Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №4, Том 6 / 2018, No 4, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-4-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN418.pdf
Статья поступила в редакцию 30.06.2018; опубликована 17.08.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бузыкина Ю.С. Национально-психологические характеристики и проявление агрессивности у молодежи разных этнических групп // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Buzykina Yu.S. (2018). National-psychological characteristics and manifestation of aggression among young people of different ethnic groups. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/11PSMN418.pdf (in Russian)
УДК 316.6 ГРНТИ 15.41.61
Бузыкина Юлия Сергеевна
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3198-0729 РИНЦ: https://elibrary. ru/author_profile.asp?id=686107 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190947858
Национально-психологические характеристики и проявление агрессивности у молодежи разных этнических групп
Аннотация. В статье раскрывается проблема, связанная с качественной спецификой проявления агрессивности и некоторых национально-психологических характеристик у молодежи разных этнических групп. На сегодняшний день в обществе происходят глубокие перемены, тесно связанные со спецификой межэтнического взаимодействия.
Под национально-психологическими характеристиками личности нами понимаются динамические компоненты в структуре психологии нации, которые предполагают осмысление и наиболее точное выявление специфики ее проявления. Это национально-психологические особенности людей, которые характеризуют специфику взаимодействия, своеобразие протекания психических процессов, а также взаимодействия представителей различных этнических групп. Данная проблема приобретает особую актуальность в молодежной среде, которая является наиболее подверженной формированию этнических стереотипов.
Агрессивность представляет собой свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному типу реагирования в том случае, если возникает фрустрирующая или конфликтная ситуация.
Возрастание уровня агрессивности в молодежной среде связано не только с их личностными характеристиками, но и с национально-психологическими особенностями, что нуждается в эмпирическом изучении.
В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих связи национально-психологических характеристик и особенностей проявления агрессивности
https://mir-nauki.com
у представителей разных этнических групп. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему проведенного исследования.
В данной статье приведены результаты эмпирического исследования, в ходе которого было установлено, что существует связь национально-психологических характеристик и проявлений агрессивности у молодежи разных этнических групп, а также доказана качественная специфика проявления агрессивности и таких национально-психологических характеристик, как: типы этнической идентичности, уровень толерантности, этнические авто-и гетеростереотипы у студентов русской и татарской национальностей.
Ключевые слова: национально-психологические характеристики; агрессивность; типы этнической идентичности; толерантность; этнические автостереотипы; этнические гетеростереотипы; молодежная среда; представители русской и татарской этнических групп
В современном обществе на данный момент времени происходят глубокие перемены, затрагивающие все сферы жизни людей.
В многонациональной России в условиях системных социально-политических изменений происходит смена идентификационных критериев, где этничность становится одним из ведущих факторов при регуляции межгрупповых отношений.
Поликультурная среда школы создает условия для освоения универсальных для любого этноса способов познания окружающей действительности, а также на эмоциональном уровне возникает возможность диалога разных культур, что способствует развитию элементов каждой культуры в отдельности [1, с. 21].
Сложившаяся в мире социально-политическая ситуация достаточно сильно влияет на формирование и развитие различных расовых и этнических стереотипов [2, с. 24].
В условиях развала прежней и несформированности новой нормативно-ценностной системы место отсутствующих ориентиров легко могут занимать формируемые деструктивные представления и убеждения.
Современная молодежь живет в постоянно изменяющихся условиях в силу чего, поиск и сохранение личностной идентичности являются необходимым связующим фактором для перспективного развития личности в будущем [3, с. 38].
Этническое сознание не только склонно абсолютизировать некоторые реально имеющиеся этнические свойства, но и стремится приписать и своему, и иному этносам несуществующие черты.
Этническая идентичность выступает как составная часть социальной идентичности, которая фиксирует осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности [4, с. 78-84]. Идентичность выступает и в качестве объединения и тождественности, и противопоставления и конфронтации в категориях «Мы и Они» [5].
