Научная статья на тему 'Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи'

Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
817
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПАТРИОТИЗМЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / АЛЬТРУИЗМ/ЭГОИЗМ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ТРУД И СВОБОДУ / ПОКАЗАТЕЛИ ВЛАСТИ / ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА И ТЕНДЕНЦИЯ К АФФИЛИАЦИИ / THE IDEA OF PATRIOTISM / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE INDIVIDUAL / ORIENTATION OF THE INDIVIDUAL / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ACTIVITY / VALUE ORIENTATIONS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ATTITUDES / ALTRUISM/EGOISM / ORIENTATION TO WORK AND FREEDOM / INDICATORS OF POWER / SUCCESS AND THE TENDENCY TO AFFILIATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бузыкина Юлия Сергеевна

В статье раскрывается проблема, связанная с установлением связи между психологическими характеристиками и представлениями о патриотизме у молодежи, а также качественной спецификой представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах. В современных условиях российское общество переживает трудный период духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Под «патриотизмом» нами понимается один из системообразующих компонентов национального самосознания, выражающийся в социальном чувстве любви и преданности своему Отечеству и народу, содержанием которого выступают гордость за его историю, традиции, культуру, а также чувстве нравственного долга защиты интересов своей Родины, признании самобытности других социальных сообществ, уважении к их культуре и ценностям. Представления личности о патриотизме зависят от определенных личностных характеристик, наиболее значимыми из которых являются: мотивационная социальнопсихологическая активность личности, направленность личности ориентированность на различные сферы жизни, социально-психологическая установка психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом, ценностные ориентации, для которых характерны осознанность, устойчивость и положительная эмоциональная окрашенность. В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих роль психологических характеристик в формировании представлений о патриотизме в молодежной среде. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования. В данной статье автором приведены результаты эмпирического исследования, в ходе которого было установлено, что существует связь представлений о патриотизме c показателями альтруизма/эгоизма, с показателями труда и свободы, с показателями власти. Кроме того, доказана качественная специфика представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological characteristics and idea of patriotism among young people

The article deals with the problem of establishing a connection between psychological characteristics and ideas about patriotism among young people, as well as the qualitative specificity of ideas about patriotism in different socio-demographic groups. In modern conditions, Russian society is going through a difficult period of spiritual and moral education of the younger generation. By «patriotism» we mean one of the system-forming components of the national consciousness, expressed in a social sense of love and devotion to their Fatherland and people, the content of which is pride in its history, traditions, culture, as well as a sense of moral duty to protect the interests of their homeland, recognition of the identity of other social communities, respect for their culture and values. Ideas of the person about patriotism depend on certain personal characteristics, the most important of which are: motivational socio-psychological activity of the person, the orientation of the person focus on different areas of life, socio-psychological setting psychological readiness in certain conditions to act in a certain way, value orientations, which are characterized by awareness, stability and positive emotional coloring. Currently, there is a lack of research describing the role of psychological characteristics in the formation of ideas about patriotism among young people. Insufficient study of this issue is the problem of this study. In this article, the author presents the results of an empirical study, in which it was found that there is a relationship of ideas about patriotism with indicators of altruism/selfishness, with indicators of labor and freedom, with indicators of power. In addition, the qualitative specificity of ideas about patriotism in different socio-demographic groups is proved.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2019, №4, Том 7 / 2019, No 4, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-4-2019.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/22PSMN419.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бузыкина Ю.С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Buzykina Yu.S. (2019). Psychological characteristics and idea of patriotism among young people. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf (in Russian)

УДК 37.015.3 ГРНТИ 15.81.21

Бузыкина Юлия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия

доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3198-0729 Publons: https://publons.com/researcher/2436597 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=686107 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/B-8130-2015 SCOPUS: http://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57190947858

Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи

Аннотация. В статье раскрывается проблема, связанная с установлением связи между психологическими характеристиками и представлениями о патриотизме у молодежи, а также качественной спецификой представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах. В современных условиях российское общество переживает трудный период духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Под «патриотизмом» нами понимается один из системообразующих компонентов национального самосознания, выражающийся в социальном чувстве любви и преданности своему Отечеству и народу, содержанием которого выступают гордость за его историю, традиции, культуру, а также чувстве нравственного долга защиты интересов своей Родины, признании самобытности других социальных сообществ, уважении к их культуре и ценностям.

