Научная статья на тему 'Технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации и ее организационно-методическое обеспечение'

Технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации и ее организационно-методическое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МОНИТОРИНГОВЫЕ УМЕНИЯ / МОНИТОРИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PRIMARY SCHOOL TEACHER / ADDITIONAL EDUCATION / TRAINING / MONITORING SKILLS / MONITORING ACTIVITIES / QUALITY OF EDUCATION / PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прынь Елена Ивановна

В данной работе описывается внедрение в практику дополнительного профессионального образования педагогической технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации, необходимость разработки которой, а также ее организационно-методического обеспечения, возникла вследствие усиления внимания государства к вопросам качества образования, необходимости комплексного оценивания индивидуальных образовательных достижений школьников на уровне начального общего образования, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения привели к пересмотру перечня необходимых для эффективного осуществления образовательной деятельности профессиональных компетенций учителя начальных классов как ключевой фигуры педагогического мониторинга в пользу включения специальных мониторинговых умений, формируемых в процессе освоения мониторинговой деятельности. Указанная технология представлена этапами освоения мониторинговой деятельности, соотнесенными с этапами мониторинговой деятельности: нормативно-установочным, организационным, аналитико-диагностическим, прогностическим, коррекционнодеятельностным, итогово-диагностическим и выявленными дидактическими условиями освоения мониторинговой деятельности. Результатом внедрения технологии в педагогическую практику явилась сформированность мониторинговых умений слушателей учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прынь Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technology development monitoring activities by primary school teachers in the process of training and its organizational and methodological support

This paper describes the implementation in practice of additional professional education of pedagogical technology of development of monitoring activities by primary school teachers in the process of training, the need for the development which, as well as its organizational and methodological support arose due to increased government attention to issues of education quality, the need for a comprehensive evaluation of individual educational achievements of pupils at the primary level of General education, including students with special educational needs, due to the limited possibilities of health. These changes led to the revision of the list necessary for the effective implementation of the educational activities of professional competences of primary school teachers as a key figure in the pedagogical monitoring for the inclusion of special monitoring skills formed in the process of development of monitoring activities. This technology presents the development stages of the monitoring activities associated with the stages of the monitoring activities: legal and policy, organizational, analytical, diagnostic, predictive, corrective-active, outcome-identified diagnostic and didactic conditions of development of monitoring activities. The result of the introduction of technology into the teaching practice was the formation of the monitoring skills of participants primary school teachers.

Текст научной работы на тему «Технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации и ее организационно-методическое обеспечение»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Дата публикации: 1.01.2018 № 6 (30). С. 83-86.

удк 373.31 Е. И. Прынь

Технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации и ее организационно-методическое обеспечение

В данной работе описывается внедрение в практику дополнительного профессионального образования педагогической технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации, необходимость разработки которой, а также ее организационно-методического обеспечения, возникла вследствие усиления внимания государства к вопросам качества образования, необходимости комплексного оценивания индивидуальных образовательных достижений школьников на уровне начального общего образования, включая обучающихся с особыми образовательными потребностями, обусловленными ограниченными возможностями здоровья. Эти изменения привели к пересмотру перечня необходимых для эффективного осуществления образовательной деятельности профессиональных компетенций учителя начальных классов как ключевой фигуры педагогического мониторинга в пользу включения специальных мониторинговых умений, формируемых в процессе освоения мониторинговой деятельности. Указанная технология представлена этапами освоения мониторинговой деятельности, соотнесенными с этапами мониторинговой деятельности: нормативно-установочным, организационным, аналитико-диагностическим, прогностическим, коррекционно-деятельностным, итогово-диагностическим и выявленными дидактическими условиями освоения мониторинговой деятельности. Результатом внедрения технологии в педагогическую практику явилась сформированность мониторинговых умений слушателей - учителей начальных классов.

Ключевые слова: педагогическая технология, учитель начальных классов, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, мониторинговые умения, мониторинговая деятельность, качество образования, начальное общее образование

Perspectives of Science & Education. 2017. 6 (30)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive17/17-06/ Accepted: 15 November 2017 Published: 1 January 2017 No. 6 (30). pp. 83-86.

