УДК 378
САВИЩЕВА Татьяна Викторовна, ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии гуманитарного института имени М.В. Ломоносова в г. Северодвинске, аспирант кафедры социальной и семейной педагогики Российского государственного университета, Северодвинск, Россия Rast16@vandex. ш
КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА,
НЕ ИМЕЮЩИХ БАЗОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Представлена дифференцированная оценка профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования. Проведен анализ адаптированности к профессиональной деятельности начинающих преподавателей вуза.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, начинающий преподаватель вуза, аспекты профессиональной адаптации.
SAVISCHEVA Tatyana Viktorovna, Assistant Lecturer, Chair of Preschool Pedagogics and Psychology, Institute of Humanities of Northern Arctic Federal University named after Lomonossov M.V. in Severodvinsk town, Postgraduate Student, Chair of Social and Family Pedagogics, Russian State Social Studies University. Severodvinsk, Russia Rastl 6@yandex.ru
COMPLEX DESCRIPTION OF OCCUPATIONAL ADAPTATION OF NOVICE GRADUATE SCHOOL LECTURERS HAVING NOT MAJORED IN PEDAGOGICS
The paper presented a differentiated assessment of occupational adaptation of novice graduate school lecturers having not been majored in pedagogics. The study examined adaptation to occupational activities of novice graduate school lecturers.
Key words: occupational adaptation, novice graduate school lecturer, aspects of occupational adaptation
Исследования показывают, что порядка 60% начинающих преподавателей вуза уходят в первый год работы из-за сложностей, возникающих на этапе профессиональной адаптации [1, с. 12].
По данным федеральной службы государственной статистики, в сфере высшего образования отмечается потребность в омоложении профессорско-преподавательского состава.
В вузах непедагогического профиля существует практика подготовки специалистов для кафедр из числа собственных выпускников. Специалисты, не имеющие базового педагогического образования, в процессе своего профессионального становления на этапе профессиональной адаптации испытывают значительные трудности в деятельности преподавателя вуза [2; 3, с. 12].
Под профессиональной адаптацией понимают приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения и образа жизни, необходимых для выполнения профессиональных функций [4, с.11].
Мы конкретизировали данное определение относительно профессиональной адаптации преподавателя вуза. Профессиональная адаптация преподавателя вуза - это приспособление педагога к содержанию деятельности, особенностям места работы и организации труда, роли и статусу преподавателя вуза, а также к социальному окружению.
Для того чтобы провести дифференцированную оценку профессиональной адаптации начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, необходимо выделить ее основные составляющие и оценить степень адаптированности начинающих преподавателей вуза по данным компонентам.
Б.Г. Ананьев, М.А. Дмитриева основными компонентами профессиональной адаптации называют:
а) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (организация труда);
б) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (роль и статус преподавателя вуза, социальное окружение);
в) профессиональный (содержательно-деятельностный) - адаптация субъекта деятельности к профессиональным задачам, выполняемым операциям (содержание деятельности) [1, с. 190].
С целью выделения особенностей профессиональной адаптации начинающих преподавателей - выпускников непедагогических вузов г. Северодвинска (СФ ПГУ им. М.В. Ломоносова, филиал «Севмашвтуз» СПбГМТУ), Москвы (РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева) - проведено пси-холого-педагогическое исследование. Данные были получены посредством анкетирования начинающих преподавателей, их коллег и студентов, наблюдения за деятельностью молодых педагогов, тестирования индивидуально-личностных особенностей.
Представим полученные данные.
Характеризуя психофизиологический компонент адаптации, можно отметить, что во многом степень готовности быстро адаптироваться к новым для организма нагрузкам и особенностям труда определяется возрастом, который также во многом определяет и состояние здоровья (еще нет особых профессиональных заболеваний, организм быстрее справляется с заболеванием и пр.). Все наши испытуемые - начинающие преподаватели вуза - находятся в возрастном периоде «ранняя зрелость». Характерными особенностями данного возраста, влияющими на приспособление к особенностям труда преподавателя вуза, являются:
- рост способности к адекватному и гибкому формированию и изменению схемы ситуации;
- продолжающаяся специализация отдельных психических функций.
Данные возрастные особенности позволяют начинающим преподавателям вуза быстро приспособиться к конкретному режиму и темпу труда, снизить риск психофизиологической дезадаптации. В то же время у педагогов, имеющих высокий объем учебной нагрузки (около десятой части всех опрошенных), процесс психофизиологической адаптации будет затруднен, так как большой объем учебной нагрузки провоцирует невозможность своевременного и полноценного отдыха, что отрицательно сказывается на эмоциональном и физическом состоянии работника. Можно отметить, что в группе риска находятся начинающие преподаватели вуза, имеющие учебную нагрузку более одной ставки.
