamics and adaptation changes of cardiovascular system of school students, Pedagogics, Moscow.
13. Shoenfeld, Y., Keren G. and Birnfetd Ch. (1981), "Age, weight and heart rate at rest predictors of aerobic Fitness", J. Sports Med and Phys. Fitness, Vol .21, No. 4, pp. 377-382.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 16.01.2016
УДК 796.011
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОПЕРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСБ РОССИИ ПОГРАНИЧНОГО
ПРОФИЛЯ
Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Алексей Михайлович Сабанин, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для формирования физической готовности к оперативной
деятельности у курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля. Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: обоснование и разработка педагогической технологии по формированию физической готовности курсантов к оперативной деятельности, а также включение в содержание физической подготовки упражнений для преимущественного развития выносливости у курсантов. Сюда же можно отнести формирование установки на акцентированное развитие выносливости в процессе самостоятельных тренировок курсантов, а также использование в ходе занятий передового опыта по развитию общей выносливости у курсантов. Большое значение имеет создание предпосылок для проявления активности курсантов в процессе занятий физической подготовкой, а также соблюдение последовательности этапов физической подготовки при формировании физической готовности к оперативной деятельности у курсантов. Необходимы учет индивидуальных возможностей курсантов при формировании физической готовности к оперативной деятельности и разработка объективных показателей оценки уровня физической готовности к оперативной деятельности у курсантов.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; формирование физической готовности; курсанты вузов ФСБ России пограничного профиля; оперативная деятельность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p28-33
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR FORMATION OF PHYSICAL READINESS FOR OPERATIONAL ACTIVITY AT CADETS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FSB OF RUSSIA OF THE
BOUNDARY PROFILE
Valery Igorevich Bochkaryov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
department chairman, Alexey Mikhailovich Sabanin, the competitor, Kurgan Boundary Institute of FSB of Russia, Kurgan
Annotation
The results of researches of the authors on justification of the psychology and pedagogical conditions necessary for formation of physical readiness for operational activity at cadets of higher education institutions of FSB of Russia of a boundary profile are presented in article. Results of ranging of these conditions testify that the main of them are: the justification and development of pedagogical technology on formation of physical readiness of the cadets for operational activity, and also inclusion in the content of physical preparation of the exercises for primary development of the endurance at cadets. Here it is possible to refer the formation of suggestion on the accented development of the endurance in the course of independent trainings of the cadets, and also the use during the classes of the best practices for development of the general endurance among the cadets. The creation of prerequisites for manifestation of the activity of cadets in the course of occupations by physical preparation, and also observance of sequence of the stages of physical preparation when forming physical readiness for operational activity at cadets is of great importance. It is necessary to account the individual opportunities of the cadets when forming the physical readiness for operational activity and developing the objective indicators for assessment of the level of physical readiness for operational activity at cadets.
Keywords: psychology and pedagogical conditions, formation of physical readiness, cadets of higher education institutions of FSB of Russia of a boundary profile, operational activity.
Проблема формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля в настоящее время решается с позиций системного, целевого, личностного подходов к организации физической подготовки. Вышеперечисленные подходы к организации физической подготовки являются теоретической базой для формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля. [1, 2, 7]. Такие же принципы заложены и при формировании физической готовности и в вузах и школах Российской Федерации [8-11].
Системный подход позволяет рассматривать формирование физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля в виде целостной системы. Эта система предполагает наличие определенной структуры и
содержания. Данный подход к организации физической подготовки дает возможность рассмотреть процесс формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля в совокупности структурных компонентов, функциональных связей и отношений. Это обуславливает определенную целостность, устойчивость и внутреннюю организацию процесса формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля. [3,4,7].
Основой применения системного подхода к формированию физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля являются следующие положения:
- формирование физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля имеет специфические цель и задачи;
- физическая готовность и структура оперативной деятельности выпускника вуза ФСБ России пограничного профиля тесно связаны между собой;
- процесс формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля образует система подготовки курсантов в вузе. В эту систему органично вплетены преподаватели и курсанты. Каждый вид такой деятельности в процессе физической подготовки является относительно самостоятельной системой.
Таким образом, использование системного подхода к формированию физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля имеет огромное значение, для рассмотрения этого явления в виде педагогической системы.
