ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петроченко С. В. Реализация вариативной дисциплины как условие лич-ностно-профессионального развития студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470125.htm.
ART 470125 УДК 377.5
Петроченко Светлана Владимировна,
старший методист АУ «Сургутский политехнический колледж», г. Сургут
Реализация вариативной дисциплины как условие личностно-профессионального развития студентов колледжа
Аннотация. В статье описывается опыт разработки и включения в образовательный процесс подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена вариативной дисциплины, основной целью которой является формирование у обучающихся первого курса представлений о содержании, особенностях и условиях будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: эксперимент, абитуриенты, колледж, среднее профессиональное образование, профессиональные компетенции, развитие, самоопределение. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сургутский политехнический колледж в течение полутора лет является Федеральной экспериментальной площадкой, реализуемой под руководством Федерального института развития образования. Основной целью эксперимента является построение модели формирования индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в колледже. Экспериментальная деятельность осуществляется одновременно по нескольким направлениям, одно из которых - это разработка и включение в образовательный процесс вариативной учебной дисциплины «Технология профессиональной деятельности».
Особенностью организации образовательного процесса в колледже является то, что в течение первого года обучения студенты получают среднее полное образование, осваивая содержание лишь общеобразовательных предметов. К освоению основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования они приступают на втором курсе. К сожалению, ребята, поступающие в колледж, отдаленно представляют себе систему среднего профессионального образования и имеют общее представление о тех профессиях или специальностях, в пользу которых они сделали выбор. Именно с целью формирования у обучающихся первого курса представлений о содержании, особенностях и условиях будущей профессиональной деятельности разработана и реализуется учебная дисциплина «Технология профессиональной деятельности».
По условиям реализация эксперимента установлено, что абитуриенты поступают на базе основного общего образования, выбирают лишь профиль обучения с ориентиром на желаемую профессию. Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в колледже объединены в два профиля: технический и социально-экономический [2, 4]. Профили обучения определены Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России № 1199 [3], а также в соответствии с реализуемыми в колледже образовательными программами. Социально-экономический профиль представлен такими направлениями как торговля, питание, услуги. Технический профиль включает в себя следующие направления подготовки:
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петроченко С. В. Реализация вариативной дисциплины как условие лич-ностно-профессионального развития студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470125.htm.
энергетика, транспорт, строительство, металлообработка, информатизация. По результатам освоения содержания дисциплин, учебных и внеучебных достижений происходил окончательный выбор профессии или специальности студентом, что закреплено нормативными локальными актами колледжа.
В прошлом учебном году в эксперименте были задействованы все 29 групп первого курса. 9 учебных групп осваивали социально-экономическое направление, которое реализуется в отделении сферы услуг. 20 групп технического профиля проходили обучение в отделениях энергетики и строительства и транспорта.
В течение первого года обучения студенты знакомились со всеми специальностями и профессиями, которые реализуются на базе структурного подразделения сферы услуг:
19.02.10 Технология продукции общественного питания;
38.02.04 Коммерция (по отраслям);
43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании;
43.02.02 Парикмахерское искусство;
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение;
и профессиями:
19.01.17 Повар, кондитер;
38.01.02 Продавец, контролер-кассир;
46.01.01 Секретарь.
Каждый из видов профессиональной деятельности нашел свое отражение в содержании дисциплины и представлен таким образом, что студент знакомится с профессией «изнутри», попробовав себя в различных ролях: и парикмахера, и повара, и продавца.
Помимо этого, ребята узнали, что представляет собой система среднего профессионального образования, чем различаются понятия «профессия» и «специальность», что такое «квалификация» и как ее можно повысить. Не оставлен без внимания и актуальный вопрос, касающийся профессиональных стандартов, которые устанавливают требования к уровням квалификации и образованию.
Требования к объему знаний и умений студентов, преподаватели разработали самостоятельно, взяв за основу профильные образовательные стандарты. Учебная дисциплина представляла собой шесть отдельных курсов, соответствующих основным направлениям профессиональной деятельности социально-экономического профиля: «Торговля», «Питание», «Услуги». Содержание каждого из курсов было отобрано и спроектировано таким образом, чтобы решать две задачи:
- формирование представлений о будущей профессии/специальности;
- освоение знаний и умений, которые станут основой для формирования будущих профессиональных компетенций.
Каждый из курсов представлял собой логически завершенную систему знаний: «Искусство продавать»; «Оформление и презентация товаров»; «Карвинг»; «Сервировка и тематическое оформление стола»; «Искусство прически»; «Эффективная презентация».
