Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ И АР КРЫМ)'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ И АР КРЫМ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
136
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / АГРЕССИЯ / ВИДЫ АГРЕССИИ / СТУДЕНТ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ / ETHNIC IDENTITY / AGGRESSION / TYPES OF AGGRESSION / STUDENT / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Косцова М. В., Гришина А. В., Быстрюков В. А.

В статье рассмотрен феномен агрессии, который проявляется в виде реакций и форм, различающихся по степени выраженности и сложности. Выделены психологические механизмы этнической идентичности на этапе получения высшего профессионального образования. Существуют различия рассматриваемых нами этносов, подтверждаемые исследованиями ученых, которые могут свидетельствовать о том, что одним из факторов агрессивности человека является его принадлежность к определенной этнической группе. Студенческая молодежь наиболее открытая группа, она быстрее остальных групп усваивает черты агрессии. Представлены эмпирические результаты изучения значимых различий в проявлении агрессии у студентов вуза: студенты украинского этноса склонны к проявлению прямой вербальной агрессии, показатели по этой шкале значимо отличаются от показателей прямой вербальной агрессии у студентов русского и крымскотатарского этноса. Значимые различия в проявлении прямой и косвенной физической агрессии не были выявлены. Также было доказано, что у студентов крымскотатарской и украинской этнических групп выявлена позитивная этническая идентичность и толерантность по отношению к другим этническим группам. Деструктивные типы этнической идентичности: «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» не проявляются ни в одной группе респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Косцова М. В., Гришина А. В., Быстрюков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF STUDENTS AGGRESSIVE BEHAVIOR OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS (ON THE EXAMPLES OF SEVASTOPOL AND THE CRIMEA)

The article considers the phenomenon of aggression, which manifests itself in the form of reactions and forms that differ in severity and complexity. Psychological mechanisms of ethnic identity at the stage of higher professional education are highlighted. Aggression can be both non-dangerous for the person and others, but also have a destructive nature that can cause harm to others. There are differences in the ethnicities we are considering, confirmed by research by scientists, which may indicate that one of the factors of a person's aggressiveness is their belonging to a certain ethnic group. Student youth is the most open group, it is faster than other groups to learn the features of aggression. To study the features of aggression, the following methods were used: the questionnaire "Aggressive behavior" by E. P. Ilyin, P. A. Kovalev (scales: direct and indirect verbal and physical aggression) and the method "Types of ethnic identity" by G. U. Soldatova, S. V. Ryzhova, which identified various types of ethnic identity: from positive to negative: ethnonigilism, ethnic indifference, positive ethnic identity, ethno-egoism, ethnic isolation, and ethno-fanaticism. The article presents empirical results of studying significant differences in the manifestation of aggression among University students: students of the Ukrainian ethnic group are prone to direct verbal aggression, indicators on this scale differ significantly from those of direct verbal aggression among students of the Russian and Crimean Tatar ethnic group. Significant differences in the manifestation of direct and indirect physical aggression were not revealed. It was also proved that students of the Crimean Tatar and Ukrainian ethnic groups had a positive ethnic identity and tolerance towards other ethnic groups. Destructive types of ethnic identity: "ethno-egoism", "ethno-isolationism", "ethno-fanaticism" do not appear in any group of respondents.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ И АР КРЫМ)»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 6 (72). 2020. № 2. С. 87-95.

УДК 159.942.2

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП (НА ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЯ И АР КРЫМ)

Косцова М. В.1, Гришина А. В.2, Быстрюков В. А.3

1Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия E-mail: mashasev@mail.ru

2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Севастополь, Россия E-mail: nast_kostsova@mail.ru

3Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Ялта, Республика Крым, Россия, E-mail: sevchoice@gmail.com

В статье рассмотрен феномен агрессии, который проявляется в виде реакций и форм, различающихся по степени выраженности и сложности. Выделены психологические механизмы этнической идентичности на этапе получения высшего профессионального образования. Существуют различия рассматриваемых нами этносов, подтверждаемые исследованиями ученых, которые могут свидетельствовать о том, что одним из факторов агрессивности человека является его принадлежность к определенной этнической группе. Студенческая молодежь наиболее открытая группа, она быстрее остальных групп усваивает черты агрессии. Представлены эмпирические результаты изучения значимых различий в проявлении агрессии у студентов вуза: студенты украинского этноса склонны к проявлению прямой вербальной агрессии, показатели по этой шкале значимо отличаются от показателей прямой вербальной агрессии у студентов русского и крымскотатарского этноса. Значимые различия в проявлении прямой и косвенной физической агрессии не были выявлены. Также было доказано, что у студентов крымскотатарской и украинской этнических групп выявлена позитивная этническая идентичность и толерантность по отношению к другим этническим группам. Деструктивные типы этнической идентичности: «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» не проявляются ни в одной группе респондентов.

