Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза'

Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БУДУЩИЕ ОФИЦЕРЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ВУЗ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUTURE OFFICERS OF SPECIAL DIVISIONS / PHYSICAL FITNESS / MILITARY AND ENGINEERING HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жужгов Андрей Игоревич, Фадеев Александр Сергеевич, Сергеев Алексей Николаевич, Шулев Александр Анатольевич

В статье показаны психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях обучения в военно-инженерном вузе. Этими условиями являются: подбор упражнений, эффективно развивающих физические качества, необходимые офицерам специальных подразделений, а также соответствие содержания физической подготовки основным характеристикам их профессиональных действий. Далее по рангу следуют реализация индивидуального подхода к физической подготовке курсантов военно-инженерного вуза; соответствие физической нагрузки на занятиях параметрам профессиональной нагрузки офицеров специальных подразделений. Менее значимыми условиями являются: подбор средств и методов физической подготовки, вызывающих повышенный интерес к занятиям у будущих офицеров специальных подразделений, а также направленность тренировки на формирование навыков и умений, необходимых офицерам специальных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жужгов Андрей Игоревич, Фадеев Александр Сергеевич, Сергеев Алексей Николаевич, Шулев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of physical fitness of future officers of special divisions in the conditions of military and engineering higher education institution

In the article, the results of researches of the authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of physical fitness of the future officers of the special divisions in the conditions of the military and engineering higher education institution are presented. These conditions are: the selection of the exercises for the training, which effectively develop the physical qualities necessary for officers of the special divisions, and also compliance of the contents of physical training to the main characteristics of their professional actions. Further by rank there is realization of the individual approach to physical training of the cadets of the military and engineering higher education institution; the compliance of physical activity during the occupations to the parameters of the professional load of the officers of special divisions. Less significant conditions are: the selection of the means and methods of the physical training attracting keen interest in occupations of the future officers of special divisions and also orientation of the training on formation of the skills and abilities necessary for officers of the special divisions.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза»

3. Regulan, V.F. (1993), To become stronger .strong, Ural worker, Ekaterinburg.

4. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of the athlete. Fundamentals of the theory and methodology of training, Soviet sport, Moscow.

5. Wilmore, J.H. and Kostill, D.E. (1997), Physiology of sport and motor activity, Olympic literature, Kyiv.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2019

УДК 796.011.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОГО

ВУЗА

Андрей Игоревич Жужгов, аспирант, ИФКСТ, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Алексей Николаевич Сергеев, соискатель, Александр Анатольевич Шулев,

соискатель, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье показаны психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях обучения в военно-инженерном вузе. Этими условиями являются: подбор упражнений, эффективно развивающих физические качества, необходимые офицерам специальных подразделений, а также соответствие содержания физической подготовки основным характеристикам их профессиональных действий. Далее по рангу следуют реализация индивидуального подхода к физической подготовке курсантов военно-инженерного вуза; соответствие физической нагрузки на занятиях параметрам профессиональной нагрузки офицеров специальных подразделений. Менее значимыми условиями являются: подбор средств и методов физической подготовки, вызывающих повышенный интерес к занятиям у будущих офицеров специальных подразделений, а также направленность тренировки на формирование навыков и умений, необходимых офицерам специальных подразделений.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; будущие офицеры специальных подразделений; физическая подготовленность; военно-инженерный вуз.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF PHYSICAL FITNESS OF FUTURE OFFICERS OF SPECIAL DIVISIONS IN THE CONDITIONS OF MILITARY AND ENGINEERING HIGHER

EDUCATION INSTITUTION

Andrey Igorevich Zhuzhgov, the post-graduate student, IFKST, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Alexander Sergeyevich Fadeev, the candidate of pedagogical sciences, Alexey Nikolaevich Sergeev, the competitor, Alexander Anatolyevich Shulev, the competitor, Mikhaylovsky Military and Artillery Academy, St. Petersburg