Представления личности о патриотизме зависят от определенных личностных характеристик, наиболее значимыми из которых являются: мотивационная социально-психологическая активность личности, направленность личности - ориентированность на различные сферы жизни, социально-психологическая установка - психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом, ценностные ориентации, для которых характерны осознанность, устойчивость и положительная эмоциональная окрашенность.

В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих роль психологических характеристик в формировании представлений о патриотизме в молодежной среде. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.

https:// mir-nauki. com

В данной статье автором приведены результаты эмпирического исследования, в ходе которого было установлено, что существует связь представлений о патриотизме с показателями альтруизма/эгоизма, с показателями труда и свободы, с показателями власти. Кроме того, доказана качественная специфика представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.

Ключевые слова: представление о патриотизме; психологические характеристики личности; направленность личности; социально-психологическая активность; ценностные ориентации; социально-психологические установки; альтруизм/эгоизм; ориентация на труд и свободу; показатели власти; достижение успеха и тенденция к аффилиации

В современных условиях российское общество переживает трудный период духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В связи с происходящими кардинальными перестройками в политической, экономической и духовной сферах общества, которые влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, не вызывает сомнения рост актуальности темы патриотизма.

Решение большинства проблем в жизни страны зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодежи, от уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России [1].

Современная молодежь живет в постоянно изменяющихся условиях в силу чего, поиск и сохранение личностной идентичности являются необходимым связующим фактором для перспективного развития личности в будущем [2].

Патриотизм связан с такими чувствами, как гордость и любовь, но может приобретать и негативные черты, переходя в национализм, становясь фанатическим. Грань между патриотизмом и национализмом очень тонка - человек, испытывающий чувство гордости и любви к своей отчизне, в случае абсолютной поглощенности этими чувствами и смешивании их с чувством превосходства над другими, становится националистом [3, с. 29].

На сегодняшний день одной из наиболее значимых задач системы образования является формирование социальной активности, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости и толерантности среди молодежи [4, с. 36].

Под понятием «патриотизм» понимается один из системообразующих компонентов национального самосознания, выражающийся в социальном чувстве любви и преданности своему Отечеству и народу [5], содержанием которого выступают гордость за его историю, традиции, культуру, а также чувстве нравственного долга защиты интересов своей Родины, признании самобытности других социальных сообществ, уважении к их культуре и ценностям.

Патриотизм выступает в роли объединения духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая благодаря сопричастности, участию в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве, дает основу для осознания личностью своей неразрывности с Отечеством. Патриотизм подразумевает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств [6].

Патриотизм, как комплексное качество личности, представляет собой структурную модель, которая включает в себя когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, реализуемые в сфере социума.

Эмоциональный компонент патриотизма проявляется в эмоционально-окрашенных переживаниях во всех сферах жизни общества, на основе которых происходит формирование патриотических чувств.

В представлениях русской национальности о патриотизме, на основе анализа работы Потемкина А.В. [7], выделяются следующие характеристики: социально значимые ценности, личностно значимые ценности и высокий уровень субъективного контроля (интернальность). Патриотичные граждане русской нации склонны полагаться на себя, на свои силы и возможности.

Представления личности о патриотизме зависят от определенных личностных характеристик, наиболее значимыми из которых являются:

• мотивационная социально-психологическая активность личности, которая рассматривается как явление, состояние и отношение [8]. Как состояние, она основывается на потребностях и интересах личности и существует как внутренняя готовность к действию. Как отношение проявляется в форме энергичной самодеятельности, направленной на преобразование различных областей деятельности и самих субъектов;

• направленность личности - ориентированность на различные сферы жизни. Направленность - это осознанное и осуществляемое движение на пути к решению определенной задачи;

• социально-психологическая установка личности - свойство деятельности, готовность, предрасположенность субъекта, которая возникает при предвосхищении им появления объекта и обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Иными словами, это психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом;

• ценности - определенные идеальные цели общества, социальных групп или личности. Ценности обозначают направление действиям, служат образцами для оценки и сравнения желаемого и действительного. Ценностными ориентациями является система закрепленных установок, которая проявляется в избирательном отношении личности к ценностям. Ценностным ориентациям личности характерны осознанность, устойчивость и положительная эмоциональная окрашенность.

