Научная статья на тему 'Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования'

Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАЧИНАЮЩИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савищева Т. В.

В статье представлены основные этапы технологии педагогического сопровождения начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования. Раскрыты основные понятия темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

оптимальной для человека предметно-пространственной среды. ХК является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на промышленное производство.

Основным методом ХК является художественно-образное моделирование объекта проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия (изделий).

Основными этапами ХК-работ являются: формулирование цели (разработка технического задания); информационное моделирование изделия (разработка проектной конструкторской документации: технического предложения, эскизного и технического проектов); материальное воплощение конструкторского замысла (разработка рабочей конструкторской документации опытного образца или партии).

В период с 2012 по 2015 гг. студенты выполняли междисциплинарные проекты, показавшие свою эффективность в повышении качества подготовки студентов по таким учебным дисциплинам, как «Материаловедение», «Методы художественно-конструкторского поиска», «Технология художественной обработки изделий по видам материалов», «Моделирование и макетирование изделий декоративно-прикладного искусства для эксплуатации в интерьере и экстерьере», «Конструирование художественных изделий из керамики, стекла, древесины, металлов», «Основы проектирования художественных и промышленных изделий, объектов и сред».

Список использованной литературы:

1. Рыбинская Т.А. Учебно-методическое пособие по дисциплинам специализации / ЮФУ, ТТИ, ЕГФ, Каф. механики. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 80 с.: ил.

2. Основы проектирования промышленных изделий, объектов, сред: учебно-методическое пособие / ЮФУ, ИТА, ИРСУ, Каф. механики; сост. Т.А. Рыбинская. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. - 48 с.

© Рыбинская Т А., 2015

УДК 378

Т.В. Савищева

ассистент кафедры педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, НЕ ИМЕЮЩИХ БАЗОВОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены основные этапы технологии педагогического сопровождения начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования. Раскрыты основные понятия темы.

Ключевые слова Педагогическое сопровождение, начинающие преподаватели вуза.

На современном этапе развития общества требования к качеству подготовки специалистов повышаются, а, следовательно - и требования к мастерству и профессионализму преподавателя, который осуществляет подготовку будущих специалистов. В вузах непедагогического профиля существует практика подготовки преподавателей из числа собственных выпускников. Между тем, начинающие педагоги, не

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

имеющие базового педагогического образования, на этапе профессиональной адаптации к деятельности преподавателя вуза могут испытывать трудности в осуществлении данной деятельности [1]. Научно-методическая разработанность проблемы педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, остается недостаточной, что диктует необходимость решения данного вопроса, т.к. это позволит корректировать направленность подготовки специалистов отечественной системы образования в процессе их профессионального развития.

Одним из возможных способов решения проблемы профессиональной адаптированности начинающих преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, и включения их в процесс профессиональной педагогической деятельности является их педагогическое сопровождение [2,3].

Педагогическое сопровождение профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не получивших специального педагогического образования - это совместная деятельность сопровождающего (наиболее подготовленного преподавателя-наставника) и начинающего преподавателя, направленная на содействие успешному овладению педагогом технологиями и методикой обучения и воспитания студентов, способами взаимодействия с коллегами, обучающимися (в учебное и внеучебное время) и способствующая профессиональному становлению и развитию начинающего преподавателя.

Технология сопровождения профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза представляет собой целенаправленную поэтапную деятельность сопровождающего по обеспечению наиболее полного самопроявления начинающего педагога вуза в различных видах учебной и внеучебной деятельности, преодолению возникших (возникающих) трудностей и проблем, способствующая достижению успешности в решении стоящих перед ним задач и адаптации к новым для него условиям. Она включает цель, задачи, направления и этапы реализации: диагностико-прогностический, деятельностный, результативный. Диагностико-прогностический включает подэтапы: диагностический (выявление индивидуальных особенностей и возможностей начинающих педагогов, не имеющих базового педагогического образования, условий среды, в которой живет и осуществляет свою деятельность начинающий преподаватель вуза); прогностический включает: прогнозирование возможных проблем начинающих педагогов и возможных способов их решения (доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации); целеопределение (совместная постановка целей и задач предстоящей работы); разработку программы индивидуального развития; планирование (определение времени реализации разработанной программы и подбор оптимальных способов выхода из ситуации, корректировка программ развития). Деятельностный - осуществление совместной работы наставника и начинающего преподавателя вуза по индивидуальной программе развития, включение преподавателя в работу «Школы молодого преподавателя», просвещение; консультирование; коррекционно-развивающая работа. Результативный -анализ и осмысление результатов педагогического сопровождения всеми его участниками.

Социально-педагогические условия, необходимые для реализации технологии педагогического сопровождения профессиональной адаптации начинающего преподавателя вуза, не имеющего базового педагогического образования: учет возрастных и индивидуальных особенностей начинающих преподавателей вуза; учет факторов, существенно влияющих на профессиональную адаптацию преподавателя; авторитетность субъекта сопровождения - наставника; способность наставника содействовать наиболее полной самореализации преподавателя, не подменяя его самостоятельности; партнерство субъектов сопровождения; мотивированность и активность начинающих преподавателей вуза в процессе самореализации в педагогической сфере деятельности; рациональность организации педагогической деятельности начинающего преподавателя.

Список использованной литературы:

1. Бабанский, Ю.К. Результаты исследования деятельности учителей / Ю.К. Бабанский, А.Д. Деминцев // О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их предоления. - М., 1974. - 64с.

2. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с.

3. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. -СПб, 1995. - 186 с.

© Т В. Савищева, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.