Проходя социализацию в этнической среде, человек перенимает ранее сложившиеся в ней этносоциальные установки и стереотипы, опираясь на них при взаимодействии со своими и чужими этническими группами.
Степень сформированности эмоционально-оценочного осознания принадлежности к этнической общности проявляется в этнических авто- и гетеростереотипах, под которыми понимается совокупность основных признаков о специфических чертах собственной этнической группы и соответственно совокупность атрибутивных признаков о свойствах других этнических групп [6].
https://mir-nauki.com
На основе стереотипов могут формироваться этнические предрассудки, которым может быть присуща негативная эмоциональная окраска. Но, кроме того, они могут быть и позитивными, проявляясь в этнической толерантности, под которой понимается способность человека к проявлению терпимости к малознакомым национальным традициям, обычаям и чувствам, а также образу жизни, поведению и т. д. представителей других этнических групп.
Часто межэтническая терпимость может проявляться в различных критичных ситуациях межличностного и внутриличностного выбора, которые сопровождаются некоторой психологической напряженностью, т. к. взаимодействие человека с представителями других народов может сопровождаться проявлением состояния фрустрации.
Кроме того, страх перед чужим, основанный на неуверенности в своих собственных силах, может выступать психологическим стимулом на пути к агрессивности. Побудительным мотивом и одновременно закрепляющимся стереотипом поведения, направленным на противодействие чужим влияниям и на их изоляцию, выступает отсутствие доверия и взаимопонимания [7, с. 381-382].
В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих связь национально-психологических характеристик и особенностей проявления агрессивности в молодежной среде. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.
Целью исследования выступило изучение национально-психологических характеристик и особенностей проявления агрессивности у молодежи разных этнических групп.
Выборку исследования составили 30 студентов разных направлений подготовки ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (15 человек русской национальности, 15 - татарской национальности) в возрасте от 19 до 22 лет.
В ходе эмпирического исследования были применены следующие методики: «Методика диагностики показателей и форм агрессии» (А. Басса, А. Дарки) [8], опросник «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [9, с. 13-17], экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова) [9, с. 9-12], методика «Анкета биполярных профилей» (Т.Г. Стефаненко) [9, с. 22-24].
В результате диагностики этнического самосознания студентов по методике «Типы этнической идентичности» можно сказать, что, как и у русских, так и у татар, среди типов этнической идентичности преобладает позитивная этническая идентичность. Это значит, что у большинства испытуемых, не зависимо от национальности, происходит сочетание позитивного отношения к своему народу и к другим народам.
У татар в большей мере, чем у русских выражена этническая индифферентность, т. е. у них присутствует размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности для них фактора этничности в целом.
Такие типы этнической идентичности, как этнонигилизм, этноизоляционизм, этноэгоизм и этнофанатизм, как у русских, так и у представителей татарского этноса, имеют примерно одинаковые показатели.
По данным методики диагностики показателей и форм агрессии можно отметить, что между представителями русской и татарской национальности по всем показателям практически нет качественных различий, числа очень приближены друг к другу.
Наблюдается отличие только по показателю «Чувство вины», значение которого по выборке выше среднего уровня. Выраженное чувство вины может выступать в роли
https://mir-nauki.com
сдерживающего фактора проявления форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества.
Так, у группы испытуемых татарского этноса значения выше, чем у русских, то есть для них более свойственно считать себя плохими, совершающими неправильные поступки, испытывать угрызения совести.
Показатель «Вербальная агрессия» самый высокий из всех в обеих группах, но находится на среднем уровне выраженности.
Меньше всего выражены такие показатели, как негативизм и обида (преобладает средний уровень выраженности показателей), т. е. русским и представителям татарской национальности не свойственна оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
В целом по выборке у большинства испытуемых выявлен средний уровень агрессивности (65 %) и враждебности (75 %). Это говорит о том, что испытуемые хорошо знают и принимают нормы и правила поведения, но иногда нарушают их. Склонность к проявлению агрессии и враждебности носит умеренный характер и, вероятнее всего, зависит от ситуации. Для них характерна умеренная выраженность негативных чувств и эмоций.
