Научная статья на тему 'Особенности профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования'

Особенности профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТИРОВАННОСТЬ / НАЧИНАЮЩИЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савищева Т.В.

В статье определяются основные особенности, критерии и параметры профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савищева Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 378

Т.В. Савищева

ассистент кафедры педагогики Гуманитарный институт САФУ им. М.В. Ломоносова г. Северодвинск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТИРОВАННОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА, НЕ ИМЕЮЩИХ БАЗОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье определяются основные особенности, критерии и параметры профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования.

Ключевые слова

Профессиональная адаптация, адаптированность, начинающий педагог.

Профессиональная адаптация начинающего преподавателя вуза является определяющим этапом его педагогической деятельности: от того, насколько эффективен будет этот процесс, зависит и дальнейший профессиональный путь педагога, и качество образования студентов. Начинающий преподаватель вуза без профильного педагогического образования характеризуется некоторыми профессиональными особенностями: наличие определенного запаса практического опыта, который может быть применим в процессе обучения; побуждение к реализации накопленных практических знаний и опыта; отсутствие или незначительный объем практического опыта преподавательской деятельности в вузе, вследствие чего начинающий преподаватель испытывает особые трудности, усложняющие процесс его адаптации к преподавательской деятельности в вузе и эффективному выполнению своих профессиональных функций.

Анализ литературы [1,2,3] показал, что единого подхода к пониманию понятия «профессиональная адаптация» нет. Под ним понимают: начало профессионального пути, установление гармоничных отношений внутри коллектива (В.А. Сластенин, В.П. Каширин); приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности (А.А. Реан); приспособление личности к социальной среде (Р.И. Юнацкевич); динамический процесс овладения профессией и педагогическим мастерством с целью выполнения всех функций преподавателя вуза (А. Г. Мороз) [1,3,4].

Систематизация различных подходов к пониманию существа профессиональной адаптации преподавателя вуза позволяет прийти к определению профессиональной адаптации начинающего преподавателя вуза, не имеющего базового педагогического образования. Это - процесс приспособления его к социокультурной среде вуза, условиям своей преподавательской деятельности, взаимодействию с обучаемыми, накопление конструктивного педагогического опыта самореализации в профессии.

Анализ представленного определения позволяет выделить в его содержании следующие структурные компоненты: социально-психологический (микроклимат в педагогической среде вуза, учебных группах, характер сложившихся взаимоотношений в системах «педагог - педагог», «педагог - студенты» и др.); организационно-педагогический (объем учебной нагрузки, организация учебного процесса, режим учебной и внеучебной работы преподавателя); содержательно-деятельностный (подготовленность преподавателя по предметному назначению и методике преподавания, к требованиям, принятым в вузовском обучении; нормам, ценностям, стилю поведения, характерным для социокультурной среды вуза); личностный (мотивация, развитость педагогических качеств, подготовленность к роли и статусу преподавателя вуза).

Результатом адаптации является адаптированность преподавателя к социокультурной среде вуза. Она характеризует уровень сформированности компонентов личности, обеспечивающих ее успешность в профессиональной самореализации. Для ее оценки необходимо определить критерии. Анализ литературы показал, что многие вопросы, связанные с выявлением критериев оценки адаптированности личности в профессиональной деятельности нашли в ней отражение.

Систематизация изложенного позволила выделить критерии оценки проявления основных компонентов, характеризующих адаптированность начинающего преподавателя вуза, не имеющего базового

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

педагогического образования. К таким компонентам и критериям их оценки отнесены: социально-психологический - характер взаимоотношений (конструктивность отношений с коллегами и руководителем, отношения в педагогическом коллективе; конфликтность; отношения в студенческой группе); организационно-педагогический - степень соответствия организации учебного процесса вуза возможностям преподавателя (организация учебного процесса, режим учебной работы и объем нагрузки преподавателя); содержательно-деятельностный - продуктивность профессиональной деятельности (результаты профессиональной деятельности; перспективы личностного профессионального роста; активность в самообразовании и саморазвитии в педагогической профессии); личностный - качества адаптированной личности педагога (эмоциональное состояние; уровень тревожности; активность в профессиональной и общественной деятельности).

На основании выявленных компонентов и критериев оценки их проявления определены особенности профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового педагогического образования. С этой целью было проведено исследование, в котором принимали участие начинающие педагоги таких вузов как Северодвинский филиал Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (филиал «Севмашвтуз»), Российский государственный аграрный университет имени К.А. Тимирязева в количестве 44 человек и в возрасте от 22 до 32 лет. Все педагоги не имели базового педагогического образования. На момент начала эксперимента испытуемые имели педагогический стаж от 2 месяцев до 4 лет.

Полученные результаты были обобщены и систематизированы, что позволило выделить и охарактеризовать уровни (высокий, средний, низкий) проявления адаптированности преподавателя.