E . I . P R Y N

Technology development monitoring activities by primary school teachers in the process of training and its organizational and methodological support

This paper describes the implementation in practice of additional professional education of pedagogical technology of development of monitoring activities by primary school teachers in the process of training, the need for the development which, as well as its organizational and methodological support arose due to increased government attention to issues of education quality, the need for a comprehensive evaluation of individual educational achievements of pupils at the primary level of General education, including students with special educational needs, due to the limited possibilities of health. These changes led to the revision of the list necessary for the effective implementation of the educational activities of professional competences of primary school teachers as a key figure in the pedagogical monitoring for the inclusion of special monitoring skills formed in the process of development of monitoring activities. This technology presents the development stages of the monitoring activities associated with the stages of the monitoring activities: legal and policy, organizational, analytical, diagnostic, predictive, corrective-active, outcome-identified diagnostic and didactic conditions of development of monitoring activities. The result of the introduction of technology into the teaching practice was the formation of the monitoring skills of participants - primary school teachers.

Keywords: educational technology, primary school teacher, additional education, training, monitoring skills, monitoring activities, quality of education, primary education

Одним из возможных решений педагогической проблемы подготовки учителя начальных классов к эффективному осуществлению педагогического мониторинга комплексных индивидуальных образовательных достижений младших школьников и повышения, тем самым, качества начального общего образования, может быть внедрение в практику дополнительного профессионального образования технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации.

Проектирование технологии освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации основано на представлениях о современных педагогических технологиях, освещенных в трудах В.В. Гузеева, М.В. Кларина, Б.Т. Лихачева, В.М. Монахова, А.А. Остапенко, Е.С. Полат, Г.К. Селев-ко, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др.

В современной педагогической теории понятие «педагогическая технология» определяется Б.Т. Лихачевым, как совокупность психолого-педагогических установок, инструментарий педагогического процесса [3]; В.М. Монаховым, как модель совместной педагогической деятельности [5]; М.В. Клариным, как системная совокупность и порядок функционирования [1]; А.М. Кушниром, как оптимальный способ достижения педагогических задач в заданных условиях [2]; В.А. Сластениным, как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур [9]; Т.К. Селевко, как содержательное обобщение [8]; Н.Е. Щурковой, как научно-педагогическое обоснование [10].

Три составляющие: проектирование содержания, ма-териализованные средства и деятельность должна содержать педагогическая технология, по мнению В.А. Сластенина, и состоять из последова-тельно осуществляемых аналитического, прогностического этапов и этапа проектной творческой деятельности [9, с. 147].

А.А. Остапенко отличительными признаками технологии считает системность, «...алгоритмич-ность (пошаговость), воспроизводимость (тира-жируемость), гарантия результата, оптимальность и природосообразность» [6, с. 257].

Методологические требования в оценке и разработке педагогических технологий: концеп-туальность - опора на определенную научную концепцию; системность, представляющая собой логику процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность; управляемость - возможность программно-целевого проектирования и диагностики процесса обучения, вариативного использования методов и средств для получения результата; эффективность - оптимальность затрат, качество результатов; воспроизводимость - возможность точного повторения в однотипных образовательных организациях, предложенные Г.К. Селевко, стали опорой разработки технологии [8, с. 33].

Таким образом, технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации, на основе анализа психолого-педагогических источников и опыта работы в дополнительном профессиональном педагогическом образовании, определена как модель организации образовательной деятельности во взаимодействии её субъектов, основанная на индивидуальном образовательном маршруте и систематической рефлексии слушателей, направленная на формирование их мониторинговых умений и обладает всеми признаками педагогической технологии, а именно: совокупностью используемых приемов и практик освоения и реализации в учебном процессе; алгоритмичностью модульной организации учебной деятельности; индивидуальностью образовательного маршрута слушателя, вовлеченного в процесс самоорганизации образовательной деятельности; разработкой организационно-методических условий процесса повышения квалификации; заданностью образовательного результата - формирования мониторинговых умений.

Технология освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов в процессе повышения квалификации включает в себя общетеоретический, технологический, операционный уровни и уровень реализации, собственно на котором происходит внедрение педагогической технологии в процесс повышения квалификации посредством реализации специальной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации учителей начальных классов.