На изучение дисциплины отведено обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся - 180 часов; самостоятельной работы обучающихся (домашняя работа) - 90 часов, в рамках которой предусмотрена отработка навыков, изучение дополнительной литературы и Интернет-ресурсов, подготовка презентаций, сообщений, других творческих работ, которые могут выполнятся, как индивидуально, так и группами, работа над проектом.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петроченко С. В. Реализация вариативной дисциплины как условие лич-ностно-профессионального развития студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470125.htm.
Рассмотрим более подробно содержание каждого из курсов. На изучение каждого отведено примерно по 30 часов. В модуле «Искусство продавать» обучающиеся знакомились с современными методами успешной торговли: учились классифицировать товары и определять их качество органолептическим методом, устанавливали подлинность товара с помощью штрих-кода; знакомились с пищевыми добавками, способами маркировки товара, изучали эффективные схемы расположения товарных групп и выкладки в торговом зале с учетом психологии потребителей, узнавали про способы расчетов с покупателями и денежные знаки. И еще много интересного, что значительно расширяет представления о профессиях, связанных с торговлей. И даже, если обучающиеся не свяжут свою жизнь с торговлей - приобретенные знания сделают ребят грамотными покупателями, которые сумеют разораться в маркетинговых уловках! В случае выбора данного направления, полученные ими знания и первоначальные профессиональные умения станут базой или основой для формирования профессиональных компетенций.
В рамках модуля «Оформление и презентация товаров» студенты учились составлять и оформлять тематические наборы и подарки из продовольственных и непродовольственных товаров; изучали материалы и аксессуары для подарочных упаковок, знакомились с традициями дарить подарки в разных странах. Авторы курса убеждены в том, что знания и опыт, полученные в рамках модуля «Оформление и презентация товаров» будут востребованы всеми обучающимися и оценены по достоинству друзьями и родственниками.
Следующий модуль «Карвинг» был интересен и полезен не только будущим поварам. Важно не только вкусно приготовить блюдо, но и красиво его оформить и правильно подать. Карвинг - это искусство фигурного вырезания из овощей и фруктов. На занятиях ребят учились владеть инструментом для карвинга, вырезали основные элементы: лепестки, цветы, орнамент, фигурки из овощей и фруктов; соединяли отдельные элементы в композиции. Представьте, сколько фантазии, творчества и трудолюбия в этой работе!
Модуль «Сервировка и тематическое оформление стола» вообще следовало бы изучать в рамках школьной программы! В рамках данного курса студенты учились применять салфетки, посуду, приборы по назначению; сервировать тематические столы. Ребята узнали виды, правила, последовательность и технику сервировки столов, осваивали правила культуры поведения, основы протокола и этикета.
«Искусство прически» - это модуль, назначением которого было научить ребят грамотно ухаживать за своими волосами и сформировать представление о том, чем занимается парикмахер. Студенты познакомились с видами и строением волос, особенностями ухода за ними; освоили различные технология плетения кос (водопад, рыбий хвост, колосок, французские косы); учились подбирать форму прически в зависимости от формы лица.
Наконец, модуль «Эффективная презентация» предназначен для того, чтобы студенты сумели грамотно представить результаты своей работы. Все осознают, насколько велика роль публичного выступления в процессе общения в будущей профессиональной деятельности, каким видом деятельности вы бы не занимались. Поэтому, авторы курса решили, что следует научить ребят правильно определять тему, цели, вид и формы выступления, отбирать материал, работать с литературой и Интернет-ресурсами, готовить мультимедиа сопровождения выступления, грамотно обращаться с компьютером. В рамках данного модуля ребята выполняли упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, чистоты произношения, интонации, дыхания, изучали требования к внешнему облику выступающего. Все компе-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петроченко С. В. Реализация вариативной дисциплины как условие лич-ностно-профессионального развития студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470125.htm.
тенции являются составляющими профессии «Секретарь или специалиста в области документоведения.
Поскольку особенностью среднего профессионального образования является его практико-ориентированность, то большая часть занятий была предусмотрена в виде практических работ и предполагала выполнение заданий по отработке профессиональных навыков и умений, что стимулировало развитие интереса и повышает мотивацию к овладению определенным видом деятельности.
