Научная статья на тему 'Повышение качества обучения студентов посредством художественно-конструкторской деятельности'

Повышение качества обучения студентов посредством художественно-конструкторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбинская Т.А.

В статье рассматриваются методы повышения компетентностных навыков студентов направления «Технология художественной обработки материалов» посредством проведения исследовательских работ в области художественного проектирования изделий различного назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыбинская Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества обучения студентов посредством художественно-конструкторской деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Островская, Л.В. Инновации педагогического и медицинского образования / Л.В. Островская и др. -Рязань, 2013. - 112 с.

© Жолудова А Н., Полякова О.В., 2015

УДК 378.147.88:658.512.23

Т.А. Рыбинская

Институт радиотехнических систем и управления Южный федеральный университет, г. Таганрог, Россия

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются методы повышения компетентностных навыков студентов направления «Технология художественной обработки материалов» посредством проведения исследовательских работ в области художественного проектирования изделий различного назначения.

Ключевые слова

Образование, художественное конструирование, методы, исследовательская деятельность.

Современное образование должно быть нацелено на решение задачи повышения компетентностных навыков и знаний выпускников вузов. Имеется определенный положительный опыт реализации в решении вышеназванной проблемы. На базе кафедры механики Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета осуществляется подготовка студентов направления «Технология художественной обработки материалов». Решение задачи повышения компетентностных навыков возможно при развитии художественно-конструкторского мышления студентов данного направления. Художественно -конструкторского мышление студента закладывается в самом начале процесса обучения и расширяется на всех его последующих этапах. Формирование художественно-конструкторского мышления предполагает активное участие студентов в научно-исследовательской работе, конкурсах и т.д.

Главная цель исследовательской деятельности - самореализация личности студента на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя происходит развитие личности студента в следующих направлениях: самосовершенствование, самопознание, самовоспитание.

Специфика исследовательской деятельности включает в себя: объект исследования - определенный процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию. Это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет исследования - конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, их отдельные стороны, отношения между отдельными сторонами. Именно предмет определяет тему работы; объектная область исследования - сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

При организации исследовательской деятельности меняются функции педагога: он перестает быть основным источником информации для студентов и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Особое внимание уделяется образовательной деятельности этих студентов в области ХК-работы.

В целом, художественное конструирование (ХК) - это творческая проектная деятельность, направленная на совершенствование окружающей человека предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства, что достигается путем приведения в единую систему функциональных и композиционных связей предметных комплексов и отдельных изделий, их эстетических и эксплуатационных характеристик. В ХК используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

оптимальной для человека предметно-пространственной среды. ХК является специфическим видом проектной деятельности, объединившей художественную идеологию предметного творчества с инженерной проектной практикой, ориентированной на промышленное производство.

Основным методом ХК является художественно-образное моделирование объекта проектирования посредством композиционного формообразования. Оно базируется на результатах анализа утилитарных и эстетических запросов и предпочтений определенных групп потребителей, характеризующих их образ жизни, с учетом ситуаций и среды использования и восприятия объекта, а также анализа функций объекта (как средства предметного обеспечения соответствующих потребностей), свойств конструкционных и отделочных материалов и технологии изготовления изделия (изделий).

Основными этапами ХК-работ являются: формулирование цели (разработка технического задания); информационное моделирование изделия (разработка проектной конструкторской документации: технического предложения, эскизного и технического проектов); материальное воплощение конструкторского замысла (разработка рабочей конструкторской документации опытного образца или партии).

В период с 2012 по 2015 гг. студенты выполняли междисциплинарные проекты, показавшие свою эффективность в повышении качества подготовки студентов по таким учебным дисциплинам, как «Материаловедение», «Методы художественно-конструкторского поиска», «Технология художественной обработки изделий по видам материалов», «Моделирование и макетирование изделий декоративно-прикладного искусства для эксплуатации в интерьере и экстерьере», «Конструирование художественных изделий из керамики, стекла, древесины, металлов», «Основы проектирования художественных и промышленных изделий, объектов и сред».

Список использованной литературы:

1. Рыбинская Т.А. Учебно-методическое пособие по дисциплинам специализации / ЮФУ, ТТИ, ЕГФ, Каф. механики. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 80 с.: ил.

2. Основы проектирования промышленных изделий, объектов, сред: учебно-методическое пособие / ЮФУ, ИТА, ИРСУ, Каф. механики; сост. Т.А. Рыбинская. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2014. - 48 с.

© Рыбинская Т А., 2015

УДК 378

Т.В. Савищева

ассистент кафедры педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, НЕ ИМЕЮЩИХ БАЗОВОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены основные этапы технологии педагогического сопровождения начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования. Раскрыты основные понятия темы.

Ключевые слова Педагогическое сопровождение, начинающие преподаватели вуза.

На современном этапе развития общества требования к качеству подготовки специалистов повышаются, а, следовательно - и требования к мастерству и профессионализму преподавателя, который осуществляет подготовку будущих специалистов. В вузах непедагогического профиля существует практика подготовки преподавателей из числа собственных выпускников. Между тем, начинающие педагоги, не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.