Annotation

In the article, the results of researches of the authors on justification of the psychological and pedagogical conditions necessary for improvement of physical fitness of the future officers of the special divisions in the conditions of the military and engineering higher education institution are presented. These conditions are: the selection of the exercises for the training, which effectively develop the physical qualities necessary for officers of the special divisions, and also compliance of the contents of physical training to the main characteristics of their professional actions. Further by rank there is realization of the individual approach to physical training of the cadets of the military and engineering higher education institution; the compliance of physical activity during the occupations to the parameters of the professional load of the officers of special divisions. Less significant conditions are: the selection of the means and methods of the physical training attracting keen interest in occupations of the future officers of special divisions and also

orientation of the training on formation of the skills and abilities necessary for officers of the special divisions.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, future officers of special divisions, physical fitness, military and engineering higher education institution.

Эффективность военно-профессиональной деятельности будущих офицеров зависит от уровня их физической готовности к ее осуществлению [1, 3]. Физическая готовность у будущих офицеров формируется во время их обучения в разных военно-учебных заведениях [1]. Поэтому проблема поиска оптимального содержания физической подготовки будущих офицеров специальных подразделений, в условиях обучения в военно-инженерном вузе является актуальной и своевременной [3].

В многих исследованиях предлагается использовать специальную физическую тренировку с учетом решаемых профессиональных задач, в ходе предстоящей служебной и боевой деятельности после окончания военно-учебного заведения [3]. Несмотря на научную обоснованность таких тренировок, разработке содержания физической подготовки будущих офицеров специальных подразделений в ходе обучения в военно-инженерном вузе уделяется недостаточное внимание. В должной степени не учитывается специфика решаемых служебных задач такими офицерами. Это отрицательно сказывается на результатах применения физической подготовки в ходе обучения будущих офицеров специальных подразделений в ходе обучения в военно-инженерном вузе [3].

Практика показала, что изменение режима физической нагрузки в сторону интенсификации тренировочного процесса с будущими офицерами положительно сказывается на уровне их физической и военно-профессиональной подготовленности. Результаты ряда работ свидетельствуют о том, что курсанты военно-учебных заведений, практикующие регулярные тренировочные занятия с физическими упражнениями, имитирующими боевые приемы и действия, значительно быстрее достигают высокого уровня физической готовности к эффективному выполнению военно-профессиональных действий [3]. Принципиальным основанием использования такой тренировки служит выраженное изменение характера развития локомоторных систем у курсантов, необходимых им в будущей военно-профессиональной деятельности [2, 4, 5]. В ходе такой тренировки осуществляется постепенное приведение биомеханических систем будущих офицеров специальных подразделений в соответствие с реальными требованиями предстоящей военно-профессиональной деятельности.

Развитие физического потенциала будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза является определяющим условием применения специальной тренировки для эффективной военно-профессиональной деятельности. Использование специальной тренировки предполагает определение перечня упражнений, необходимых для развития физических качеств, а также формирования военно-профессиональных навыков и умений, необходимых будущим офицерам специальных подразделений.

Таким образом, следует отметить, что проблема повышения уровня физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений, в условиях военно-инженерного вуза, остается не решенной. Для обоснования психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза, нами был проведен опрос 83 респондентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Было установлено, что основными условиями являются: подбор упражнений для тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые офицерам специальных подразделений, а также соответствие содержания физической подготовки основным характеристикам их профессиональных действий. Далее по рангу следуют реализация индивидуального подхода к физической подготовке курсантов военно-инженерного вуза; соответствие физической нагрузки на занятиях параметрам профессиональной нагрузки

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). офицеров специальных подразделений.