Особенностью данной учебной дисциплины является то, что каждый из шести отдельных модулей заканчивался выполнением зачетной работы, в процессе которой ребята должны были продемонстрировать свои умения, к примеру: произвести сервировку тематического стола или выполнить композицию в технике карвинг, упаковать подарок или заплести французскую косу. Положительная оценка зачетной работы свидетельствовала об успешном завершении данного раздела. К моменту окончания всего курса обучения у каждого из студентов должно быть освоено шесть разделов. Выполненные работы помещались в отдельное портфолио (если вид работы это позволял, если нет - фиксировалось на фото, которое размещалось в портфолио студента). Следует отметить, что технология портфолио активно применяется в колледже для учета образовательных достижений и позволяет наблюдать за индивидуальным развитием каждого студента.
В конце изучения учебной дисциплины «Технология профессиональной деятельности», назначение которой - помочь окончательно определиться с выбором профессии, каждый из студентов должен был выполнить и защитить проект. Проект выполнялся в рамках той профессии или специальности, которой обучающийся отдал предпочтение. Учебный проект состоял из двух частей: практической работы и ее теоретического описания. Представление и защита проектов прошли после того, когда содержание дисциплины было освоено полностью.
После окончания учебного года - первого года эксперимента, были подведены первые результаты. Важным оказалось то, что 30 студентов совершили перемещения в рамках своего профиля, изменив первоначальный выбор профессии/ специальности.
Были внесены существенные изменения и в содержание, и в условия реализации самой дисциплины. Так, вместо «Эффективной презентации» введен курс «Эффективный секретарь: этикет, делопроизводство, коммуникация», где более полно представлены составляющие компетентности секретаря или специалиста в области документоведения. Два курса, представляющих направление торговли объединены в один - «Искусство продавать». К сожалению, пришлось исключить курс «Карвинг» из-за материально-технических и санитарных проблем при его реализации.
В настоящем учебном году ребята осваивают курс «Технологии профессиональной деятельности» концентрировано, то есть 2 полные учебные недели они знакомятся с различными профессиями социально-экономического профиля. В предыдущем учебном году студентам для этого был выделен один день в неделю, однако сроки освоения дисциплины были достаточно большими.
Педагогами, которые участвуют в эксперименте, начата большая работа по учебно-методическому обеспечению реализации учебной дисциплины и разработаны методические рекомендации по выполнению практических работ и внеаудиторной самостоятельной работы, готовится учебное пособие.
Изменился подход к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Если на первом этапе, акцент был сделан на уровень сформированности тех или
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петроченко С. В. Реализация вариативной дисциплины как условие лич-ностно-профессионального развития студентов колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S10. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470125.htm.
иных профессиональных умений, то в сейчас больше внимания уделяется возможности самоопределения и правильности выбора будущей профессии.
Таким образом, осваивая содержание дисциплины «Технология профессиональной деятельности», студенты в течение первого года обучения знакомятся с содержанием профессиональной деятельности указанных выше профессий и специальностей. Он пробует свои силы в различных видах, выполняя практические и творческие задания. Все это создает условия для личностного и профессионального самоопределения студентов и способствует становлению грамотных специалистов и квалифицированных рабочих.
Ссылки на источники
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014 г.).
2. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» (ред. от 15.12.2014 г.).
3. Приказ Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
4. Письмо Минобрнауки России от 19 декабря 2014 № 06-1225 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО».
5. Блинов В. И. и др. Методика разработки основной профессиональной образовательной программы СПО: метод. рек. - М.: ФИРО, 2014.
6. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - URL: httpY/минобрнауки.рф.
7. Официальный сайт Федерального агентства по образованию. - URL: http://www.ed.gov.ru.
8. ФГУ «Федеральный институт развития образования». - URL: http://www.firo.ru.
9. Федеральный портал «Российское образование». - URL: http:// www.edu.ru.
10. Информационно-справочный портал. - URL: http://www.library.ru.
Svetlana Petrochenko,
Methodist, Surgut Polytechnic College, Surgut [email protected]
Implementation of alternative discipline as a condition of personal and professional development of College students
Abstract. The article describes experience of development and inclusion in educational process of preparation of qualified workers and mid-level professionals of diversified disciplines, whose main aim is the formation of students ' first year performances on the content, features and conditions of future professional activity. Key words: experiment, applicants, College, vocational education, professional competence, development, self-determination.
Рекомендовано к публикации:
Абрамовских Н. В., доктором педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 17.04.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 19.04.17
Принята к публикации Accepted for publication 19.04.17 Опубликована Published 21.04.17
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Петроченко С. В., 2017
www.e-koncept.ru