ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДНЫХ ЗАНЯТИЙ В ГБПОУ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
ПЕДАГОГОВ СПО
Полякова А.В.
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ГБОУДПО «Нижегородский институт развития образования"
Казакова Л.Н.
кандидат педагогических наук зав. кафедрой теории и методики профессионального образования
ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования"
Гусева Т.А.
преподаватель общепрофессиональных дисциплин, ГБПОУ «Нижегородский радиотехнический колледж»
TECHNOLOGY ORGANIZATION OF FIELD STUDIES IN COLLEDGE IN THE PROCESS OF UPGRADING SPO
Polyakova A. V.
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of theory and methods ofprofessional education Sbee APE "Nizhny Novgorod Institute of education development"
Kazakova L.N.
the candidate of pedagogical Sciences head. the Department of theory and methods ofprofessional education Sbee APE "Nizhny Novgorod Institute of education development"
Guseva T.A. teacher of professional disciplines COLLEDGE "Nizhny Novgorod radio engineering College "
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются проблемы формирования общих и профессиональных компетенций педагогических работников СПО на основе требований ФГОС нового поколения с применением инновационных технологий обучения. ABSTRACT
The article considers problems of formation of General and professional competences of pedagogical staff of SPO on the basis of requirements of the FSES of new generation with the use of innovative learning technologies.
Ключевые слова: ситуация, формирование компетенций, развитие профессионализма педагога, профессионализм, модель, ситуационный анализ, микрогруппа, эффективность, инновационные технологии обучения, ФГОС СПО.
Keywords: situation, the formation of competencies, the development of professionalism of the teacher, the field trip, master class, a model , a situational analysis, a microgroup, efficiency, innovative learning technologies, GEF SPO.
В наступившем новом году кафедрой теории и методики профессионального образования проведена первая сессия квалификационных курсов «Теоретические и методические основы профессионального образования» (объем -144 часа, четыре сессии в течение года) для преподавателей общепрофессиональных и специальных дисциплин, мастеров производственного обучения в укрупненной группе профессий/специальностей 23.00.00 Технологии легкой промышленности. Анализ проведенных мероприятий в рамках квалификационных курсов позволил выявить актуальные проблемы и интересные находки в процессе повышения квалификации. Одним из эффективных приемов передачи педагогического знания является обмен
опытом работы педагогов в процессе выездных занятий, которые организуются и проводятся на базе образовательных учреждений системы ГБПОУ Нижегородской области [2].
В начале февраля 2017 года было организовано 2 выездных занятия в ГБПОУ города Нижнего Новгорода - «Нижегородский колледж малого бизнеса» (директор - Сергеев В.М.) и «Нижегородский техникум отраслевых технологий» (директор - Красиков С.Б.). В ходе курсовых мероприятий, организованных на базовых площадках, проводились открытые учебные занятия теоретического и практического обучения с последующим их анализом. Наряду с традиционными формами обучения опытными педагогами, имеющими выс-
шую квалификационную категорию и практический опыт участия в региональных, республиканских и международных конкурсах профессионального мастерства, осуществлялся показ инновационных приемов и способов педагогической деятельности, а также проводился обмен опытом работы путем проведения разнообразных мероприятий.
Основным направлением работы ГБПОУ «Нижегородский колледж малого бизнеса» является подготовка высококвалифицированных специалистов для регионального рынка труда. На сегодняшний день в колледже ведется подготовка по следующим, востребованным на рынке труда, специальностям: 43.02.10 Туризм, 43.02.11 Гостиничный сервис, 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.03 Стилистика и искусство визажа, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании и другим.
В 2017 году колледж начинает набор по двум специальностям СПО Т0П-50: 43.02.14 Гостиничное дело и 43.02.13 Технология парикмахерского искусства.
Для подготовки высококвалифицированных специалистов в колледже созданы все необходимые условия: закуплено новое оборудование, применяются современные методы обучения, работают преподаватели с высшей квалификационной категорией, кандидаты наук.