Ключевые слова: этническая идентичность, агрессия, виды агрессии, студент, высшее профессионального образование.

ВВЕДЕНИЕ

С давних времен Крымский полуостров был перекрестком многих дорог и соединял различные племена, народы и государства. Здесь переплелись Запад и Восток, ислам, христианство и иудаизм. В настоящее время представители более 70 этнических групп и этносов живут в Крыму. Демографическая ситуация в Республике Крым характеризуется обширным этническим разнообразием. Автономная Республика Крым - это единственное административно-территориальное образование в России, в составе населения которой не доминируют представители титульной нации в силу исторических причин.

Агрессивное поведение в наши дни скорее обыденность, чем исключение. Проблема агрессивного поведения современной молодежи приобретает всё более

87

острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больше внимания уделяют вопросам исследования, контроля и снижения агрессивных проявлений. Особенности агрессивного поведения таковы, что, затрагивая эмоциональную сферу личности, они способствуют усугублению психологического диссонанса, формированию стрессового и депрессивного состояний [1-4].

Многоплановое психологическое исследование проблемы агрессивного поведения в мировой психологической науке нашло свое отражение в ряде работ отечественных (Андреева Г. М., Антонян Ю. А., Знаков В. В., Еникополов С. В., Колчина Л. П., Реан А. А., Романин Е. В., Рощин С. Е., Фурманов И. А.) и зарубежных психологов (Бандура А., Вальтер Р., Басс А., Лоренц К.).

Цель статьи - определить особенности проявлений агрессивного поведения студентов разных этических групп (на примере Севастополя и АР Крым).

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Севастопольского государственного университета в 2019 году. В исследовании приняли участие 45 студентов 2 курса, проживающих в Севастополе (35 % респондентов) и АР Крым (65 % респондентов): 15 русских, 15 крымских татар, 15 украинцев (этническая принадлежность указывалась респондентами). Средний возраст респондентов - 20 лет.

Для достижения поставленной цели были применены следующие методики: опросник «Агрессивное поведение» (авторы Е. П. Ильин, П. А. Ковалёв [5]) и методика «Типы этнической идентичности» (авторы Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова [6]).

Для выявления различий в уровне проявлений агрессивного поведения студентов разных этнических групп был использован непараметрический статистический метод для несвязных выборок и - критерий Манна-Уитни.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

По результатам констатирующего эксперимента агрессивного поведения студентов разных этнических групп при помощи выбранного инструментария, был осуществлен анализ с помощью методов описательной статистики.

По опроснику «Агрессивное поведение» (Е. П. Ильин, П. А. Ковалёв) полученные данные об уровнях проявления агрессии студентов, относящихся к разным этносам, отображены в таблице 1 и на рисунке 1.

Полученные в процессе диагностики результаты показали, что низкий уровень прямой вербальной агрессии наблюдается у 20% студентов русской этнической группы, 6% крымскотатарской и 0% студентов украинской этнической группы.

Пониженный уровень диагностирован у 27% русских, 20% крымских татар и у 13% украинцев. Средний уровень прямой вербальной агрессии характерен 27% студентов русского этноса, 53% студентов крымско-татарского этноса и 40% студентов украинского этноса.

88

Таблица 1

Результаты исследования прямой вербальной агрессии по методике «Агрессивное поведение» Е. П. Ильина, П. А. Ковалёва (в %)

Этнические Уровень

группы Низкий Пониженный Средний Повышенный Высокий

Русские 3 / 20% 4 / 27% 4 / 27% 3 / 20% 1 / 6%

Крымские 1 / 6% 3 / 20% 8 / 53% 3 / 20% 0 / 0%

татары

Украинцы 0 / 0% 2 / 13% 6 / 40% 6 / 40% 1 / 6%

Повышенный уровень прямой вербальной агрессии был определен у 20% студентов русского крымско-татарского этноса, 40% - у студентов украинского этноса. Высокий уровень вербально агрессии отмечается у 6% студентов, относящихся к русской и украинской этнической группам.