Отнесение названной технологии к педагогическим технологиях обусловлено, во-первых, включением взаимодействия преподавателя и слушателя; во-вторых, адекватностью компонентам педагогического процесса (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы и результаты взаимодействия); в-третьих, формированием смыслоопределения слушателя.

Мониторинговая деятельность как процесс включает нормативно-установочный, организационный, аналитико-диагностический, прогностический, деятельностно-технологический и итогово-диагностический этапы [4], последовательное, цикличное осуществление которых позволяет в полной мере реализовать все функции педагогического мониторинга: информационную, аналитико-оценочную, прогностическую, корректирующую, стимулирующе-мотиваци-онную, контролирующую [7]. Соответственно, объектом образовательной деятельности слушателей в практике повышения квалификации выступил процесс освоения мониторинговой деятельности учителями начальных классов через соответствующие профессиональные компетенции, сформированные на этапе профессионального образования, дальнейшей практической

Регерес^еБ с^ Science & Education. 2017. 6 (30)

педагогической деятельности и, с помощью приобретения выделенных специальных профессиональных компетенций. Результатом освоения этой технологии являются мониторинговые умения учителей начальных классов.

На общетеоретическом уровне технология представлена концептуальными основами, включающими основную идею, общетеоретические положения, логику её построения и взаимодействия отдельных элементов. В качестве методологической основы технологии определены системно-деятельностный, компетентностный, технологический, андрогогический и личностно-ориентированный подходы, отражающие организацию формирования мониторинговой компетентности педагога.

Проектирование и практическая реализация этой технологии включает в себя органичное единство мотивационно-целевого, проектиро-вочно-деятельностного, рефлексивно-оценочного этапов, которые тесно связаны с этапами мониторинговой деятельности.

Мотивационно-целевой этап технологии призван обеспечить определение личностного смысла предстоящей деятельности педагога, создание целевых установок освоения мониторинговой деятельности и овладения мониторинговыми умениями, определения стартового уровня владения слушателями мониторинговыми умениями. На этом этапе происходит накопление эмпирического материала путем выполнения серии психолого-педагогических диагностических заданий и заполнения анкет: выход на противоречие или проблему, несоответствие полученных результатов ожидаемым, субъектное самоопределение по рассматриваемому вопросу и пр.

На проектировочно-деятельностном этапе технологии слушатели изучали теоретические основы системного педагогического мониторинга, наблюдали за проведением мониторинговых исследований, знакомились со спецификой мониторинговой деятельности в начальной школе, анализировали процесс мониторинга, проектировали отдельные мониторинговые мероприятия.

Формирование умений анализировать полученную по результатам мониторинга информацию, обобщать и синтезировать знания, совершенствовать приёмы самодиагностики, формировать систему профессиональных убеждений обеспечил рефлексивно-оценочный этап технологии. Важность данного этапа подчеркивается выявленными затруднениями для учителей начальных классов при интерпретации результатов мониторинговых процедур.

Эффективность формирования мониторинговых умений в мониторинговой деятельности гарантировало выявление, создание и соблюдение дидактических условий её освоения, также являющихся компонентом этой технологии:

- оценка готовности к обучению и мотивации, выявление профессиональных потребностей, социального заказа, запросов работодателей; создание рефлексивной образовательной среды на всем протяжении обучения;

- реализация непрерывного образования путем разработки вариативных образовательных маршрутов;

- реализация специальной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПП ПК);

- субьектная направленность образовательной деятельности путем предложения различных форм и форматов обучения;

- практикоориентированность процесса обучения, реализуемого посредством трансляции передового педагогического опыта по организации мониторинговой деятельности как на уровне учителя начальных классов, так и на уровне образовательных организаций.

Технология освоения мониторинговой деятельности учителей начальных классов в процессе повышения квалификации целостна, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат - формирование мониторинговых умений учителя.