1 февраля 2017 года состоялась торжественная церемония открытия ресурсного центра индустрии красоты - специализированного центра компетенций по парикмахерскому искусству. На церемонии открытия присутствовали губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев и министр образования Нижегородской области Сергей Васильевич Наумов.
Преподавателями ГБПОУ «Нижегородский колледж малого бизнеса» используются различные методы и технологии обучения, способствующие развитию интереса обучающихся к профессии, закреплению знаний, отработке практических умений.
Колледж много лет сотрудничает с кафедрой теории и методики профессионально образования ГБОУ ДПО Нижегородского института развития образования, с 2012 по 2015 год колледж являлся экспериментальной площадкой по созданию контрольно-измерительных материалов в рамках ФГОС. Итогом экспериментальной работы явилось обобщение опыта работы преподавателей колледжа на уровне Нижегородской области: Воронцовой М.Е., Ереминой Н.А., Шевелевой Е.Г.[3,4,5]
В связи с этим педагоги и студенты колледжа в рамках выездного занятия слушателей квалификационных курсов ГБОУ ДПО НИРО организовали и провели мастер-классы по карвингу, по искусству визажа, по парикмахерскому искусству (плетение русской косы), по декоративно-прикладному искусству (цветок из фоамирана). Что особенно важно, именно студенты отделений 43.02.02 Парикмахерское искусство, 43.02.03 Сти-
листика и искусство визажа, 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании под руководством преподавателей специальных дисциплин провели данные мастер-классы.
Студенты и педагоги отделения 43.02.02 Парикмахерское искусство научили слушателей курсов повышения квалификации плести разнообразные косы: классическую косу, французскую косу, косу-колосок и другие. Коса, как и длинные волосы, никогда не выйдут из моды и не перестанет быть популярной.
Студенты и педагоги специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа научили слушателей курсов техникам дневного и вечернего макияжа, изготовлению цветов из флоамирана. Искусством макияжа должна владеть каждая женщина. Это то, что позволяет подчеркнуть природные данные, менять образ и всегда быть разной, оставаясь при этом неподражаемо красивой. Дополнить образ было предложено брошью, изготовленной собственными руками. По завершении данного мастер-класса слушатели повышения квалификации - педагоги СПО - провели мастер-класс по изготовлению цветов из флоамирана в виде брошей и представили к защите[1].
Студенты и преподаватели специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании научили слушателей курсов основам карвинга. Карвинг по фруктам и овощам может быть частью повседневной жизни не только в сфере обслуживания, но и у каждого жителя дома. Простой резной орнамент в ежедневных блюдах делает их более аппетитными и придает столу праздничный настрой, изящество и утонченность. Данное мероприятие было своеобразным экзаменом для студентов колледжа, на котором они не только продемонстрировали свои умения, но и демонстрировали свои сформированные компетенции, а также обучали слушателей.
Педагогическими работниками ГБПОУ «Нижегородский техникум отраслевых технологий» используются различные методы и технологии обучения, которые способствуют развитию интереса обучающихся к профессии, закреплению знаний, отработке практических умений. Директор ГБПОУ «НТОТ» Красиков Сергей Борисович рассказал слушателям об истории развития образовательного учреждения, этапах его становления, успехах в материально-техническом оснащении мастерских и лабораторий профессиональной подготовки, о педагогических кадрах и о подготовке специалиста выпускника к профессиональной деятельности на основе современных требований ФГОС. Старший мастер п/о ГБПОУ «НТОТ» Ца-регородцева Елена Павловна, специалист в области строительных профессий, участник региональных и республиканских конкурсов профессионального мастерства, эксперт в области строительных профессий World Skills России поделилась опытом своей профессиональной деятельности, чем вызвала особый интерес у слушателей курсов.
В компетенции «Поварское искусство» - мастер п/о ГБПОУ НТОТ Кузина Наталья Валерьевна представила и сравнила требования к результатам освоения профессии Повар, кондитер (уровень НПО) в Российской Федерации и требования к компетенции «Поварское искусство» в условиях международного конкурса профессионального мастерства World Skills России, которые предъявляются в настоящее время к высококвалифицированным рабочим кадрам на рынке труда.
