Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ «МИРОВОЕ КАФЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ТЕХНОЛОГИЯ «МИРОВОЕ КАФЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-профессиональное мышление / студент психолог / интерактивные методы обучения / мировое кафе / технология / scientific and professional thinking / student psychologist / interactive teaching methods / world cafe / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

Сформированность научно-профессионального мышления в профессиональной деятельности психолога обуславливается теми технологиями, которые направлены на систематизацию научного аппарата будущих психологов. Такими технологиями могут стать активные и интерактивные методы обучения. В нашей статье представлен метод «мирового кафе», который активно используется в бизнес-тренингах. Неформальное интерактивное взаимодействие позволяет создать фасилитативные возможности по формированию научного психологического аппарата будущего профессионала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Анастасия Викторовна, Косцова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY «THE WORLD CAFE» AS THE TOOL FOR THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The formation of scientific and professional thinking in the professional activity of a psychologist is conditioned by those technologies that are aimed at systematizing the scientific apparatus. Active and interactive teaching methods can become such technologies. Our article presents the «world cafe» method, which is actively used in business trainings. Informal interactive interaction allows you to create facilitative opportunities through scientific and professional communication.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ «МИРОВОЕ КАФЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ «МИРОВОЕ КАФЕ» КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Гришина Анастасия Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Севастополь),докторант кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Косцова Мария Викторовна

Кандидат психологических наук, доцент, Севастопольский государственный университет (г. Севастополь), e-mail: mashasev@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-57-63

Аннотация:

Сформированность научно-профессионального мышления в профессиональной деятельности психолога обуславливается теми технологиями, которые направлены на систематизацию научного аппарата будущих психологов. Такими технологиями могут стать активные и интерактивные методы обучения. В нашей статье представлен метод «мирового кафе», который активно используется в бизнес-тренингах. Неформальное интерактивное взаимодействие позволяет создать фасилитативные возможности по формированию научного психологического аппарата будущего профессионала.

Ключевые слова: научно-профессиональное мышление, студент - психолог, интерактивные методы обучения, мировое кафе, технология.

TECHNOLOGY «THE WORLD CAFE» AS THE TOOL FOR THE FORMATION OF SCIENTIFIC AND PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Grishina Anastasia Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sevastopol Economic and Humanitarian Institute (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Sevastopol), Doctoral student of the Department of Psychology and Defectology, Sochi State University (Sochi), e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Kostsova Maria Viktorovna

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Sevastopol State University (Stavropol), e-mail: mashasev@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-57-63

Abstract:

The formation of scientific and professional thinking in the professional activity of a psychologist is conditioned by those technologies that are aimed at systematizing the scientific apparatus. Active and interactive teaching methods can become such technologies. Our article presents the «world cafe» method, which is actively used in business trainings. Informal interactive interaction allows you to create facilitative opportunities through scientific and professional communication.

Key words: scientific and professional thinking, student psychologist, interactive teaching methods, world cafe, technology.

Введение. Согласно современным тенденциям образования научно - исследовательская компетентность студента вуза выходит на первый план. Важно понимать, что без развития научно-профессионального мышления студентов -психологов, невозможно их профессиональное и научное становление.

Высшая школа предъявляет высокие требования к исследовательской деятельности студента, особенно магистра. При этом не созданы технологии, позволяющие развивать научно-профессиональное мышление будущего профессионала, в том числе в формировании научно-понятийного аппарата.

Обзор литературы. По Т.Д. Дубовицкой [2], научно-профессиональное мышление психолога - это когнитивный процесс, заключающийся в установлении объективных сущностных свойств, связей и закономерностей, исследуемых психологом психических явлений, проявляющихся в поведении и деятельности, а также обуславливающий постановку и решение научных и прикладных психологических проблем.

Можно констатировать, что научно-профессиональное мышление психолога является атрибутивной характеристикой зрелого профессионала, которое имеет следующие компонентные составляющие: наличие четко сформированного категориального аппарата, научная логика, эвристичность мышления, высокий уровень прогностических и рефлексивных способностей и т.д. (А.В. Гришина [1], Т.Д. Дубовицкая [2], М.В. Косцова [4]).

Согласно определению, можно выделить, что процесс формирования научно-профессионального мышления психологов всегда носит как теоретический, так и прикладной практический характер. То есть весь процесс научно-профессионального мышления зависит от умения студентов выдвигать и доказывать гипотезы, что так часто называется в экспериментальной психологии «гипоте-тико-дедуктивный метод».

Также В.Г. Залевский [3] определяет эту способность как флексибильность

(гибкость) психики, которая позволяет быть пластичным, эластичным и динамичным в создании причинно-следственных связей в психологической деятельности как метаспособность будущего специалиста в структуре помогающих профессий.