Сущность целевого подхода к формированию физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля заключается в том, что он применяется при решении задач комплексного планирования физической подготовки. Использование данного подхода к организации физической подготовки курсантов предполагает объединение в интегративном представлении целей, сроков, управления и исполнения всех элементов образовательной деятельности вуза по формированию физической готовности к оперативной деятельности у курсантов в вузах ФСБ России пограничного профиля. Связи, которые устанавливаются между данными компонентами, обеспечивают их взаимодействие в составе целостного военно-профессионального образования будущих офицеров в вузе ФСБ России пограничного профиля.
Личностный подход к формированию физической готовности курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля к оперативной деятельности предполагает моделирование уровня физической готовности выпускника, а также организацию процесса его физической подготовки в дальнейшем после окончания вуза. [5,6,7].
Личностный подход к формированию физической готовности курсантов к оперативной деятельности придает особую субъективность физической подготовке [8-11]. Субъективность физической подготовки состоит в том, что она осуществляется курсантом, цель и мотивы тренировки зависят от него самого. Следует заметить, что каждый из описанных подходов к формированию физической готовности курсантов к оперативной деятельности представляет собой качественно новый вид научного познания. Каждый из них имеет свои особенности и положительные моменты. [7]. К ним можно отнести:
- рассмотрение процесса формирования физической готовности курсантов к оперативной деятельности, как самостоятельной системы;
- разработку личностного аспекта системы физической подготовки курсантов, с учетом их интересов и потенциальных физических возможностей по освоению новых физических упражнений;
- формирование физической готовности к оперативной деятельности у курсантов через организацию различных видов физической подготовки в вузе;
- ориентация курсантов на гарантированный результат, полученный благодаря оптимальному использованию имеющихся условий для формирования их физической готовности к оперативной деятельности.
Решение проблемы формирования физической готовности курсантов к оперативной деятельности не может рассматриваться без учета новых требований к физической подготовке. Изменения в содержании оперативной деятельности, повлекли за собой изменение традиционных представлений о физической подготовке в вузе ФСБ России пограничного профиля, о содержании процесса формирования физической готовности курсантов к ней. Изучение процесса формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов с позиций системного подхода требует его рассмотрения одновременно с нескольких позиций [5, 6, 7].
Первая позиция фиксирует взаимодействие системы формирования физической готовности курсантов к оперативной деятельности с образовательным процессом в вузе ФСБ России пограничного профиля.
Вторая позиция определяет всю совокупность психолого-педагогического содержания этого процесса. В частности, следует дифференцировать когнитивную, регулятивную и коммуникативную системы, которые обеспечивают различные формы взаимосвязи курсантов с образовательной средой в процессе занятий физической подготовкой.
Третья позиция фиксирует процесс формирования физической готовности курсантов к оперативной деятельности в его отношениях с системой физической подготовки в вузе.
Разрешить данную проблему можно, если придать процессу формирования физической готовности курсантов к оперативной деятельности личностный смысл. С этой целью следует обосновать психолого-педагогические условия, необходимые для формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля.
Для определения этих психолого-педагогических условий был проведен опрос преподавателей по физической подготовке и офицеров, имеющих опыт оперативной деятельности. В опросе приняли участие 77 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Психолого-педагогические условия, необходимые для формирования физической
готовности к оперативной деятельности у курсантов вузов _ФСБ России пограничного профиля (п=77)_
Ранговое место Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %
1 Обоснование и разработка педагогической технологии по формированию физической готовности курсантов к оперативной деятельности 21,2
2 Включение в содержание физической подготовки упражнений для преимущественного развития выносливости у курсантов 18,7
3 Формирование установки на акцентированное развитие выносливости в процессе самостоятельных тренировок курсантов 17,1
4 Использование в ходе занятий передового опыта по развитию общей выносливости у курсантов 14,9
5 Создание предпосылок для проявления активности курсантов в процессе занятий физической подготовкой 10,1
6 Соблюдение последовательности этапов физической подготовки при формировании физической готовности к оперативной деятельности у курсантов 7,9
7 Учет индивидуальных возможностей курсантов при формировании физической готовности к оперативной деятельности 6,3
8 Разработка объективных показателей оценки уровня физической готовности к оперативной деятельности у курсантов 3,8
Результаты ранжирования этих условий свидетельствуют, что основными из них являются: обоснование и разработка педагогической технологии по формированию фи-
зической готовности курсантов к оперативной деятельности, а также включение в содержание физической подготовки упражнений для преимущественного развития выносливости у курсантов. Сюда же можно отнести формирование установки на акцентированное развитие выносливости в процессе самостоятельных тренировок курсантов, а также использование в ходе занятий передового опыта по развитию общей выносливости у курсантов. Большое значение имеет создание предпосылок для проявления активности курсантов в процессе занятий физической подготовкой, а также соблюдение последовательности этапов физической подготовки при формировании физической готовности к оперативной деятельности у курсантов. Необходимы учет индивидуальных возможностей курсантов при формировании физической готовности к оперативной деятельности и разработка объективных показателей оценки уровня физической готовности к оперативной деятельности у курсантов.