Проведённый статистический анализ по и - критерию Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в склонности к прямой вербальной агрессии у русских и крымских татар (иэмп=101 при р<0,05). Кроме того, выявлены значимые различия по прямой вербальной агрессии между студентами украинцами и крымскими татарами (иэмп =65 при р<0,05). Значительные различия обнаружены между студентами русской этнической группы и студентами украинской этнической группы (иэмп =60 при р<0,05).

Результаты исследования по шкале косвенная вербальная агрессия представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования по шкале «косвенная вербальная агрессия» (в %).

Полученные результаты позволяют говорить о том, что студенты русской и крымско-татарской этнических групп не склонны к проявлению косвенной

89

вербальной агрессии. Студенты украинской этнической группы напротив склонны к выражению вербальной косвенной агрессивности.

Проведенный статистический анализ по шкале косвенная вербальная агрессия значимых различий между всеми этническими группами не выявил.

Далее представлены результаты исследования по шкалам косвенная и прямая физическая агрессия. Данные отображены на рисунках 2 и 3.

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ Крымские татары

I Украинцы

низкии уровень

повышенный уровень

высокий уровень

Рис. 2. Данные исследования по шкале «косвенная физическая агрессия» (в %).

По результатам, изображенным на графике, заметно, что у респондентов русской и украинской этнических групп наиболее выражен низкий уровень агрессии, у студентов крымско-татарского этноса косвенная физическая агрессия представлена на среднем уровне. Проведенный статистический анализ по шкале физическая косвенная агрессия значимых различий между студентами -представителями трех этнических групп - не выявил.

80% / 60% 40% 20% 0%

I Русские

□ Крымские татары

I Украинцы

пониженный уровень

повышенный уровень

высокий уровень

Рис. 3. Результаты исследования по шкале «прямая физическая агрессия» (в %).

60%

27%

13%

0%

0%

33%

33%

33%

0%

0%

53%

33%

20%

0%

3%

67%

13%

20%

0%

0%

33%

40%

27%

0%

0%

47%

13%

20%

20%

0%

90

По приведенным на графике данным, можно сделать заключение о том, что для студентов-представителей русского этноса характерен низкий уровень прямой физической агрессии, а повышенный и высокий уровни отсутствуют, у студентов, относящихся к крымскотатарскому этносу наиболее выражен пониженный уровень агрессии; значимых различий по шкале прямая физическая агрессия не выявлено.

В целом можно отметить, что склонность к проявлению прямой физической агрессии среди студентов различных этносов находится на низком и пониженном уровнях.

Для выявления особенностей этнического самосознаниия и типов идентичности была применена методика «Типы этнической идентичности» Солдатовой Г. У. Результаты студентов русской этнической группы о выраженности отношения к собственной этнической группе и толерантности по отношению к другим группам приведены на рисунке 4.

80% 60% 40% 20% 0%

Этнонигили зм

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этнофанати зм

Позитивная этноиденти чность

■ Высокий уровень 20% 40% 20% 20% 24% 60%

□ низкий уровень 80% 60% 80% 80% 76% 40%

Рис. 4. Этническая принадлежность у студентов русской этнической группы.

Пассивной формой отрицания важности этнического критерия в процессе самоопределения личности выступает этническая индифферентность. Она является преобладающим типом этнической идентичности у 6 человек, выражена на 40%, она же является доминирующей у данных студентов. У оставшихся 9 студентов доминирующей является позитивная этническая идентичность 60%.

Далее мы рассмотрели низкие уровни идентичности у студентов русского этноса. Выявлена низкая степень интенсивности этнонигилизма - 80% у 12 студентов.

К деструктивным типам этнической идентичности относятся ее гипертрофированные формы: «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм». Низкий уровень этноэгоизма определен у 80% (12 студентов). Этнофанатизм на низком уровне наблюдается у 76%, то есть у 11 студентов. Этнофанатизм не является преобладающим типом этнической идентичности ни у одного испытуемого студента, это радикальная форма, ставящая интересы «своего» народа выше прав индивида.

91

Далее на рисунке 5 представлены результаты студентов крымскотатарской этнической группы, о выраженности отношения к собственной этнической группе и толерантности по отношению к другим группам.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Этнонигилизм

Этническая индифферентн

■ Высокий уровень 20% 33°% 33% 20% 47% 67%

□ низкий уровень 80% 67°% 67% 80% 53% 33%

Этноизоляцио низм

Этнофанатизм

Позитивная этноидентично

Рис. 5. Этническая принадлежность у студентов крымскотатарской этнической

группы.