Таблица 1

Уровни профессиональной адаптированности начинающих преподавателей вуза, не имеющих базового

педагогического образования (%)

Уровни профессиональной адаптированности

низкий средний высокий

13 71 16

Данные таблицы 1 свидетельствуют, что большинство начинающих педагогов (71 %) демонстрируют средний уровень профессиональной адаптированности. Высокий уровень профессиональной адаптированности демонстрирует седьмая часть преподавателей (16 %). Остальные педагоги (13 %) продемонстрировали низкий уровень профессиональной адаптированности.

Высокий уровень: отношения с коллегами, руководителем и студентами носят конструктивный характер; бесконфликтность; начинающий преподаватель удовлетворен своей преподавательской деятельностью и её результатами, хорошо осознает перспективы личностного профессионального роста, намерен продолжать преподавательскую работу и в будущем, стремится к самообразованию и саморазвитию в педагогической профессии; удовлетворен организацией учебного процесса, режимом учебной работы и объемом нагрузки; высоко мотивирован в профессиональной деятельности, демонстрирует низкий уровень тревожности, высокую работоспособность и активность в профессиональной деятельности и общественной работе.

Средний уровень: начинающий преподаватель испытывает определенные трудности в построении межличностных отношений, возможны конфликты; в целом удовлетворен своей преподавательской деятельностью и её результатами, перспективы личностного профессионального роста не выражены, испытывает колебания в намерении продолжать преподавательскую работу в будущем; его не всегда устраивает организация учебного процесса и режим учебной работы; мотивация не выражена, умеренный уровень работоспособности, преобладание пассивного поведения в педагогический и общественной работе.

Низкий уровень: преподаватель демонстрирует неумение строить межличностные отношения и включаться в системы отношений «преподаватель - преподаватели», «преподаватель - студенты»; низкая удовлетворенность общением со студентами, коллегами и администрацией вуза; цели саморазвития в педагогической деятельности не ставит; часто не удовлетворен собственным трудом и собой, не удовлетворен своей преподавательской деятельностью и её результатами, в роли преподавателя вуза в будущем себя не представляет.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1. Ащепков, В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя/ В.Т. Ащепков // Высшее образование в России. - 1998. - №4. - С. 67 - 72.

2. Мороз, А.Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического ВУЗа / А.Г. Мороз: дис. ... д-ра педагог. наук. Киев: АГУ, 1983. - 460 с.

3. Реан, А.А. Психология адаптации личности/ А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 480 с.

4. Сластенин, В.А. Педагогическая деятельность и проблемы формирования личности учителя / В.А. Сластенин// Психология труда и личности учителя. - Л.,1976. -Вып. 1.

© Савищева Т.В., 2015

УДК37

О.О.Тихонова , доцент РАМ им. Гнесиных

«К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВУЗОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ШКОЛАХ ИСКУССТВ»

«В раннем детстве [...] за ребенком должен наблюдать добросовестный,

опытный преподаватель. Глубоко ошибаются те, кто думает, что для этого пригоден любой учитель... »

Л.Ауэр

Приведенная выше цитата как нельзя более точно отражает степень ответственности, которая лежит на педагогах начального образования, которые призваны не только грамотно научить игре на инструменте, но и заложить основы для дальнейшего благополучного развития личности музыканта-исполнителя.

Настоящая работа ставит своей целью осветить некоторые актуальные вопросы подготовки молодых специалистов к педагогической работе. А также проблемы, с которыми сталкиваются недавние выпускники музыкальных и педагогических ВУЗов в начале своей практической деятельности в качестве педагога детской музыкальной школы или школы искусств, которые непосредственно связаны с уровнем их педагогической подготовки в процессе обучения в ВУЗе.

Сопоставляя получаемые студентами знания по дисциплинам «Методика обучения игре на инструменте» и педагогическая практика с реальными условиями работы с детьми в скрипичном классе музыкальной школы, приходится делать вывод, что подготовка студентов ВУЗов к этой работе проводится не в полной мере. Еще одной немаловажной проблемой, о которой необходимо сказать, является некоторая несогласованность дисциплин педагогического цикла, а именно - психологии и педагогики, методики и педагогической практики. К примеру, в курсе «Психология» отсутствует столь важный для будущих педагогов раздел как детская психология, а также мало рассматриваются вопросы музыкальной психологии.

Далее необходимо рассмотреть непосредственно некоторые типичные проблемы, возникающие на начальном этапе педагогической деятельности молодых специалистов. Скрипичный класс в детской музыкальной школе насчитывает в среднем 12-14 человек (при полной нагрузке). Каждый ребенок, естественно, обладает своими индивидуальными особенностями. К ним относятся особенности возраста, характера, уровень умственного развития и, конечно, музыкальные способности и физические данные. Как правило, каждый начинающий педагог отдает себе в этом отчет и старается, по мере сил, найти индивидуальный подход к каждому ребенку. В ВУЗовском курсе педагогики студентам в достаточном объеме говорят об индивидуальном подходе к ученику. Однако, ни в теоретическом, ни в практическом плане студент не получает соответствующих рекомендаций - как же на деле осуществить этот самый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.