Таким образом, в контексте проведенных открытых выездных занятий в образовательные учреждения профессионального образования, был организован практико-ориентированный обмен опытом внедрения инновационных педагогических технологий в образовательную деятельность ПОО, и что особенно важно, обмен опытом участия в региональных, республиканских и международных конкурсах профессионального мастер-ства[6].
По итогам выездных занятиях в ГБПОУ специалистами кафедры теории и методики профессионального образования (ТиМПО) и слушателями курсов сделаны важные и существенные выводы. Динамично меняющиеся условия, возрастающие требования к современному педагогу, возможности материально-технического обеспечения ресурсных центров системы среднего профессионального образования в регионе позволяют существенно облегчить процесс профессионального и творческого развития личности педагога, развитие его методологической, методической и профессиональной культуры. Полученные прак-тико - ориентированные знания и общение в процессе обмена опытом работы дают слушателю возможность использовать представленные материалы в собственной педагогической деятельности, расширяют границы его профессиональных и общих компетенций, позитивно влияют на развитие личностных качеств. Демонстрация собственного педагогического опыта путем показа инновационных приемов и способов деятельности способствует развитию как самого педагога, так и студентов, а также становлению более качественного профессионального образования. Профессионально - личностное взаимодействие слушателей с опытными педагогическими работниками в образовательном учреждении происходит в содержательно - деятельностной среде обучения, образуя при этом единое профессионально-образовательное пространство. Организация и проведение выездных занятий, обмен опытом работы на местах повышает статус педагогического работника системы среднего профессионального образования, улучшает мотивацию к повышению профессионального мастерства, обеспечивает по-
вышение квалификации на высоком профессиональном уровне по всем сферам профессиональной деятельности, расширяет возможности обмена опытом работы как на региональном, республиканском, так и международном уровне[2,3,4,5].
Литература
1. Гусева, Т.А., ТРИЗ как тактика развития художественных способностей, Сборник материалов научно-практической конференции «ТРИ ПОКОЛЕНИЯ ТРИЗ», г. Санкт-Петербург, 2012 г., с. 32-26;
2. Казакова Л.Н. Технологии проведения производственно-педагогической мастерской для мастеров производственного обучения ОУ НПО и СПО» Н.Новгород, 2011., с. 32
3. Казакова Л.Н. Теоретические подходы к определению понятия «инженерно-техническая культура», Сборник статей «Развитие системы профессионального образования Нижегородской области: современная практика» Нижний Новгород, ГБПОУ ДПО «НИРО», 2010, с. 42-50
4. Полякова, А.В., Профессиональная компетентность педагога ГБОУ НиСПО в условиях реализации ФГОС нового поколения (тезисы), Внедрение ФГОС в образовательный процесс: опыт, проблемы, пути решения. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции (май 2012 г.) - Н.Новгород: ГБОУ СПО НКБС, 2012. 240с.; с.14-24;
5. Полякова А.В., Формирование профессиональных и социальных компетенций студентов средствами учебно-исследовательской деятельно -сти, «Актуальные проблемы социальной коммуникации». Материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции 25 мая 2012 года. Нижний Новгород, 2012.; с.388-395;
6. Полякова, А.В., Качество профессиональной подготовки специалистов в контексте ФГОС. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции (апрель 2014года). - Нижний Новгород: ГБОУ СПО НКБМ, 2014.-350с., с.164-167;
7. Полякова, А.В., Проектная деятельность в профессиональном образовании на основе синер-гетического подхода, Евразийский союз ученых. Современные концепции научных исследований. Материалы Международной XIV научно-практической конференции часть 4 Москва 29-30 мая 2015 года список научных работ, Москва, с. 101-103;
8. Полякова А.В., Проблемы формирования профессиональных компетенций в стратегии планирования эффекта синергии, Путь науки. Международный научный журнал № 1 (23) Волгоград, 2016,с. 54-58