В настоящее время существует недостаточное количество исследований, описывающих роль психологических характеристик в формировании представлений о патриотизме в молодежной среде. Недостаточная изученность этого вопроса составляет проблему данного исследования.

Целью исследования выступило установление связи между психологическими характеристиками и представлениями о патриотизме у молодежи, а также выявление качественной специфики представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.

Выборку исследования составили 60 человек: учащиеся 10 класса в возрасте 15-16 лет и студенты в возрасте 17-24 лет, а также люди, работающие в различных сферах со средним и высшим образованием в возрасте 25-40 лет (средняя возрастная категория).

В ходе эмпирического исследования были применены следующие методики: «Методика диагностики направленности личности» Б. Басса (опросник Смекала-Кучера); «Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности» Н.П. Фетискина [9]; авторская анкета «Представления о патриотизме»; методика «Исследование ценностных ориентацию» М. Рокича; «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потёмкина).

https:// mir-nauki. com

По результатам диагностики личностных характеристик было выявлено следующее.

Ведущими потребностями молодежи в исследуемой выборке являются стремление к достижению успеха и тенденция к аффилиации. Также большинство испытуемых направлено на дело или на выполнение задачи.

Для средней возрастной группы (80 %) ведущими потребностями социально-психологической активности личности также является стремление к достижению успеха.

В данной группе испытуемых у 25 % преобладает потребность во взаимодействии, а у 15 % направленность на себя, что проявляется в том, что испытуемые в возрасте от 25 до 45 лет в своей работе не ставят для себя главенствующей потребностью хорошие отношения с коллегами, главным для них является выполнение задачи или завершение дела.

Относительно социально-психологических установок можно сказать, что у молодых людей проявляется большая ориентация на результат, чем на процесс деятельности.

Для средней возрастной группы в большей степени характерна ориентация на процесс, чем на результат, что проявляется в том, что в работе или другой деятельности для них важна заинтересованность. Процессуальная направленность препятствует их результативности, они легче справляются с задачей, где важен именно сам процесс.

Для 50 % испытуемых по выборке характерна ориентация на альтруизм, что проявляется в потребности действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе (и делу). Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. У второй половины испытуемых доминирует эгоизм, что проявляется в сосредоточении в основном на своих личных интересах.

Большинство испытуемых проявляют ориентацию на свободу, которая выступает для них главной ценностью. Они не терпят никаких ограничений и готовы идти на жертвы ради отстаивания своей независимости (иногда от мнимой опасности). Преобладающими установками является ориентация на деньги, которая проявляется в стремлении к увеличению своего благосостояния.

В термальных ценностях наиболее предпочтительными для молодежи являются ценности отношений (наличие друзей, семейная жизнь и счастье других) и индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь).

Наименее предпочтительными являются ценности личной жизни, которые включают в себя здоровье, любовь, счастливую семейную жизнь, работу, друзей.

У представителей средней возрастной группы наиболее выражены ценности личной жизни и ценности профессиональной самореализации. Наименее значимы ценности свободы и творчества.

В инструментальных ценностях в целом по выборке наиболее предпочтительны интеллектуальные ценности, включающие образованность, рационализм и самоконтроль, и ценности межличностного общения, включающие в себя воспитанность и жизнерадостность. Наименее предпочтительными являются ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

При анализе данных анкеты было выявлено, что большая часть испытуемых считают себя патриотами.

https:// mir-nauki. com

На вопрос о том, «Кто способствовал формированию патриотизма?», 46 % испытуемых выделили школу, 23 % отметили родителей, у 8 % выбор был сделан в пользу СМИ и органов власти. 19 % дали самостоятельный ответ о том, что они сами оказали влияние на формирование у себя патриотизма (анализ действительности, личное изучение видеозаписей).

При определении понятия «патриотизм» большинство испытуемых (42 %) ответили, что это национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации и народу. 4 % решили, что патриотизм - это лишь романтический образ, литературная выдумка, 7 % ответили, что патриотизм сегодня не актуален.