Поэтому необходимо создавать современные методики в процессе получения высшего образования, которые смогли быть направлены на развитие научно-профессионального мышления будущих специалистов - психологов. Нами уже была представлена попытка разрешить данную образовательную проблему с помощью создания коммуникативного курса «Школа молодого ученого» на образовательной платформе MOODLE. В программе данного курса была представлена следующая рабочая программа: от истории науки в филогенезе, до роли конкретного ученого в развитии научной мысли (в том числе ученые, развивающие науку в конкретном регионе). Эффективность данного курса подвергается сомнениям, так как знание основных этапов развития науки, ее представителей не формирует научно-понятийный аппарат студента высшей школы.

Однако, современная психологическая школа трактует, что образование становится эффективным, если используются активные и интерактивные методы обучения. Особенно это актуально, если дело идет о научном творчестве, например: создание темы курсового проекта, написание статьи, защита выпускной квалификационной работы и т.д.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми [6].

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»).

Следовательно, «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие студентам взаимодействовать между собой».

Студет

UZ

Сгудемт

J~

CiWH<

Рисунок 1 - Интеракция в процессе обучения [6]

На первый план выходит не только взаимодействие в системе «преподаватель - студент», а непосредственное взаимодействие между студентами. И здесь возникают вопросы: как сделать так, чтобы эта коммуникация «студент - студент» была эффективной и направленной на предмет изучения?

Материалы и методы. Можно выделить следующие эффективные методы интеракций по формированию научно-профессионального мышления, которые уже используются в высшей школе: песочное моделирование [5]; ментальные карты Т. Бьюзена; технология «Мировое кафе»; технология «Open Space»; технологии использования МАК в образовательном процессе (метафорические / ассоциативные карты), деловые игры и т.д.

Таким образом, можно констатировать, что процесс обучения в вузе должен быть интересным и насыщенным, что позволяет создать благоприятные фа-силитативные условия для развития личности студента, в том числе развивать его научно-профессионального мышления.

Считаем, что технология «Мировое кафе», которая часто используется в бизнес - структурах, станет эффективным инструментом в условиях современной высшей школы.

Технология «Мировое кафе»

Это простой, эффективный и гибкий формат организации диалога больших групп. Мировое кафе может быть модифицировано для достижения различных целей организации, в том числе и образовательной. Секрет методологии заложен в способности создавать особую атмосферу встречи, в которой каждый ее участник чувствует свою значимость и мотивирован к позитивным изменениям в рамках обговариваемой проблемы/задачи.

Методика групповой работы «Мировое кафе» («The World Cafe») была разработана Хуанитой Браун и Дэвидом Айзексом. Работа по методике «Мировое кафе» организуется чаще всего на два-три часа и отличается от других технологий групповой работы даже внешне.

В помещении («кафе») стоят столики, покрытые большими листами бумаги, позволяющими писать на них и делать иные пометки, рисовать, чертить и любым другим способом фиксировать информацию. За каждым столиком постоянно сидит «хозяин» - модератор, а остальные участники свободно перемещаются от столика к столику всякий раз, когда объявляется новый круг обсуждения.

Каждый модератор инструктирует подошедших к его столу, информируя об уже полученных от предыдущих «гостей» и зафиксированных на бумажной поверхности стола идеях и результатах их обсуждения. После этого вновь прибывшие «гости» «мирового кафе» озвучивают свои идеи и проекты решений по проблеме, делая свой вклад в общее обсуждение. Вся заслуживающая внимания информация - предложения по внедрению, идеи по решению проблем, мнения -фиксируется в обязательном порядке.

По окончании очередного тура обсуждения «поверхность стола» - лист бумаги с пометками - вывешивается на «бельевой веревке», то есть прикрепляется у соответствующего стола, модератор которого сводит всю только что прошед-

шую дискуссию и ее результаты в мини-презентацию для всех участников - «посетителей кафе».

Одна из предлагаемых тем «Мирового кафе» в рамках курса «Экспериментальная психология» на тему «Роль экспериментальной психологии в развитии науки «Психологии».

♦ ' Вопросы для дискуссии:

V*

1. Роль экспериментальной психологии в развитии современной науки, какова она?

*/

% 2.Актуальные проблемы экспериментальной психологии, каковы

они?

и п

3. Дизайн психологического исследования: как реализовать в рамках курсового проекта?

4. Во время обсуждений за вашим столом: /I*

* 4

♦ •>

- Какие открытия Вы для себя сделали?

% А А *

**««- -в»®*

- Какие вопросы остались открытыми?

Также в рамках «Мирового кафе» был представлен следующий регламент:

10:00 - перерыв; 10:15 - открытие; 10:30 - 1 вопрос;

11:00 - 2 вопрос; 11:30 - 3 вопрос; 12:00 - 4 вопрос;

12:30 - урожай;

13:00 - закрытие.

Правила этикета участников «Мирового кафе»:

- Держите в фокусе то, что имеет отношение к делу!

- Вкладывайте свои размышления в общую копилку!

- Говорите и умом и сердцем!

- Слушайте, чтобы понимать!