У 35 % испытуемых низкий уровень агрессивности, что говорит о том, что их можно охарактеризовать, как миролюбивых, не склонных к проявлению агрессии в поведении.
У 25 % испытуемых средний уровень враждебности. Для них характерна умеренная выраженность негативных чувств и негативных оценок окружающих людей и происходящих событий.
В результате диагностики общего уровня толерантности можно сказать, что у испытуемых русской национальности наиболее выражена толерантность, как черта личности, что указывает на то, что их установки и убеждения в значительной степени содержат гуманное отношение к окружающему миру в целом, что и определяет соответствующее уважительное поведение к другим.
У представителей татарской национальности преобладает такой вид толерантности, как «этническая толерантность», что свидетельствует о том, что они более доброжелательно и снисходительно относятся к представителям других этнических культур, отличных от их собственной.
По показателям «социальная толерантность» и «толерантность как черта личности» лица русской национальности имеют более высокий результат. Это может говорить о том, что они более толерантно относятся к различным социальным группам, а также к окружающему миру в целом.
На основе процентных данных можно сказать об общем уровне толерантности в двух группах. Так, у 13,3 % лиц русской национальности выражен высокий уровень толерантности, у 86,7 % преобладает средний уровень толерантности. Это может говорить о том, что у данной этнической группы поведение будет зависеть от конкретных ситуаций.
В группе испытуемых татарской национальности у 73,4 % выражен средний уровень толерантности, а у 26,6 % - низкий уровень толерантности, что характеризует интолерантное отношение. Это говорит о том, что в поведении представителей татарской национальности сочетаются толерантные и интолерантные черты.
Представители татарской национальности с интолерантным отношением не проявляют терпение и уважение к мнению других, к поведению других, не сохраняют устойчивость по отношению к неприемлемому или манипулятивному влиянию.
Однако, по выборке в целом, выражение толерантных установок по отношению к окружающему миру и людям является преобладающим.
По методике «Анкета биполярных профилей» (Т.Г. Стефаненко) были получены следующие результаты.
Наибольшую выраженность у людей русской национальности имеют такие качества, как общительность, трудолюбие, доброжелательность к России, патриотизм, деловитость.
Качества, которые представители русской и татарской национальности приписывают другой этнической группе, отличаются от тех, которыми они характеризуют свои национальности. Так, на уровне гетеростереотипов у русских сильно выражены такие качества, как агрессивность, скованность, воспитанность, космополитизм.
Наибольшую выраженность у лиц татарской национальности имеют такие качества, как воспитанность, патриотизм, гостеприимство, трудолюбие и доброта. Агрессивность, раскованность и негостеприимство наиболее выражены на уровне гетеростереотипов.
На основе полученных данных можно сказать, что наиболее значимым автостереотипом, не зависимо от национальной принадлежности, является трудолюбие и патриотизм.
На уровне гетеростереотипов, как у представителей русской, так и татарской национальности, преобладает такое качество, как агрессивность.
Полученные с помощью данной методики результаты исследования показывают, что образы аут-группы оказались менее позитивными по сравнению с образами ин-группы.
В данном случае наличие негативных оценочных компонентов в структуре гетеростереотипов говорит об активизации защитных механизмов внешнегруппового восприятия, свидетельствующих о внутригрупповом сплочении для сохранения своей индивидуальности и повышения ее позитивности любыми способами: от завышения оценки ин-группы до занижения оценки аут-группы.
На заключительном этапе исследования была проведена математико-статистическая обработка полученных результатов с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена [10, с. 208], на основе которой было выявлено, что:
• существует корреляционная связь между толерантностью, как чертой личности и агрессивностью (^ = 0,481 при р < 0,01), а также этнической толерантностью и агрессивностью (г8 = 0,47 при р < 0,01);
• выявлена связь агрессивности и этнической идентичности: позитивной этнической идентичности = 0,521 при р < 0,01) и этнической индифферентности (г8 = 0,452 при р < 0,05);
• существует связь между агрессивностью и автостереотипами (^ = 0,471 при р < 0,01) и гетеростереотипами (^ = 0,47 при р < 0,01).