ВЫВОД. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости создания выявленных психолого-педагогических условий для формирования физической готовности к оперативной деятельности у курсантов вузов ФСБ России пограничного профиля.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.
2. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.
3. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -СПб., 2001. - 287 с.
4. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей государственного пожарного надзора МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.
5. Болотин, А. Э. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО / А. Э. Болотин, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 2428.
6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель военно-профессиональной подготовки подразделений внутренних войск МВД России к проведению контртеррористических операций / А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). -С. 25-30.
7. Бочкарев, В.И. Педагогическая модель физической подготовки курсантов образовательных учреждений пограничного профиля ФСБ России к действиям в условиях горной местности / В.И. Бочкарев, А.И. Орлов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 39-43.
8. Мутко, В. Л. Концепция дополнительного урока физкультуры и первый опыт ее реализации / В. Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 20. - С. 49-53.
9. Пономарев, Н.И. Информационная теория типологических групп и формирование на ее основе взаимодействия тренера и спортсмена / Н.И. Пономарев, В.А. Чистяков // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 2. - С. 54-56.
10. Татаруч, Р. Уровень мотивации в обучении юных спортсменов / Р. Татаруч, В. Ф. Ко-стюченко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 6 (76). - С. 159-164.
11. Чистяков, В.А. Структура педагогической концепции спортизации физического воспитания в техническом вузе средствами спортивного клуба / В.А. Чистяков, О.В. Костромин, О.О. Новосельцева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 180185.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Fernandesh, Zh.-A. (2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.
2. Bolotin, A.E. and Fernandesh, Zh.-A. (2011), "The pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.
3. Bolotin, A.E. (2001), Theory and practice of application game method training of specialists in physical preparation and sport, dissertation, St. Petersburg.
4. Bolotin, A.E. and Bityutskaya, O. V. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No.7, pp. 31-36.
5. Bolotin, A.E. and Skripachev S. A. (2014), "The factors determining need of rationing of training loading during occupations by physical training of cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No.5, pp. 24-28.
6. Bolotin, A.E. and Petrenko A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No.12, pp. 25-30.
7. Bochkaryov, V.I. and Orlov, A.I. (2013), "Pedagogical model of physical training of cadets of educational institutions of a boundary profile of FSB of Russia for actions in the conditions of the mountain district", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 39-43.
8. Mutko V.L., Parshikova N.V., Chistyakov V.A. (2006), "The concept of extra physical education lessons and the first experience of its implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 20, pp. 49-53.
9. Ponomarev, N. I. and Chistyakov, V.A. (2001) "Information theory of typological groups and formation on its basis of interaction of the trainer and the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 54-56.
10. Tataruch, Rafal, Kostjuchenko, V.F. and Chistyakov, V.A. (2011), "The motivation level in training of young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 76, No. 6, pp. 159-164.
11. Chistyakov. V.A., Kostromin. O.V. and Novoseltseva, O.O. (2014), "Structure of the pedagogical concept of the sportization of physical training in technical college by means of sports club", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 180-185.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2016
УДК 796.853.24
МЕТОДИКА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ У БОРЦОВ АЙКИДО НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ ВОЗРАСТА 10-12 ЛЕТ
Андрей Николаевич Брежнев, преподаватель, Военный учебно-научный центр Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Кузнецова» (ВУНЦ ВМФ «ВМА»), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования развития координационных способностей (КС) у борцов айкидо начального этапа обучения. Экспериментальные данные получены при проведении ряда тестов и подтверждены расчетом на достоверность различия результатов. В ходе эксперимента было выявлено улучшение КС спортсменов при использовании специального средства -координационная дорожка. Разработанную методику целесообразно использовать в учебно-тренировочном процессе для расширения диапазона двигательных навыков спортсменов в комплексе с традиционными методиками обучения айкидо.
Ключевые слова: айкидо, координационные способности, координационная дорожка, специальные средства развития КС, борцы айкидо начального этапа обучения.