Говоря о социально-психологическом компоненте профессиональной адаптации, можно отметить следующее: большинство начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, демонстрируют социально-психологическую адаптированность и существенных трудностей данный аспект профессиональной адаптации у них не вызывает. Это связано с условиями, в которых осуществляют свою деятельность молодые преподаватели вуза - благоприятный психологический климат, помощь и поддержка как коллег, так и заведующих кафедрами, и т.п.
Однако около десятой части опрошенных молодых преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, испытывают трудности в приспособлении к социальной среде вуза. Одной из основных причин является низкий уровень сформированности таких личностных качеств, как эмпатия и рефлексия, а также неблагоприятный психологический климат в рабочем коллективе.
Содержательно-деятельностный компонент профессиональной адаптации характеризуется тем, что большинство начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, демонстрируют низкую степень адаптированности. Молодые педагоги вуза отмечают неудовлетворенность деятельностью преподавателя вуза и собой в этой деятельности (по результатам анкетирования). С одной стороны, это связано с особенностями мотивации молодых педагогов, не имеющих базового педагогического образования (около половины обследуемых педагогов демонстрируют внешние социальные мотивы выбора данной профессии). С другой стороны, - с особенностями подготовки начинающих преподавателей вуза: отсутствие базового педагогического образования и наличие неадекватных представлений об уровне и качестве своей профессиональной подготовленности к осуществлению деятельности преподавателя вуза.
Анализ занятий начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования, позволил выделить характерные особенности проведения ими лекционных, практических и лабораторных занятий:
1) Молодые преподаватели (в своем большинстве) не знают особенности лекционного, семинарского и лабораторного занятия как формы организации обучения и особенности методики их проведения;
2) Большинство педагогов испытывают трудность в постановке целей и задач занятия: не обозначаются цель и задачи занятия для студентов, при планировании занятия акцент делается на задачи обучения при игнорировании задач развития и воспитания;
3) Большинство начинающих преподавателей вуза не решают задачу мотивации студентов на занятие;
4) Начинающие преподаватели вуза, не имеющие базового педагогического образования, не устанавливают связи между этапами занятия и их длительностью;
5) Методы и приемы, используемые молодыми педагогами, не отличаются разнообразием (доминирует словесный метод - беседа, вопросы). Выбор методов и приемов не всегда обоснован;
6) Работа над содержанием большинством педагогов ведется на фактологическом уровне, только пятая часть преподавателей выходят на уровень применения знаний;
7) Не всем начинающим педагогам удается поддерживать интерес студентов к теме в течение занятия (не владеют приемами), также испытывают трудности в поддержании оптимального темпа занятия;
8) Молодые педагоги испытывают трудности в организации и поддержании внимания студентов на занятии.
Данные особенности позволяют прогнозировать продуктивность и успешность осуществления деятельности преподавателя вуза начинающими педагогами.
Всё вышеозначенное позволяет нам говорить о том, что большинство начинающих преподавателей, не имеющих базового педагогического образования, демонстрируют психофизиологическую и социально-психологическую адаптированность и существенных трудностей данные стороны профессиональной адаптации у них не вызывают. Однако практически все опрошенные педагоги испытывают существенные трудности в адаптации к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации. И при отсутствии определенных мер данное обстоятельство во многом будет определять успешность и продуктивность деятельности преподавателя вуза.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. - М., 2002.
2. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. ... д-ра педагог. наук. - Майкоп: АГУ, 1997.
3. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс человека как основа становления профессионализма: Монография. -Воронеж, 2010.
4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. - сост. Л.В. Мардахаев. - М., 2002.
REFERENCES
1. Fokin YU.G. Prepodavanie i vospitanie v vysshey shkole: Metodologiya, tseli i soderzhanie, tvorchestvo. - M., 2002.
2. Ashchepkov V.T. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty professionalnoy adaptatsii prepodavateley vysshey shkoly: Dis. ... d-ra pedagog. nauk. - Maykop: AGU, 1997.
3. Druzhilov S.A. Individualnyy resurs cheloveka kak osnova stanovleniya professionalizma: Monografiya. - Voronezh, 2010.
4. Slovar po sotsialnoy pedagogike: Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy / Avt. - sost. L.V. Mardakhaev. -M., 2002.