Доминирующими типами у респондентов являются: этническая индифферентность (33%, в количестве 5 человек), а также позитивная этническая идентичность 67% (в количестве 10 человек). Также выявили низкие уровни таких типов идентичности: этнонигилизм и этноизоляционизм - 80% (12 респондентов). Деструктивные типы этнической идентичности этноэгоизм на низком уровне находится у 67% (в количестве 10 человек), так же низкий уровень этнофанатизма наблюдается у 53% (в количестве 8 студентов). Также выявлено немалое количество студентов со средней интенсивностью форм этноэгоизма 33% (5 человек). Этнофанатизм 47% (7 человек) выражается в готовности к принятию любых действий во имя своего народа.

Результаты изучения студентов украинской этнической группы представлены на рисунке 6.

Данные на рисунке показывают, что этническая индифферентность, являющаяся нормой, доминирует лишь у 13% испытуемых (2 человека), этнонигилизм выявлен у 60% опрошенных (9 человек). Позитивная этническая идентичность, другими словами хорошее отношение как к своему этносу, так и к другим этническим группам, доминирует у 87% студентов. Деструктивные типы этнической идентичности: «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» находятся на низком уровне у 87% (13 человек) у оставшихся 13% (2 человека) эти формы находятся на средних уровнях. Следовательно, данные студенты могут быть предрасположены к готовности идти на любые действия во имя этнических интересов.

92

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

I Высокий уровень

□ низкий уровень

Рис 6. Этническая принадлежность у студентов украинской этнической группы.

Проведенный методом математической статистики анализ ^ - критерий Манна-Уитни), показал значимые и незначимые различия в этническом самосознании студентов. Значимые различия наблюдаются между русскими и крымскими татарами, по шкалам:

• позитивная этническая идентичность (Uэмп=55.5 при p<0,05) в зоне значимости;

• между студентами крымско-татарского и украинского этноса: позитивная этническая идентичность (№мп=49.5 при p<0,05) в зоне значимости.

Следовательно, в результате анализа было доказано, что студенты украинской этнической группы более толерантны по отношению как к своей этнической группе, так и к другим этносам, но также более толерантны, чем студенты русского этноса. У студентов крымскотатарской и украинской этнических групп выявлена позитивная этническая идентичность и толерантность по отношению к другим этническим группам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно эмпирическому исследованию по изучению различий в агрессивном поведении студентов разных этнических групп можно сделать следующие выводы:

- студенты украинского этноса склонны к проявлению прямой вербальной агрессии, показатели по этой шкале значимо отличаются показателей прямой вербальной агрессии у студентов русского и крымскотатарского этноса.

- значимые различия в проявлении прямой и косвенной физической агрессии не были выявлены.

- доказано, что студенты украинской этнической группы более толерантны по отношению как к своей этнической группе, так и к другим этносам, на втором месте в позитивном отношении как к своему этносу, так и к другим - студенты

93

крымскотатарской этнической группы, студентам русского этноса менее свойственно такое отношение к другим этническим группам.

- деструктивные типы этнической идентичности: «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм» не проявляются ни в одной группе респондентов.

Полученные данные должны учитываться в образовательном процессе и с целью предотвращения конфликтов на этнической почве.

Список литературы

1. Гришина А. В. Экспериментальная модель развития эмоциональной направленности личности в процессе профессионального самоопределения студентов вуза (на примере исследования обучающихся техническим специальностям) / А. В. Гришина // Журнал «Вестник ЮУрГУ», серия «Психология». - Челябинск, 2013. - Том 6. - № 2. - С. 98-103.

2. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология. - № 1. - 2001. - С. 60-72.

3. Косцова М. В. От толерантности к конформизму: исследование конформизма у студентов высшего технического направления подготовки / М. В. Косцова, А. Глущенко, К. Лисецкая // Политика современных социально-экономических систем: сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, молодых ученых и преподавателей, 26 мая 2016 г., Волгоград / отв. ред. О. В. Ангел, А. И. Гончаров; ЧОУ ВО «Институт управления», Волгоградский филиал. - Волгоград: Сфера, 2016. - С. 311-314.