При выявлении качеств и ценностей, которыми должен обладать патриот, 46 % выбрали активную деятельную жизнь и воспитанность, 35 % - здоровье, постоянное самосовершенствование и познание, а 27 % остановились на свободе, самостоятельности и независимости в суждениях и поступках, образованности, ответственности, чувстве долга, самоконтроле, рационализме, смелости в отстаивании своих взглядов, твердой воле и честности.

Для 54 % опрошенных по выборке наиболее предпочтительными являются мероприятия по осуществлению гражданско-патриотического воспитания через практическое знакомство с российской культурой, искусством.

По уровню готовности к участию в общественной жизни 62 % не всегда принимают участие в общественных делах, 23 % активно участвуют, 15 % не ходят на мероприятия и никак не проявляют свою гражданскую позицию, так как считают это никому не нужным.

В результате проведения математико-статистического анализа полученных данных с использованием критерия ^-Спирмена [10, с. 208] было выявлено, что существует связь представлений о патриотизме с показателями альтруизма/эгоизма (^ = 0,39 при р < 0,01).

Так, испытуемые с преобладанием патриотических тенденций являются более альтруистичными личностями в то время, как эгоизм преобладает у людей с менее патриотичными установками. Это может быть связано с тем, что при альтруистических установках человек имеет потребность действовать, прежде всего, на пользу другим, часто в ущерб себе и делу. Альтруизм - наиболее ценная общественная мотивация, которая воспитывается родителями еще в самом детстве. При ориентации на эгоизм целью служит в основном удовлетворение своих личных интересов.

Патриотизм имеет статистически значимую связь с показателями труда и свободы (^ = 0,341 при р < 0,05), которая говорит о том, что люди, являющиеся патриотами своей страны, больше ориентированы на свободу в действиях и не терпят ограничений со стороны. Что может быть связано с тем, что эти люди самостоятельно делают выбор быть патриотом или нет, без давления, поэтому их установка более крепкая и осознанная. У менее патриотичных людей имеется ориентация на труд и целью является сам труд и выполнение его задач.

Также имеется статистически значимая связь патриотизма с показателями власти (^ = 0,361 при р < 0,01), которая проявляется в том, что испытуемые, имеющие более низкие показатели патриотизма, в большей степени ориентированы на власть. Можно предположить, что для них при достижении целей важно чувствовать контроль над другими людьми и они на многое готовы ради этого (даже на предательство своей страны). Для таких людей главной ценностью является влияние на других и на общество.

По результатам математико-статистической обработки данных также было выявлено, что не зависимо от представлений о патриотизме, у испытуемых доминируют такие потребности, как достижение успеха и тенденция к аффилиации (группированию).

Также патриотические преставления не зависят от направленности личности на себя, взаимодействие или на задачу. Это может быть связано с тем, что данные характеристики являются сугубо индивидуальными особенностями личности, не влияющими на убеждения о патриотизме, так как не меняют взаимоотношения с социумом.

Патриотические установки личности не связаны с ориентацией на процесс или на результат. Так, патриотами могут быть люди, которые ориентированы при работе или любой другой деятельности, как на процесс, так и на результат.

Патриотические установки не имеют статистически значимой связи с ценностными ориентациями (терминальными и инструментальными). Что говорит о том, что у испытуемых с выраженным патриотизмом, могут быть совершенно разные ценности, и это не будет влиять на их установку. Это объясняется тем, что ценности являются ключевым ориентиром реализации личного права выбора своей судьбы и построения траектории своей жизни.

По результатам математико-статистической обработки данных анкеты с помощью критерия t-Стьюдента [10] были выявлены статистически значимые различия в показателях патриотизма (t = 2,8 при p < 0,01) у представителей младшей и старшей возрастных групп, на основе чего можно судить о том, что в старшей возрастной группе число патриотов значительно выше, чем в младшей.

При определении понятия «патриотизм» были выявлены статистически значимые различия между представителями старшей и младшей возрастных категорий (t = 3 при p < 0,01).

Так, для молодежи определением понятия «патриотизм» является национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации и народу, а понимание данного понятия в старшей группе кардинально отличается от младшей группы.

Для старшего возраста патриотизм - это готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своего государства, стремление трудиться для его процветания с целью достижения авторитета и уважения в мире.

Выявлены различия в знании патриотических организаций между молодежью и людьми среднего возраста (t = 2,1 при p < 0,05). Так, молодежь в большем количестве знакома с существованием различных патриотических организаций.