- Связывайте и соединяйте идеи друг с другом!

- Вслушивайтесь сообща, чтобы расслышать внезапные открытия и глубокомысленные вопросы!

- Играйте, чертите, рисуйте - смело делайте пометки на скатерти!

- Получайте удовольствие!

Основная роль, которую исполняют хозяин стола - это фиксация всех мыслей за столом и презентация их для других участников. Таким образом, все участники могут узнать идеи других участников за другими столами. Я хозяйка / хозяин стола - что надо делать?

- Напоминай сидящим за твоим столом, чтобы они помечали себе ключевые смысловые связки идей и важные вопросы по мере их появления.

- Оставайся за столом, когда другие уходят, и приглашай за стол тех, кто ушел из-за других столов.

- Кратко знакомь вновь пришедших с ключевыми открытиями, сделанными в предыдущих беседах, чтобы пришедшие могли связать и выстроить новые идеи на основе тех, что звучали за предыдущим столом.

Таким образом, в процессе обсуждения студенты имели возможность представить свои наработки, а также ознакомиться с результатами работы других «столов», что позволяет выявить уровень погружения студентов в конкретную проблематику и формировать научную составляющую профессиональной деятельности психолога.

Результаты исследования. Сформированность научно-профессионального мышления в профессиональной деятельности психолога обуславливается теми технологиями, которые направлены на систематизацию научного аппарата. Такими технологиями могут стать активные и интерактивные методы обучения. В нашей статье представлен метод «мирового кафе», который активно используется в бизнес-тренингах. Неформальное интерактивное взаимодействие позволяет создать фасилитативные возможности с помощью научно-профессиональной коммуникации.

Литература

1. Гришина, А.В. «Soft-skills»: навыки будущего профессионала / А. В. Гришина, М. В. Косцова, А. В. Еськова // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право : Сборник научных трудов. - Симферополь : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2022. - С. 170-176. - EDN ADRYUU.

2. Дубовицкая, Т.Д. Научно-профессиональное мышление психолога: понятие, функции, диагностика / Т. Д. Дубовицкая, Е. В. Заболотная // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества : Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 15-16 апреля 2022 года / Сост. В.В. Головин. - Севастополь: Общество с ограниченной ответственностью «Рибест», 2022. - С. 151-153. - EDN SISMLY.

3. Залевский, В.Г. Психическая ригидность-флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией : специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Залевский Владислав Генрихович. - Томск, 1999. - 162 с. - EDN NLMYSV.

4. Косцова, М.В. Психологические условия формирования профессиональной рефлексии у студентов, обучающихся по техническим специальностям / М. В. Косцова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6, № 2. - С. 104-110. - EDN QINVPV.

5. Лихачева, Э.В. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагоги-

ческими знаниями / Э.В. Лихачева, А. С. Огнев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 1-4. - С. 114-117. - EDN XQOCBX.

6. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск : Изд-во, НГАУ, 2021. - 58 с.

References

1. Grishina, A.V. «Soft-skills»: skills of a future professional / A.V. Grishina, M. V. Kostsova, A.V. Eskova // Management in conditions of global world transformations: economics, politics, law : Collection of scientific papers. - Simferopol : Limited Liability Company «Publishing House Printing House «Arial», 2022. - pp. 170-176.

- EDN ADRYUU.

2. Dubovitskaya, T. D. Scientific and professional thinking of a psychologist: concept, functions, diagnostics / T. D. Dubovitskaya, E. V. Zabolotnaya // Awareness of Culture is the key to the renewal of society. Prospects for the development of modern society : Materials of the XXIII All-Russian Scientific and Practical Conference, Sevastopol, April 15-16, 2022 / Comp. V.V. Golovin. - Sevastopol: Ribest Limited Liability Company, 2022. - pp. 151-153. - EDN SISMLY.

3. Zalevsky, V. G. Mental rigidity-flexibility in the personality structure of people with subject-subject professional orientation : specialty 19.00.01 «General psychology, personality psychology, history of psychology»: dissertation for the degree of candidate of psychological sciences / Zalevsky Vladislav Genrikhovich. Tomsk, 1999. - 162 p. - EDN NLMYSV.

4. Kostsova, M. V. Psychological conditions for the formation of professional reflection in students studying in technical specialties / M. V. Kostsova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. - 2013. - Vol. 6, No. 2. - pp. 104110. - EDN QINVPV.

5. Likhacheva, E. V. The innovative potential of sand modeling as a means of teaching qualified users psychological and pedagogical knowledge / E. V. Likhacheva, A. S. Ognev // Actual problems of humanities and natural sciences. - 2017. - № 1-4.

- pp. 114-117. - EDN XQOCBX.

6. Reutova E.A. The use of active and interactive teaching methods in the educational process of the university (methodological recommendations for teachers of Novosibirsk State University). Novosibirsk : Publishing House, NGAU, 2021. - 58 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.