Соответственно, для молодых людей с преобладающим типом толерантности, как черты личности, а также этнической толерантностью, с позитивной этнической идентичностью и этнической индифферентностью, а также выраженными авто- и гетеростереотипами преобладают следующие виды агрессии: вербальная, косвенная агрессия, а также чувство вины.
https://mir-nauki.com
Так, у молодежи русской национальности по выборке в целом преобладает толерантность, как черта личности, доминирует позитивная этническая идентичность, при этом достаточно выражена этническая индифферентность, характерна вербальная и косвенная агрессия. Представители русской национальности считают себя общительными, трудолюбивыми, доброжелательными к России, с выраженным чувством патриотизма, деловитыми, а также добрыми, гостеприимными и бескорыстными. Татар воспринимают, как агрессивных, скованных, воспитанных, с выраженным космополитизмом.
У молодежи татарской этнической группы по выборке в целом преобладает этническая толерантность, доминирует позитивная этническая идентичность, при этом значительно выражена этническая индифферентность, для них характерны вербальная агрессия и чувство вины (аутоагрессия). Представители татарской национальности воспринимают себя воспитанными, патриотичными, гостеприимными, трудолюбивыми, добрыми. Русских описывают, как агрессивных, раскованных и негостеприимных.
Можно сказать о том, что многие личностные качества на уровне автостереотипов являются схожими у представителей двух национальных общностей, что говорит об общем позитивном восприятии своих этнических групп.
Для проверки гипотезы о существовании качественной специфики проявления агрессивности и некоторых национально-психологических характеристик был применен критерия и-Манна-Уитни [10, с. 49]. Установлено, что существуют различия в проявлении некоторых характеристик у представителей русской и татарской национальностей.
Так, у представителей русской национальности на фоне преобладающей позитивной этнической идентичности показатель этнической индифферентности ниже, чем у молодежи татарской национальности.
При этом у представителей татарской национальности показатели позитивной этнической идентичности выше, чем у русских, но не значительно, на уровне тенденций.
Кроме того, у русских наиболее выражена толерантность, как черта личности, что указывает на их гуманное отношение к окружающему миру в целом, что и определяет соответствующее уважительное поведение к другим. При этом у них в меньшей степени, чем у татар, присутствует чувство вины, а также выше косвенная агрессия. Значимых различий по вербальной агрессии не выявлено.
У представителей татарского этноса по сравнении с русскими доминирует этническая толерантность. Это проявляется в том, что они более доброжелательно и снисходительно относятся к представителям других этнических культур, отличных от их собственной.
Что касается авто- и гетеростереотипов, можно сказать, что воспитанность, как качество, является одним из преобладающих у татар, как на уровне авто-, так и гетеростереотипов.
При этом такое качество, как «гостеприимство» (Шмп = 70 при р < 0,05) приписывается своей этнической группе, в то время как русским на уровне гетеростереотипов приписывается «негостеприимство». Однако, значимых различий на данном уровне не выявлено.
Также по можно сказать, что на уровне автостереотипов представители русской национальности считают себя общительными (Шмп = 46,5 при р < 0,01) и деловитыми (Шмп = 57,5 при р < 0,05), а татары - воспитанными (Шмп = 79,5 - не значимы), гостеприимными (Шмп = 70 при р < 0,05) и добрыми (Шмп = 51,5 при р < 0,01).
В данной выборке трудолюбие и патриотизм являются доминирующими характеристиками, не зависимо от национальной принадлежности.
На уровне гетеростереотипов русские приписывают представителям татарского этноса такие характеристики, как: воспитанность, космополитизм, скованность, в то время как татары представляют русских, как раскованных (Шмп = 82,5 - не значимы). Но значимых различий по данной черте не выявлено. Кроме того, не зависимо от этнической принадлежности, преобладает такой гетеростереотип, как агрессивность.