Таблица 1 - Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель, %

1 Подбор упражнений для тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые офицерам специальных подразделений 28,1

2 Соответствие содержания физической подготовки основным характеристикам профессиональных действий офицеров специальных подразделений 21,9

3 Реализация индивидуального подхода к физической подготовке курсантов военно-инженерного вуза 17,2

4 Соответствие физической нагрузки на занятиях параметрам профессиональной нагрузки офицеров специальных подразделений 12,8

5 Подбор средств и методов физической подготовки, вызывающих повышенный интерес к занятиям у будущих офицеров специальных подразделений 10,3

6 Направленность тренировки на формирование навыков и умений, необходимых офицерам специальных подразделений 9,7

Менее значимыми условиями являются: подбор средств и методов физической подготовки, вызывающих повышенный интерес к занятиям у будущих офицеров специальных подразделений, а также направленность тренировки на формирование навыков и умений, необходимых офицерам специальных подразделений.

На наш взгляд, подбор упражнений для тренировки, эффективно развивающих физические качества, необходимые офицерам специальных подразделений является достаточно сложной педагогической задачей. Преподавателю следует продумать, не только какие упражнения необходимо использовать для тренировки, но и их последовательность, а также возможность варьирования ими в ходе самой специальной тренировки.

Важным психолого-педагогическим условием, необходимым для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза является соответствие содержания физической подготовки основным характеристикам их профессиональных действий. Желательно, чтобы специальная тренировка включала основные характеристики профессиональных действий офицеров специальных подразделений. Такая тренировка приучала бы будущих офицеров специальных подразделений к реальным условиям военно-профессиональной деятельности в условиях военно-инженерного вуза.

Респонденты также обратили внимание на тот факт, что сама тренировка должна предусматривать реализацию индивидуального подхода к физической подготовке курсантов военно-инженерного вуза. Курсанты, как правило, имеют разный уровень физической подготовленности и возможностей для освоения программы обучения военно-инженерного вуза. Поэтому очень важно чтобы тренировка предусматривала возможность реализации индивидуального подхода к освоению программы по физической подготовке.

В ходе исследования было установлено, что значимым психолого-педагогическим условием, необходимым для улучшения физической подготовленности будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза является соответствие физической нагрузки на занятиях параметрам профессиональной нагрузки офицеров специальных подразделений. Необходимо точное дозирование тренировочной нагрузки в ходе занятий по физической подготовке.

Была отмечена необходимость подбора средств и методов физической подготовки, вызывающих повышенный интерес к занятиям у будущих офицеров специальных подразделений. Поэтому необходимо, чтобы содержание тренировки вызывало повышенный интерес у будущих офицеров специальных подразделений. Только в таком случае специальная тренировка принесет значительно больший тренировочный эффект, чем обычное

тренировочное занятие с курсантами в условиях военно-инженерного вуза.

Респонденты также обратили внимание на направленность специальной тренировки. По их мнению, тренировка должна быть направлена на формирование навыков и умений, необходимых офицерам специальных подразделений в ходе будущей военно-профессиональной деятельности.

ВЫВОД

Таким образом, развитие физического потенциала будущих офицеров специальных подразделений в условиях военно-инженерного вуза является определяющим условием применения специальной тренировки для эффективной военно-профессиональной деятельности. Использование специальной тренировки предполагает определение перечня упражнений, необходимых для развития физических качеств, а также формирования военно-профессиональных навыков и умений, необходимых будущим офицерам специальных подразделений. При полной реализации обоснованных нами психолого-педагогических условий в ходе физической подготовки осуществляется постепенное приведение всех систем организма будущих офицеров специальных подразделений в соответствие с реальными требованиями военно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зюкин, А.В. Факторы, определяющие необходимость формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки / А.В. Зюкин, А.Э. Болотин, Ю.А. Напалков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 77-81.

2. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.

3. Bolotin, A.E. Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev, S.A. Vazhenin // Journal of Physical Education and Sport. - 2016. - 16 (1). - Art. 17. - P. 102108.

4. Bolotin, A.E. Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female bi-ath-lon athletes with different fitness levels / A.E. Bolotin, V.V. Bakaev, You Chunguang // Journal of Human Sport and Exercise (JHSE). - 2018. - No. 13 (2). - P. 240-244.