4. Черный Е. В. Конфликтные идентичности: технология направленного взрыва / Е.В. Черный // Политическое пространство и социальное время. 1917-2017: смыслы и ценности прошедшего столетия. Сборник научных трудов XXXII Харакского форума 17-21 мая 2017 г., г. Ялта / Под ред. Т. А. Сенюшкиной, А. В. Баранова. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2017. - С. 255-259.

5. Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения / Е. П. Ильин. - М.: Питер. - 2014. - 157 ^

6. Гришина А. В. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто -и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учебно-методическое пособие / А. В. Гришина, А. А. Зеленов, С. Л. Лунин. - М.: КРЕДО. - 2016. - 28 с.

THE PECULIARITIES OF STUDENTS AGGRESSIVE BEHAVIOR OF DIFFERENT ETHNIC GROUPS (ON THE EXAMPLES OF SEVASTOPOL AND THE CRIMEA)

Kostsova M. V.1, Grishina A. V.2, Bystrukov V. A.3

'Sevastopol State University, Sevastopol, Russian Federation E-mail: mashasev@mail.ru

2Sevastopol Economic-Humanitarian Institute of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol, Russian Federation E-mail: nast_kostsova@mail.ru

3Humanities and Education Science Academy of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea, Russian Federation E-mail: sevchoice@gmaiL com

The article considers the phenomenon of aggression, which manifests itself in the form of reactions and forms that differ in severity and complexity. Psychological

94

mechanisms of ethnic identity at the stage of higher professional education are highlighted. Aggression can be both non-dangerous for the person and others, but also have a destructive nature that can cause harm to others. There are differences in the ethnicities we are considering, confirmed by research by scientists, which may indicate that one of the factors of a person's aggressiveness is their belonging to a certain ethnic group. Student youth is the most open group, it is faster than other groups to learn the features of aggression.

To study the features of aggression, the following methods were used: the questionnaire "Aggressive behavior" by E. P. Ilyin, P. A. Kovalev (scales: direct and indirect verbal and physical aggression) and the method "Types of ethnic identity" by G. U. Soldatova, S. V. Ryzhova, which identified various types of ethnic identity: from positive to negative: ethnonigilism, ethnic indifference, positive ethnic identity, ethno-egoism, ethnic isolation, and ethno-fanaticism.

The article presents empirical results of studying significant differences in the manifestation of aggression among University students: students of the Ukrainian ethnic group are prone to direct verbal aggression, indicators on this scale differ significantly from those of direct verbal aggression among students of the Russian and Crimean Tatar ethnic group. Significant differences in the manifestation of direct and indirect physical aggression were not revealed. It was also proved that students of the Crimean Tatar and Ukrainian ethnic groups had a positive ethnic identity and tolerance towards other ethnic groups. Destructive types of ethnic identity: "ethno-egoism", "ethno-isolationism", "ethno-fanaticism" do not appear in any group of respondents.

Keywords: ethnic identity, aggression, types of aggression, student, higher professional education.

References

1. Grishina A.V., Experimental model of the development of emotional orientation of the individual in the process of professional self-determination of University students (on the example of a study of students in technical specialties), Journal «Vestnik YUUrGU», seriya «Psihologiya», Chelyabinsk, 6, 2, 98 (2013).

2. Enikolopov S.N., The concept of aggression in modern psychology, Applied psychology, 1, 60 (2001).

3. Koscova M.V., Glushchenko A., Liseckaya K., From tolerance to conform: the study of conformity among the students of the higher technical education, Politics of modern socio-economic systems: Collection of materials of the international scientific and practical conference of students, young scientists and teachers, 26 may 2016 g., Volgograd, under the editorship by O.V. Angel, A.I. Goncharov; CHOU VO «Institute of management», branch in Volgograd, Volgograd, Sfera, s. 311 (2016).

4. Chernyj E.V., Conflict of identities: technology of directed explosion, Political space and social time. 1917-2017: the meanings and values of the past century. Collection of scientific papers of the XXII Harak forum (17-21 may, 2017, Yalta), under the editorship by T.A. Senyushkinoj, A.V. Baranova, Simferopol: IT «ARIAL» (2017), S. 255.

5. Il'in E.P., Psihologiya agressivnogopovedeniya, 157 s. (Piter, M, 2014).

6. Grishina A.V., Zelenov A.A., Lunin S.L., Diagnostics of the influence of ethnic identity on the formation of ethnic auto-and heterostereotypes in refugees and internally displaced persons from the regions of local military conflicts and the host population, educational and methodical manual, 28 s. (KREDO, M., 2016).

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.