Таким образом, в результате исследования была выявлена связь между национально-психологическими характеристиками и проявлениями агрессивности у студентов русской и татарской национальностей. Полученные данные указывают на то, что у молодых людей сформированы противоречивые взгляды по отношению к украинской национальности.
Результаты данного исследования можно использовать в работе педагога-психолога при разработке рекомендаций и профилактических мероприятий по предупреждению формирования в студенческой среде этнической нетерпимости и интолерантности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бузыкина Ю.С., Пчелинцева О.В. Адаптация обучающихся в поликультурной среде [Текст] / Ю.С. Бузыкина, О.В. Пчелинцева // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации: сб. ст. науч. конф. / под ред. О.П. Суриной. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. - С. 20-24.
2. Бузыкина Ю.С. Изучение этнических стереотипов и установок в молодежной среде [Текст] / Ю.С. Бузыкина, И.А. Маёршина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). - С. 24-29.
3. Бузыкина Ю.С. Личностная идентичность молодежи разных этнических групп [Текст] / Ю.С. Бузыкина // Социально-психологическая адаптация мигрантов в современном мире: материалы 4-ой междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. - С. 38-43.
4. Гриценко В.В. Кросскультурное исследование этнической идентичности азербайджанцев, армян, русских и чеченцев, проживающих на территории Саратовской области [Текст] / В.В. Гриценко // Этнопсихология: вопросы теории и практики / сборник научных трудов под ред. О.Е. Хухлаева. - МГППУ: М., 2005. - С. 78-84.
5. Солдатова Г.У. Может ли другой стать другом? Тренинг по профилактике ксенофобии [Текст] / Г.У. Солдатова, А. В. Макарчук. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов [Текст] / Т.Г. Стефаненко. -М.: Аспект Пресс, 2009. - 368 с.
7. Дибиров А.-Н.З. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие [Текст] / А.-Н.З. Дибиров, Г.К. Сафаралиев. - Махачкала, 2009. - 512 с.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
9. Гришина А.В. Диагностика влияния этнической идентичности на формирование этнических ауто- и гетеростереотипов у беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов и принимающего населения: учебно-методическое пособие [Текст] / А.В. Гришина, А.А. Зеленов, С.Л. Лунин - М.: КРЕДО, 2016. - 28 с.
10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.
https://mir-nauki.com
Buzykina Yulia Sergeevna
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
National-psychological characteristics and manifestation of aggression among young people of different ethnic groups
Abstract. The article reveals the problem related to the qualitative specifics of the manifestation of aggression and some national psychological characteristics of young people of different ethnic groups. Today, the society is undergoing profound changes, closely related to the specifics of inter-ethnic interaction.
Under the national-psychological characteristics of the individual, we understand the dynamic components in the structure of the psychology of the nation, which imply the understanding and the most accurate identification of the specifics of its manifestation. These are national psychological features of people that characterize the specifics of interaction, the peculiarity of the mental processes, as well as the interaction of representatives of different ethnic groups. This problem is particularly relevant in the youth environment, which is the most prone to the formation of ethnic stereotypes.
Aggressiveness is a property of the individual, which reflects the tendency to an aggressive type of response in the event that there is a frustrating or conflict situation.
The increase in the level of aggression among young people is not only due to their personal characteristics, but also to national psychological characteristics, which needs empirical study.
Currently, there is a lack of research describing the relationship of national-psychological characteristics and characteristics of the manifestation of aggression in representatives of different ethnic groups. Insufficient study of this issue is the problem of the study.
This article presents the results of empirical research, which found that there is an Association of national psychological characteristics and manifestations of aggression among young people of different ethnic groups, as well as proven qualitative specificity of the manifestation of aggressiveness and such national-psychological characteristics, such as: types of ethnic identity, level of tolerance, ethnic auto - and heterostereotypes among students of Russian and Tatar nationalities.
Keywords: national-psychological characteristics; aggressiveness; types of ethnic identity; tolerance; ethnic autostereotypes; ethnic heterostereotypes; youth environment; representatives of Russian and Tatar ethnic groups