При ответе на вопрос о необходимости мероприятий по формированию патриотических представлений среди молодежи были выявлены статистически значимые различия между средней и младшей возрастными группами (t = 3,5 при p < 0,01).

На основе полученных данных можно судить о том, что представители средней возрастной категории однозначно считают такие мероприятия необходимыми, а большинство испытуемых из младшей возрастной группы считают, что данные мероприятия не нужны.

Не зависимо от возраста наиболее предпочтительными считаются мероприятия по осуществлению гражданско-патриотического воспитания через экскурсионные поездки по историческим местам, знакомство с культурным наследием и т. п.

Таким образом, в результате исследования была установлена связь между психологическими характеристиками и представлениями о патриотизме у молодежи, а также выявлена качественная специфика представлений о патриотизме в различных социально-демографических группах.

Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психолога в процессе планирования и проведения социально-психологических тренингов с целью повышения патриотизма, а также коррекции представлений о патриотизме в молодежной среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова Е.В. Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников и подростков [Текст] / Е.В. Иванова // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта / под общ. ред. М.А. Худяковой. -Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2012.

2. Бузыкина Ю.С. Национально-психологические характеристики и проявление агрессивности у молодежи разных этнических групп [Текст] / Ю.С. Бузыкина // Мир науки. - М. - 2018. - Т. 6. - №4. - С. 37.

3. Бузыкина Ю.С. Отношение к экстремизму: региональный аспект [Текст] / Ю.С. Бузыкина. - Тамбов. - 2017. - 93 с.

4. Бузыкина Ю.С. Социально-психологические характеристики молодежи, склонной к ксенофобии [Текст] / Ю.С. Бузыкина // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы V междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Константинов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. - С. 36-38.

5. Орлов А.Б. Психология личности и сущность человека: парадигмы, проекции, практики [Текст] / А.Б. Орлов: учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.

6. Козлов А.А. О патриотизме. Основные понятия и краткий исторический аспект [Текст] / А.А. Козлов: учебное пособие для студентов, работников сферы молодежной политики и педагогов / под ред. д.с.н., проф. А.А. Козлова. - СПб.: «Элексис Принт», 2005. - 228 с.

7. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности [Текст] / А.В. Потемкин. - Тольятти, 2009. - 256 с.

8. Моисеев А.С. Психологический подход к определению понятия «социальная активность» [Текст] / А.С. Моисеев. - Московский городской психолого-педагогический университет, 2016. - 13 с.

9. Фетискин Н.П. Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - С. 94-95.

10. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2007. - 350 с.

https:// mir-nauki. com

Buzykina Yulia Sergeevna

Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]

Psychological characteristics and idea of patriotism among young people

Abstract. The article deals with the problem of establishing a connection between psychological characteristics and ideas about patriotism among young people, as well as the qualitative specificity of ideas about patriotism in different socio-demographic groups. In modern conditions, Russian society is going through a difficult period of spiritual and moral education of the younger generation.

By «patriotism» we mean one of the system-forming components of the national consciousness, expressed in a social sense of love and devotion to their Fatherland and people, the content of which is pride in its history, traditions, culture, as well as a sense of moral duty to protect the interests of their homeland, recognition of the identity of other social communities, respect for their culture and values.

Ideas of the person about patriotism depend on certain personal characteristics, the most important of which are: motivational socio-psychological activity of the person, the orientation of the person - focus on different areas of life, socio-psychological setting - psychological readiness in certain conditions to act in a certain way, value orientations, which are characterized by awareness, stability and positive emotional coloring.

Currently, there is a lack of research describing the role of psychological characteristics in the formation of ideas about patriotism among young people. Insufficient study of this issue is the problem of this study.

In this article, the author presents the results of an empirical study, in which it was found that there is a relationship of ideas about patriotism with indicators of altruism/selfishness, with indicators of labor and freedom, with indicators of power. In addition, the qualitative specificity of ideas about patriotism in different socio-demographic groups is proved.

Keywords: the idea of patriotism; psychological characteristics of the individual; orientation of the individual; socio-psychological activity; value orientations; socio-psychological attitudes; altruism/egoism; orientation to work and freedom; indicators of power; success and the tendency to affiliation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.