5. Bolotin, A.E. Comparative fractal analysis of the heart rhythm variability among female biath-letes with different training statuses / A.E. Bolotin, V.V Bakaev, VL. Bochkovskaya // World congress of performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia). - Opatija, Croatia, 2018. - P. 43-52.

REFERENCES

1. Zyukin, A.V., Bolotin, A.E. and Napalkov, Yu.A. (2014), "The factors defining need of formation of readiness of cadets of higher education institutions of Interior Ministry Troops of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp. 77-81.

2. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Formation of skills of the organization of independent aerobic trainings at students of higher education institutions for successful passing examinations", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.

3. Bolotin, A.E., Bakaev V. V. and Vazhenin S.A. (2016), "Factors that determining the necessity for developing skills required by cadets in higher education institutions of the Aerospace Forces to organize their kettlebell self-training", Journal of Physical Education and Sport, 16(1), Art. 17, pp. 102-108.

4. Bolotin, A.E., Bakaev, V.V. and Chunguang You (2018), "Comparative analysis of myocardium repolarization abnormalities in female biathlon athletes with different fitness levels", Journal of Human Sport and Exercise (JHSE), 13(2), pp. 240-244.

5. Bolotin, A.E., Bakaev, V.V. and Bochkovskaya, V.L. (2018), "Comparative fractal analysis of the heart rhythm variability among female biathletes with different training statuses", World congress of

performance analysis of sport XII (19-23 September, 2018, Opatija, Croatia), pp.43-52.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.05.2019

УДК 373.2:616-056.52

ОЖИРЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА

ПРОБЛЕМУ

Татьяна Павловна Завьялова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Викторовна Стародубцева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Институт физической культуры, Тюменский государственный университет

(ТюмГУ)

Аннотация

В статье представлены результаты опроса инструкторов по физической культуре детских садов; обобщены проблемы и трудности, с которыми столкнулись педагоги в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими избыточный вес и ожирение.

Ключевые слова: детское ожирение, старшие дошкольники, педагогический аспект, инструктор по физической культуре, анкетирование.

OBESITY AT PRE-SCHOOL AGE: PEDAGOGICAL VIEWPOINT TO THE

PROBLEM

Tatiana Pavlovna Zavyalova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Irina Viktorovna Starodubtseva, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, department chairman, Institute of physical culture, Tyumen State University

Annotation

The article is devoted to analysis of the questionnaire results of physical education instructors of kindergartens, and it addresses the problems and difficulties faced by teachers in the process of physical training and work with children with overweight and obesity.

Keywords: childhood obesity, older preschoolers, pedagogical aspect, instructor of physical culture, questioning.

В настоящее время, к сожалению, сохраняется тенденция увеличения распространенности избыточной массы тела (ИзбМТ) и ожирения у детей дошкольного и школьного возраста в различных регионах России. По данным специалистов, показатель распространенности колеблется от 5.5% до 11,8% [4]. Наши исследования, проводимые в рамках мониторинга физического здоровья дошкольников г. Тюмени, подтверждают эту тревожную тенденцию. Так, количество детей с ожирением и (ИзбМТ) в исследуемый период (20162017 гг.) увеличилось с 3,2% до 3,6% [2]. Исследования в сфере медицины и педагогики показывают, что у детей дошкольного возраста проблема ожирения представляется наиболее актуальной. Это связано с недооценкой опасности данного заболевания, как родителями детей, так и педагогами дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Родители детей с ИзбМТ и отчасти педагогические работники не воспринимают это состояние, как отклонение от нормы [5].

К сожалению, нам удалось обнаружить весьма небольшое количество исследований, посвященных проблеме педагогической работы с детьми, имеющими ИзбМТ и ожирение. Чаще они посвящены изучению физического развития и двигательной активности. Гораздо реже в них освещаются вопросы нормирования физических нагрузок. Например, О.М. Буб-ненковой предлагаются аэробные нагрузки для снижения массы тела на начальной стадии ожирения девочек 5-10 лет [1]. В исследовании А.А. Поцелуева доказано, что улучшению показателей физического развития и физической подготовленности детей с ожирением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.