Таким образом, технология освоения мониторинговой деятельности учителей начальных классов в процессе повышения квалификации отражает структуру, направленность и последовательность её освоения в процессе повышения квалификации и позволяет определить последовательность взаимодействия преподавателей и слушателей, осуществить выбор оптимальных форм, методов приёмов и средств обучения для каждого обучающегося; выявить дополнительные условия освоения мониторинговой деятельности; определить методику контроля результатов; указать направление развития дополнительного профессионального педагогического образования в части повышения квалификации, в том числе, других категорий педагогических работников.

Формирование специальных профессиональных компетенций по осуществлению системного педагогического мониторинга при реализации технологии освоения мониторинговой деятельности учителей начальных классов в процессе повышения квалификации будет способствовать подготовке учителей начальных классов к осуществлению комплексного оценивания индивидуальных образовательных достижений младших школьников, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, обеспечит соответствие качества начального общего образования запросам личности, общества и государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кларин, М.В. М. Кларин: Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. Монография. - М.: Луч, 2016. - 640 с.

2. Кушнир, А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Живая педагогика. Открытость. Культура. Наука. Образование: Материалы «круглого стола» «Отечественная педагогика сегодня - диалог концепций». М.: Народное образование, 2004. С. 250-264.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / под. Ред. В.А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2010, - 647 с.

4. Микерова Г.Ж., Прынь Е.И., Теоретические основы понятий «мониторинг» и «мониторинговые умения» в практике образования. Материалы II Международной конференции «Теория и практика современной науки», Зальцбург, 7-8 ноября 2016. «Scientific Journal Modern European Reseaeches» № 5, 2016, с. 172-175.

5. Монахов, В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. / Монахов В.М. - Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.

6. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование; НИИ школьных технологий, 2005. - 384 с.

7. Прынь, Е.И. О структуре и функциях педагогического мониторинга. Европейский журнал социальных наук. - № 1, 2017, с. 107-110.

8. Селевко, Г. К. Технологии внутришкольного управления /Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.

9. Сластенин, В.А. Технология развития творческого стиля педагогической деятельности // Сластенин В. А. - М.: Магистр-пресс, 2000. - С. 449-460.

10. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.

1. Clarain, M.V.M. Klarin: Innovative models of training. Research of international experience. Monograph. Moscow, Beam, 2016. 640 p.

2. Kushnir, A.M. Methodical pluralism and scientific pedagogics. Live pedagogics. Openness. Culture. Science. Education: Materials of "a round table" "Domestic pedagogics today - dialogue of concepts". Moscow, National education, 2004. pp. 250-264.

3. Likhachev, B.T. Pedagogics: course of lectures / under. Edition of V.A. Slastenin. Moscow, VLADOS, 2010, 647 p.

4. Mikerova G.Zh., Pryn E.I., Theoretical bases of the concepts "monitoring" and "monitoring abilities" in practice of education. Materials II of the International conference "Theory and Practice of Modern Science", Salzburg, on November 7-8, 2016. "Scientific Journal Modern European Reseaeches". No. 5, 2016, pp. 172-175.

5. Monks, V.M. Introduction to the theory of pedagogical technologies: monograph / Monakhov V.M. Volgograd: Change, 2006. 319 p.

6. Ostapenko, A.A. Modeling of multidimensional pedagogical reality: theory and technologies. Moscow, National education; Scientific research institute of school technologies, 2005. 384 p.

7. npbiHb, E.I. O structure and functions of pedagogical monitoring. European magazine of social sciences. No. 1, 2017, pp. 107110.

8. Selevko, G.K. Technologies of intra school management / G.K. Selevko. Moscow, Scientific research institute of school technologies, 2005. 208 p.

9. Slastenin, V.A. Tekhnologiya of development of creative style of pedagogical activity. Moscow, Master press, 2000. pp. 449-460.

10. Shchurkova, N.E. Pedagogical technology. Moscow, Pedagogical society of Russia, 2002. 224 p.

REFERENCES

Информация об авторе Прынь Елена Ивановна

(Российская Федерация, г. Краснодар) заведующий кафедрой начального образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края E-mail: epryn@mail.ru

Information on the author

Pryn Elena Ivanovna

(Russian Federation, Krasnodar) Gead of the department of primary education Institut razvitiya obrazovaniya Krasnodar Krai E-mail: epryn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.